УИД42RS0020-01-2022-000575-46
Дело № 2-552/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Осинники 19 июля 2022 года
Осинниковский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Зверьковой А.М.
при секретаре Дубровиной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Акционерного общества «Негосударственный пенсионный фонд «Открытие» об отмене решения Финансового уполномоченного по обращению ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Негосударственный пенсионный фонд «Открытие» (АО «НПФ «Открытие») обратилось в суд с заявлением, в котором просит отменить решение финансового уполномоченного № № от 15.02.2022, отказать ФИО1 в удовлетворении заявления.
Требования обосновывает тем, что ФИО1 обратился к уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг с требованием к АО «Негосударственный пенсионный фонд «Открытие» о взыскании денежных средств в виде единовременной выплаты 385 672,76 рублей, в связи с несогласием с решением Фонда об установлении ему накопительной пенсии с учетом дополнительных страховых взносов, об отмене неверного решения, привлечения Фонда к ответственности. Решением финансового уполномоченного № № от 15.02.2022 требование ФИО1 о взыскании денежных средств в виде единовременной выплаты удовлетворено, с Фонда взысканы в пользу ФИО1 средства в размере 385 672,76 рублей. Требования ФИО1 об отмене неверного решения Фонда и привлечения Фонда к ответственности оставлены без рассмотрения. Фонд не согласен с решением финансового уполномоченного, считает его незаконным в связи с неправильным применением положений Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», Федерального закона от 30.11.2011 № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений. Финансовый уполномоченный неверно определил сумму средств пенсионных накоплений, исходя из которой должен производиться расчет соотношения накопительной пенсии к сумме страховой и накопительной пенсии в целях определения вида выплаты в соответствии с ч.3 ст.6 Федерального закона № 424-ФЗ. ФИО1 является застрахованным лицом Фонда в соответствии с договором об обязательном пенсионном страховании от 31.03.2011 № № Средства пенсионных накоплений ФИО1 формировались за счет страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования. 02.01.2022 в фонд от ФИО1 поступило заявление застрахованного лица о назначении накопительной пенсии без учета ДСВ. При этом с заявлением о назначении срочной пенсионной выплаты ФИО1 не обращался. На дату обращения с заявлением сумма средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии ФИО1 составляла 423 129,36 рубля, из них: 37 456,60 руб. – ДСВ, 365 672,76 рублей страховые взносы и доход от их инвестирования. С целью проверки права ФИО1 на получение средств пенсионных накоплений Фонд запросил в Отделении Пенсионного фонда РФ информацию для назначения выплат за счет средств пенсионных накоплений. По информации, полученной от ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу у ФИО1, с 11.11.2020 имеются условия для назначения накопительной пенсии, предусмотренные ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 424-ФЗ, в отношении достижения возраста или наступления срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018, а также соблюдения условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ в части наличия необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента (в отношении застрахованных лиц, указанных в ч. 1 ст. 30, ст. 31, ч. 1 ст.32, ч.2 ст. 33 Федерального закона № 400-ФЗ). С целью определения вида выплаты в отношении ФИО1 Фондом также был произведен расчет исходя их всех средств пенсионных накоплений, включая ДСВ, поскольку ФИО1 ранее не назначалась срочная пенсионная выплата за счет этих средств. Поскольку размер накопительной пенсии ФИО1 составил более 5 % по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом №400-ФЗ, и размера накопительной пенсии, рассчитанных на день назначения накопительной пенсии, у Заявителя отсутствует право на единовременную выплату средств пенсионных накоплений. Вместе с тем, по мнению финансового уполномоченного, ДСВ не следовало учитывать при определении процентного соотношения, поскольку ФИО1 в п. 3.2 Заявления просил не учитывать в составе накопительной пенсии ДСВ, однако данный подход противоречит ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 424-ФЗ, а также позиции Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, закрепленной в письмах от 27.12.2017 № 21-3/В-2035 и от 27.03.2019 №21-3-/В-324, полученных в ответ на запросы Фонда (приложения NN6 - 8). 14.01.2022 Фонд принял решение о назначении ФИО1 накопительной пенсии в размере 1 036,75 рубля (385 672,76 / 372) исходя из суммы страховых взносов и дохода от их инвестирования, учтенных на его пенсионном счете накопительной пенсии, без учета ДСВ, поскольку в п.3.2 заявления ФИО1 просил не учитывать в составе накопительной пенсии ДСВ. Финансовый уполномоченный, удовлетворив требование о взыскании средств в виде единовременной выплаты, фактически отменил решение Фонда о назначении ФИО1 накопительной пенсии, что выходит за рамки его компетенции. Однако требование ФИО1 о взыскании средств пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты вытекает из несогласия с решением Фонда о назначении ему накопительной пенсии, в связи с чем, не может быть рассмотрено отдельно. Вместе с тем финансовый уполномоченный, не отменяя решение Фонда ввиду отсутствия у него на это полномочий, взыскал с Фонда средства пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты, что нарушает порядок обжалования решения об установлении накопительной пенсии. Более того, финансовым уполномоченным не учтено, что в настоящее время Фонд осуществляет ФИО1 выплату накопительной пенсии за счет спорных средств, в связи с чем, взысканная сумма должна быть уменьшена на сумму осуществленных выплат. На дату вынесения решения сумма выплат составила 2 040,06 рубля. На основании изложенного, АО «НПФ «Открытие» считает решение финансового уполномоченного от 15.02.2022№ № незаконным и подлежащим отмене.
Определением суда от 11.05.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
В судебное заседание представитель АО «НПФ «Открытие» не явился. О дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В суд направлено ходатайство о проведении судебного заседания посредством ВКС на базе районных судов г. Москвы. Определением суда, в удовлетворении заявленного ходатайства было отказано, ввиду отсутствия технической возможности организовать проведение ВКС, в том числе по причине отсутствия ответов из районных судов г.Москвы на заявки суда.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг ФИО2, действующая на основании доверенности возражала против удовлетворения требований АО «НПФ «Открытие». Решение Финансового уполномоченного считает законным и обоснованным. Настаивала на рассмотрении дела в отсутствие представителя АО «НПФ «Открытие».
Заинтересованное лицо ФИО1 с заявлением АО «НПФ «Открытие» не согласен, решение Финансового уполномоченного считает законным и обоснованным. Возражал против удовлетворения требований АО «НПФ «Открытие». Настаивал на рассмотрении дела в отсутствие представителя АО «НПФ «Открытие».
Представитель заинтересованного лица Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В материалы дела представлены письменные объяснения (л.д.184-186), в которых представитель просит рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Отделения Пенсионного фонда по Кемеровской области-Кузбассу в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в том числе в отсутствие представителя истца, не просившего о рассмотрении дела в его отсутствия, ввиду позиции представителя финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг и заинтересованного лица ФИО1, настаивавших на рассмотрении дела в отсутствие указанного лица.
Заслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту.
Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии с ч.1 и ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» должность финансового уполномоченного учреждается в соответствии с настоящим Федеральным законом для рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги (далее - обращения).
Финансовые уполномоченные в сферах финансовых услуг (далее также - финансовые уполномоченные) осуществляют свою деятельность в порядке, установленном Федеральным законом от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
Статьей 20 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» установлен порядок рассмотрения обращения финансовым уполномоченным.
В соответствии с ч.ч. 2, 3, 4 указанной статьи финансовый уполномоченный вправе запросить у финансовой организации разъяснения, документы и (или) сведения, связанные с рассмотрением обращения, в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну страхования или иную охраняемую законом тайну.
Финансовая организация обязана предоставить финансовому уполномоченному разъяснения, документы и (или) сведения, связанные с рассмотрением обращения, в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса финансового уполномоченного.
Непредставление (несвоевременное предоставление) разъяснений, документов и (или) сведений, связанных с рассмотрением обращения, не препятствует рассмотрению обращения по существу.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» решение финансового уполномоченного должно быть обоснованным и соответствовать требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, принципам российского права, в том числе добросовестности, разумности и справедливости.
По результатам рассмотрения обращения финансовый уполномоченный принимает решение о его полном или частичном удовлетворении или об отказе в его удовлетворении.
