ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5523/2021 от 21.12.2021 Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2-5523/2021

УИД 66RS0003-01-2021-004857-95 Мотивированное решение изготовлено 21.12.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 14.12.2021

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Капралова В.Р., при помощнике судьи Бражко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кировского района г. Екатеринбурга действующего в интересах ФИО1 к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании приказа незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кировского района г. Екатеринбурга действующий в интересах ФИО1 обратился в суд к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании приказа незаконным.

В обосновании иска указано, что в феврале 2016 года ФИО1 как многодетная мать троих детей: ФИО2 *** г.р., ФИО3 *** г.р., ФИО4 *** г.р. обратилась в МУГИСО с заявлением, и была принята на учет в качестве являющейся родителем трех и более несовершеннолетних детей, для предоставления бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, находящегося в государственной собственности и расположенного на территории Свердловской области.

19.02.2021 ФИО1 в МУГИСО направлено заявление о перечислении средств социальной выплаты взамен предоставления в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной собственность Свердловской области.

Приказом от 12.03.2021 № 701 ФИО1 признана не соответствующей условиям, предусмотренным в пункте 2 условий и пррялка предоставления социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Свердловской области от 10.08.2018 года № 492-ПП «О реализации пункта 4 статьи 22 Закона Свердловской области от 07.07.2004 года № 18-03 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» и снята с учета граждан, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области, в связи с отсутствием совместной регистрации по месту жительства на территории Свердловской области ФИО1 и ФИО3

Оспариваемым Приказом от 12.03.2021 № *** констатировано, что многодетная семья ФИО1 не соответствует требованиям пункта 2 Условий и порядка предоставления социальной выплаты.

Лица, имеющие право на предоставление земельного участка, имеют такое же право и на социальную выплату при условии письменного отказа от получения земельного участка.

ФИО3 по достижению 18-летнего возраста реализовано право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ согласно Закону РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека.

Вместе с тем, семья ФИО1 признана многодетной и в 2016 году, поставлена на учет. Постановлением Правительства Свердловской области от 10.08.2018 № 492-ПП «О реализации пункта 4 статьи 22 Закона Свердловской области от 07.07.2004 № 18-03 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» достижение детьми в составе многодетной семьи, принятой на учет, возраста 18 лет не влияет на предоставление социальной выплаты.

Также согласно условиям и порядку предоставления социальной выплаты социальная выплата выплачивается многодетной семье единовременно, ее размер не зависит от количества членов многодетной семьи.

Просит признать незаконным Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 12.03.2021 № 701 «О несоответствии ФИО1 условиям, предусмотренным в пункте 2 условий и порядка предоставления социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Свердловской области от 10.08.2018 года № 492-ПП «О реализации пункта 4 статьи 22 Закона Свердловской области от 07.07.2004 года №18-03 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области»

Возложить на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области обязанность устранить нарушения прав и законных интересов многодетной семьи путем повторного рассмотрения заявления о социальной выплате.

Представитель истца Прокурор Кировского района г. Екатеринбурга по доверенности ФИО5 на исковых требованиях настаивала.

Истец ФИО1 в судебном заседании требования и доводы иска поддержала, на их удовлетворении в полном объеме настаивала.

Представители ответчика по доверенности ФИО6, ФИО7 возражали против заявленных требований. Просили в иске отказать.

Третье лицо ФИО8 исковые требования поддержал.

Третьи лица в судебное заседание не явились о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом и в срок. Ходатайства об отложении дела суду не представили.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 7 Конституции Российская Федерация провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты со стороны государства (ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации).

В частности, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, а также на признании равенства участников, регулируемых жилищным законодательством отношений (ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 6 Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Статья 27 Конституции Российской Федерации закрепляет, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Согласно ч. 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Также компенсация за земельный участок, предоставление которого предусмотрено п. 5 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, по своему назначению не тождественна бюджетным средствам, предоставляемым на приобретение или строительство жилого помещения, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что ФИО1 как многодетная мать троих детей: ФИО2 *** г.р., ФИО3 *** г.р., ФИО4 *** г.р. обратилась в МУГИСО с заявлением, о постановке на учет в качестве родителя имеющей трех и более детей, для предоставления бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, находящегося в государственной собственности и расположенного на территории Свердловской области.

12.10.2016 Приказом МУГИСО ФИО1 поставлена на учет как многодетная мать троих детей имеющая право на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно. Тип очереди внеочередная.

19.02.2021 ФИО1 в МУГИСО направлено заявление о перечислении средств социальной выплаты взамен предоставления в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной собственность Свердловской области.

Приказом от 12.03.2021 № 701 МУГИСО ФИО1 признана не соответствующей условиям, предусмотренным в пункте 2 условий и порядка предоставления социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Свердловекой области от 10.08.2018 № 492-ПП «О реализации пункта 4 статьи 22 Закона Свердловской области от 7 июля 2004 года № 18-03 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области», в связи с выявлением оснований для снятия с учета граждан, состоящих на учете граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков находящихся в государственной собственности Свердловекой области, установленных в статье 25 3акона Свердловской области от 07 июля 2004 года № 18-03 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области».

ФИО1 снята с учета граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области, в связи с утратой оснований, дающих ей право на получение в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в го су дарственной или муниципальной собственности, а именно в связи с отсутствием у ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) совместной регистрации по месту жительства на территории Свердловской области с ФИО1.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации

В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В силу пункта 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 данного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

В Свердловской области данные вопросы урегулированы Законом Свердловской области от 07 июля 2004 года N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области".

В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 22 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 года N 18-ОЗ в редакции, действовавшей на момент снятия истцов с учета граждан, нуждающихся в земельном участке под индивидуальное жилищное строительство, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в следующих случаях: предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства следующим категориям граждан: гражданам, являющимся на день подачи заявления о предоставлении земельных участков родителями или лицами, их заменяющими, воспитывающими трех или более несовершеннолетних детей, и совместно обратившимся за предоставлением земельного участка.

Согласно пункту 3 статьи 25 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 года N 18-ОЗ принятие граждан на учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявлений о принятии на учет граждан, нуждающихся в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков.

На основании части 1 пункта 8 статьи 25 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 года N 18-ОЗ решения о снятии граждан, состоящих на учете граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с учета принимаются органами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

В силу подпункта 2 части второй пункта 8 статьи 25 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 года N 18-ОЗ граждане, состоящие на учете граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, снимаются с учета в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу подпункта 2 части второй пункта 1 статьи 26 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 года N 18-ОЗ в редакции, вне очереди земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно гражданам, указанным в абзаце втором подпункта 3 пункта 2 статьи 22 настоящего Закона Свердловской области, то есть гражданам, являющимся на день подачи заявления о предоставлении земельных участков родителями или лицами, их заменяющими, воспитывающими трех или более несовершеннолетних детей, и совместно обратившимся за предоставлением земельного участка.

В соответствии с подпунктом 2 части второй пункта 1 статьи 26 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 года N 18-ОЗ вне очереди земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно гражданам из числа лиц, указанных в абзаце втором подпункта 3 пункта 2 статьи 22 настоящего Закона Свердловской области, имеющим на день подачи заявления, указанного в части первой пункта 3 статьи 25 настоящего Закона Свердловской области, трех и более детей, постоянно проживающих совместно с этими гражданами.

В силу п. 4 ст. 22 Закона Свердловской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области» от 07.07.2004 № 18-03 Гражданам, имеющим трех и более детей, взамен земельного участка, находящегося в государственной собственности Свердловской области, предоставляемого в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, с их согласия в целях обеспечения жилыми помещениями предоставляется социальная выплата. Размер социальной выплаты, условия и порядок ее предоставления устанавливаются Правительством Свердловской области.

