2-5538 /2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 декабря 2013 года
Октябрьский районный суд г. Ижевска УР
в составе;
председательствующего судьи В.М.Нуриевой
при секретаре Д.В. Глухове
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО11, Иутина Д.В. на отказ в совершении нотариального действия и выдачи свидетельства о праве на наследство,
У С Т А Н О В И Л:
Линок Е.В., Иутину Д.В. обратились в суд с заявлением на отказ в совершении нотариального действия и выдачи свидетельства о праве на наследство,
Заявление мотивировано тем, что <дата> умер Иутин В.Г. 1948 года рождения, после его смерти открылось наследство.
Для оформления наследства в виде имущества: доля в квартире по адресу: <адрес>; квартира по адресу: 426050<адрес> заявители, в установленный законодательством срок, до истечения шести месяцев обратились к нотариусу Баландиной Н.П.
<дата> года, собрав документы, заявители вновь обратились к нотариусу. Для исчисления государственной пошлины (нотариального тарифа) представили справки об инвентаризационной стоимости. Однако нотариус Баландина Н.П. справки об инвентаризационной стоимости принимать отказалась, сославшись на то, что с <дата> понятие «инвентаризационная стоимость» отсутствует, потребовала предоставить акты оценки имущества, указав на изучение действующего законодательства.
Однако нотариус отказалась выдать свидетельство о праве на наследство и рассчитать госпошлину исходя из инвентаризационной стоимости.
Считая неправомерными действия нотариуса, заявители обратились в суд.
В судебном заседании заявители поддержали заявление, просили его удовлетворить.
Нотариус г. Ижевска Баландина Н.П. в судебном заседании заявление Линок Е.В., Иутина Д.В. не признала по обстоятельствам, изложенным в письменных возражениях, просила в удовлетворении заявления отказать.
Представитель заинтересованного лица - Управление Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республики Куликов А.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявление Линок Е.В. и Иутина Д.В. по обстоятельствам, изложенным в письменных пояснениях, просил заявление удовлетворить в полном объеме.
Опрошенная в соответствии со ст. 188 ГПК РФ специалист Михайлова М.А.Государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики «Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества », действующая на основании доверенности, суду пояснила, что доводы заявителей являются информацией Минэкономразвития, изложенных в письмах, действительно на территории РФ с <дата> вступили в действие нормы о государственном кадастре относительно зданий, сооружений и обязательного незавершенного объекта строительства, технический паспорт кадастрового учета не требуется, в гражданском обороте немало ситуации, когда необходимо составление технической документации. Постановление Правительства № 921, Постановление 437 были отменены <дата>, эти полгода предприятие технической инвентаризации осуществляли профессиональную деятельность, по <дата> организации технической инвентаризации передавали в налоговою инвентаризационные данные, июнь 2013 года – январь 2014 года – они пока осуществляют технический учет жилищного фонда. Основы государственного учета составляет технический учет, новый порядок не установлен, до настоящего времени мы по заявлению проводим технические инвентаризации. 921 Постановление отменено, а об учете жилищного фонда не отменено, пока не появится новое постановление, к 2014 году они действуют как кадастровые инженеры, с января 2013 – по январь 2014 года. Считает, что позиция заявителей более правильная. Есть результаты круглого стола, они носят рекомендательный характер, до <дата> на законных основаниях они осуществляли свою деятельность. Кадастровый учет полномочный орган проводит, функции технического учета выполнялось, поскольку постановление было отменено <дата>, изготавливаются документы по инвентаризации до сих пор, документы налоговым органам передавали по инвентаризационной стоимости. Кадастровый и технический учет - это совершенно разные вещи. В качестве кадастровых инженеров они выполняют технические планы для постановки на кадастровый учет. Техническая инвентаризация еще не отменена, они параллельно идут, по итогам технические паспорта составляют, им неважно для каких целей граждане их заказывают. Техническая документация для постановки на кадастровый учет существует нового порядка. Но пока старый порядок, нас эта деятельность обходит стороной, с <дата> по <дата> они действуют в качестве кадастровых инженеров. Гражданский оборот предусматривает различные цели, цели и их не интересуют, кадастровый - для постановки на учет. В техническом паспорте будет указана инвентаризационная стоимость. Когда выполняют технические паспорта, они определяют инвентаризационную стоимость, с января 2014 года будет по-другому. Они действуют в соответствии с разъяснениями Минэкономразвития. На жилые помещения была утверждена определенная форма технического паспорта. По нежилым помещением нормативная база отсутствует, поэтому с нежилыми составляются – технические планы, на жилые – технические паспорта, все это сделано для технического учета.
Изучив материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.
