ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-551/23 от 21.08.2023 Малокарачаевского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело № 2-551/23

УИД 09RS0005-01-2022-000524-89

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21.08.2023 с. Учкекен

Малокарачаевский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи – Салпагарова У.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Биджиевой С.С.,

с участием:

представителя истца Кульчаева Ш.Р. - Текеева С.И.,

представителя ответчика администрации Малокарачаевского муниципального района – Джатдоевой Б.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Малокарачаевского районного суда, гражданское дело по исковому заявлению Кульчаева Шамиля Рамазановича к администрации Малокарачаевского муниципального района, Министерству по делам молодежи КЧР, КЧРКП «Дирекция Капитального строительства» о признании незаконным их бездействия по реализации программы «Помощь молодым семьям», признании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязании администрации Малокарачаевского района КЧР о восстановлении семьи истца в сводном списке семей участников программы «Помощь молодым семьям» и выдачи сертификата на получение субсидии для строительства либо приобретение жилья,

установил:

Истец Кульчаев Ш.Р. через своего представителя Текеева С.И. обратился в суд с иском к администрации Малокарачаевского муниципального района КЧР, Министерству по делам молодежи КЧР, КЧРКП «Дирекция Капитального строительства» и просит:

- признать уважительным пропущенный в связи с непредставлением ответа на досудебную претензию от ДД.ММ.ГГГГ срок подачи иска;

- восстановить срок подачи административного иска;

- принять административное исковое заявление к производству;

- признать бездействие «Министерства по делам молодежи» КЧР по реализации программы «Помощь молодым семьям» незаконным;

- признать бездействие администрации Малокарачаевского района по реализации программы «Помощь молодым семьям» незаконным;

-признать бездействие КЧРКП «Дирекция Капитального строительства» по реализации программы «Помощь молодым семьям» в период с 2017 г. по 2020 г. незаконным;

- признать постановление главы администрации Малокарачаевского района КЧР от ДД.ММ.ГГГГ об исключении семьи истца из списка участников программы не законным;

- обязать администрацию <адрес> КЧР, восстановить семью истца в сводном списке семей участников программы «Помощь молодым семьям»;

- обязать администрацию <адрес> КЧР, выдать сертификат на получение субсидии для строительства либо приобретение жилья.

В обоснование требований представитель истца указывает, что семья истца в составе жены ФИО6, детей ФИО4, Кульчаевой С.Ш., Кульчаевой С.Ш. являются участниками программы «Помощь молодой семье».

Согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ в ответ на обращение истца, направленное на телефон доверия Главы КЧР, семья истца состояла в сводном списке участников программы под .

На момент подачи заявления на участие в программе, семья истца, состояла из супруги и одного ребенка, при этом по состоянию на сегодняшний день, у истца родилось еще двое детей, и подтверждающее данный факт копии свидетельств о рождении, находятся в отделе по делам молодежи администрации <адрес>.

Также в ответ на поданную истцом претензию от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией <адрес> направлено письмо ( от ДД.ММ.ГГГГ), в котором сообщается, что семья истца в сводном списке на 2021 г. по программе «Обеспечение жильем молодых семей», состоит под .

Согласно письму прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, направленному в адрес Кульчаева Ш.Р. в ответ на обращение, указано, что в соответствии с информацией, представленной администрацией <адрес>, семья истца по программе «Обеспечение жильем молодых семей» в списке состоит под .

Письмом администрации <адрес>, сообщается, что супруга истца ФИО6 и ее семья, на основании постановления администрации района от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении граждан из сводного списка молодых семей – участников программы Обеспечение жильем молодых семей на 2020-2023», исключены из указанного списка.

В ответе на обращение истца (от ДД.ММ.ГГГГ) в адрес администрации, представителем последней письмом (от ДД.ММ.ГГГГ), в обоснование исключения из списка, указано, что семья истца на момент исключения, состояла в очереди участников указанной программы под , и что по данной программе, финансирование не производилось.