Согласно ст. 26 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» в случае несогласия с решением финансового уполномоченного финансовая организация вправе в течение десяти рабочих дней после дня вступления в силу решения финансового уполномоченного обратиться в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. В случае обращения финансовой организации в суд копия заявления подлежит направлению финансовому уполномоченному, рассматривавшему дело, и потребителю финансовых услуг, в отношении обращения которого принято решение финансового уполномоченного, в течение одного дня со дня подачи указанного заявления.
Финансовая организация при обращении в суд вправе направить финансовому уполномоченному ходатайство о приостановлении исполнения его решения. При получении указанного ходатайства финансовый уполномоченный выносит решение о приостановлении исполнения решения, которое оспаривается финансовой организацией, до вынесения решения судом.
В случае обращения финансовой организации в суд потребитель финансовых услуг вправе вступить в дело в качестве третьего лица в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
На финансового уполномоченного судом не может быть возложена имущественная ответственность за отмену решения финансового уполномоченного, за исключением случаев вынесения им заведомо незаконного решения.
Судом установлено, что 31.03.2011 между ФИО1 и АО «НПФ «Открытие» заключен договор об обязательном пенсионном страховании № № (л.д.31-32). Договор ОПС вступил в силу 28.03.2012 со дня зачисления перечисленных предыдущим страховщиком, которым являлся Пенсионный фонд Российской Федерации, средств пенсионных накоплений на пенсионный счет накопительной пенсии ФИО1 № №, что подтверждается информацией о состоянии пенсионного счета накопительной пенсии застрахованного лица и о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе о суммах дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, и результатах их инвестирования по состоянию на 25.02.2022 (л.д.33-34).
02.01.2022 через личный кабинет ФИО1 обратился в АО «НПФ «Открытие» с заявлением застрахованного лица о назначении накопительной пенсии № № (л.д.43-48).
10.01.2022 АО «НПФ «Открытие» направил в ГУ Отделение Пенсионного фонда Кемеровской области запрос о предоставлении информации для назначения накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.
12.01.2022 Отделение ПФР предоставило АО «НПФ «Открытие» информацию для назначения накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (№ №/21), согласно которой у ФИО1 имеются условия для назначения накопительной пенсии, предусмотренные частью 2 статьи 6 Федерального закона от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», в отношении соблюдения условий для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - по достижении возраста или наступлении срока, определяемых в соответствии с Законом № 400-ФЗ по состоянию на 31.12.2018, и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента) на 11.11.2020 (дата, когда приобретены указанные условия). Размер страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленный в соответствии с Законом № 400-ФЗ, рассчитанный на дату назначения накопительной пенсии (11.11.2020), в соответствии с Информацией для назначения накопительной пенсии составляет 21 529 рублей 46 копеек (л.д.54-57).
14.01.2022 АО «НПФ «Открытие» принято Решение № № о назначении ФИО1 с 02.01.2022 накопительной пенсии в размере 1 036 рублей 75 копеек (л.д.68).
17.01.2022 ФИО1 обращался в АО «НПФ «Открытие» с претензией. Указывал, что АО «НПФ «Открытие» не верно произведен расчет размера накопительной части пенсии.
18.01.2022 АО «НПФ «Открытие» посредством электронной почты направил ФИО1 ответ на претензию, содержащий отказ в удовлетворении заявленных требований, разъяснив, что средства пенсионных накоплений формировались за счет страховых взносов работодателя, а также взносов в рамках программы государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений.
ФИО1, руководствуясь досудебным порядком урегулирования страхового спора, в порядке, предусмотренном Законом № 123-ФЗ, обратился в Службу финансового уполномоченного с требованием к АО НПФ «Открытие» о взыскании денежных средств в виде единовременной выплаты в размере 385 672 рубля в связи с несогласием с решением Фонда об установлении накопительной пенсии с учетом дополнительных страховых взносов, отмене решения, привлечении Фонда к ответственности.
Разрешая обращение ФИО1, финансовый уполномоченный пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения обращения ФИО1 к АО НПФ «Открытие».
Решением службы финансового уполномоченного № № от 15.02.2022 постановлено: взыскать с АО «НПФ «Открытие» в пользу ФИО1 385 672,76 рублей. Требования ФИО1 об отмене неверного решения Фонда об установлении накопительной пенсии и привлечения Фонда к ответственности, оставить без рассмотрения (л.д.12-30).
