Дело № 2-5531/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 октября 2016 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Даниловой Е.С.,
при секретаре Ушаневой С.А.,
с участием: представителя истца старшего прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Прокуратуры Ставропольского края Халиповой Е.М.; представителя ответчика Губернатора Ставропольского края начальника отдела государственной и муниципальной службы управления кадров, государственной, муниципальной службы и наград аппарата Правительства Ставропольского края ФИО1; представителя ответчика Губернатора Ставропольского края заместителя начальника государственного правового управления Губернатора Ставропольского края и Правительства Ставропольского края ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Ставрополя гражданское дело по иску Прокурора Ставропольского края к Губернатору Ставропольского края, ФИО3, о признании незаконным бездействия по не назначению и не проведению проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также непринятию мер к освобождению от занимаемой должности представителя Губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края, изменении формулировки увольнения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ставропольского края в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Губернатору Ставропольского края, ФИО3, в котором в порядке ст. 39 ГПК РФ просит: признать незаконным бездействие Губернатора Ставропольского края по не назначению и не проведению проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на основании поступившей из прокуратуры края информации о предоставлении ФИО3 недостоверных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также непринятию мер к освобождению ФИО3 от занимаемой должности представителя Губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края в связи с предоставлением им недостоверных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера; обязать Губернатора Ставропольского края устранить нарушения требований законодательства, исполнив требования ст. ст. 6, 8, ч. ч. 8, 9 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 1 ст. 16, 4.6.1. ст. 20 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п. 15 Положения о порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельными категориями лиц, претендующих на замещение должностей и замещающих должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять указанные сведения, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 07.08.2007 года № 52, Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2009 года № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной гражданской службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами Российской Федерации, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Ставропольского края, и государственными гражданскими служащими Ставропольского края, и соблюдения государственными гражданскими служащими Ставропольского края требований к служебному поведению, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 09.04.2010 года <номер обезличен>; изменить формулировку распоряжения Губернатора Ставропольского края от 24.05.2016 года № 283-р в части основания увольнения ФИО3 на увольнение в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В обоснование требований в иске указано, что проведенной Прокуратурой края проверкой соблюдения законодательства о противодействии коррупции и о государственной гражданской службе выявлены факты ненадлежащего исполнения представителем Губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края ФИО3, возложенных законом обязанностей по представлению полных сведений о своих обязательствах имущественного характера. Установлено, что распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24.02.2014 года <номер обезличен>-р ФИО3 назначен на должность представителя Губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края. В целях исполнения ст. 20 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» при назначении на должность представителя Губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края ФИО3, претендующим на замещение указанной должности 24.02.2014 года в Управление кадров, государственной и муниципальной службы и наград аппарата Правительства Ставропольского края были представлены справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на 01.01.2014 года. Проверкой установлено, что на момент предоставления ФИО3 справок о доходах у него в пользовании на основании договора уступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды от 25.04.2012 года находился земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения кадастровый <номер обезличен>, расположенный в границах участка: <адрес обезличен>, общей площадью 60 000 кв.м. (Запись регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <номер обезличен> от 05.05.2012 года). На указанном земельном участке расположены объекты недвижимости, также находящиеся в пользовании ФИО3 В отношении данных объектов, согласно объяснениям ФИО3, им осуществлялись мероприятия по поддержанию в надлежащем состоянии. Государственная регистрация данных объектов недвижимости не производилась. Достоверно зная о наличии в пользовании земельного участка сельскохозяйственного назначения, что подтверждено квитанцией об оплате ФИО3 арендных платежей в администрацию Шпаковского муниципального района, его объяснениями, а также копией решения Шпаковского районного суда от 18.11.2015 года, обладая на протяжении периода времени начиная с 2012 года указанным земельным участком на праве аренды и пользуясь находящимся на нем недвижимым имуществом ФИО3, претендуя на замещение должности государственной гражданской службы Ставропольского края в разделе 5 «Сведения об обязательствах имущественного характера» подраздела 5.