Представитель истца указывает на то, что после рождения третьего ребенка, семья истца никакой субсидии не получила. После подачи свидетельства о рождении третьего ребенка, истцу не поступило уведомление о формировании списка участников программы претендентов на получение субсидии в нынешнем году.

С 2017 г., полномочия по реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», были переданы в Карачаево-Черкесское Республиканское казенное предприятие «Дирекция капитального строительства» на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ С 2020 г., на основании соглашения от ДД.ММ.ГГГГ «О расторжении соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.», реализацией программы занимается администрация <адрес>. На момент первоначального внесения семьи истца в списки участников программы, последняя отвечала всем предъявляемым требованиям.

Полагает, что результатом не получения истцом сертификата программы «Молодая семья» является бездействие Министерства туризма, курортов и молодёжной политики, администрации <адрес> и Карачаево-Черкесского Республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства».

В судебном заседании, представитель истца Текеев С.И., изложенные в исковом заявлении требования, поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации <адрес>ФИО7, в удовлетворении исковых требований, просила отказать.

Извещенные о дате и времени рассмотрения дела представители ответчиков Министерства туризма, курортов и молодежной политики КЧР и Карачаево-Черкесского Республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства», в судебном заседании участия не принимали, позиции по делу не высказали, каких-либо заявлений в адрес суда о рассмотрении дела с их участием не направили, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении не ходатайствовали.

С учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Определением суда от 29.06.2023 г., данное дело с административным исковым заявлением как поступившее изначально в порядке КАС РФ, было назначено к рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

С учетом указанного, представитель истца, от исковых требований о признании уважительным пропущенный в связи с непредставлением ответа на досудебную претензию от 25.01.2023 г. срок подачи иска, восстановлении срока подачи административного иска и принятии административного искового заявления к производству отказался.

Выслушав представителей истца и ответчика, изучив письменные материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

На основании ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

B соответствии c частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты.

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, как следует из постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2007 года № 4-П, от 15 декабря 2011 года N 28-11 от 08 июля 2014 года N 21-П имеет особую значимость, a следовательно, предполагает наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации, направленной в том числе на повышение рождаемости как важной составляющей сохранения и развития многонационального народа России, и позволяющую создавать условия для реализации гражданами их прав и обязанностей в сфере семейных отношений, включая оказание помощи молодым семьям в решении жилищной проблемы, a семьям, имеющим детей, - предоставление дополнительны мер государственной поддержки. Одно из важнейших направлений жилищной политики Российской Федерации - принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах своих полномочий мер, направленных на обеспечение условий для осуществления гражданами права на жилище.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015 - 2020 годы, которая включает подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", приложением к которой являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила от 17 декабря 2010 года N 1050).

До 01 апреля 2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 20 декабря 2016 года N338 "О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево- Черкесской Республики от 31 октября 2013 года N 364 «Об утверждении государственной программы «Развитие туризма и социального предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике до 2018 года», которое содержало аналогичные положения. Согласно этому постановлению ответственным исполнителем подпрогpаммы 2 «Обеспечение жильем молодых семей на 2016 - 2020 годы» (исполнителем государственной программы) было определено Министерство туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкесской Республики. Целью подпрогpаммы являлась поддержка молодых семей, в том числе в решении жилищных проблем.

C 01 апреля 2019 года на территории Карачаево-Черкесской Республики действовало и подлежало применению постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31 января 2019 года N 34 «О государственной программе «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево- Черкесской Республики», которое также содержит аналогичные положения.

Положение и показатели Постановлений Правительства Карачаево- Черкесской Республики № 364 и 34 аналогичны и схожи.

B соответствии c условиями указанных подпрогpамм, государственная поддержка молодым семьям - участницам подпрогpамм в улучшении жилищных условий оказывается путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

B целях данных Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, a также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).

Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, a также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения o включении молодой семьи - участницы подпрогpаммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт «a»); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии c пунктом 7 настоящих Правил (подпункт «б»); наличие y семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт «в»).

Согласно пункту 24 Правил орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - yчастников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. B первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники мероприятия ведомственной целевой программы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, a также молодые семьи, имеющие 3 и более детей (пункт 25 Правил).

Согласно пункту 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей – участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, c учетом предполагаемого объема средств, которые могут быть предоставлены из федерального бюджета в виде субсидии на реализацию мероприятия ведомственной целевой программы на соответствующий год, средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятия ведомственной целевой программы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем мероприятия ведомственной целевой программы.

Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году установлен разделом III вышеназванного Порядка.

Согласно пункту 3.1 Порядка молодая семья, признанная в соответствии c Правилами участником мероприятия, включается органом местного самоуправления в список молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Молодые семьи включаются в список в порядке очередности исходя из времени подачи молодой семьей заявления на участие в мероприятии. B первую очередь в список включаются молодые семьи - участники мероприятия, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, a также молодые семьи, имеющие трех и более детей (пункт 3.2 Порядка).

Сформированный на планируемый год актуализированный список утверждается органом местного самоуправления и представляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 3.6).

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 7 статьи 52 ЖК РФ).

Судом установлено, что семья истца в составе 5 человек, стала участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Из материалов дела следует, что орган местного самоуправления до 01 июня, года предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей- участников подпрограммы, изъявивших желание поучить социальную выплату в планируемом году, предоставляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта РФ. ( п. 24 Правил).

Таким образом период ожидания включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты зависит от объема финансирования и количества участников подпрограммы.

Семья истца, была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий решением совета Краснокурганского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ и была участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в администрации <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, при этом, приобретшая статус многодетной, в списке молодых семей, состояла под .

Согласно ответу администрации Малокарачаевского муниципального района КЧР по вопросу о включении в список претендентов на получение сертификата по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», в случае финансирования программы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2021 году, семья Кульчаева Ш.Р. будет включена в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат по Малокарачаевскому муниципальному району (ответ администрации от ДД.ММ.ГГГГ).

Письмом администрации <адрес> ( от ДД.ММ.ГГГГ), сообщается, что семья истца в сводном списке на 2021 г. по программе «Обеспечение жильем молодых семей», состоит под .

Согласно письму прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, направленному в адрес Кульчаева Ш.Р. в ответ на обращение, указано, что в соответствии с информацией, представленной администрацией <адрес>, семья истца по программе «Обеспечение жильем молодых семей» в списке состоит под .

В ответе на обращение истца (от ДД.ММ.ГГГГ) в адрес администрации, представителем последней письмом (от ДД.ММ.ГГГГ), в обоснование исключения из списка, указано, что семья истца на момент исключения, состояла в очереди участников указанной программы под , и что по данной программе, финансирование не производилось.

Постановлением главы администрации Малокарачаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с превышением в 2022 г. возраста 35 лет одного из членов молодой семьи, каждого из супругов, либо родителя в неполной семье среди молодых семей – претендентов на получение социальных выплат, постановлено исключить граждан из сводного списка молодых семей – участников программы Обеспечение жильем молодых семей» на 2020-2023 годы, вместе с членами их семей.

В судебном заседании, представитель ответчика – администрации <адрес>, пояснила, что за указанный период, в котором семья истца должна была получить средства по подпрограмме, финансирование <адрес> для обеспечения выплат участникам программы не производилось.

C 2017 года полномочия по реализации подпрогpаммы «Обеспечение

жильем молодых семей» государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкессии на 2016-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкеской Республики от ДД.ММ.ГГГГ переданы в Карачаево-Черкесское Республиканское Казенное предприятие «Дирекция Капитального Строительства» на основании Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ для дальнейшей реализации на республиканском уровне. Обязанности по выполнению части организационных мероприятий, в том числе ежегодному формированию списка молодых семей — участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату, также было в исполнении Карачаево-Черкесского Республиканского Казенного предприятия «Дирекция Капитального Строительства».

C 2020 года на основании Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ «O расторжении Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ» реализацией подпрогpаммы занимается администрация Малокарачаевского муниципального района.

