№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2016г. <адрес>
Промышленный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Старовойтовой Н.Г.,
при секретаре: Рябухиной Е.Ю.,
с участием:
истца ФИО1,
представителя ответчика по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к <адрес> о признании незаконным отказа во включении семьи истца в списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, обязании признать и реализовать право на получение социальной выплаты и взыскании убытков в размере неполученной социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к <данные изъяты> <адрес> о признании незаконным отказа во включении семьи истца в списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, обязании признать и реализовать право на получение социальной выплаты и взыскании убытков в размере неполученной социальной выплаты.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила, что <данные изъяты> она была признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения и включена в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». <данные изъяты>. постановлением администрации <данные изъяты> ее семья, состоявшая на учете как нуждающаяся в предоставлении жилого помещения и включенная в список участников подпрограммы «Молодая семья» была необоснованно снята с учета. На основании решения <данные изъяты>. ее семья была восстановлена на учете нуждающихся в списки участников подпрограммы «Молодая семья». <данные изъяты> постановлением <данные изъяты> она вновь была исключена из числа участников подпрограммы. Решением <данные изъяты>., семья вновь была восстановлена на учете нуждающихся и в списке участников подпрограммы «Молодая семья». <данные изъяты>. в Министерство был направлен уточненный список участников подпрограммы, изъявивших получить социальную выплату в <данные изъяты>., в котором ее семья числилась под №. В ответе заместителя <данные изъяты> <адрес> от <данные изъяты>. указано, что семья ФИО1 не вправе претендовать на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы с <данные изъяты>. в связи с превышением одного из супругов возраста 35 лет. Она вновь обратилась в суд и решением <данные изъяты> ей было отказано в требованиях о включении ее семьи в утвержденный список участников подпрограммы. Однако апелляционным определением судебном коллегии по административным делам <адрес>вого суда от <данные изъяты> решение <данные изъяты> отменено, на администрацию <данные изъяты> возложена обязанность передать в <данные изъяты> молодых семей, где под № значится ее семья, а на <данные изъяты>, строительства и архитектуры <данные изъяты> возложена обязанность включить ее семью в утвержденный список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году для получения социальной выплаты. На основании данного апелляционного определения были выписаны исполнительные листы, на основании которых были возбуждены исполнительные производства, которые были окончены <данные изъяты>. в связи с фактическим исполнением. Однако до настоящего времени ее семья социальную выплату на приобретение жилья не получила. На ее очередное обращение в Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта СК было направлено письмо от <данные изъяты> в котором указано, что правовых оснований для включения ее семьи в список претендентов на получение социального пособия не имеется, поскольку в <данные изъяты> Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования внесены изменения, устанавливающий порядок исключения из числа участников подпрограммы молодых семей, в которых возраст одного из членов семьи превышает 35 лет. С данным отказом она не согласна и считает его незаконным, поскольку необеспеченность ее семьи социальной выплатой была поставлена в зависимость от не своевременных действий ответчика, она состоит на учете с 2008г. и была поставлена на учет, когда ни она, ни ее супруг не достигли возраста 35 лет, следовательно, вне зависимости от возраста и от финансирования у нее имеется в настоящее время право на получение социальной выплаты. В связи с этим она просит суд признать незаконными действия (бездействие) Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес>, нарушившие ее жилищные права отказом включить ее семью в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, признав за ней право на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства; обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> включить семью ФИО1 в списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, признать за ней и реализовать ее право на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в порядке, предусмотренном Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, а в случае невозможности в настоящее время реализации ответчиком обязанности по осуществлению социальной выплаты взыскать с ответчика причитающиеся ей убытки в размере неполученной социальной выплаты, расчет размера которой произвести в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и его использования.
