ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5524/2015 от 24.12.2015 Пушкинского городского суда (Московская область)

дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«24» декабря 2015 года

Пушкинский городской суд Московской <адрес>

в составе:

председательствующего судьи Кургановой Н.В.

при секретаре судебного заседания П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М. к Межрайонной ИФНС России по Московской <адрес> о признании незаконным приказов о наложении дисциплинарных взысканий и их отмене, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Истец М. обратился в суд с иском к Межрайонной ИФНС России по Московской <адрес> о признании незаконным приказов о наложении дисциплинарных взысканий и их отмене, компенсации морального вреда,

В обосновании заявленных требований пояснил, что 01 ноября 2013 года между Межрайонной ИФНС России по Московской <адрес> и Истцом, по результатам конкурса, заключен служебный контракт . Приказом от <дата>, на основании заявления М., протокола заседания конкурсной комиссии от <дата>, Истец был принят на должность главного государственного налогового инспектора отдела выездных налоговых проверок Межрайонной ИФНС России по Московской <адрес>. В соответствии с п. 6 контракта гражданский служащий обязан исполнять обязанности, соблюдать ограничения, связанные с гражданской службой, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, связанные с гражданской службой, которые установлены статьями 15, 16, 17 Федерального закона, Кодексом этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы. <дата> начальником Инспекции был издан приказ о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора к главному государственному налоговому инспектору отдела выездных налоговых проверок Межрайонной ИФНС России по Московской <адрес>М. С приказом начальника Инспекции от <дата> не согласен, считает его незаконным и необоснованным. В тексте приказа указано, что дисциплинарное взыскание наложено на основании заключения по результатам служебной проверки в отношении главного государственного налогового инспектора отдела выездных налоговых проверок от <дата>. Однако, из текста не ясны мотивы применения дисциплинарного взыскания, т.е. конкретный дисциплинарный поступок, за совершение которого Истец подвергнут взысканию, какие конкретные действия он совершил, когда и при каких обстоятельствах были совершены дисциплинарные проступки, какие конкретно правила или должностные обязанности он не исполнил. Так же не указаны виновные действия Истца и какие последствия это повлекло. Нет ссылки на доказательства, подтверждающие виновные действия Истца в неисполнении должностных обязанностей в ходе проведения выездной налоговой проверки. Так же, в приказе о применении к Истцу дисциплинарного взыскания не содержится указания на конкретные правовые предписания, которые были нарушены Истцом. Выговор является достаточно строгой мерой, в связи с чем при решении вопроса об обоснованности применения такой меры подлежат учету общие принципы юридической ответственности, такие, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, гуманизм. На основании изложенного истец просит суд признать незаконным и отменить приказ начальника Межрайонной ИФНС России по Московской <адрес> от <дата>; Признать незаконным и отменить приказ начальника Межрайонной ИФНС России по Московской <адрес> от <дата>; Взыскать с Межрайонной ИФНС России по Московской <адрес> моральный вред в размере 50 000 рублей;

В судебном заседании истец М. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд признать незаконным и отменить приказ начальника Межрайонной ИФНС России по Московской <адрес> от <дата>; Признать незаконным и отменить приказ начальника Межрайонной ИФНС России по Московской <адрес> от <дата>; Взыскать с Межрайонной ИФНС России по Московской <адрес> моральный вред в размере 50 000 рублей.

В судебном заседании представитель отвечтика МРИ ФНС по Московской <адрес> по доверенности И. возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, полностью поддержал письменный отзыв на исковое заявление.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что <дата> между Межрайонной ИФНС России по Московской <адрес> и М., по результатам конкурса, заключен служебный контракт . ( л.д. 12 – 15).

Приказом от <дата>, на основании заявления М., протокола заседания конкурсной комиссии от <дата>, М. был принят на должность главного государственного налогового инспектора отдела выездных налоговых проверок Межрайонной ИФНС России по Московской <адрес>. (т.1 л.д. 11).

В соответствии с п. 6 контракта гражданский служащий обязан исполнять обязанности, соблюдать ограничения, связанные с гражданской службой, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, связанные с гражданской службой, которые установлены статьями 15, 16, 17 Федерального закона, Кодексом этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы.

В период с <дата> по <дата> проводилась выездная налоговая проверка ЗАО «Автолайт», по результатам которой руководителем проверяющей группы М. и старшим государственным налоговым инспектором выездных проверок МИФНС России по МО З. был составлен акт от <дата> выездной налоговой проверки (т.1 л.д. 44-61)

На основании вышеуказанного акта от <дата> Заместителем начальника МИФНС России Московской <адрес>Ф.<дата> принято решение о привлечении к ответственности АО «Автолайт» за совершение налогового правонарушения (т.1 л.д. 62-79)

В дальнейшем решением управления ФНС России по Московской областри от <дата> по апелляционной жалобе ЗАО «Автолайт», решение инспекции, принятое по результатам проведенной выездной проверки, было отменено в полном объеме (т.1 л.д. 25-27)

<дата> начальником отделу досудебного урегулирования налоговых споров на имя начальника Межрайонной ИФНС России по Московской <адрес> подготовлена докладная записка, с указанием на необходимость проведения служебной проверки в отношении М. ( том 1 л.д. 24).

<дата> издан приказ о проведении служебной проверки в отношении М. определен состав комиссии и утвержден план проведения служебной проверки ( том 1, л.д. 28 – 29).

<дата> участниками служебной составлен акт об отказе истца в предоставлении письменных объяснений ( том 1 л.д. 36).

