Дело № 2-552/2015
Мотивированное решение изготовлено 30.11.2015г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Красногорское 25 ноября 2015 года
Красногорский районный суд Алтайского края в составе:
судьи Коноваленко Л.В.
при секретаре: Вишняковой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к администрации Красногорского района Алтайского края о признании незаконным решения об отказе во включении в список граждан – получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, возложении обязанности по включению в список граждан-получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, установлении факта проживания,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 и ФИО2 обратились в суд к Администрации Красногорского района Алтайского края с указанным иском.
В обоснование заявленных требований ссылались на то, что являются собственниками <адрес> в <адрес>. Право собственности истцов возникло на основании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ. зарегистрировано в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.
В период с 29 мая по 04 июня 2014 года на территории Березовского сельского совета Красногорского района произошло чрезвычайное стихийное бедствие – наводнение.
Жилое помещение, принадлежащее истцам, оказалось в зоне подтопления. На основании акта обследования жилого дома, проведенного межведомственной комиссией созданной при администрации Березовского сельсовета Красногорского района Алтайского края квартира истцов имеет повреждения в виде намокания грунтового основания, наружных и внутренних стен, трещин в фундаменте, стенах, деформации половых досок, дом признан требующим проведения капитального ремонта.
Обратившись в Администрацию Красногорского района с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения, истцы получили отказ с указанием в качестве причины отказа – не проживание на момент объявления чрезвычайной ситуации в населенном пункте, подвергшемся паводку, поскольку на указанный момент истцы были зарегистрированы по месту жительства в г<адрес>.
С данным отказом истцы не согласен, поскольку на момент паводка являлись собственниками поврежденного жилого помещения, кроме того, фактически проживали в поврежденной в результате паводка квартире, несмотря на регистрацию по месту жительства в другом субъекте РФ. С учетом изложенного, просили признать незаконным решение Администрации Красногорского района Алтайского края по отказу во включении истцов в списки граждан- получателей социальных выплат для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения и возложить обязанность включить их в указанный список, установить факт проживания в населенном пункте, подвергшемся паводку в момент возникновения чрезвычайной ситуации и в момент подачи заявления о предоставлении социальной выплаты, а именно в <адрес>, с целью включения в список граждан, имеющих право на социальную выплату для проведения капитального ремонта.
В ходе рассмотрения дела истцы уточнили исковые требованиях, изменили основание иска и просили признать факт проживания в <адрес>, как в населенном пункте, подвергшемся паводку., признать незаконным отказ Администрации Красногорского района о включении истцов в список граждан- получателей социальной выплаты для проведения капитального ремонта, возложить обязанность по включению истцов в указанный список. В обоснование уточненного иска, указали, что проживали и состояли на регистрационном учете по месту жительства на момент возникновения чрезвычайной ситуации в <адрес>. Данный населенный пункт также попал в зону паводка, домовладение, в котором проживают истцы требует капитального ремонта.
В судебное заседание истцы не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в адресованных суду телефонограммах просили рассмотреть дело в их отсутствие, что суд счел возможным. В ранее состоявшихся по делу судебных заседаниях истцы на удовлетворении иска настаивали, указывая, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации на территории Красногорского района проживали в пострадавшем в результате паводка жилом помещении по <адрес><адрес>, при этом зарегистрированы истцы по месту жительства в <адрес> у матери истца ФИО2, регистрация необходима для получения квалифицированной медицинской помощи. Истец ФИО2 работал в <адрес><адрес>, а ФИО1 находилась в отпуске по уходу за ребёнком.
Представитель ответчика - Администрации Красногорского района Алтайского края в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства ответчик извещен надлежащим образом, из представленного в материалы дела отзыва представителя по доверенности ФИО3 следует, что администрация Красногорского района Алтайского края не согласна с предъявленным иском, поскольку истцы не проживали и не был зарегистрированы в пострадавшей в результате паводка квартире по <адрес> в <адрес>.
Третье лицо Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства <адрес>, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель третьего лица в судебное заседание не явился, от представителя по доверенности ФИО4 поступили возражения по иску, в которых последний просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку у истцов отсутствует совокупность условий, определенных п.4 Порядка предоставления социальных выплат, и необходимых для признания права на получение социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка.
Заслушав истцов, допросив свидетелей Ф.И.О. и Ф.И.О. оценивая собранные и исследованные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к следующему:
В соответствии с положениями части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В соответствии с частью 2 указанной статьи, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В связи с тем, что из-за сильных осадков, выпавших в Республике Алтай и юго-восточных районах Алтайского края, значительно повысился уровень воды в верховьях рек Бия, Катунь, Чарыш и Ануй, в Бийском, Красногорском, Краснощековском, Солонешенском, Солтонском, Чарышском муниципальных районах и в г. Бийске уровень воды в реках превысил критические отметки, Администрацией Алтайского края постановлением от 29 мая 2014 года № 254 «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», с 29 мая 2014 года введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В связи с подтоплением жилых домов на территории Красногорского района, постановлением Администрации Красногорского района Алтайского края от 30 мая 2014 года № 293а на территории Красногорского района Алтайского края введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2015 г. N 447 утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации ( далее Правила).
Указанные Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2015 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (далее соответственно - субъекты Российской Федерации, мероприятия по проведению капитального ремонта жилищного фонда, трансферты).
Согласно подп. "а" п. 5 Правил трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеющим другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.
Квартира по <адрес> в <адрес> в период весенне-летнего паводка, произошедшего в мае- июне 2014года на территории Красногорского района Алтайского края находилась в зоне затопления и была включена в список улиц и домов, попавших в зону подтопления.
Из акта обследования поврежденного индивидуального жилого дома в результате паводка от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что <адрес> в <адрес> нуждается в проведении капитального ремонта
Право общей долевой собственности истцов на данную квартиру зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается свидетельством о регистрации права.
Губернатором Алтайского края 29.10.2014г. утвержден список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка в мае- июне 2014года на территории Алтайского края и требуют капитального ремонта. <адрес> в указанный список была включена истец ФИО1, проживающая по <адрес> в <адрес>.
Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края (далее – Порядок), был утвержден постановлением Администрации Алтайского края № 234 от 17 июня 2015 г
Согласно пункту 1 данного Порядка, настоящий Порядок определяет правила выплаты денежных средств собственникам жилых помещений на проведение капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года (далее - "социальные выплаты").
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что право на получение социальной выплаты имеют граждане, являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты; проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации; не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты; включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта. При отсутствии гражданина в вышеназванном списке и наличии оснований, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, гражданин вправе подать в администрацию городского округа или муниципального района Алтайского края (далее - "орган местного самоуправления") в срок не позднее 30 дней с даты вступления в силу настоящего Порядка заявление по форме, установленной уполномоченным органом, о включении его в список граждан, жилые помещения которых требуют проведения капитального ремонта. К заявлению прилагается акт обследования поврежденного жилого помещения в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края.
В соответствии названным Порядком для получения социальной выплаты граждане должны подать в орган местного самоуправления по месту нахождения поврежденного жилого помещения заявление о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения по форме, установленной уполномоченным органом с приложением необходимых документов, предусмотренных указанным пунктом (под. «а» - «д» п.7 Порядка).
Органы местного самоуправления, в данном случае – администрация Красногорского района, принимают от граждан в день обращения заявление и документы, указанные в пунктах 7, 7.1 настоящего Порядка, рассматривают их в течение 10 дней с даты получения и принимают решение о включении или об отказе во включении гражданина в список граждан на предоставление социальных выплат для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения (п.8 Порядка).
Уполномоченный орган, которым является Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, формирует сводный список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, согласовывает его с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; готовит проект соглашения о предоставлении в 2015 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Алтайского края на финансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации по реализации мероприятий на проведение капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (подп. «а», «б» п. 13 Порядка).
Во исполнение данного порядка истцы в 30-дневный срок с даты вступления его в силу, а именно ДД.ММ.ГГГГ обратились в администрацию Красногорского района с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения.
Однако администрацией Красногорского района Алтайского края письмом № от ДД.ММ.ГГГГ отказано истцам во включении их в список граждан на предоставление социальной выплаты. Основанием для отказа органом местного самоуправления во включении истцов в указанный список явилось отсутствие регистрации по месту жительства в населенном пункте, подвергшемся паводку, а также не проживание в поврежденной в результате паводка квартире по <адрес> в <адрес>.
В соответствии с подп. «в» п.7 Порядка при обращении в орган местного самоуправления гражданин обязан приложить к заявлению копии документов, подтверждающих проживание в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации (с предъявлением оригиналов, если копии нотариально не заверены);
Из паспортных данных истцов следует, что на момент возникновения чрезвычайной ситуации они состояли на регистрационном учете по <адрес> в <адрес>. В первоначально поданном исковом заявлении истцы ссылались на то, что несмотря на наличие регистрации в <адрес>, фактически они проживали на момент возникновения ЧС в квартире по <адрес><адрес>. Данный факт в судебном заседании подтвердили и свидетели Ф.И.О.. и Ф.И.О. Однако, по мнению суда, из указанных доказательств не представляется возможным сделать единственно верный вывод о проживании истцов в <адрес> в <адрес> в период чрезвычайной ситуации, поскольку согласно сведений, отраженных в похозяйственной книге №, лицевой свет №, в <адрес> в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ. проживали и вели подсобное хозяйство родители истца ФИО1- ФИО5 и ФИО6, при этом из похозяйственной книги за ДД.ММ.ГГГГ.,следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ выбыла в <адрес>. Сведений о проживании когда-либо по указанному адресу ФИО2 в похозяйственных книгах не имеется.
В соответствии с пунктами,1,7,9,19,22 Порядка ведения похозяйственных книг, утвержденного приказом Минсельхоза РФ от 11 октября 2010 г. N 345"Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов" ведение похозяйственных книг органами местного самоуправления осуществляется в целях учета личных подсобных хозяйств.
Записи в книгу производятся на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе членами хозяйств. В книгу записываются все хозяйства, находящиеся на территории органов местного самоуправления. Если члены хозяйства проживают в хозяйстве не постоянно, а временно или сезонно, в разделе I эти сведения отражаются в строке "Отметка о проживании и ведении хозяйства". Выбывающие члены хозяйства исключаются (вычеркиваются) из книги с указанием даты и причин выбытия.
В соответствии со ст. 2 ФЗ"О личном подсобном хозяйстве" от 7.07.2003 г. N 112-ФЗ, личным подсобным хозяйством признается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Таким образом, сведения из похозяйственных книг отражают перечень членов семьи, совместно проживающих и ведущих личное подсобное хозяйство по конкретному адресу.
Как указано выше, истцы в ДД.ММ.ГГГГ. не значились проживающими и ведущими личное подсобное хозяйство по <адрес> в <адрес>, имеется отметка о выбытии истца ФИО1 с указанного адреса в ДД.ММ.ГГГГ году в <адрес>, что дает суду сделать вывод о проживании истцов на момент чрезвычайной ситуации по месту регистрации в <адрес>.
Данный факт впоследствии был подтвержден и самими истцами, посредством уточнения заявленных исковых требований, где они просили признать факт их проживания по <адрес> в <адрес>, как населенном пункте, подвергшемся паводку.
В соответствии с частью 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций и только в случае, если в ином порядке заявитель не смог получить надлежащие документы.
Судом установлено, что при обращении в Администрацию Красногорского района Алтайского края с заявлением о включении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на проведение капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения, истцам отказано во включении в указанный список в связи с несоответствием необходимым условиям, установленным п.4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат. Одним из необходимых условий является проживание в населенном пункте, повергшемся паводку.
Согласно ст. 2, 3 Закона РФ « О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» от 25 июня 1993 года N 5242-1 регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства является постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда, либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства жилое помещение, в котором гражданин зарегистрирован по месту жительства и является его местом постоянного проживания.
Поскольку истцы значатся зарегистрированными по месту жительства по <адрес> в <адрес>, следовательно, указанный адрес является для истцов местом проживания. Данный факт никем не оспаривается, является установленным, ввиду наличия у истцов регистрации по месту жительства, следовательно, дополнительному установлению не подлежит, в удовлетворении данного искового требования суд считает необходимым отказать.
Указывая на наличие права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения по <адрес> в <адрес>, истцы ссылаются на проживание в населенном пункте, подвергшемся паводку- <адрес>, представив в подтверждение своих доводов справку о том, что дом по <адрес> в <адрес> находился в зоне паводка, поврежден и требует капитального ремонта.
Однако, суд не соглашается с доводами истцов в указанной части, поскольку Постановление Администрации Алтайского края от 17.06.2014 № 234, которым утвержден Порядок предоставления социальных выплат для проведения капитального ремонта жилых домов, пострадавших в результате паводка, распространяет свое действие только на территорию Алтайского края и по смыслу п.4 Порядка, одним из совокупности условий, необходимых для включения в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт, является проживание на день объявления режима ЧС в населенных пунктах, подвергшихся паводку, относящихся к субъекту РФ- Алтайскому краю.
<адрес>, относится к иному субъекту РФ- <адрес>, проживание истцов в данном населенном пункте, нельзя признать как соответствие необходимому условию о проживании в населенном пункте, подвергшемся паводку.
Таким образом, истцы, на день объявления режима ЧС не проживали в населенном пункте, подвергшемся паводку- <адрес>
При указанных обстоятельствах, в судебном заседании не нашла своего подтверждения совокупность всех условий, необходимых для включения истцов ФИО2 и ФИО1 в список граждан- получателей социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка, а именно истцы на момент возникновения чрезвычайной ситуации не проживали в населенном пункте, подвергшемся паводку, ввиду чего исковые требования о включении их в список граждан – получателей социальной выплаты на проведение капитального ремонта удовлетворению не подлежат.
Принимая во внимание, что Администрацией Красногорского района Алтайского края с учетом установленных обстоятельств принято решение об отказе во включении истцов в Список на получение социальной выплаты на проведение капитального ремонта по тем основаниям, что они не отвечают совокупности условий предоставления социальной выплаты, установленной пунктом 4 Порядка, что нашло свое подтверждение и в судебном заседании, суд, указанное решение Администрации Красногорского района находит законным и обоснованным, в силу чего требование ФИО2 и ФИО1 о признании данного решения незаконным, также не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО2 и ФИО1 отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в Красногорский районный суд Алтайского края в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Л.В. Коноваленко
.
.
.
.
.
.