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании» справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на 01.01.2014 года, а также замещая должность представителя Губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края, в разделе 6 «Сведения об обязательствах имущественного характера» подраздела 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании», справки о доходах за 2014 год, сведения о нахождении у него в пользовании земельного участка и расположенном на нем недвижимом имуществе не указал, чем нарушил требования ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 года «О государственной гражданской службе в Российской Федерации». В ходе проведения прокуратурой края в 2015 году проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции были выявлены факты предоставления ФИО3 недостоверных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера. В целях устранения выявленных нарушений закона 07.09.2015 года в адрес Губернатора Ставропольского края внесено представление об устранении нарушений законодательства о государственной гражданской службе и противодействии коррупции, в котором ставился вопрос о применении к ФИО3 мер ответственности, в связи с предоставлением недостоверных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на государственную гражданскую службу и при ее прохождении. При этом, к моменту рассмотрения представления прокурора края 14.08.2015 года, представитель Губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края ФИО3 представил в аппарат Правительства Ставропольского края справку о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, уточнив сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014 год, предоставленные в период прохождения государственной гражданской службы. По результатам заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ставропольского края, замещающих должности государственной гражданской службы Ставропольского края, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Губернатором Ставропольского края, и урегулированию конфликта интересов принято решение о малозначительности совершенного ФИО3 проступка при предоставлении уточненных сведений о доходах за 2014 год, в связи с чем, Губернатором Ставропольского края к нему применено взыскание в виде замечания. Представление прокурора края по результатам его рассмотрения оставлено Губернатором Ставропольского края без удовлетворения в связи с малозначительностью совершенного ФИО3 коррупционного правонарушения. Несмотря на то, что вопросы предоставления ФИО3 недостоверных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на государственную гражданскую службу, а также вопросы сокрытия ФИО3 факта нахождения у него в пользовании недвижимого имущества - капитальных строений, возведенных на арендованном земельном участке (кадастровый <номер обезличен>) без разрешительных документов, на заседании Комиссии не рассматривались, правовая оценка указанным фактам Губернатором Ставропольского края не дана. Вопреки требованиям п.п. 4, 6 Положения <номер обезличен> Губернатором Ставропольского края на основании поступившей из прокуратуры края информации о предоставлении ФИО3 недостоверных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не назначена и не проведена. Кроме того, выводы, изложенные в информациях Губернатора Ставропольского края о результатах рассмотрения представления от 06.10.2015 года исх. <номер обезличен> и от 21.01.2016 года <номер обезличен> основаны на ошибочном толковании и применении норм материального права. Таким образом, следует, что именно сам факт предоставления заведомо ложных сведений является основанием для расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя, независимо от того, могли ли повлиять представленные сведения или документы на возможность заключения с лицом служебного контракта или явиться основанием для отказа в его заключении. Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24.05.2016 года № 283-р представителю Губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края ФИО3 предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск с 24.05.2016 года по 24.06.2016 года с последующим прекращением служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Ставропольского края и замещении должности государственной гражданской службы Ставропольского края от 16.10.2015 года <номер обезличен>-АП, освобождением ФИО3 от замещаемой должности и увольнением его с государственной гражданской службы Ставропольского края 24.06.2016 года в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона № 79-ФЗ по собственной инициативе. Освобождение ФИО3 от замещаемой должности по собственной инициативе позволило ему избежать предусмотренной законом ответственности за невыполнение обязанностей, установленных для государственных гражданских служащих и лиц, претендующих на замещение должностей гражданской службы, а также наступления правовых последствий применения меры ответственности в виде увольнения. Непринятие Губернатором Ставропольского края мер по освобождению ФИО3 от занимаемой должности в связи с предоставлением им недостоверных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера не соответствует требованиям законодательства и свидетельствует об отсутствии реализации Губернатором Ставропольского края (как нанимателем) обязанности по противодействию коррупции. Заявление предъявлено в защиту интересов Российской Федерации, поскольку действиями Губернатора Ставропольского края нарушается единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также основные принципы противодействия коррупции.
В судебном заседании представитель истца старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Ставропольского края Халипова Е.М. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила суд их удовлетворить, указав, что срок на обращение в суд не пропущен.
