ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-552(1 от 30.09.2020 Ртищевского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-552(1)/2020

64RS0030-01-2020-000918-39

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

30 сентября 2020 года город Ртищево Саратовской области

Ртищевский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Шароновой Е.С.,

с участием старшего помощника Ртищевского межрайонного прокурора Ануфриева А.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Спициной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Сельхозэнерго-2» о понуждении к устранению нарушений требований законодательства о противодействии коррупции,

установил:

заместитель Ртищевского межрайонного прокурора (далее также прокурор) обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Сельхозэнерго-2» о понуждении к устранению нарушений требований законодательства о противодействии коррупции.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Ртищевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности ООО «Сельхозэнерго-2», в ходе которой установлено, что ООО «Сельхозэнерго-2» допускаются нарушения вышеуказанного законодательства, заключающиеся в том, что в нарушение требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" какие-либо меры, направленные на противодействие коррупции (определение должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; ознакомление работников предприятия с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции), в ООО «Сельхозэнерго-2» не принимаются, соответствующие приказы не издавались, что, в свою очередь может повлечь за собой совершение сотрудниками ООО «Сельхозэнерго-2» правонарушений и преступлений коррупционной направленности.

В связи с выявленными нарушениями межрайонной прокуратурой в адрес директора ООО «Сельхозэнерго-2» было внесено представление с требованиями об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которого в межрайонную прокуратуру поступил ответ, что нарушения будут устранены до конца 2020 года.

Ссылаясь на то, что указанные нарушения законодательства не допустимы и требуют принятия незамедлительных мер по их устранению, прокурор обратился в суд, просит обязать ООО «Сельхозэнерго-2» устранить допущенные нарушении законодательства о противодействии коррупции: определить должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; принять кодекс этики и служебного поведения работников организации; ознакомить работников с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции.

В судебном заседании старший помощник Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области Ануфриев А.А. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям. Кроме того, просил установить ответчику срок для исполнения решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Ответчик - общество с ограниченной ответственностью «Сельхозэнерго-2» о времени и месте судебного заседания извещен, явку своего представителя для участия в нем не обеспечил, об отложении слушания дела не ходатайствовал, возражений по существу заявленных исковых требований в суд не представил.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

Суд, выслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее также Федеральный закон № 273-ФЗ) противодействие коррупции включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

При этом Федеральный закон № 273-ФЗ провозглашает принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции (п. 6 ч. 1 ст. 3).

В соответствии с частью 1 статьи 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов (часть 2 статьи 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ).

Указом Президента Российской Федерации от 11.04.2014 № 226 утвержден Национальный план противодействия коррупции, поставлены задачи на ближайшие годы, которые необходимо решить в целях противодействия коррупции, и определены основные мероприятия, направленные на решение указанных задач в организациях. Указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы.

Национальный план противодействия коррупции определяет основной задачей реализацию требований статьи 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", касающейся обязанности организаций принимать меры по предупреждению и противодействию коррупции, предусматривает формирование системы государственного контроля за реализацией антикоррупционной политики в негосударственном секторе.

С целью формирования единого подхода к обеспечению работы по предупреждению и противодействию коррупции в организациях Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденные 8 ноября 2013 года (далее также Методические рекомендации).

Методические рекомендации предусматривают проведение работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений для любых организаций, независимо от форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и других обстоятельств, а также предусматривают обязательное требование по разработке и принятию единого документа с одноименным названием "Антикоррупционная политика", который включает в себя комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, а также иных локальных нормативных актов и методических материалов, направленных на профилактику и противодействие коррупционным правонарушениям в деятельности организации.

Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.

В антикоррупционную политику организации рекомендуется включить перечень конкретных мероприятий, которые организация планирует реализовать в целях предупреждения и противодействия коррупции. Набор таких мероприятий может варьироваться и зависит от конкретных потребностей и возможностей организации. Примерный перечень антикоррупционных мероприятий, которые могут быть реализованы в организации, приведен в Таблице 1 Методических рекомендаций

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Ртищевской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности ООО «Сельхозэнерго-2», в ходе которой установлено, что в нарушение требований Федерального закона № 273-ФЗ ответчиком какие-либо меры, направленные на противодействие коррупции (определение должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; ознакомление работников предприятия с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции), приняты не были.

В связи с выявленными нарушениями межрайонной прокуратурой в адрес ООО «Сельхозэнерго-2» было внесено представление с требованиями о безотлагательном устранении нарушений Федерального закона № 273-ФЗ (л.д. 8-9).

Из ответа ООО «Сельхозэнерго-2» на представление прокурора следует, что представление прокурора было рассмотрено, указанные в нем нарушения имеют место, в настоящее время проводится работа по их устранению, которая будет завершена до конца 2020 года (л.д. 10).

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что непринятие обществом с ограниченной ответственностью «Сельхозэнерго-2» предусмотренных мер предупреждения и противодействия коррупции свидетельствует о ненадлежащим исполнении ответчиком предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ обязанностей, что влечет нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности принятия ответчиком мер по предупреждению и противодействию коррупции, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ, суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

В силу статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Необходимые меры для устранения нарушений должны быть приняты ответчиком в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь статьями 194-198, 321 ГПК РФ,

решил:

исковые требования заместителя Ртищевского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации удовлетворить.

Обязать ООО «Сельхозэнерго 2» в срок в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушении законодательства о противодействии коррупции: определить должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; принять кодекс этики и служебного поведения работников организации; ознакомить работников с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, а прокурором - представления через Ртищевский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись