Мотивированное решение
изготовлено 02.09.2019
дело № 2-5527/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2019 года город Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Молчановой Е.В.,
при секретаре Лопотовой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к индивидуальному предпринимателю ФИО3 о защите прав потребителей, взыскании, уплаченных денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к ИП ФИО3 о защите прав потребителей, взыскании денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ между ней и ИП ФИО3 был заключен договор на изготовление и установку на городском кладбище могильного памятника. Стоимость услуг по договору в размере 58400 рублей, оплачена ею в полном объеме.
ДД.ММ.ГГГГ при посещении городского кладбища она обнаружила, что стела памятника обрушилась: упала и раскололась на части, при падении повредила декоративный цветник.
Полагает, что разрушение памятника произошло по причине некачественно выполненных работ исполнителем и нарушения ответчиком технологии изготовления и установки памятника.
При приемке выполненных работ, выявить данные недостатки было невозможно, так как они были скрыты внутри конструкции памятника.
В июне 2018 года в адрес исполнителя направлена досудебная претензия с требованием безвозмездно устранить недостатки работы и установить новый памятник за счет исполнителя. Однако ответа до настоящего времени не последовало.
Для ускорения решения вопроса по замене разрушенного памятника, ДД.ММ.ГГГГ между ней и ответчиком был заключен новый договор на изготовление и установку памятника №, стоимость услуг по договору она оплатила в размере 55996 рублей.
Считает, что из-за неправильного крепления постамента с саркофагом в 2012 году, памятник пришел в негодность, и она вынуждена была нести убытки по повторному установлению памятника взамен разрушенного, в размере 55996 рублей.
Ссылаясь на положения Федерального закона «О защите прав потребителей», просит суд взыскать с ответчика 55996 рублей, неустойку в размере 55996 рублей, штраф за нарушение прав потребителя в размере 50% от присужденной судом суммы, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила в суд своего представителя, дело просила рассмотреть без своего участия.
Представитель истца ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в описательной части решения суда. Также дополнил, что проверку качества выполненных работ не проводили, памятника в наличии нет, кроме фотоматериалов. Других доказательств некачественной услуги не имеется.
Ответчик ИП ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, указав, что истцом пропущен как гарантийный срок на выполнение работ по договору, так и срок, предусмотренный п. 5 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей». Действительно, в ДД.ММ.ГГГГ установили памятник согласно договору. Претензий со стороны заказчика не было. В ДД.ММ.ГГГГ вновь обратилась истица и заключен новый договор, и изготовлен, и установлен новый памятник. Доказательств некачественно проведенной работы по как договору от ДД.ММ.ГГГГ, так и по договору ДД.ММ.ГГГГ не имеется. Просил в иске отказать в полном объеме.
В соответствии с требованиями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке в порядке.
Суд, выслушав участников процесса, заслушав пояснения свидетеля ФИО1, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии со ст. ст. 450 Гражданского кодекса РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Согласно ст. 702 Гражданского кодекса РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу ст. 703 Гражданского кодекса РФ, договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику.
Пунктом 1 статьи 704 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами.
Согласно п. 1 ст. 721 Гражданского кодекса РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
В соответствии со ст. 723 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика:
безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
соразмерного уменьшения установленной за работу цены;
возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Подрядчик, предоставивший материал для выполнения работы, отвечает за его качество по правилам об ответственности продавца за товары ненадлежащего качества (статья 475 Гражданского кодекса РФ).
Согласно п. 6 ст. 5 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель), продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона.
В соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 № 1025 утверждены Правила бытового подряда. Настоящие Правила распространяются на отношения, вытекающие из договора бытового подряда и договора возмездного оказания бытовых услуг.
