ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5522/2014 от 10.11.2014 Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 ноября 2014 года г. Улан-Удэ

Судья Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ Болотова Ж.Т., при секретаре Габагуевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации <адрес> об отказе в предоставлении (предварительном согласовании места размещения объекта) земельного участка и устранении нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, ФИО1 просит признать незаконным решение Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации <адрес>от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении (предварительном согласовании места размещения объекта) земельного участка для строительства капитального гаража, пл. <данные изъяты> кв.м., местоположение которого: <адрес>, <адрес>; обязать Комитет устранить допущенные нарушения.

В судебном заседании ФИО1 доводы заявления поддержал. Суду пояснил, что он подавал заявление через Многофункциональный центр, Комитет сделал публикацию, заявок от желающих не поступило. Далее необходимо согласование, в связи с чем он стал получать согласование с необходимыми организациями (Водоканал, Энергосбыт, Теплосбыт). В 20-х числах ДД.ММ.ГГГГ года он представил все документы Комитету, который продержал их 8 месяцев, после чего ДД.ММ.ГГГГ отказал ему. Считает такой отказ незаконным и просит заявление удовлетворить.

Представитель заявителя ФИО2 доводы заявления поддержал. Суду пояснил, что основанием для отказа Комитетом явилось то, что земельный участок предоставляется исключительно на торгах, т.е. без предварительного согласования. Они с этим не согласны, во-первых, ФИО1 не обращался без предварительного согласования, данный отказ к его заявлению отношения не имеет. Комитет в данном случае не отрицает факт обращения ФИО1 в Комитет с заявлением о предоставлении земельного участка именно с предварительным согласованием места размещения объектов, а не без предварительного, как указано в самом отказе. По сути, если сейчас рассматривается обжалуемый отказ от ДД.ММ.ГГГГ г., по сути, он в принципе не может быть законным и обоснованным, поскольку в нем изложено, что ФИО1, якобы, обратился с заявлением без предварительного согласования, хотя на самом деле он обратился с заявлением по предварительному согласованию. С предварительным согласованием можно предоставлять земельные участки только определенному кругу лиц, который не содержит исчерпывающего перечня, поскольку с этими лицами возможно согласовать места расположения земельных участков под будущий выдел. Обращает внимание суда на п. 4.7.1 Положения от ДД.ММ.ГГГГ, который утвержден решением Городского Совета депутатов, где определенным образом установлен порядок, где физическое лицо или индивидуальный предприниматель подает соответствующее заявление об отводе земельного участка, т.е. там не указано, что именно лицо, указанное в п. 4.3 Положения.. Отказ Комитета не соответствует самому заявлению, поскольку находится в другой области правоотношений. ФИО1 обращался в Комитет с предварительным согласованием по общей процедуре и ему должны были отказать по какой-то другой причине. Одновременно не считает необходимым обжаловать бездействие Комитета, выразившееся в длительном рассмотрении заявления ФИО1

Представитель Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ ФИО3 с доводами заявления не согласна, просит в его удовлетворении отказать, поскольку земельный участок для строительства гаража, в соответствии с п. 4.3. Положения о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, предоставляется исключительно на торгах.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО1 по следующим основаниям.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в КУИиЗ <адрес> с заявлением о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, площадью <данные изъяты> кв.м., для строительства гаража, расположенного : <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ указанное заявление было передано в Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству Администрации <адрес> по подведомственности.

Решением Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, предусматривающем первоначально выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Согласно пункту 1 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Вместе с тем, пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.

В соответствии с п. 4.3. Положения о порядке предоставления земельных участков на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N , предусмотрено предоставление земельных участков для строительства исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), за исключением следующих случаев предоставления земельных участков: лицам, с которыми заключен договор о развитии застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; пользователям недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами; государственным, муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления; лицам, с которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета; лицам, в отношении которых вступившим в законную силу решением суда на Комитет по управлению имуществом и землепользованию <адрес> возложена обязанность по предоставлению земельных участков для строительства; религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения; лицам, заключившим инвестиционное соглашение на строительство с органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе по проектам, включенным в реестр инвестиционных площадок в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ "О формировании реестра инвестиционных площадок на территории Республики Бурятия"; лицам, с которыми подписано соглашение о государственно-частном или муниципально - частном партнерстве (в отношении земельного участка, на котором располагается или будет располагаться объект такого соглашения);-лицам для строительства линейных объектов.

ФИО1 не подпадает ни под одно из оснований предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов. Указанные обстоятельства свидетельствуют о принятии Комитетом решения в соответствии с установленным Положением.

Возможность принятия Комитетом решения о согласовании места размещения объекта с последующим предоставлением заявителю в аренду, при отсутствии правовых оснований для этого, Положением не предусмотрена.

Соответственно следует констатировать, что у Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству Администрации <адрес> отсутствовали правовые основания для принятия решения о согласовании места размещения объекта с последующим предоставлением указанного участка.

Наличие права заявителя на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении участка с предварительным согласованием места размещения объекта не порождает встречной обязанности уполномоченного органа рассматривать данное заявление именно в избранном заявителем порядке, когда в таких случаях предусмотрено предоставление участков исключительно на торгах.

Исходя из приведенных выше нормативно-правовых актов, органы местного самоуправления самостоятельны в принятии решений о судьбе конкретных земельных участков и вправе отказать в их предоставлении и по другим основаниям, не указанным заявителем.

В этой связи суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления ФИО1

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1 о признании незаконным решения Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ об отказе в предоставлении (предварительном согласовании места размещения объекта) земельного участка и устранении нарушений оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ.

Судья : Болотова Ж.Т.