Представители ответчика Губернатора Ставропольского края ФИО1 и ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали и пояснили, что Губернатором Ставропольского края предприняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по противодействию коррупции в связи с совершением ФИО3 проступка. В соответствии с распоряжением Губернатора Ставропольского края от 14.08.2015 года № 461-р «О проведении проверки в отношении ФИО3» была проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО3 за 2014 год. Учитывая, что ФИО3 самостоятельно выявлена и устранена неточность в представленных им сведениях об арендуемом недвижимом имуществе, а также на основании выводов комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ставропольского края, замещающих должности государственной гражданской службы Ставропольского края, назначение на которые и освобождение от которых осуществляется Губернатором Ставропольского края, и урегулированию конфликтов интересов, содержащихся в протоколе от 17.08.2015 года, Губернатором Ставропольского края применено к ФИО3 взыскание в виде замечания. Распоряжение Губернатора Ставропольского края от 21.08.2015 года № 466-р «О применении взыскания к ФИО3» было направлено в прокуратуру Ставропольского края письмом аппарата Правительства Ставропольского края от 28.08.2015 года <номер обезличен>. Однако данное распоряжение в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, оспорено не было. Таким образом, на дату поступления Губернатору Ставропольского края представления прокуратуры Ставропольского края о не указании ФИО3 сведений о находящемся в его пользовании земельном участке, данный вопрос уже был полно и всесторонне изучен и рассмотрен в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края, а допущенное ФИО3 нарушение устранено - спорный земельный участок отражен в его уточненной справке за 2014 год. Повторное проведение проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданским служащим, по одному и тому же факту (в том числе в случае поступления достаточной информации из иных источников) постановлением Губернатора Ставропольского края от 09.04.2010 года № 145 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами Российской Федерации, претендующими на замещение государственных должностей Ставропольского края, должностей государственной гражданской службы Ставропольского края, лицами, замещающими государственные должности Ставропольского края, государственными гражданскими служащими Ставропольского края, и соблюдения государственными гражданскими служащими Ставропольского края требований к служебному поведению» не предусмотрено. В соответствии с распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24.05.2016 года № 283-р «Об отпуске с последующим увольнением ФИО3» ФИО3 освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы. Законодательством Российской Федерации не предусмотрено право представителя нанимателя (работодателя) отказать работнику в реализации его права на увольнение по собственной инициативе. Таким образом, заявление ФИО3 о предоставлении отпуска с последующим увольнением было удовлетворено Губернатором Ставропольского края правомерно. Требование прокурора Ставропольского края изменить формулировку распоряжения Губернатора Ставропольского края от 24.05.2016 года № 283-р в части основания увольнения ФИО3 на увольнение в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» является необоснованным по следующим основаниям. С учетом тяжести совершенного проступка ФИО3 привлечен к дисциплинарной ответственности. Статьей 193 ТК РФ установлено, что за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Кроме того, применение к работнику мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью работодателя, производится в законодательно установленном порядке. ФИО3 представлены именно в качестве гражданского служащего неполные сведения, которые впоследствии им же и были уточнены. Поэтому императивное требование прокурора Ставропольского края о привлечении бывшего работника к другому виду ответственности противоречит действующему законодательству Российской Федерации. Полагают также, что в удовлетворении исковых требований прокурора Ставропольского края следует отказать в связи с пропуском истцом в силу ст. 391 ТК РФ трехмесячного срока обращения в суд, и в соответствии со ст. 593 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с пропуском шестимесячного срока, в течение которого может быть применено взыскание в виде увольнения. Просят в удовлетворении уточненного искового заявления прокуратуры Ставропольского края к Губернатору Ставропольского края отказать в полном объеме.
Ответчик ФИО3, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, в связи с чем, суд, с согласия представителей сторон, на основании ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика ФИО3. В ранее представленном отзыве, ФИО3 просил суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ст. 56 ГПК РФ).
Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. ст. 59, 60 ГПК РФ).
Судом установлено, что распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24.02.2014 года № 91-р ФИО3 назначен на должность представителя Губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края с 24.02.2014 года на срок полномочий врио Губернатора Ставропольского края ФИО4
Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 16.10.2014 года № 611-р ФИО3, как представителю Губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края продлен служебный контракт от 24.04.2014 года <номер обезличен>-АП на один год с 15.10.2015 года по 14.10.2016 года включительно.
Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24.10.2014 года <номер обезличен>-р ФИО3 назначен на должность представителя Губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края сроком на один год с 15.10.2014 года по 14.10.2015 года включительно, освободив от врио по данной должности, с сохранением ранее установленных надбавок к должностному окладу и оклада за классный чин.
Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.
Часть 1 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» обязывает граждан, претендующих на замещение должностей гражданской службы, включенных в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также гражданских служащих, замещающих должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представлять представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин при поступлении на муниципальную службу, а также муниципальный служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанные сведения представляются в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что представитель Губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края ФИО3 в разделе 6 «Сведения об обязательствах имущественного характера» подраздела 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании» Справки о доходах за 2014 год и в разделе 5 «Сведения об обязательствах имущественного характера» подраздела 5.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании» Справки о доходах по состоянию на 01.01.2014 года, не указал сведения о принадлежащем ему на основании договора уступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды от 25.04.2012 года земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения кадастровый <номер обезличен>, расположенном в границах участка: <адрес обезличен>, общей площадью 60 000 кв.м.
