Дело №2-5531/11г.
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Костровой Т.В.
при секретаре судебного заседания Сапожниковой С.В.
с участием помощником прокурора города Кемерово Пачгиной О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
«15» декабря 2011 года
гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании нормативно правового акта Администрации г. Кемерово,
У С Т А Н О В И Л :
Заявитель ФИО1 обратился в суд с требованиями о признании не действующим с 01.01.2011г. постановления Администрации г. Кемерово от 29.12.2001г. № 149 «Об утверждении норматива потребления тепловой энергии».
Требования мотивированны тем, что Постановлением Администрации г. Кемерово от 29.12.2001г. № 149 «Об утверждении норматива потребления тепловой энергии», опубликованного в газете «Кемерово»", № 1, 04.01.2002г. во исполнение постановления Главы города «О порядке изменения тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг» от 24.09.2001г. № 105 принято:
1. Установить с 01.01.2002г. нормативы потребления тепловой энергии для отопления жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Кемерово по фактическому потреблению:
1.1. На 1 кв. м общей площади занимаемого жилого помещения, без учета площадей балконов и лоджий, па каждый месяц в течение года - 0.024 Гкал;
1.2. За 1 кв. м жилой площади занимаемого помещения, без учета площадей балконов и лоджий, в комнатах общежитий коечного типа, специализированных домов
гостиничного типа и коммунальных квартир на каждый месяц в течение года - 0,024 Гкал.
2. Владельцам, балансодержателям и жилищно-эксплуатационным организациям государственного, ведомственного и общественного жилищного фонда
руководствоваться данным постановлением.
3. Считать, утратившим силу п. 1 Постановления главы города «Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии» от 07.05.1998г. № 66.
4. МУП «УЕЗЖКУ» производить ежегодно перерасчет по фактическому потреблению теплоэнергии по итогам года.
Ссылается, что данное постановление является действующим и применяется управляющими компаниями при расчете платы за отопление собственникам жилых помещений. Однако, по его мнению, указанное решение противоречит следующим нормам Закона и правовым актам, имеющим большую юридическую силу:
Так, он является собственником жилого помещения по адресу: <...>. В силу ст. 153 Жилищного кодекса РФ он своевременно и полностью вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги в кассу ООО «Жилкомсервис», в то же время договор на предоставления жилищно-коммунальных услуг с ООО «Жилкомсервис» у него отсутствует. Обязанности по оплате за потребление коммунальных услуг у него наступает в соответствии со ст.39 и п. 5 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, и Постановления Правительства РФ № 307 РФ от 23.05,2006г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» и в соответствии с которыми он является потребителем коммунальных услуг.
Дом по б-р Строителей, 28 в г. Кемерово оборудован общедомовым прибором учета тепла – установлен прибор учета ВТД в комплекте с «Промаг» Dy- 50мм.
Плата за отопление ему начисляется в соответствии со ст.23 п.б Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 (ред. от 06.05.2011г.) «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», а именно при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется: для отопления - в соответствии с пп. 2 п. 3 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подп. 3 п. 3 приложения № 2 к настоящим Правилам а именно: ежемесячный размер платы за отопление (руб.) в помещении, не оборудованном приборами учета определяется по формуле 1, а в i-том жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, оборудованном приборами учета. определяется по формуле 7.
В соответствии со ст. I57Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004г. № 188-ФЗ ред. от 18.07.2011г. размер платы за коммунальные услуга рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утв. органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Считает, что Администрация г. Кемерово не является органом государственной власти Кемеровской области и не наделена нравом утверждения нормативов потребления коммунальных услуг, что нарушает его права, утвержденные данной нормой Закона.
В судебном заседании заявитель ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме и по основаниям, изложенным в заявлении, настаивал на их удовлетворении.
Представители заинтересованных лиц Администрации г. Кемерово, а также привлеченные к участию в рассмотрении дела определением суда от 04.10.2011г. заинтересованные лица Департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Администрации Кемеровской области, Жилищной инспекции Кемеровской области заявленные требования не признали, представили в дело письменные возражения.
Выслушав доводы заявителя, представителей заинтересованных лиц, заключение помощника прокурора, полагавшей необходимым отказать в удовлетворении требований, исследовав письменные материалы дела, суд считает требования не подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
Согласно пояснений заявителя в судебном заседании одним из оснований для признания не действующим постановления Администрации г. Кемерово от 29.12.2001г. № 129 является факт того, что Администрация г. Кемерово не является органом государственной власти и не наделена правом утверждения нормативов потребления коммунальных услуг.
Так, относительно указанного суд установлено, что Федеральным законом от 27.07.2010г. № 237-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» были внесены изменения в ст. 157 Жилищного Кодекса РФ и полномочия по утверждению нормативов потребления всех коммунальных услуг были переданы субъекту Российской Федерации. Ранее, в предыдущей редакции ст. 157 ЖК РФ предусматривала, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, которые утверждаются органами государственной власти субъектов РФ.
В то же время, оспариваемый правовой акт был принят 29.12.2001г. и на момент его принятия полномочия органов местного самоуправления по установлению нормативов потребления коммунальных услуг были определены п. 8 Постановления Правительства РФ от 02.08.1999г. № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения», а также ст. 11 Закона Кемеровской области от 12.11.1997г. № 37-03 «О жилищно-коммунальном хозяйстве Кемеровской области».
Таким образом, из указанного следует, что оспариваемый акт был принят в рамках полномочий органа местного самоуправления.
По общим принципам действия жилищного законодательства во времени до приведения в соответствие с Жилищным кодексом РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу РФ (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ). Исходя из этого принципа, на территории России действуют и акты органов СССР и РСФСР (в части, не противоречащей действующему законодательству), хотя полномочий у данных органов уже не предусмотрено.
В связи с чем, поскольку органом государственной власти субъекта РФ в настоящее время не установлено нормативов потребления коммунальных услуг для граждан (в том числе по отоплению), соответственно акт органа местного самоуправления, может применяться до принятия соответствующего акта на региональном уроне.
Кроме этого, заявитель полагает, что оспариваемый правовой акт нарушает его права, поскольку посчитанная самим заявителем среднегодовая величина потребления тепловой энергии на 1 кв.м., определенная по показания общедомового прибора учета (0,0155 Гкал), меньше установленной оспариваемым правовым актом (0,024).
Однако, по мнению суда, представленный заявителем расчет не может являться доказательством незаконности постановления администрации г. Кемерово от 29.12.2001г. № 149, поскольку ввиду того, что заявитель ссылается на Постановление Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», которое было принято уже после принятия оспариваемого постановления администрации города. Норматив в рамках указанного постановления Правительства на территории Кемеровской области еще не установлен.
Также ФИО1 в приведенном расчете норматива отопления привел формулу № 2 приложения № 3 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. В то же время данными правилами предусмотрено 3 метода установления норматива: аналоговый, экспертный и расчетный, выбор которого осуществляется органом регулирования самостоятельно. При этом, естественно, нормативы рассчитываются применительно к выборке жилых домов, а не для каждого дома отдельно. Среднегодовые показания же отдельно взятого дома в определенный временной период, естественно будут отличаться от норматива.
Таким образом, поскольку заявитель проживает в доме, оборудованном общедомовым прибором учета тепла, и в котором отсутствуют индивидуальные приборы учета тепловой энергии, управляющей компанией заявителя должна производится ежегодная корректировка платы за отопление, рассчитанной, исходя из норматива потребления.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности с нормами материального прав, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований и соответственно признании недействующим оспариваемого нормативного правового акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных ФИО1 требованиями о признании не действующим с 01.01.2011г. постановления Администрации г. Кемерово от 29.12.2001г. № 149 «Об утверждении норматива потребления тепловой энергии» - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово.
Председательствующий: подпись.
Верно. Судья: Т.В. Кострова.