Пунктом 4 указанных Правил установлено, что договор оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать сведения об исполнителе; о виде работы и ее цене; точном наименовании, описании и цене материала (вещи), если работа выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя; о внесенном авансе. Кроме того, в нем должны быть указаны: дата приема и исполнения заказа; гарантийные сроки; другие необходимые данные, связанные со спецификой выполняемых работ; должность лица, принявшего заказ, и его подпись, подпись потребителя, сделавшего заказ. Один экземпляр договора выдается потребителю. В случаях, когда договор о выполнении работы исполняется в присутствии потребителя, он может оформляться также путем выдачи кассового чека и т.п.
Исходя из преамбулы Закона «О защите прав потребителей», под существенным недостатком товара (работы, услуги), при возникновении которого наступают правовые последствия, предусмотренные ст. 29 Закона, следует понимать неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ИП ФИО3 заключен договор № «Ф», по условиям которого заказчик заказывает и обязуется принять и оплатить заказанную продукцию в порядке, в сроке и в сумме, указанной в настоящем договоре. Исполнитель обязуется изготовить продукцию и оказать услуги согласно перечню, указанному в журнале заказов под номером, соответствующему номеру данного договора Прием и передача заказанной продукции и услуг оформляется актом выполненных работ, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора.
Заказчик вносит предоплату в момент подписания настоящего договора в размере не менее 30% от стоимости заказа. Общая сумма договора и размер внесенной предоплаты указываются в журнале заказов под номером, соответствующем номеру данного договора. Оставшуюся сумму заказчик обязуется выплатить одним из следующих способов: по факту выполнения граверных работ, т.е. не позднее 40 (сорока) дней после заключения настоящего договора; рассрочка платежа - оставшаяся после внесения аванса сумма по настоящему Договору делится на равные части и погашается заказчиком ежемесячно (в любой день месяца) в течение оговоренного стока. Заказчик оставляет за собой право на досрочное погашение всей суммы.
Стоимость услуг по данному договору составила 58400 рублей, оплачена истцом в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается чеком об оплате, квитанцией к приходному кассовому ордеру № «Ф» от ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, работы по изготовлению надгробного памятника были завершены ответчиком в 2012 году, о чем сторонами подписан соответствующий акт выполненных работ, без каких-либо замечаний со стороны заказчика.
Исполнителем был установлен гарантийный срок на продукцию и услуги 1 год, на граверные работы 5 лет со дня выполнения договора (п. 5.4 Договора).
Как следует из пояснений истца, ДД.ММ.ГГГГ при очередном посещении городского кладбища она обнаружила, что стела памятника обрушилась, раскололась на части, при падении, повредила декоративный цветник.
Полагает, что разрушение памятника произошло по причине некачественно выполненных работ исполнителем, ввиду нарушения ответчиком технологии изготовления и установки памятника. При приемке выполненных работ, выявить данные недостатки было невозможно, так как они были скрыты внутри конструкции памятника.В обоснование своих доводов истцом представлены фотоматериалы с места захоронения.
Указанные обстоятельства также подтвердил допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО1 Он пояснил, что является близким другом семьи истца. Именно он занимался демонтажем памятника. Предположительно памятник был плохо закреплен, поэтому произошло падение. Он передал данный памятник работнику кладбища по имени Николай. Причину падения стелы не устанавливали.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в адрес исполнителя направлены досудебные претензии с требованием безвозмездно устранить недостатки работы и установить новый памятник за счет исполнителя. Однако в добровольном порядке требования потребителя удовлетворены не были.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ответчиком был заключен договор на изготовление и установку памятника №. Стоимость услуг по договору составила 55996 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что из-за недостатка работ, выполненных ответчиком в ДД.ММ.ГГГГ, а именно из-за некачественного крепления постамента с саркофагом, истцом понесены расходы на установку нового памятника взамен разрушенного в размере 55996 рублей.
Разрешая заявленные ФИО2 требования, суд исходит из следующего.
Доказательств некачественно проведенной ответчиком работы по договору от 2012 года не представлено и в судебном заседании не добыто. Причина обрушения памятника не установлена, носит предположительный характер, памятник демонтирован истцом и утилизирован.