Пункт 1 статьи 26 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 года N 18-ОЗ Законом Свердловской области от 19 июля 2018 года N 75-ОЗ дополнен частью третьей, согласно которой граждане, указанные в подпункте 2 части второй настоящего пункта, в случае достижения детьми возраста 18 лет сохраняют право на внеочередное предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Так, в силу подпункта 2 части второй пункта 8 статьи 25 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 года N 18-ОЗ граждане, состоящие на учете граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, снимаются с учета в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Основанием, дающим право ФИО1 на получение в собственность бесплатно земельного участка (и по этому основанию они были поставлены на соответствующий учет), было то, что истец на день подачи заявления о предоставлении земельного участка являлась родителем, воспитывающими трех детей, и обратились за предоставлением земельного участка (подпункт 2 части второй пункта 1 статьи 26, абзац второй подпункта 3 пункта 2 статьи 22 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 года N 18-ОЗ).

На момент снятия с учета истец несмотря на достижение одним из детей совершеннолетия, продолжали оставаться гражданами, которые на день подачи заявления о предоставлении земельных участков являлись родителями, воспитывающими трех или более несовершеннолетних детей, совместно обратившимися за предоставлением земельного участка.

Таким образом, поскольку возникновение права на получение земельного участка связано с наличием трех или более несовершеннолетних детей на момент постановки на учет, а не на момент предоставления земельного участка, основания, дающие право на получение в собственность бесплатно земельного участка, истцами утрачены не были, соответственно отсутствовали основания для снятия их с учета.

Согласно части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена также Международным пактом о гражданских и политических правах (статья 12), другими международными и международно-правовыми актами, в том числе Протоколом N 4 к Европейской конвенции прав человека (статья 2).

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, который осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-1).

Статьей 3 Закона N 5242-1 установлено, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Основанием для снятия истца с учета в качестве нуждающейся явилось отсутствие регистрации сына ФИО3 по месту жительства на территории Свердловской области.

На основании приведенных предписаний федерального законодателя суд приходит к выводу, что доводы представителей ответчика настаивающих, что оспариваемый приказ о снятии с учета ФИО1, в связи с тем, что один из ее детей ФИО3 не имеет совместной регистрации по месту жительства на территории Свердловской области с ФИО1 является законным,, не соответствуют требованиям имеющему большую юридическую силу законодательству.

Суд исходит из того, что полномочие субъекта Российской Федерации самостоятельно определять случаи предоставления земельных участков отдельным категориям граждан бесплатно не может реализоваться произвольно, а устанавливаемые условия противоречить федеральным нормативным правовым актам.

В силу статьи 3 Законом Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из системного толкования названных норм, а также положений статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что регистрация является лишь административным актом, подтверждающим место жительства гражданина.

Таким образом, отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства в месте фактического проживания само по себе не может служить основанием для ограничения его прав и свобод, включая и право быть, в данном случае, включенным в список граждан на получение земельного участка.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Приказ МУГИСО от 12.03.2021 № 701 является незаконным не соответствующим требованиям законодательства.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истца о признании приказа незаконным и возложении обязанности подлежат удовлетворению.

Требования возложить на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области обязанность повторно рассмотреть заявление о социальной выплате удовлетворению не подлежат, в связи с компетенцией государственного органа и суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Кировского района г. Екатеринбурга в интересах ФИО1 к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании приказа незаконным, возложении обязанности удовлетворить частично.

Признать незаконным Приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 12.03.2021 № 701 «О несоответствии ФИО1 условиям, предусмотренным в пункте 2 условий и порядка предоставления социальной выплаты, утвержденных постановлением Правительства Свердловской области от 10.08.2018 года № 492-ПП «О реализации пункта 4 статьи 22 Закона Свердловской области от 07.07.2004 года №18-03 «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области».

Возложить на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области обязанность устранить нарушения прав и законных интересов ФИО1.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья В.Р. Капралов