Из заключения по результатам проверки от <дата> следует, что на основании решения зам. Начальника инспекции Ф. от <дата> была проведена выездная налоговая проверка ЗАО « Автолайт», по результатам которой был составлен акт от <дата>. Руководителем проверяющей группы являлся М., который непосредственно занимался проведением мероприятий налогового контроля и осуществлял общее руководство проверяющей группой при проведении выездной налоговой проверки. При этом проверкой установлено, что в ходе проведения выездной проверки ЗАО «Автолайт» М. был допущен формальный подход к выполнению своих служебных обязанностей, что в результате привело к низкорезультативной проверке и как следствие к причинению ущерба бюджету в виде недополученных денежных средств, Так зже в акте указано, что в ходе проведения служебной проверки были установлены обстоятельства, которые в совокупности подтверждают факт совершения М. дисциплинарного поступка в виде ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей и несоблюдение приказов ( распоряжений) Управления ФНС России по Московской <адрес>, Межрайонной ИНФС России по Московской <адрес> ( том 1 л.д. 98-107).

<дата> начальником Инспекции был издан приказ о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора к главному государственному налоговому инспектору отдела выездных налоговых проверок Межрайонной ИФНС России по Московской <адрес>М. ( т. 1 л.д. 21, 108).

<дата> начальником отделу досудебного урегулирования налоговых споров на имя начальника Межрайонной ИФНС России по Московской <адрес> подготовлена докладная записка, с указанием на необходимость проведения служебной проверки в отношении М. ( том 1 л.д. 152).

<дата> издан приказ о проведении служебной проверки в отношении М. определен состав комиссии и утвержден план проведения служебной проверки ( том 1, л.д. 153-154).

<дата> участниками служебной проверки составлен акт об отказе истца в предоставлении письменных объяснений ( том 1 л.д.160).

Из заключения по результатам проверки от <дата> следует, что налоговым органом была проведена налоговая проверка ООО « Завод кабелей для специальной техники». Руководителем проверяющей группы являлся М. который непосредственно занимался проведением мероприятий налогового контроля и осуществлял общее руководство проверяющей группой при проведении выездной налоговой проверки. Проведенной служебной проверкой установлено, что М. ненадлежащим образом исполнял свои должностные обязанности в том числе по соблюдению и руководству в своей деятельности законодательством РФ по вопросам налогообложения, инструктивными и методическими указаниями(т.1 л.д. 192-196)

<дата> начальником Инспекции был издан приказ о применении дисциплинарного взыскания в виде замечания к главному государственному налоговому инспектору отдела выездных налоговых проверок Межрайонной ИФНС России по Московской <адрес>М. ( т.1 л.д. 22, 197).

В соответствии со ст. 11 ТК РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.

Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Согласно ст. 3 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

В силу ст. 5 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы.

В соответствии с п. п. 1, 9 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера.

В соответствии ст. ст. 57 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ", за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Из указанной нормы следует, что наложение на государственного гражданского служащего дисциплинарного взыскания является компетенцией нанимателя (соответствующего государственного органа, где проходит службу государственный служащий).

В соответствии со ст. 58 того же закона, до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

При рассмотрении заявленного спорас учетом собранных по делу доказательств, суд приходит к выводу об отказе М. в удовлетворении заявленных требований, поскольку у ответчика имелись основания для применения к истцу дисциплинарных взысканий в виде выговора и замечания и был соблюден установленный законом порядок применения взыскания, так как факт ненадлежащего исполнения истцом возложенных на него должностных обязанностей нашел подтверждение в процессе судебного разбирательства и не был опровергнут истцом, до применения дисциплинарного взыскания у истца были затребованы письменные объяснения по факту вменяемых ему нарушений служебной дисциплины, сроки применения дисциплинарного взыскания ответчиком нарушены не были, при применении дисциплинарных взысканий ответчиком были приняты во внимание тяжесть совершенных истцом дисциплинарных проступков, степень его вины, обстоятельства, при которых были совершены дисциплинарные проступки, и предшествующие результаты исполнения истцом своих должностных обязанностей.

Поскольку при наложении дисциплинарного взыскания работодателем учитываются и другие обстоятельства, как тяжесть совершенного проступка, обстоятельства при которых он был совершен и общие принципы дисциплинарной ответственности. При решении вопроса о мере дисциплинарных взысканий к истцу, ответчик учел все имеющие значение обстоятельства, примененные взыскания соответствуют тяжести совершенных дисциплинарных проступков.

При рассмотрении данного спора, с учетом вышеуказанных норм права, суд приходит к выводу о том, что истцом были совершены дисциплинарные проступки, выразившийся в нарушении им должностного регламента (в части осуществления выездных налоговых проверок, а так же ненадлежащего контроля за проведением подчиненными им сотрудниками утвержденных регламентов)

Порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности в полной мере соблюден ответчиком, несоответствия примененного дисциплинарного взыскания тяжести проступка не установлено, что не противоречит материалам дела.

Довод истца о пропуске срока, предусмотренного ст. 59 ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" для вынесения дисциплинарного взыскания от <дата>, суд находит несостоятельным.

Поскольку права истца ответчиком нарушены не были, не имеется и оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.

Оценив в порядке ст.67 ГПК РФ представленные доказательства, суд находит заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования М. к Межрайонной ИФНС России по Московской <адрес> о признании незаконным приказов о наложении дисциплинарных взысканий и их отмене, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – <дата>.

Судья: