Мотивированное решение изготовлено 01.03.2013
Р Е Ш Е Н И Е № 2-552/13
Именем Российской Федерации
26.02.2013 г. Екатеринбург
Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи – Скориновой И.С.,
при секретаре – Беловой Ю.В.,
с участием:
истца ФИО1,
представителей ответчика ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по завершению процедуры увольнения, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, денежного содержания, дополнительной компенсации, связанной с увольнением, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда,
руководствуясь ст.ст. 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области о признании бездействий незаконными, возложении обязанности по завершению процедуры увольнения, взыскании денежной суммы за время вынужденного прогула, взыскании денежного содержания, дополнительной компенсации, связанной с увольнением, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указывает, что проходит государственную гражданскую службу в Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области в должности *** с марта 2012 года. Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от ****** «О сокращении численности государственных гражданских служащих территориальных управлений Россельхознадзора» утверждена численность государственных гражданских служащих территориальных управлений Россельхознадзора, в том числе для Управления Россельхознадзора по Свердловской области. Приказом Управления Россельхознадзора по Свердловской области от ****** «О введении в действие штатного расписания государственных гражданских служащих» с *** введено в действие новое штатное расписание государственных гражданских служащих Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области. Приказом Управления Россельхознадзора по Свердловской области от ****** «Об утверждении структуры Управления» утверждены новые структуры отделов управления. Представителем нанимателя *** ФИО1 вручено уведомление от ***, согласно которому в результате издания вышеуказанных приказов изменена штатная численность организации, государственный служащий уведомлен о сокращении замещаемой им должности и предстоящем увольнении по сокращению штатов по истечению двух месяцев со дня вручения уведомления (п. 5 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ)). При этом в указанном уведомлении указано на возможность досрочного прекращения служебного контракта в соответствии с положениями ч. 8, 9 Закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ с выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, в случае выражения письменного согласия государственного гражданского служащего. Истцом *** подано заявление об освобождении ее от замещаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы, которое согласовано и подписано и.о. руководителя Управления Россельхознадзора по Свердловской области, передано в отдел кадров для подготовки приказа. Уведомлением от *** истец извещен о необходимости обеспечения подготовки и передачи, находящихся у него на подотчете товарно-материальных ценностей и соответствующей документации по направлению деятельности отдела, должностным лицам Управления в соответствии с приказом Управления Россельхознадзора по Свердловской области от ****** «О создании комиссии». *** истец передала представителю нанимателя находящиеся у нее товарно-материальные ценности и документацию. ФИО1 *** обратилась с заявлением на имя и.о. руководителя Управления Россельхознадзора по Свердловской области о выдаче трудовой книжки в связи с увольнением по сокращению численности государственных гражданских служащих.
Указывая на то, что до настоящего времени служебный контракт с истицей не прекращен, приказ об увольнении не подписан, трудовая книжка не выдана, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии ч. 8, 9 ст. 31 Закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ не выплачена, окончательный расчет не произведен, ФИО1, ссылаясь на положения ст. 31, 33, 37 Закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, ст. 81, 84.1, 140, 180 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также на то, что бездействие ответчика является незаконным, препятствует в реализации законных прав истца, нарушает его имущественные права, обратилась в суд с исковым заявлением. Просит признать бездействие ответчика, допущенное при увольнении истца незаконным, возложить обязанность по завершению процедуры увольнения, в том числе: издать приказ об увольнении по сокращению численности государственных гражданских служащих, оформить и выдать трудовую книжку, произвести окончательный расчет в день увольнения, взыскать денежное содержание за время вынужденного прогула с *** по дату вступления решения суда в законную силу из расчета *** руб. за каждый день, компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в размере *** руб., компенсацию в соответствии со ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации в размере *** руб. исчисленную пропорционально времени оставшемуся до окончания об увольнении, т.е. с *** до ***, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере ***. за 40 дней, компенсацию морального вреда в размере *** руб.
Истец, ее представитель ФИО6 (действующий на основании устного ходатайства истца) в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснили, что последним рабочим днем истца считают ***.
