Дело № 2-553 (2017 г.)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
п. Агинское «15» декабря 2017 года
Агинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Власова Д.А.
при секретаре Аюшиевой А.Г.,
с участием представителя истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Урда-Агинский детский сад «Теремок», комитету образования администрации муниципального района «Агинский район» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, возложении обязанности, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с названным иском, указав, что включение компенсационных выплат, а именно районного коэффициента и процентной надбавки в размер ее заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, нарушает ее трудовые права и не соответствует положениям и нормам международного права, Конституции РФ и российскому трудовому законодательству. Просит суд, взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.01.2015 года по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 7586,60 рублей, обязать ответчика в дальнейшем, начиная с апреля 2015 года производить начисление и выплату заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации и выплачивать районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, свыше минимального размера оплаты труда, обязать ответчика Комитет образования администрации муниципального района «<адрес>» <адрес> профинансировать денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы, судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 500 рублей, государственную пошлину за доверенность в размере 200 рублей, и компенсации морального вреда в сумме 1000 рублей.
Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО2 удовлетворены частично, взыскана с муниципального дошкольного образовательного учреждения «Урда-Агинский детский сад «Теремок» в пользу ФИО2 недоначисленная и невыплаченная заработная плата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 7586,60 рублей за вычетом НДФЛ. Возложена обязанность на МДОУ «Урда-Агинский детский сад «Теремок» с ДД.ММ.ГГГГ производить начисление заработной платы ФИО2 при полностью отработанной норме рабочего времени в месяц не ниже установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда с начислением на эту сумму районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы. Взыскана с МДОУ «Урда-Агинский детский сад «Теремок» в пользу ФИО2 судебные расходы, связанные с оплатой юридических услуг в сумме 500 рублей, на оформление доверенности в размере 200 рублей, компенсация морального вреда в сумме 500 рублей. При недостаточности находящихся в распоряжении МДОУ «Урда-Агинский детский сад «Теремок» денежных средств, данные денежные суммы взысканы с администрации муниципального района «<адрес>» за счет средств казны муниципального района «<адрес>». Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Комитетом образования администрации муниципального района «<адрес>» подано заявление о пересмотре судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому по иску ФИО2 к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Урда-Агинский детский сад «Теремок», комитету образования администрации муниципального района «<адрес>» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, возложении обязанности, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов, по вновь открывшимся обстоятельствам, отмене указанного решения и вынесении нового решения. В соответствии с ч. 3 ст. 133, ст. 129 ст. 146 и ст. 148 ТК РФ, на основании определения Верховного Суда №-КГ16-4 от ДД.ММ.ГГГГ и определения Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-КГ 16-10 просили отказать в удовлетворении исковых требований о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы в пользу ФИО2.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ заявление Комитета образования администрации муниципального района «<адрес>» о пересмотре решения по новым обстоятельствам удовлетворено. Решение Агинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО2 к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Урда-Агинский детский сад «Теремок», комитету образования администрации муниципального района «<адрес>» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, возложении обязанности, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов, отменено, производство по делу возобновлено.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским дела <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, определение Агинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено. Разрешено вопрос по существу. Удовлетворено заявление Комитета образования администрации муниципального района «<адрес>» о пересмотре решения по новым обстоятельствам. Решение Агинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО2 к муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Урда-Агинский детский сад «Теремок», комитету образования администрации муниципального района «<адрес>» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, возложении обязанности, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов, отменено.
Истец ФИО2, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании уточнил исковые требования, отказался от требований в части взыскания с МДОУ «Урда-Агинский детский сад «Теремок» в пользу ФИО2 недоначисленной и невыплаченной заработной платы в размере 7586,60 рублей, взыскания с МДОУ «Урдо-Агинский детский сад «Теремок» судебных расходов, связанных с оплатой юридических услуг в размере 500 рублей, на оформление доверенности в размере 200 рублей, компенсации морального вреда в размере 500 рублей. В остальной части просил удовлетворить исковые требования.
Суд считает возможным принять отказ представителя истца от исковых требований в указанной части.
Представитель ответчика - Комитета образования администрации муниципального района «<адрес>», будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика - Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Урда-Агинский детский сад «Теремок», будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд, с учетом того, что неявка лиц, извещенных в установленном порядке о месте и времени рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и не является препятствием для рассмотрения дела по существу, определил рассмотреть дело в отсутствие истца и представителей ответчиков.
Выслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 129 ТК РФ, заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со ст. 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статья 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Указанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении №-П от ДД.ММ.ГГГГ указал следующее.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации политика России как правового и социального государства - исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание страны - направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (преамбула; статья 1, часть 1; статья 7, часть 1).
Гуманистические начала социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина на основе принципов равенства и справедливости (статья 2; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации), обязывают федерального законодателя осуществлять правовое регулирование таким образом, чтобы создавать всем без исключения гражданам благоприятные условия для реализации своих прав в сфере труда, к числу которых международно-правовые акты, являющиеся составной частью правовой системы Российской Федерации (статья 15, часть 4, Конституции Российской Федерации), относят право каждого работающего на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи (статья 23 Всеобщей декларации прав человека, статья 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и статья 4 части II Европейской социальной хартии (пересмотренной), принятой в городе Страсбурге ДД.ММ.ГГГГ).
В силу приведенных положений Конституции Российской Федерации и норм международного права правовое регулирование оплаты труда лиц, работающих по трудовому договору, должно гарантировать установление им размера заработной платы на основе объективных критериев, отражающих квалификацию работника, характер и содержание трудовой деятельности, с учетом условий ее осуществления, которые, в свою очередь, имеют значение для определения объема средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы.
Территориальные масштабы Российской Федерации и ее географическое положение предопределяют необходимость учета при формировании социально-экономической политики государства природно-климатических особенностей тех или иных регионов, с тем чтобы обеспечить их устойчивое развитие, создать благоприятные условия для эффективной хозяйственной деятельности, рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей природной среды и, в конечном счете, - обеспечить достойную жизнь проживающим на их территории гражданам на основе принципов равенства и социальной справедливости.
Негативное воздействие, которое оказывает на здоровье человека проживание и осуществление трудовой деятельности в регионах с особыми климатическими условиями, и связанный с этим риск преждевременной утраты трудоспособности обязывают Российскую Федерацию как правовое социальное государство принимать меры, призванные компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты, обусловленные более высокой стоимостью жизни, складывающейся в местностях с особыми климатическими условиями под воздействием географических, климатических факторов и вызванных ими особенностей социально-экономического развития.
В этих целях федеральным законодателем установлена система специальных гарантий и компенсаций, включая повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (прежде всего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях) (часть вторая статьи 146 и статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации). Повышение оплаты труда таким работникам направлено не только на возмещение им дополнительных материальных и физиологических затрат в связи с работой в особых климатических условиях, но и на выравнивание уровня жизни населения в этих регионах, с тем чтобы в полной мере осуществить предназначение социального государства путем создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Что касается определения способов и размера повышения оплаты труда работников в местностях с особыми климатическими условиями, то федеральный законодатель - поскольку из Конституции Российской Федерации не вытекает его обязанность гарантировать таким гражданам определенный размер повышения оплаты труда или использовать для повышения ее размера конкретные правовые механизмы - вправе осуществлять соответствующее правовое регулирование в рамках предоставленной ему дискреции.
Исходя из этого для граждан, работающих в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышенная оплата труда обеспечивалась, главным образом, путем установления соответствующих районных коэффициентов (коэффициентов) и надбавок (процентных надбавок). Действующее законодательство также предусматривает применение районного коэффициента и процентной надбавки для расчета заработной платы лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом Трудовой кодекс Российской Федерации (часть первая статьи 316 и часть первая статьи 317) и Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (часть первая статьи 10 и часть первая статьи 11) возлагают определение размера районного коэффициента и порядка его применения, а также определение размера процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях и порядок ее выплаты на Правительство Российской Федерации.
Поскольку Правительство Российской Федерации данное полномочие не реализовало, в настоящее время действуют - в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, - принятые до введения в действие данного Кодекса нормативные правовые акты, которыми определялся порядок применения районного коэффициента (коэффициента) и процентной надбавки. Наряду с этим сохраняют свое действие нормативные правовые акты, устанавливающие коэффициенты за работу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях и процентные надбавки для работающих в отдельных регионах с особыми климатическими условиями. В соответствии с указанными нормативными правовыми актами районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка начисляются на фактический заработок работника.
На основе действовавшего на протяжении десятилетий правового регулирования Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)», утвержденном постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№, подтвердив сложившуюся правоприменительную практику, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.
Таким образом, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
Следовательно, исковые требования ФИО2 суд находит законными и обоснованными.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Урда-Агинский детский сад «Теремок» с ДД.ММ.ГГГГ производить начисление заработной платы ФИО2 при полностью отработанной норме рабочего времени в месяц не ниже установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда с начислением на эту сумму районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы.
Обязать Комитет образования администрации муниципального района «<адрес>» Забайкальского профинансировать денежными средствами Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Урда-Агинский детский сад «Теремок» для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Агинский районный суд.
В суд кассационной инстанции решение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня вступления его в законную силу, при условии, что лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебным решением, были исчерпаны иные способы обжалования до его вступления в законную силу.
Председательствующий судья Д.А. Власов
Копия верна