Согласно уточненной справке о доходах по состоянию на 31.12.2014 года в разделе 6 «Сведения об обязательствах имущественного характера» подраздела 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании» указаны сведения о принадлежащем ФИО3 на основании договора уступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка <номер обезличен> от 20.05.2009 года земельном участке, расположенном относительно ориентира территории СПКК «Верхнерусский» отделение <номер обезличен> (Орловая балка), <адрес обезличен>, общей площадью 60 000 кв.м. Указанный факт также подтверждается выпиской из ЕГРП от 23.05.2016 года.
Положением 21.09.2009 года N 1065 о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению установлено, что основанием для проверки является письменно оформленная информация: о представлении гражданином или государственным служащим недостоверных или неполных сведений, представляемых им в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 настоящего Положения; о несоблюдении государственным служащим требований к служебному поведению.
На основании представления Прокурора Ставропольского края от 07.09.2015 года, по распоряжению Губернатора Ставропольского края от 14.08.2015 года № 461-р «О проведении проверки в отношении ФИО3» проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных ФИО3 за 2014 год.
Из протокола заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ставропольского края, замещающих должности государственной гражданской службы Ставропольского края, назначение на которые и освобождение от которых, осуществляется Губернатором Ставропольского края, и урегулированию конфликта интересов <номер обезличен> от 17.08.2015 года усматривается, что в отношении представителя Губернатора Ставропольского края ФИО3 проводилась проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных за 2014 год, по уточненной справке. Комиссией выяснялся факт не указания ФИО3 в справке о доходах за 2014 год сведений о земельном участке (кадастровый <номер обезличен>), расположенном в <адрес обезличен> Ставропольского края, общей площадью 60 000 кв.м. Однако, комиссия установила отсутствие у ФИО3 умысла на предоставление неполных сведений о доходах и в соответствии с федеральными законами № 79-ФЗ и № 273-ФЗ признала, что ФИО3, как представителем Губернатора края в муниципальном образовании, при предоставлении уточненных сведений о своих доходах за 2014 год совершено малозначительное коррупционное правонарушение, в связи с чем, рекомендовала Губернатору Ставропольского края применить к ФИО3 взыскание в виде замечания.
Согласно п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Доводы прокурора о том, что Губернатором Ставропольского края на основании поступившей из прокуратуры края информации о предоставлении ФИО3 недостоверных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не назначена и не проведена, а непринятие Губернатором Ставропольского края мер по освобождению ФИО3 от занимаемой должности в связи с предоставлением им недостоверных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера не соответствует требованиям законодательства и свидетельствует об отсутствии реализации Губернатором Ставропольского края (как нанимателем) обязанности по противодействию коррупции несостоятельны, поскольку судом установлено и подтверждается материалами дела факт проведения проверки в отношении ФИО3, как должностного лица, процедура проведения проверки не нарушает требования действующего законодательства в сфере противодействия коррупции, поскольку проведена в соответствии с федеральным законодательством, требование Прокуратуры Ставропольского края исполнено, что также подтверждается письмом Губернатора Ставропольского края <номер обезличен> от 21.01.2016 года и распоряжением Губернатора Ставропольского края <номер обезличен>-р от 21.08.2015 года в отношении ФИО3 о применении взыскания. Кроме того, в своем письме от 21.12.2015 года <номер обезличен> Прокурор Ставропольского края не отрицает факт проведения проверки, а указывает на ее неполноту.
При таких обстоятельствах суд полагает, что требования Прокурора Ставропольского края о признании незаконным бездействия Губернатора Ставропольского края по не назначению и не проведению проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на основании поступившей из прокуратуры края информации о предоставлении ФИО3 недостоверных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера удовлетворению не подлежат, поскольку не усматривает бездействие Губернатора Ставропольского края.
Распоряжением Губернатора Ставропольского края № 466-р от 21.08.2015 года к ФИО3 применено взыскание, в виде замечания за несоблюдение требований законодательства РФ о противодействии коррупции при представлении им уточненных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014 год.
Из материалов дела следует, что распоряжением Губернатора Ставропольского края № 283-р от 24.05.2016 года ФИО3 предоставлен ежегодный основной и дополнительный оплачиваемые отпуска с последующим освобождением от замещаемой должности и увольнением его с государственной гражданской службы Ставропольского края 24.06.2016 года в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» по собственной инициативе.