Представитель ответчика по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против исковых требований и пояснила о том, что в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от дата№ «О федеральной целевой программе «Жилище» <данные изъяты>, одним из условий участия в подпрограмме является то, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. В соответствии с п. 24 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. На основании п. 21 Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных п.п. 18 или 19 настоящих Правил, и в 10-дневный срок со дня представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Согласно п. 26 Правил орган исполнительной власти на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на со-финансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Сводный список представляется органом исполнительной власти государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы. На основании сводного списка с учетом предоставления субсидий в пределах лимита бюджетных средств органом исполнительной власти утверждаются списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году. В сентябре 2015г. в пункт 27 Правил Правительством РФ были внесены изменения, а именно: если ранее Правила не содержали возможности исключения молодых семей из списка при достижении одним из супругов 35 лет, то с сентября 2015г. в п. 27 Правил предусмотрено, что, если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, исключение из списков молодых семей - участников подпрограммы не ставится в зависимость от соответствия семьи требованиям подпрограммы на момент признания нуждающимися в улучшении жилищных условий. Достижение предельного возраста учитывается именно при формировании органом исполнительной власти списка претендентов. ФИО1 достигла возраста 36 лет дата. В доказательство своего права на включение в список претендентов и получение социальной выплаты истцом сделана ссылка на апелляционное определение Ставропольского краевого суда от дата. Так, указанным апелляционным определением на министерство возложена обязанность включить семью ФИО1 в сводный список. Данное обязательство министерством исполнено в полном объеме: приказом министерства от дата№-о/д семья истицы включена в сводный список на 2016 год под № по Прикумскому сельсовету Минераловодского городского округа. Однако само по себе включение органом местного самоуправления семьи в список молодых семей - участников подпрограммы не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья. Более того, сводные списки, в которые была включена семья истицы, не были направлены заказчику подпрограммы, поскольку <адрес> в 2015г. не участвовал в данной подпрограмме ввиду отсутствия финансирования субъектом. Таким образом, в настоящее время Правила предусматривают исключение из списков молодых семей при достижении одним из супругов возраста 36 лет. ФИО1 уже достигла этого возраста, а, следовательно, не может быть участницей подпрограммы, в которой участвовать могут исключительно молодые семьи, соответствующие ее условиям. Иначе нарушаются цели и задачи подпрограммы, права и законные интересы молодых семей, полностью соответствующих условиям подпрограммы, которые вынуждены будут ждать своей очереди дольше из-за получения социальных выплат теми, кто условиям уже не соответствует, это также приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств, что повлечет за собой предусмотренную законодательством ответственность. Неподлежащим удовлетворению она считает также требования о возмещении министерством вреда в размере неполученной семьей ФИО1 социальной выплаты, поскольку истцом не представлено доказательств причинения ей вреда действиями (бездействием) министерства, а также не указано какой правовой акт министерства противоречит действующему законодательству. Единственный правовой акт министерства в отношении семьи ФИО1 - приказ №-о/д, полностью соответствует нормам законодательства и принят во исполнение апелляционного определения <адрес>вого суда от дата. Исходя из положений гражданского законодательства по настоящему делу возмещение вреда в натуре не представляется возможным, т.к. отсутствует вещь того же рода и качества как предусмотренная подпрограммой субсидия. Требования истца также не подпадают под действие норм о возмещении убытков, т.к. ФИО1 не доказано причинение ей убытков действиями министерства, кроме того, произведенные истицей расходы на приобретение жилого помещения не приведут к восстановление ее права на получение ее семьей субсидии по условиям подпрограммы, которое утрачено семьей истицы в соответствии с условиями самой подпрограммы, а не из-за действий (бездействия) министерства. Вместе с тем, реализация мероприятий, предусмотренных подпрограммой, четко регламентирована и может происходить только путем предоставления молодым семьям субсидий в порядке софинансирования за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета муниципального образования. Предоставление истице денежных средств в обход установленных требований, в том числе в качестве удовлетворения требования о возмещении вреда, является нарушением действующего законодательства и нецелевым использованием денежных средств. В связи с этим она просит в иске ФИО1 отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ № от 17.12.2010г. в целях предоставления государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».
Социальные выплаты молодым семьям - участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы предоставляются в соответствии с Правилами предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от дата№ «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы.