На момент постановки на учет в 2011 году в администрации Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, y семьи истца был один ребенок, a после рождения третьего ребенка, семья приобрела статус многодетной, o чем представила дополнительно соответствующие документы.

B 2021 году семья истца значилась в очереди под , при этом позже, стала под .

Таким образом, установлено и не оспаривалось сторонами, что семья истца была признана нуждающейся в жилых помещениях и участником подпрогpаммы "Обеспечение жильем молодых семей", включена в списки в планируемом году по Мaлокарачаевскому муниципальному району, на момент обращения к ответчику истцом были представлены все необходимые документы и семья соответствовала всем предъявляемым критериям.

При этом, судом установлено, что финансирование по подпрогpамме «Обеспечение жильем молодых семей» в период c 2020 года по 2022 год по Мaлокарачаевскому муниципальному району не производилось, соответственно, предоставить семье истца социальную выплату, не представлялось возможным.

В соответствии c частью 1 ст. 77 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 13 1-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающей, что органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. <адрес> по результатам проверки, проведенной по обращению истца Кульчаева Ш.Р., оснований для принятия мер прокурорского реагирования в рамках указанной программы в отношении администрации <адрес> не установлено.

Таким образом, доводы истца и его представителя что бездействием администрации Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики были нарушены права семьи истца по реализации программы «Помощь молодым семьям», требование о признании постановления главы администрации Малокарачаевского арйона № 1840 от 14.12.2022 г. об исключении семьи истца из списка участников программы не законным, требование об обязании администрации Малокарачаевского района восстановить семью истца в сводном списке семей участников программы «Помощь молодым семьям» и требование об обязании администрации Малокарачаевского района выдать сертификат на получение субсидий для строительства либо приобретение жилья, судом признаются несостоятельными и не подлежат удовлетворению.

Разрешая требования истца в части признания бездействия Министерства по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики и Карачаево-Черкесского Республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» по реализации программы «Помощь молодым семьям» незаконным суд приходит к следующему выводу.

C 2017 года полномочия по реализации подпрогpаммы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы «Развитие туризма, курортов и молодежной политики Карачаево-Черкессии на 2016-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкеской Республики от 31 октября 2013 года № 364 переданы в Карачаево-Черкесское Республиканское Казенное предприятие «Дирекция Капитального Строительства» на основании Соглашения № 01 от 25 мая 2017 года для дальнейшей реализации на республиканском уровне. Обязанности по выполнению части организационных мероприятий, в том числе ежегодному формированию списка молодых семей — участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату, также было в исполнении Карачаево-Черкесского Республиканского Казенного предприятия «Дирекция Капитального Строительства».

При этом, с 2020 года на основании Соглашения от 20 ноября 2019 года «O расторжении Соглашения № 01 от 25 мая 2017 года» реализацией подпрогpаммы занимается администрация Малокарачаевского муниципального района.

При этом, согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", включение молодых семей в сводный список молодых семей на получение социальных выплат в планируемом году не означает гарантированное получение этими молодыми семьями социальных выплат, a само по себе включение семьи истца в список участников программы свидетельствует лишь o том, что его молодая семья стала только кандидатом на получение субсидии и это не означает, что семья истца обладает бесспорным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья.

При этом, судом не установлено каких-либо нарушений по финансированию co стороны министерства по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу o том, что нарушений в действиях Министерства по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики и Карачаево-Черкесского Республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства» при реализации подпрогpаммы «Обеспечение жильем молодых семей» не выявлено и таких доказательств истцом не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Кульчаева Шамиля Рамазановича к администрации Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, Министерству по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики, КЧРКП «Дирекция Капитального строительства» о признании незаконным их бездействия по реализации программы «Помощь молодым семьям», признании постановления главы администрации Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики № 1840 от 14.12.2022 г. незаконным, обязании администрации Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики о восстановлении семьи истца в сводном списке семей участников программы «Помощь молодым семьям» и выдачи сертификата на получение субсидии для строительства либо приобретение жилья отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики, через Малокарачаевский районный суд, в течение месяца со дня его вынесения.