Законодательством Российской Федерации не предусмотрено право представителя нанимателя (работодателя) отказать работнику в реализации его права на увольнение по собственной инициативе.
Однако суд не может не согласиться с доводами Прокурора Ставропольского края о том, что в силу ч. 1,8,9 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности по предоставлению представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности государственной или муниципальной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации, поскольку данная норма носит императивный характер и не предоставляет работодателю применить иной вид дисциплинарного взыскания, кроме как увольнение по п. 13 ч. 1 ст. 33 ФЗ от 27.07.2004 года № 79 «О государственной гражданской службе».
Основание увольнения ФИО3 с государственной гражданской службы по инициативе гражданского служащего по п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» нарушает интересы Российской Федерации, однако требования Прокурора Ставропольского края о признании незаконным бездействия Губернатора Ставропольского края по непринятию мер к освобождению ФИО3 от занимаемой должности представителя Губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края в связи с предоставлением им недостоверных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера; обязании Губернатора Ставропольского края устранить нарушения требований законодательства, исполнив требования ст. ст. 6, 8, ч. ч. 8, 9 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 1 ст. 16, 4.6.1. ст. 20 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п. 15 Положения о порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельными категориями лиц, претендующих на замещение должностей и замещающих должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять указанные сведения, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 07.08.2007 года № 52, Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2009 года № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной гражданской службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами Российской Федерации, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Ставропольского края, и государственными гражданскими служащими Ставропольского края, и соблюдения государственными гражданскими служащими Ставропольского края требований к служебному поведению, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 09.04.2010 года № 145, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Поскольку требования Прокурора Ставропольского края об обязании Губернатора Ставропольского края устранить нарушения закона, и об изменении формулировки увольнения ФИО3, напрямую затрагивают права Губернатора Ставропольского края и ФИО3, как работодателя и работника, суд полагает, что при разрешении спора подлежат применению нормы трудового законодательства.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами, и несет все процессуальные обязанности истца.
Статья 392 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает общий трехмесячный срок обращения в суд по трудовым спорам, в том числе оспариванию примененных к работнику дисциплинарных взысканий.
Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
07.09.2015 года Прокурором Ставропольского края Губернатору Ставропольского края вынесено представление об устранении нарушений законодательства о государственной службе и законодательства противодействии коррупции по факту не указания ФИО3 в справке доходах за 2014 год и по состоянию на 01.01.2014 года данных о наличии у него на праве аренды земельного участка, с требованием об увольнении представителя Губернатора Ставропольского края ФИО3 в связи с утратой доверия.
21.08.2015 года на основании распоряжения Губернатора Ставропольского края № 466-р «О применении взыскания к ФИО3» в отношении ФИО3 применено взыскание в виде замечания.
06.10.2015 года Губернатором Ставропольского края прокурору Ставропольского края дан ответ о результатах проведенной проверки в отношении ФИО3 и применении к нему взыскания в виде замечания. Указанный ответ получен Прокуратурой Ставропольского края 08.10.2015 года.
21.12.2015 года Прокурором Ставропольского края Губернатору Ставропольского края направлено обращение с предложением вернуться к повторному рассмотрению представления прокурора края от 07.09.2015 года в связи с его неполнотой.
21.01.2016 года Губернатором Ставропольского края Прокурору Ставропольского края направлен ответ о рассмотрении информации прокуратуры Ставропольского края, согласно которому оснований для пересмотра выводов, сделанных по результатам рассмотрения представления прокурора края от 07.09.2015 года, а также для рассмотрения вопроса об увольнении ФИО3 в связи с утратой доверия не имеется.
26.04.2016 года Прокурором Ставропольского края обратился в суд с иском к Губернатору Ставропольского края в порядке статьи 45 ГПК РФ.
Таким образом, исковое заявление Прокурора Ставропольского края подано в суд по истечении трехмесячного срока, предусмотренного ст. 392 ТК РФ, при этом ФИО3 в иске был указан как третье лицо, хотя требования прокурора на прямую затрагивают его интересы.