АО НПФ «Открытие» с решением финансового уполномоченного не согласно, поскольку решением финансового уполномоченного необоснованно взыскана в пользу ФИО1 единовременная выплата.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее Закон № 123-ФЗ) должность финансового уполномоченного учреждается в соответствии с Законом № 123-ФЗ для рассмотрения - обращений потребителей финансовых услуг об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги.
Из положений части 1 статьи 15 Закона № 123-ФЗ следует, что финансовый уполномоченный рассматривает обращения в отношении финансовых организаций, если размер требований потребителя финансовых услуг о взыскании денежных сумм не превышает 500 тысяч рублей.
Приведенные положения Закона № 123-ФЗ свидетельствуют о том, что финансовый уполномоченный вправе рассматривать споры имущественного характера, содержащие требования о взыскании денежных сумм.
При этом требование, содержащееся в обращении Потребителя, было направлено на взыскание денежных средств в виде единовременной выплаты в размере 385 672 рубля.
Согласно пункту 6 статьи 13 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее - Закон № 75-ФЗ) застрахованные лица (в рассматриваемом случае Потребитель по смыслу Закона № 75-ФЗ является застрахованным лицом) имеют право требовать от фонда исполнения обязательств в соответствии с условиями договора об обязательном пенсионном страховании, а также получать накопительную пенсию и (или) срочную пенсионную выплату в соответствии с Законом № 75-ФЗ, Федеральным законом от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» и Федеральным законом от 30.11.2011 № 360 -ФЗ «О порядке финансирования выплат за счёт средств пенсионных накоплений», со страховыми правилами фонда и с условиями договора об обязательном пенсионном страховании при возникновении пенсионного основания.
В соответствии с п.1 ст. 22 Закона № 122-ФЗ решение финансового уполномоченного должно быть обоснованным и соответствовать требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федераций, нормативных актов Банка России, принципам российского права, в том числе добросовестности, разумности и справедливости.
Обращение Потребителя содержит в себе требование о взыскании денежной суммы с Фонда, а именно об исполнении Фондом обязательства по осуществлению единовременной выплаты, в связи с чем, исходя из положений части 1 статьи 15 Закона № 123-ФЗ указанное требование подлежало рассмотрению Финансовым уполномоченным по существу.
При этом довод финансовой организации о том, что Финансовый уполномоченный фактически рассмотрел требование Потребителя об отмене решения Фонда о назначении Потребителю накопительной пенсии, что выходит за рамки его компетенции, не соответствует действительности.
Как следует из Решения Финансового уполномоченного (страницы 16,17 Решения) требования потребителя об отмене решения Фонда о назначении накопительной пенсии и привлечении Фонда к ответственности не рассматривались Финансовым уполномоченным по - существу, как несоответствующие положениям части 1 статьи 15 Закона № 123-ФЗ.
Учитывая изложенное, Финансовый уполномоченный пришел к выводу о возможности принятия данного обращения к рассмотрению осуществил взыскание единовременной выплаты потребителю, то есть удовлетворил требование о взыскании денежных сумм.
В соответствии с абз.3 ст.3 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» договор об обязательном пенсионном страховании – соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты либо осуществлять выплаты правопреемникам застрахованного лица.
Исходя из положений ст. 2 Федерального закона от 30.11.2011 № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» за счет средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица, осуществляются следующие виды выплат:
- единовременная выплата средств пенсионных накоплений;
- срочная пенсионная выплата;
- накопительная пенсия;
- выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» единовременная выплата средств пенсионных накоплений осуществляется следующим категориям застрахованных лиц:
лицам, которые не приобрели право на получение накопительной пенсии в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», - по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины);
лицам, размер накопительной пенсии которых в случае ее назначения составил бы 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и размера накопительной пенсии, рассчитанного в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №424-ФЗ «О накопительной пенсии», рассчитанных на дату назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», - по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), а лицам, указанным в ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», - по достижении возраста или наступлении срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 г., и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента).
Размер выплат, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета либо на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица на день, с которого назначается соответствующий вид выплат, но не менее суммы гарантируемых средств, определяемой в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» (часть 3 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 360-ФЗ «О порядке формирования за счет средств пенсионных накоплений»).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 424-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О накопительной пенсии» накопительная пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии.
Право на накопительную пенсию имеют застрахованные лица: мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при соблюдении условий для назначения страховой пенсии по старости, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при наличие необходимого страхового стажа и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента (статья 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьи 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Таким образом, право на получение единовременной выплаты средств пенсионных накоплений имеют застрахованные лица, имеющие право на страховую пенсию по старости, в том числе досрочно, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при условии, что у такого лица имеются средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, и размер накопительной пенсии составляет 5 процентов и менее по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости, в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, и размера накопительной пенсии, рассчитанной по состоянию на день назначения накопительной пенсии.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 424-ФЗ размер накопительной пенсии определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия. Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованного лица, взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результат от их инвестирования и средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной пенсии, а также результат от их инвестирования (далее - Дополнительные страховые взносы) включаются в состав средств пенсионных накоплений и учитываются по выбору застрахованного лица при определении размера накопительной пенсии либо размера срочной пенсионной выплаты в соответствии с Законом № 360-ФЗ.
По смыслу вышеприведенного правового регулирования Дополнительные страховые взносы включаются в размер средств пенсионных накоплений, однако по выбору застрахованного лица они учитываются при определении размера накопительной пенсии либо размера срочной пенсионной выплаты (которая по смыслу положений пункта 1 статьи 5 Закона № 360-ФЗ возможна только за счет средств Дополнительных страховых взносов).
Таким образом, право выбора о включении Дополнительных страховых взносов в размер накопительной пенсии либо реализации права на получение срочной пенсионной выплаты за счет указанных средств находится на стороне застрахованного лица.
Пунктами 4 и 5 статьи 36.28 Закона № 75-ФЗ предусмотрено, что назначение застрахованному лицу накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты осуществляется на основании соответствующего заявления, поданного в фонд, а также документов, подтверждающих наличие у застрахованного лица пенсионных оснований. Форма заявления о назначении накопительной пенсии утверждена постановлением Правления ПФР от 15.07.2016 № 668п «Об утверждении форм заявлений застрахованного лица о назначении накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, подаваемых в негосударственный пенсионный фонд».
02.01.2022 Потребитель через личный кабинет обратился в Фонд с Заявлением о назначении накопительной пенсии.
Потребителем собственноручно проставлена отметка, в пункте 3.1 Заявления о назначении накопительной пенсии, которой Заявитель подтверждает, что уведомлен о том, что в соответствии с частью 2 статьи 13 Закона № 360-ФЗ, застрахованные лица, сформировавшие средства пенсионных накоплений за счет средств дополнительных страховых взносов, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования, вправе по своему выбору получить указанные средства в виде срочной пенсионной выплаты, выплачиваемой в течение не менее 120 месяцев (10 лет) со дне ее назначения, или в составе накопительной пенсии. В пункте 3.2 Заявления о назначении накопительной пенсии Потребителем собственноручно в графе «не учитывать» проставлена отметка, в которой он указал, что средства, указанные в пункте 3.1 Заявления о назначении накопительной пенсии в составе накопительной пенсии не следует учитывать.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона № 424-ФЗ размер накопительной пенсии определяется по формуле.
НП = ПН / Т,
где НП - размер накопительной пенсии;
ПН - сумма средств пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, применяемого для расчета размера накопительной пенсии и определяемого в соответствии с частью 1 статьи 17 Закона № 424-ФЗ.
Согласно Выписке по счету размер средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии ФИО1, составляет 423 129 рублей 36 копеек, из которых средства пенсионных накоплений без учета Дополнительных страховых взносов составляют 385 672 рубля 76 копеек, ДСВ – 37 456,60 рублей (л.д.33-42).
Учитывая изложенное, при расчете накопительной пенсии не подлежат включению в сумму средств пенсионных накоплений сумма Дополнительных страховых взносов в связи с реализацией Потребителем соответствующего права выбора, и при решении вопроса о наличии оснований для назначения накопительной пенсии или осуществлении единовременной выплаты необходимо исходить из суммы 385 672 рубля 76 копеек.
Заявитель обратился за назначением накопительной пенсии 02.01.2022, Решение о назначении накопительной пенсии принято 14.01.2022.
Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии, применяемый для расчета ее размера, определен Федеральным законом от 21.12.2021 № 410-ФЗ «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2022 год» (далее - Закон № 410-ФЗ) и в 2022 году составляет 264 месяца. При этом ФИО1 № года рождения и достигает возраста 60 лет 03.01.2039.
Согласно расчета АО «НПФ «Открытие» у ФИО1 право на назначение накопительной пенсии возникло 11.11.2020 в связи с назначением страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с частью 2 статьи 6 Закона № 424-ФЗ, поэтому при определении ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии Заявителя применяются положения части 2 статьи 17 Закона № 424-ФЗ.
Заявителю накопительная пенсия назначена с 02.01.2022, то есть позднее приобретения права на назначение накопительной пенсии (11.11:2020), поэтому при определении ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии Заявителю применяется также норма части 3 статьи 7 Закона № 424-ФЗ.
При расчете ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии АО «НПФ «Открытие», при определении периода Т (количества месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии), применяемого при расчете размера накопительной пенсии Заявителя, применил установленный на 2022 год Законом № 410-ФЗ показатель 264 месяца и скорректировал его, применив нормы части 3 статьи 7 и части 2 статьи 17 Закона № 424-ФЗ.
В соответствии с нормой части 2 статьи 17 Закона № 424-ФЗ Фонд увеличил ожидаемый период выплаты пенсии Заявителя на 120 месяцев. Увеличение рассчитывается как период полных лет, начиная с 1 января 2013 года по год назначения накопительной пенсии включительно (2022), что составляет 10 полных лет (10*12 месяцев=120 месяцев), и что не превышает количество лет, недостающих при наступлении права на назначение накопительной пенсии (11.11.2020) до достижения Заявителем возраста 60 лет (03.01.2039) - 18 полных лет.
В соответствии с нормой части 3 статьи 7 Закона № 424-ФЗ Фонд сократил ожидаемый период выплаты пенсии Заявителя на 12 месяцев. Сокращение рассчитывается как количество полных лет, истекших с даты приобретения права на накопительную пенсию (11.11.2020) до обращения за назначением накопительной пенсии (02.01.2022), и составляет 1*12 месяцев=12 месяцев.
Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии ФИО1 составляет Т=264+120-12=372.
Финансовый уполномоченный проверил расчет размера накопительной пенсии и соотношения размера накопительной пенсии к общему размеру страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты) и накопительной пенсии пришел к выводу, что расчет произведен не верно, поскольку АО «НПФ «Открытие» при расчете размера накопительной пенсии в соответствии со статьей 7 Закона № 424-ФЗ по формуле: НП = ПН / Т использовал показатель ПН - 423 129 рублей 36 копеек, то есть в размере всей суммы средств пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия, без учета волеизъявления ФИО1, который согласно пунктам 3.1, 3.2 Заявления о назначении накопительной пенсии просил не учитывать в составе накопительной пенсии Дополнительные страховые взносы.
Исходя из системного толкования положений части 1 статьи 7 Закона 424-ФЗ дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованного лица, взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результат от их инвестирования и средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование накопительной пенсии, а также результат от их инвестирования включаются в состав средств пенсионных накоплений и учитываются при определении размера накопительной пенсии по выбору застрахованного лица, осуществляемому при заполнении пунктов 3.1, 3.2 Заявления о назначении накопительной пенсии, в которых проставляется отметка учитывать или не учитывать в составе накопительной пенсии Дополнительные страховые взносы
Таким образом, при проставлении застрахованным лицом отметки «не учитывать» в п. 3.2 Заявления о назначении накопительной пенсии Дополнительные страховые взносы в расчет размера накопительной пенсии не принимаются.
В связи с тем, что сумма средств пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия, без учета дополнительных страховых взносов составляет 385 672 рубля 76 копеек, в показателе ПН, должно использоваться это значение.
С учетом рассчитанного АО «НПФ «Открытие» показателя Т в размере 372 месяца размер накопительной пенсии Заявителя (НП) для целей определения права на единовременную выплату составляет 385 672,76 /372 = 1 036 рублей 75 копеек.
При применении корректного показателя НП в размере 1 036 рублей 75 копеек соотношение размера накопительной пенсии к общему размеру страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты) и накопительной пенсии составляет:
1 036,75 (размер накопительной пенсии) * 100 / (21529,46) (размер страховой пенсии) = 4,59 %.
Так как размер накопительной пенсии составляет менее 5 процентов по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе, с учетом фиксированной выплаты и повышений фиксированной выплаты) и размера накопительной пенсии, рассчитанных на день назначения накопительной пенсии, АО «НПФ «Открытие» должно было быть принято решение об осуществлении единовременной выплаты.
Судом, также установлено, что с 09.03.2021 ФИО1 получает досрочную страховую пенсию по старости по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», размер пенсии по состоянию на 02.01.2022 (дата обращения в АО «НПФ «Открытие» за назначением накопительной пенсии) составил 22 078,47 рублей (л.д.55).
При этом, судом установлено, что АО «НПФ «Открытие» при назначении пенсии при расчете ожидаемого периода дожития, указал неверную дату выхода на пенсию, указав, что ФИО1 вышел на пенсию 11.11.2020, что не соответствует справке Государственного Пенсионного фонда о дате выхода на пенсию, где указана дата выхода на пенсию – 09.03.2021. В связи с чем, в расчете АО «НПФ «Открытие» не подлежат вычету из периода выплаты 12 месяцев. То есть, ожидаемый период выплаты составит не 372 месяца, а 384 месяца. Соответственно, даже в случае если брать пенсионные накопления без вычета дсв, в любом случае, получается значение менее 5% от назначенной страховой пенсии.
С учетом рассчитанного АО «НПФ «Открытие» показателя Т в размере 384 месяца размер накопительной пенсии Заявителя (НП) для целей определения права на единовременную выплату составляет 385 672,76 /384 = 1 004 рублей 36 копеек.
При применении корректного показателя НП в размере 1 004 рублей 36 копеек соотношение размера накопительной пенсии к общему размеру страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты) и накопительной пенсии составляет:
1 004,36 (размер накопительной пенсии) * 100 / (22 078,47) (размер страховой пенсии) = 4,55%.
Поскольку при таком расчете размер накопительной пенсии составляет менее 5 процентов по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты и повышении фиксированной выплаты) и размера накопительной пенсии, рассчитанных на день назначения накопительной пенсии, при вынесении Решения Финансовый уполномоченный пришел к обоснованному выводу о взыскании в пользу АО «НПФ «Открытие» единовременной выплаты.
При этом довод АО «НПФ «Открытие» о том, что при расчете размера накопительной пенсии в соответствии со статьей 7 Закона № 424-ФЗ по формуле: НП = ПН / Т необходимо использовать показатель ПН - 423 129 рублей 36 копеек, то есть в размере всей суммы средств пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная пенсия, без учета волеизъявления Потребителя, основан на неверном толковании положений статьи 7 Закона № 424-ФЗ.
Из письма Департамента пенсионного обеспечения Минтруда России от 27.12.2017 № 21-3/В-2035 (далее - письмо Департамента), на которое ссылается Фонд в обоснование своего подхода, не следует, что при назначении накопительной пенсии выполняются два расчета с различными показателями «ПН». В письме Департамента указывается: необходимо отметить, что средства дополнительных страховых взносов учитываются по выбору застрахованного лица либо при определении размера накопительной пенсии, либо при определении размера срочной пенсионной выплаты... При этом следует отметить, что в приведенном в обращении примере застрахованное лицо пожелало не учитывать средства дополнительных страховых взносов при назначении накопительной пенсии (л.д.58-59).
В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее - Закон № 75- ФЗ») уполномоченный федеральный орган осуществляет в пределах своей компетенции государственное регулирование деятельности фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев, актуариев в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.