Согласно ч. 1, 3 ст. 725 Гражданского кодекса РФ, срок исковой давности для требований, предъявляемых в связи с ненадлежащим качеством работы, выполненной по договору подряда, составляет один год, а в отношении зданий и сооружений определяется по правилам статьи 196 настоящего Кодекса.
Если законом, иными правовыми актами или договором подряда установлен гарантийный срок и заявление по поводу недостатков результата работы сделано в пределах гарантийного срока, течение срока исковой давности, указанного в пункте 1 настоящей статьи, начинается со дня заявления о недостатках.
В соответствии со ст. ст. 29, Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя (п. 1).
Цена выполненной работы (оказанной услуги), возвращаемая потребителю при отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), а также учитываемая при уменьшении цены выполненной работы (оказанной услуги), определяется в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 24 настоящего Закона (п. 2).
Требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение сроков, установленных настоящим пунктом.
Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе (п. 3).
Исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента.
В отношении работы (услуги), на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы (п. 4)
В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (пяти лет на недвижимое имущество) и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет (пяти лет на недвижимое имущество), потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента (п. 5).
В случае выявления существенных недостатков работы (услуги) потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено, если такие недостатки обнаружены по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимого имущества) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен. Если данное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе требовать: соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу); возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами; отказа от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и возмещения убытков (п. 6).
Вышеуказанная правовая норма согласуется с положениями части 4 статьи 724 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" указано, что при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполни
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" указано, что при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 ГК РФ). Исключение составляют случаи продажи товара (выполнения работы, оказания услуги) ненадлежащего качества, когда распределение бремени доказывания зависит от того, был ли установлен на товар (работу, услугу) гарантийный срок, а также от времени обнаружения недостатков (пункт 6 статьи 18, пункты 5 и 6 статьи 19, пункты 4, 5 и 6 статьи 29 Закона).
Таким образом, в случае, если недостатки работы выявлены потребителем по истечении гарантийного срока, бремя доказывания вины исполнителя и причинной связи действий исполнителя и возникших недостатков возлагается на самого потребителя.
В силу пункта 1 статьи 9 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии с пунктом 1 и пунктом 2 статьи 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Как установлено судом, работы по изготовлению и установке надгробного памятника были завершены ответчиком в ДД.ММ.ГГГГ. Сторонами подписан соответствующий акт выполненных работ, без каких-либо замечаний со стороны заказчика ФИО2 Согласно условиям Договора, гарантийный срок на продукцию и услуги составил 1 год.
Разрушение памятника обнаружено истцом ДД.ММ.ГГГГ, т.е. спустя более шести лет с момента его установки. До подачи претензии от ДД.ММ.ГГГГ, требований об устранении каких-либо недостатков не заявлялось.
Таким образом, в данном случае, поскольку был установлен гарантийный срок, который истек к моменту предъявления претензии, именно на истца возлагается бремя доказывания того, что недостатки возникли до принятия ею результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента - т.е. того, что недостатки возникли в силу некачественного изготовления.
Между тем, таких доказательств истец суду не представила. Сама по себе претензия от ДД.ММ.ГГГГ, поданная после истечения гарантийного срока, при несогласии с нею ответчика, не является достаточным доказательством.
В ходе рассмотрения дела причинно-следственная связь между действиями ИП ФИО3 и наступившими последствиями в виде разрушения памятника не установлена.
При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований ФИО2 о взыскании уплаченных по договору № «Ф» от ДД.ММ.ГГГГ денежных средств суд не имеется.
Поскольку факт нарушения ответчиком прав истца как потребителя, гарантированных Законом РФ «О защите прав потребителей» в ходе разбирательства дела не установлен, требования истца о взыскании неустойки, компенсации морального вреда и взыскании штрафа удовлетворению также не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО2 к индивидуальному предпринимателю ФИО3 о защите прав потребителей, взыскании, уплаченных денежных средств, неустойки, компенсации морального вреда оставить без удовлетворить.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд, через Октябрьский районный суд г. Мурманска, в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Молчанова