Представители ответчика ФИО2, ФИО3, ФИО5 (действующие на основании доверенностей), ФИО4 (действующая на основании Положения, приказа) в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, мотивируя тем, что в соответствии с Указом Президента от ****** издан приказ Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от ****** «О сокращении численности государственных гражданских служащих территориальных управлений Россельхознадзора», в том числе для управления по Свердловской области в количестве 79 единиц. Во исполнение данного приказа Управлением по Свердловской области издан приказ от ****** «О ведении в действие штатного расписания государственных гражданских служащих» с составом 79 единиц, что повлекло издание приказа руководителя от ****** «Об утверждении структуры отделов Управления». Сто штатных единиц получили *** и *** уведомления о предстоящем сокращении с занимаемой должности и предстоящем увольнении по сокращению штатов. В случае согласия прекращения служебного контракта до истечения срока сотруднику предлагалось написать заявление об освобождении от занимаемой должности. *** приказом *** Федеральной службы внесены изменения в приказ *** «О сокращении численности государственных гражданских служащих территориальных управлений Россельхознадзора», в соответствии с которым предельная численность государственных гражданских служащих в Управлении по Свердловской области увеличена до 90 штатных единиц. В соответствии с положением об Управлении Федеральной службы *** от *** руководитель Управления представляет руководителю Россельхознадзора на согласование предложения по структуре и штатному расписанию Управления. В соответствии с п. 9.6 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ****** руководитель Службы утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов службы в пределах показателей, установленных Правительством Российской Федерации, а также смету расходов на их содержание в пределах, утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете. В связи с изданием приказа *** от *** новая структура и штатное расписание, предложенные руководителем Управления по Свердловской области и направленные на согласование в Россельхознадзор, утверждены не были. Во исполнение приказа *** издан приказ *** от *** «Об отмене приказов», в соответствии с которым были отменены приказы *** и *** от *** и *** соответственно. На момент обращения истца в суд с иском структура Управления сохранена и продолжало действовать штатное расписание, утвержденное ***. С *** в Управлении введено в действие штатное расписание, утвержденное *** и согласованное с Россельхознадзором с предельной численностью 90 штатных единиц, в которой должность истца сохранена. В соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при реорганизации государственного органа или изменения его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими в этом государственном органе могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы. В соответствии с ч. 5 данной статьи при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. Так как изменений штатного расписания в части сокращения должности истца не произошло, о котором он был предупрежден уведомлением о сокращении с занимаемой должности и предстоящим увольнением по сокращению штатов, само по себе наличие уведомления о предстоящем сокращении должности не может расцениваться в качестве факта сокращения должности. Также не может расцениваться как основание для увольнения по сокращению должностей службы заявление об освобождении от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы по п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона №79-ФЗ, поданное истцом. В соответствии с ч.8 ст. 31 Закона №79-ФЗ представитель нанимателя с письменного согласия служащего вправе расторгнуть контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности службы за два месяца. Таким образом, представитель нанимателя наделен диспозитивным правом увольнения за два месяца по данному основанию в случае согласия гражданского служащего. Согласие служащего в отсутствие волеизъявления со стороны представителя нанимателя не является достаточным основанием для прекращения отношений гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы, поскольку увольнение по данному основанию до истечения двухмесячного срока является прерогативой и правом (а не обязанностью) представителя нанимателя. Так как изменений в штатном расписании в части сокращения должности истца не было, процедура сокращения его должности не произведена. Данный факт лишает права истца на прекращение служебного контракта и получение компенсации. Так как оснований для прекращения служебного контракта в связи с сокращением должностей не имеется, трудовые отношения с гражданским служащим были сохранены, что не является нарушением его прав и законных интересов, поскольку заявления на расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего от истца не поступало, соответственно нет оснований для издания приказа об увольнении, внесения соответствующей записи в трудовую книжку и ее выдаче. По этой же причине нет оснований для выплаты денежного содержания за вынужденный прогул, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации морального вреда (л.д. 67-71).
Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с приказом от *** № *** ФИО1 проходит государственную гражданскую службу в Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области в должности *** с *** (копия на л.д. 46, 47-57).
Должность истца предусмотрена штатным расписанием Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области, утвержденным *** (копия на л.д. 59).
Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от ****** «О сокращении численности государственных гражданских служащих территориальных управлений Россельхознадзора» утверждена численность государственных гражданских служащих территориальных управлений Россельхознадзора, в том числе для Управления Россельхознадзора по Свердловской области (копия на л.д. 11-12).