Уполномоченный федеральный орган действует в соответствии с Законом № 75-ФЗ и положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.11.2003 № 669 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию» (далее - Постановление № 669) государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию в части правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Полномочия Минтруда России по государственному регулированию деятельности негосударственных пенсионных фондов установлены вышеуказанным Постановлением № 669 и постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации». Указанные нормативные - правовые акты Правительства Российской Федерации не содержат полномочий Минтруда России по разъяснению правоприменения и толкованию законодательства Российской Федерации по пенсионному страхованию. Подпункт 4 пункта 2 Постановления № 669 устанавливает, что Минтруд России рассматривает в пределах своей компетенции жалобы (заявления, обращения) граждан и юридических лиц, связанные с нарушениями Закона № 75-ФЗ.
В соответствии с пунктом 8 раздела «111 Организация деятельности» Постановления № 610 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возглавляет Министр труда и социальной защиты Российской Федерации. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации полномочий и реализацию государственной политики установленной сфере деятельности.
В материалы дела не представлено доказательств, что Министр труда и социальной защиты Российской Федерации уполномочил Директора департамента пенсионного обеспечения давать разъяснения по вопросам применения пенсионного законодательства, имеющие универсальный характер. Из письма Департамента пенсионного обеспечения Минтруда России от 27.12.2017 № № (далее - письмо Департамента), на которое ссылается Фонд в обоснование своего подхода, не следует, что при назначении накопительной пенсии выполняются два расчета с различными показателями «ПН».
В письме Департамента указывается: необходимо отметить, что средства дополнительных страховых взносов учитываются по выбору застрахованного лица либо при определении размера накопительной пенсии, либо при определении размера срочной пенсионной выплаты... При этом следует отметить, что в приведенном в обращении примере застрахованное лицо пожелало не учитывать средства дополнительных страховых взносов при назначении накопительной пенсии.
Таким образом, письмо Департамента относится к конкретному частному случаю, который отличается по существенным обстоятельствам от рассматриваемого дела. Ответ на частный запрос не может быть произвольно распространен на все случаи как универсальное толкование закона. В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее - Закон № 75- ФЗ») уполномоченный федеральный орган осуществляет в пределах своей компетенции государственное регулирование деятельности фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев, актуариев в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования. Уполномоченный федеральный орган действует в соответствии с Законом № 75-ФЗ и положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 04.11.2003 № 669 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию» (далее - Постановление № 669) государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию в части правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Полномочия Минтруда России по государственному регулированию деятельности негосударственных пенсионных фондов установлены вышеуказанным Постановлением № 669 и постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации».
Указанные нормативные - правовые акты Правительства Российской Федерации не содержат полномочий Минтруда России по разъяснению правоприменения и толкованию законодательства Российской Федерации по пенсионному страхованию.
Подпункт 4 пункта 2 Постановления № 669 устанавливает, что Минтруд России рассматривает в пределах своей компетенции жалобы (заявления, обращения) граждан и юридических лиц, связанные с нарушениями Закона № 75-ФЗ. В соответствии с пунктом 8 раздела «111 Организация деятельности» Постановления № 610 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возглавляет Министр труда и социальной защиты Российской Федерации. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
В материалы дела не представлено доказательств, что Министр труда и социальной защиты Российской Федерации уполномочил Директора департамента пенсионного обеспечения давать разъяснения по вопросам применения пенсионного законодательства, имеющие универсальный характер.
Исходя из установленных обстоятельств, суд считает, что изложенные выводы финансового уполномоченного о взыскании денежных средств в виде единовременной выплаты являются законными, обоснованными и соответствующими закону.
При указанных обстоятельствах при обжаловании решения финансового уполномоченного в порядке ст. 26 ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» оснований для отмены решения финансового уполномоченного не имеется.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований АО «НПФ «Открытие» о признании незаконным решения финансового уполномоченного № № от 15.02.2022.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
АО «НПФ «Открытие» в удовлетворении требований об отмене решения финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг в сферах кредитной кооперации, деятельности кредитных организаций, ломбардов и негосударственных пенсионных фондов ФИО3 № № от 15.02.2022 по обращению ФИО1, об отказе ФИО1 в удовлетворении заявленных требований, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Осинниковский городской суд Кемеровской области в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2022 года.
Судья А.М.Зверькова