Дело № 2-552/2020
УИД 79RS0006-01-2020-001121-36
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Смидович 14 октября 2020 года
Смидовичский районный суд Еврейской автономной области
в составе судьи Пешковой Е.В.
при секретаре Руденко Ю.В.
с участием прокурора Кобзарь Н.Д.
представителя ответчика Волошенко Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Смидовичского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район», администрации муниципального образования «Камышовское сельское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО об обязании к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
17.08.2020 года прокурор Смидовичского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район», администрации муниципального образования «Камышовское сельское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО о признании бездействия незаконным, признании недвижимой вещи бесхозной, обязании принять водоотводный канал в муниципальную собственность. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведены надзорные мероприятия на предмет исполнения органами местного самоуправления федерального законодательства при эксплуатации гидротехнических сооружений, а также выполнения решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности правительства ЕАО по безаварийному пропуску вод в 2020 году.
В соответствии с решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности правительства ЕАО от 13.03.2020 № 9 администрации Смидовичского муниципального района ЕАО рекомендовано в срок до 15.06.2020 в установленном порядке определить собственника бесхозяйного сооружения –водоотводящего канала защитной дамбы «Даниловская» и провести его ремонт.
По состоянию на 20.07.2020 администрация Смидовичского муниципального района ЕАО рекомендации не выполнила, право муниципальной собственности на водоотводной канал от шлюза-регулятора № 3 до Костяловской протоки не зарегистрировала. Администрация Камышовского сельского поселения право муниципальной собственности на водоотводной канал от шлюза-регулятора № 3 до Костяловской протоки также не зарегистрировала.
Поскольку бесхозяйные объекты расположены в границах муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО, а также муниципального образования «Камышовское сельское поселение», то бездействие данных органов местного самоуправления свидетельствует о невыполнении обязанности, закрепленной в п. 3 ст. 225 ГК РФ.
Кроме того, по причине отсутствия права собственности муниципального образования на указанные гидротехнические сооружения, администрация не может нести бремя содержания данного имущества.
Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район», администрации муниципального образования «Камышовское сельское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО, признать водоотводный канал от шлюза-регулятора № 3 до Костяловской протоки бесхозной недвижимой вещью, обязать администрацию муниципального образования «Смидовичский муниципальный район», администрацию муниципального образования «Камышовское сельское поселение» Смидовичского муниципального района ЕАО принять водоотводный канал от шлюза-регулятора № 3 до Костяловской протоки в муниципальную собственность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением от 16.09.2020 суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
В судебном заседании помощник прокурора Смидовичского района ЕАО Кобзарь Н.Д. исковые требования изменил, просил обязать администрацию муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию, с заявлением о принятии водоотводного канала от шлюза- регулятора № 3 до Костяловской протоки на учет как бесхозяйное имущество в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Суду пояснил, что данные обязанности необходимо возложить на администрацию Смидовичского муниципального района, поскольку к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Смидовичского муниципального района ЕАО Волошенко Ю.В. с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ. На основании ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Спорный водоотводной канал находится на территории Камышовского сельского поселения, межселенных территорий в Смидовичском муниципальном районе не имеется.
Представитель ответчика администрации Камышовского сельского поселения Смидовичского муниципального района ЕАО в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании 16.09.2020 представитель администрации Камышовского сельского поселения Смидовичского муниципального района ЕАО Онищенко А.Н. с исковыми требованиями не согласился. Суду пояснил, что водоотводной канал расположен в границах межселенной территории. К полномочиям сельского поселения не относятся вопросы мелиорации земель.
Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительного предмета спора на стороне ответчика ФГБУ «Управление Биробиджанмелиоводхоз» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании 16.09.2020 представитель третьего лица ФГБУ «Управление Биробиджанмелиоводхоз» Орел О.В. пояснил, что в федеральной собственности находится защитная дамба «Даниловская», которая передана в оперативное управление ФГБУ «Управление Биробиджанмелиоводхоз». Защитная дамба является самостоятельным гидротехническим сооружением и выполняет функции защиты от паводковых вод. В составе дамбы отсутствует водоотводной канал от шлюза № 3, без канала дамба выполняет свои защитные функции. Водоотводной канал предназначен для отведения избыточных вод от земельных участков, возможно, он является частью мелиоративной системы, которые ранее находись в собственности совхозов. Все мелиоративные системы в Смидовичском районе являются бесхозяйными.
Выслушав, пояснения помощника прокурора, представителя ответчика Волошенко Ю.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьями 20, 41 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на безопасность жизни и здоровья.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района
В соответствии с вышеуказанным Федеральным законом к вопросам местного значения сельского поселения не относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок принятия на учет бесхозяйной вещи регламентируется Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № 931 от 10.12.2015 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
Согласно пункту 4, 5 указанного Приказа принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: прием в порядке межведомственного информационного взаимодействия заявления о постановке на учет и документов, предусмотренных в пункте 6 настоящего Порядка; проверка документов на соответствие требованиям, предъявляемым Законом к документам, поступающим в орган регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия; внесение записей в Единый государственный реестр недвижимости о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества.
Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
Из материалов дела следует, что защитная дамба «Даниловская» является собственностью Российской Федерации и находится в оперативном управлении ФГБУ «Управление Биробиджанмелиоводхоз».
По информации ФГБУ «Управление Биробиджанмелиоводхоз» спорный водоотводный канал от шлюза-регулятора № 3 до Костяловской протоки не входит в состав защитной дамбы «Даниловская».
13.03.2020 комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности правительства ЕАО в целях подготовки к безаварийному пропуску весенного и летне-осенних паводков решила рекомендовать администрации Смидовичского муниципального района определить собственника бесхозяйного сооружения водоотводящего канала защитной дамбы «Даниловская» и провести его ремонт.
В ходе судебного разбирательства также было установлено, что водоотводной канал не является частью защитной дамбы «Даниловская», имеет самостоятельное назначение для отвода паводковых вод от населенного пункта и сельскохозяйственных угодий, расположен на территории Камышовского сельского поселения.
В реестре муниципального имущества указанный объект не значится, в настоящий момент не имеет собственника, на балансе какой-либо организации не состоит, в оперативном управлении юридических лиц не находится и никем не обслуживается. Собственник данного канала не установлен, то есть водоотводной канал является бесхозяйным недвижимым имуществом. Доказательств обратного в материалах дела не имеется и суду не представлено.
Отсутствие собственника данного водоотводного канала негативно отражается на техническом состоянии и эксплуатации канала, что влечет за собой угрозу для возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с паводковыми водами, что нарушает права неопределенного круга лиц на защиту от чрезвычайных ситуаций, на безопасность их жизни и здоровья.
Поскольку администрация Камышовского сельского поселения в данном случае является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, в силу возложенных на нее законом полномочий она обязана выполнить необходимые в рамках этого мероприятия.
Доводы прокурора о необходимости возложения обязанности обратиться с заявлением о принятии водоотводного канала на учет как бесхозяйного имущества на администрацию Смидовичского муниципального района ЕАО суд отклоняет, поскольку водоотводной канал не находится на межселенной территории района, и в силу прямого указания закона объекты недвижимого имущества принимаются на учет в качестве бесхозяйных на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Отсутствие полномочий у сельского поселения на решение вопросов по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не является препятствием для обращения с заявлением о принятии водоотводного канала на учет как бесхозяйного имущества.
Обращение с данным заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, не равнозначно признанию права муниципальной собственности на данное имущество.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет администрация Смидовичского муниципального района может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание важность защиты охраняемых законом прав неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор, а также принцип разумности и необходимость обеспечения соблюдения баланса интересов сторон, учитывая, что для выполнения решения суда необходимы финансовые затраты и определенное время, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда до 30.06.2021 г.
Учитывая, что прокурор Смидовичского района ЕАО не отказался от исковых требований к администрации Смидовичского муниципального района, а обращение с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества является обязанностью администрации Камышовского сельского поселения, в удовлетворении исковых требований к администрации Смидовичского муниципального района ЕАО следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, районный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Камышовское сельское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области о понуждении к совершению определенных действий, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Камышовское сельское поселение» Смидовичского муниципального района Еврейской автономной области в срок до 30.06.2021 обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет водоотводного канала от шлюза-регулятора № 3 до Костяловской протоки в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.
В удовлетворении исковых требований прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» Еврейской автономной области о понуждении к совершению определенных действий, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Еврейской автономной области через Смидовичский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.В.Пешкова
Мотивированное решение изготовлено 19.10.2020 г.