Приказом Управления Россельхознадзора по Свердловской области от ****** «О введении в действие штатного расписания государственных гражданских служащих» с *** введено в действие новое штатное расписание государственных гражданских служащих Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области (копия на л.д. 14).
Приказом Управления Россельхознадзора по Свердловской области от ****** «Об утверждении структуры Управления» утверждены новые структуры отделов управления (копия на л.д. 15-16).
Представителем нанимателя *** ФИО1 вручено уведомление от *** (копия на л.д. 17), согласно которому в результате издания вышеуказанных приказов изменена штатная численность организации, государственный служащий уведомлен о сокращении замещаемой им должности и предстоящем увольнении по сокращению штатов по истечению двух месяцев со дня вручения уведомления (п. 5 ст. 31 Закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).
Истцом *** подано заявление об освобождении ее от замещаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, до истечения срока предупреждения (копия на л.д. 18).
Уведомлением от *** истец извещена о необходимости обеспечения подготовки и передачи, находящихся у нее на подотчете товарно-материальных ценностей и соответствующей документации по направлению деятельности отдела, должностным лицам Управления в соответствии с приказом Управления Россельхознадзора по Свердловской области от ****** «О создании комиссии» (копия на л.д. 19).
Согласно служебной записке от *** ФИО1 предоставила представителю нанимателя копию накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств от ***, свидетельствующую о передаче закрепленного за ней имущества (л.д. 20).
ФИО1 *** обратилась с заявлением на имя и.о. руководителя Управления Россельхознадзора по Свердловской области о выдаче ей трудовой книжки в связи с увольнением по сокращению численности государственных гражданских служащих на основании п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (копия на л.д. 21).
Наряду с этим судом установлено следующее.
Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от ****** (копия на л.д. 72) внесены изменения в приказ Россельхознадзора от ****** «О сокращении численности государственных гражданских служащих территориальных управлений Россельхознадзора», предельная численность государственных гражданских служащих территориальных управлений Россельхознадзора по Свердловской области была увеличена до 90 штатных единиц.
На основании данного приказа Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области приказом от ****** (копия на л.д. 73) отменены приказы Управления от ****** «О введении в действие штатного расписания гражданский служащих», от ****** «Об утверждении структуры отделов Управления», уведомления о сокращении штатной численности сотрудников от *** и ***, в том числе, в отношении истицы.
На начальника отдела возложена обязанность по ознакомлению ФИО1 с данным приказом, что подтверждается приложенным списком (копия на л.д. 75-76).
Приказом Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области от ****** утверждено штатное расписание и структуры отделов Управления составом 90 штатных единиц (копия на л.д. 78), в соответствии с которым должность истца сохранена (копия на л.д. 81).
Приказом Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области от ****** новое штатное расписание введено в действие с *** (копия на л.д. 77).
Уведомлением от *** (копия на л.д. 83), телефонограммой от *** (копия на л.д. 85) ФИО1, извещалась представителем нанимателя об отмене уведомлений о сокращении занимаемой истицей должности и сохранении за ней занимаемой должности, а также о необходимости дачи пояснений по факту невыхода на работу с *** (л.д. 83-оборот, 84).
Регулирование отношений, связанных с государственной службой осуществляется в соответствии с Законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ.
Применение федеральных законов, содержащих нормы трудового права, к отношениям, связанным с государственной гражданской службой, осуществляется в соответствии со ст. 73 Закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ - в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Согласно правовой позиции, содержащейся в п. 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в ред. постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2006 № 63) при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.
Отношения, связанные с гражданской службой, при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы регламентированы ст. 31 указанного Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ при реорганизации государственного органа или изменении его структуры государственно-служебные отношения с гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы в этом государственном органе, могут быть прекращены в случае сокращения должностей гражданской службы.
При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим (ч. 5 названной статьи).
В силу ч. 8 ст. 31 Закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности гражданской службы за два месяца.
При увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается (ч. 9 данной статьи).
Анализируя приведенную норму права, суд с учетом положений ст. 31 Закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ приходит к выводу о том, что по своей правовой природе компенсация, предусмотренная ч. 9 данной статьи, призвана возместить гражданскому служащему неудобства, причиненные прекращением с ним трудовых отношений в силу объективных причин (в данном случае по сокращению штатов) при отсутствии его волеизъявления на расторжение контракта.