Согласно п. 6 подпрограммы участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных
денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с п. 24 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основании п. 21 Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных п.п. 18 или 19 настоящих Правил, и в 10-дневный срок со дня представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок.
Согласно п. 26 Правил орган исполнительной власти на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на со-финансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Сводный список представляется органом исполнительной власти государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.
На основании сводного списка с учетом предоставления субсидий в пределах лимита бюджетных средств органом исполнительной власти утверждаются списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году (список претендентов).
Таким образом, списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году формируются органом местного самоуправления и органом исполнительной власти субъекта ежегодно.
Как установлено по делу, семья истицы ФИО1, <данные изъяты> рождения, впервые была признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения и включена в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» 11.09.2008г. Впоследствии ФИО1 также изъявляла желание участвовать в указанной подпрограмме, подавала соответствующие заявления и документы в органы местного самоуправления.
Также по делу установлено, что при обращении к <данные изъяты>. по вопросу получения в планируемом году социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», Министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес><данные изъяты> истице дан ответ с отказом во включении ее семьи в список претендентов на получение социальной выплаты по мотиву превышения ее возраста 35 лет.
Как пояснила в судебном заседании истица, она с данным отказом не согласна и считает его незаконным.
При разрешении вопроса о соответствии данного отказа нормам закона суд учитывает следующее.
Постановлением Правительства РФ от 25.08.2015г. № внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от дата N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы", а именно пункт 27 Правил предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования изложен в новой редакции, предусматривающей в частности: «в случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации».
С учетом п. 6 Указа Президента РФ от дата N 763, определяющего вступление в силу актов Правительства Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, постановление Правительства РФ от 25.08.2015г. № "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от дата N 1050" действует на всей территории Российской Федерации с 09.09.2015г.
Таким образом, согласно новой редакции Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (действующих с 09.09.2015г.) исключение из списков молодых семей - участников подпрограммы не ставится в зависимость от соответствия семьи требованиям подпрограммы на момент признания нуждающимися в улучшении жилищных условий. Достижение предельного возраста учитывается именно при формировании органом исполнительной власти списка претендентов.
То обстоятельство, что семья ФИО1 ранее была включена органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что ее семья обладает субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья в последующие годы.
Истица ФИО1, <данные изъяты> рождения, достигла возраста 36 лет (т.е. превышающего предельный 35-летний возраст) 01.02.2012г., а, следовательно, отказ Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта <адрес> во включении семьи ФИО1 в списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в планируемом году не противоречит нормативным правовым актам, в частности постановлению Правительства Российской Федерации от дата N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы", а при таких обстоятельствах требования истицы о признании незаконным отказа во включении семьи истца в списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году и обязании ответчика признать и реализовать право на получение социальной выплаты не подлежат удовлетворению.
Разрешая требования истицы о взыскании убытков в размере неполученной социальной выплаты, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Частью 3 статьи 2 ГК РФ предусмотрено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В соответствии с целевой программой «Жилище» на 2015-2020гг. источниками финансирования реализации указанной программы являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, выделяемых исключительно на цели реализации указанной программы.
Таким образом, статья 15 ГК РФ к рассматриваемым правоотношениям не может быть применена, т.к. в данном случае социальные выплаты на приобретение жилья молодым семьям являются расходными обязательствами государства, субъектов РФ и органов местного самоуправления и не могут быть признаны денежными средствами, принадлежащими истцу либо ответчику.
Социальная выплата, предусмотренная подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей", имеет целевое назначение, не может быть использована по усмотрению гражданина и им непосредственно не получается, а переводится в безналичной форме на открытый банковский счет, в связи с чем убытками не является, а семья ФИО1 не приобрела субъективное право на получение указанной социальной выплаты.
Руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от дата№ «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015 - 2020 годы, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске ФИО1 к <данные изъяты> <адрес> о признании незаконным отказа во включении семьи истца в списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, обязании признать и реализовать право на получение социальной выплаты и взыскании убытков в размере неполученной социальной выплаты отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено дата
Судья Н.<адрес>
Копия верна
Судья Н.<адрес>