Суд также полагает, что повторное проведение проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданским служащим, по одному и тому же факту (в том числе в случае поступления достаточной информации из иных источников), изложенное в требовании Прокурора Ставропольского края от 21.12.2015 года, постановлением Губернатора Ставропольского края от 09.04.2010 года № 145 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами Российской Федерации, претендующими на замещение государственных должностей Ставропольского края, должностей государственной гражданской службы Ставропольского края, лицами, замещающими государственные должности Ставропольского края, государственными гражданскими служащими Ставропольского края, и соблюдения государственными гражданскими служащими Ставропольского края требований к служебному поведению» и Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 года № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» не предусмотрено.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 57 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Порядок применения дисциплинарных взысканий за совершение коррупционных правонарушений установлен статьей 593 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», частью 3 которой регламентировано, что взыскания, предусмотренные статьями 591 (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии) и 59 (увольнение в связи с утратой доверия) указанного закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.09.2014 года № 1858-0 установлено, что закрепление частью 3 статьи 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» шестимесячного срока, являющегося по своему характеру пресекательным, призвано ограничить период неопределенности правового положения государственного гражданского служащего, находящегося под угрозой увольнения со службы в связи с утратой доверия, и тем самым направлено на защиту прав и законных интересов лиц, проходящих государственную гражданскую службу.
Из представления Прокурора Ставропольского края от 07.09.2016 года <номер обезличен> следует, что коррупционное правонарушение, совершенное ФИО3 было выявлено в период с 10.08.2015 года по 31.08.2015 года (период проведения проверки), и соответственно 31.08.2016 года следует считать датой начала течения срока для применения взыскания.
Следовательно, срок привлечения ФИО3 к дисциплинарной ответственности истек 02.03.2016 года.
В силу ст. 205 ГК РФ в исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев - в течение срока давности.
Однако Прокурором Ставропольского края и его представителем в судебном заседании ходатайство о восстановлении срока не заявлялось, и доказательств уважительности причин пропуска срока суду не представлено, в связи с чем, оснований для его восстановления не имеется.
Требование Прокурора Ставропольского края об изменении формулировки распоряжения Губернатора Ставропольского края от 24.05.2016 года № 283-р в части основания увольнения ФИО3 на увольнение в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» суд также полагает неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 391 Трудового Кодекса Российской Федерации в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.
Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника об изменении даты и формулировки причины увольнения.
Суд считает, что такой способ защиты интересов Российской Федерации, на который претендует истец (изменить формулировку увольнения), действующее законодательство (в том числе ст. 45 ГПК РФ, ст. 391 ТК РФ, на которые имеются ссылки в исковом заявлении), не предусматривает.
Исходя из смысла вышеназванных норм прокурору законом предоставлено право на обжалование действий Губернатора Ставропольского края, и право требования в судебном порядке устранить допущенные нарушения законодательства, однако право требовать измения формулировки увольнения законом предоставлено только работнику, а также прокурору, выступающему в защиту интересов работника при разрешении индивидуального трудового спора.
Право на обращение прокурора в интересах Российской Федерации в суд с требованием к работодателю и работнику об изменении формулировки увольнения, законодательством не предусмотрено, а обязанность по изменению формулировки увольнения Федеральным законом в данном случае возлагается на самого работодателя, а не на суд.
Руководствуясь 194-199 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурору Ставропольского края в интересах Российской Федерации к Губернатору Ставропольского края, ФИО3, о признании незаконным бездействия Губернатора Ставропольского края по не назначению и не проведению проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на основании поступившей из прокуратуры края информации о предоставлении ФИО3 недостоверных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также непринятию мер к освобождению ФИО3 от занимаемой должности представителя Губернатора Ставропольского края в муниципальном образовании Ставропольского края в связи с предоставлением им недостоверных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера отказать.
В удовлетворении исковых требований прокурору Ставропольского края в интересах Российской Федерации к Губернатору Ставропольского края, ФИО3, об обязании устранить нарушения требований законодательства, исполнив требования ст. ст. 6, 8, ч. ч. 8, 9 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 1 ст. 16, 4.6.1. ст. 20 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п. 15 Положения о порядке представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельными категориями лиц, претендующих на замещение должностей и замещающих должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять указанные сведения, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 07.08.2007 года № 52, Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2009 года № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной гражданской службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами Российской Федерации, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Ставропольского края, и государственными гражданскими служащими Ставропольского края, и соблюдения государственными гражданскими служащими Ставропольского края требований к служебному поведению, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 09.04.2010 года <номер обезличен> отказать.
В удовлетворении исковых требований прокурору Ставропольского края в интересах Российской Федерации к Губернатору Ставропольского края, ФИО3, об изменении формулировки распоряжения Губернатора Ставропольского края от 24.05.2016 года № 283-р в части основания увольнения ФИО3 на увольнение в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца, с момента принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 24.10.2016 года.
Судья Е.С. Данилова