Согласно ч. 1 ст. 31 Закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы государственно-служебные отношения с гражданским служащим, замещающим сокращаемую должность гражданской службы, продолжаются в случае: предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе; направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.
Исследовав и оценив представленные доказательства в совокупности по правилам, предусмотренным ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что в результате издания приказа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от ****** (копия на л.д. 72) и изданных во исполнение него последующих приказов Управления Россельхознадзора по Свердловской области сокращение штатной должности истца не произошло, занимаемая истицей должность предусмотрена новым штатным расписанием с сохранением прежних существенных условий служебного контракта, в том числе наименования должности и размера заработной платы (копия на л.д. 81).
Доводы представителя истца о подложности приказа *** в связи с тем, что представленная ответчиком копия приложения не соответствует форме, предъявляемой к электронным документам, не принимаются судом во внимание, поскольку данный приказ не оспорен и не отменен, на основании данного приказа отменены приказы по Управлению №*** и ***, утверждена структура отделов Управления и введено действующее штатное расписание с численностью 90 единиц с ***, что истцом и представителем не оспаривается.
Доводы истца и его представителя о том, что она выразила согласие на увольнение по сокращению штата до истечения 2-х месячного срока предупреждения о предстоящем увольнении, и представитель нанимателя обязан ее уволить по указанному основанию и в день, указанный истцом в заявлении, основан на неправильном толковании норм материального права, поскольку ч. 8 ст. 31 Закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (аналогично ч. 3 ст. 180 Трудового Кодекса Российской Федерации) предоставляет работодателю возможность расторгнуть трудовые отношения с работником в течение срока предупреждения о предстоящем увольнении, но в этом случае прекращение трудового договора возможно при соблюдении следующих условий: работник должен быть предупрежден не менее чем за 2 месяца о предстоящем увольнении; обращение работодателя с предложением прекратить трудовые отношения в связи с сокращением численности или штата работников должно быть направлено к работнику после предупреждения об увольнении, от работника должно быть получено письменное согласие расторгнуть трудовой договор до истечения срока предупреждения. Но поскольку инициатива в прекращении трудовых отношений принадлежит работодателю, следовательно, он и определяет дату прекращения трудового договора.
Ссылки истца и ее представителя на нарушение прав истца действиями представителя нанимателя, который поставил дату увольнения в зависимость от исполнения требований по передаче находящихся у истца на подотчете товарно-материальных ценностей и документации по направлению деятельности отдела также несостоятельны в силу вышеприведенных обстоятельств.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что отказ истца - гражданского служащего от дальнейшего прохождения государственной гражданской службы не является следствием действий ответчика по сокращению численности государственных гражданских служащих, влекущих невозможность продолжения прохождения службы, на которые ссылается истец.
Более того, действия ответчика по уведомлению ФИО7 об отмене действий приказов о сокращении занимаемой ей должности и возможности дальнейшего прохождения гражданской службы с сохранением прежних условий направлены на защиту прав и законных интересов истца, служебный контракт с ней по названному основанию не прекращен.
Кроме того, при рассмотрении настоящего спора, судом в силу ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации учитывается позиция истца, которая настаивает на прекращении с ней служебного контракта именно по основанию сокращения должностей государственной гражданской службы, а не по иным основаниям, в том числе, по соглашению сторон служебного контракта (ст. 34 Закона от *** № 79-ФЗ) либо по инициативе гражданского служащего (ст. 36 Закона от *** № 79-ФЗ).
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что нарушения прав истца по прекращению трудовых отношений в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы, не установлено, суд приходит к выводу о том, что оснований для выплаты истцу соответствующей компенсации, предусмотренной ч. 9 ст. 31 Закона от *** № 79-ФЗ, не имеется.
Требования истца о взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы, компенсации в соответствии со ст. 180 Трудового кодекса Российской Федерации, исчисленную пропорционально времени оставшемуся до окончания об увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, являются производными от требований о возложения на ответчика обязанности по завершению процедуры увольнения путем издания приказа об увольнении, в удовлетворении которых судом отказано, а потому оснований для признания их обоснованными не имеется, в связи с чем суд отказывает истцу в иске в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по завершению процедуры увольнения, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, денежного содержания, дополнительной компенсации, связанной с увольнением, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга.
Судья И.С. Скоринова