Дело № 2-5538/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 декабря 2017 года Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Степановой Е.А. при секретаре Петренко М.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уссурийского городского прокурора в защиту прав и свобод, интересов неопределенного круга лиц к администрации Уссурийского городского округа о возложении обязанности утвердить нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения,
УСТАНОВИЛ:
Уссурийский городской прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с требованиями о возложении на ответчика обязанности утвердить нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения.
В обоснование иска указал, что в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в деятельности администрации Уссурийского городского округа выявлены нарушения требований ст. 13, ст.34 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ, а именно ответчиком до настоящего времени не разработаны и не утверждены нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения при отсутствии данных о состоянии автомобильных дорог. Между тем, от соответствия автомобильных дорог техническим требованиям напрямую зависит безопасность дорожного движения. Ранее прокуратурой в целях устранения указанных нарушений в адрес главы администрации УГО вносилось представление об устранении нарушений действующего законодательства в указанной части, вместе с тем до настоящего времени нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения - не утверждены. Несоблюдение требований по надлежащему осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также недостаточное осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности администрацией УГО нарушает право граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации. Кроме того, невыполнение обязанностей по содержанию дорог в надлежащем состоянии в соответствие с установленными требованиями, может привести к жертвам среди участников дорожного движения, в связи с чем, нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор ФИО3 на иске настаивала, просила увеличить ответчику срок для требований до 6-ти месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу.
Представитель ответчика по доверенности ФИО1 с иском не согласилась.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, полагает следующее.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанные требования Закона нашли свое отражение в п.5 ч.1 ст.5 главы 2 Устава Уссурийского городского округа (принят решением Думы Уссурийского городского округа от 26.04.2005 N 189, зарегистрирован Управлением Минюста РФ по Приморскому краю 26.10.2009).
В соответствии с ч.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Пунктом 9 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, в соответствии с ч. 2 ст. 12 названного Закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим: нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно ст. 17 Федерального закона №257~ФЗ содержание автомобильных дорог должно осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также сохранности автомобильных дорог.
Частью 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов (ч. 2).
При этом согласно ч.3 ст.34 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нормативы финансовых, затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.
Аналогичные положения закреплены в п. 11 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии со ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В судебном заседании доводы прокурора о выявленных нарушениях нашли свое подтверждение в пояснениях ответчика, материалах дела.
До настоящего времени данные требования ответчиком не исполнены.
Неисполнение органом местного самоуправления требований по надлежащему осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также недостаточное осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа нарушает право граждан на безопасные условия движения по автомобильным дорогам, и может повлечь наступление неблагоприятных последствий для неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах требования Уссурийского городского прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.
По изложенному, руководствуясь ст.ст. 197, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Уссурийского городского округа в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу утвердить нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.А. Степанова
Мотивированное решение изготовлено 25.12.2017 г.