В судебном заседании установлено, что <дата> умер Иутин В.Г. <дата>, после его смерти открылось наследство в виде доли в квартире, расположенной по адресу: <адрес>; квартира по адресу: <адрес> земельный участок, по адресу: <адрес>
Линок Е.В., Иутину Д.В. являются наследниками по закону.
<дата> заявители обратились к нотариусу г. Ижевска Баландиной Н.П. с заявлением о принятии наследства и выдачи свидетельства о праве на наследство после смерти отца.
Письмом от <дата> нотариуса г. Ижевска Баландиной Н.П., заявителям было отказано в совершении нотариального действия, поскольку представленные заявителями справки об инвентаризационной стоимости не могут быть приняты, т.к. с <дата> понятие «инвентаризационная стоимость» отсутствует, нотариус попросила предоставить акты оценки имущества, указав на изучение действующего законодательства.
Согласноч. 1 ст. 310 ГПК РФзаинтересованное лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд по месту нахождения нотариуса.
В соответствии со ст. 48 Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I(с изменениями от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 8, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г., 1 июля 2005 г., 30 июня, 29 декабря 2006 г., 26 июня, 2, <дата>) нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если:
- совершение такого действия противоречит закону;
- действие подлежит совершению другим нотариусом;
- с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин, либо представитель, не имеющий необходимых полномочий;
- сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в ero уставе или положении;
- сделка не соответствует требованиям закона;
- документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства.
В соответствии со ст. 72 и 73 «Основ законодательства РФ о нотариате», утвержденных Верховным Советом РФ № 4462-1 от 11.02.1993г., нотариус при выдаче свидетельства о праве на наследство, как по закону, так и по завещанию путем истребования соответствующих доказательств проверяет «...состав и место нахождения наследственного имущества».
Согласно статье 15 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 (далее - Основы законодательства Российской Федерации о нотариате) нотариус вправе истребовать от физических или юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г. № 221-ФЗ доказательствами, подтверждающими состав и место нахождения наследуемого имущества объектов недвижимости, являются сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости и предоставляемые органом кадастрового учёта.
Статьей 43 указанного закона определено, что в переходный период, то есть до 01.01.2013г. функции кадастрового учёта в отношении зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства осуществляют органы государственного технического учета и государственной технической инвентаризации.
Указанные органы в соответствии с п. 9 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ выдают по запросу любого лица в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения указанного запроса кадастровый паспорт на ранее учтенные здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с п. 2 ст. 22 «Основ законодательства РФ о нотариате» наследник обязан за выдачу свидетельства о праве на наследство уплатить тариф в размере, соответствующим размеру государственной пошлины с учетом особенностей установленных законодательством РФ о налогах и сборах.
Согласно п.п. 2, 3 п. 5 ст. 333.25 Налогового кодекса РФ «при исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство принимается стоимость наследственного имущества, определенная в соответствии с подпунктом 7-10 настоящего пункта. По выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указаниеминвентаризационной, рыночной, кадастровой, либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный организациями (органами) или специалистами-оценщиками экспертами), указанным в подпунктах 7-10 настоящего кодекса.
В соответствии с п. 8 ст. 333.25 Налогового кодекса РФ стоимость недвижимого имущества, кроме земельных участков, может быть определена как организациями, осуществляющими оценку недвижимости, так и организациями по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения.
Органы по учету объектов недвижимого имущества согласно Постановления Правительства РФ от 04.12.2000г. за № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.09.2004г. за № 477, от 19.03.2005г. за №141, от 28.12.2006г. за № 818 от 30.04.2009г. за №3 88 и утвержденного им Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства ранее определяли инвентаризационную стоимость в ходе технической инвентаризации.
В соответствии с п. 12 вышеуказанного Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства сведения об объектах капитального строительства, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, используются при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведения государственного статистического учета, определения размера налога на имущество, внесения сведений о ранее учтенных объектах капитального строительства в государственный кадастр недвижимости, а также ведения реестра федерального имущества» (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.04.2000г. за № 388)
Согласно п. 6 ст. 333.25 Налогового кодекса РФ стоимость наследственного имущества определяется на день смерти наследодателя, а инвентаризационная стоимость в ходе технической инвентаризации согласно п. 1.4 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности утвержденным Приказом Министерства архитектуры, строительства и ЖКХ в РФ от 04.04.1992г. за № 87 осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основании данных инвентаризации.
С 01.01.2013 года положения постановлений Правительства РФ от 04.12.2000 года № 921((в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.09.2004 N 477, от 19.03.2005 N 141, от 28.12.2006 N 818, от 30.04.2009 N 388, от 21.08.2010 N 644) «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в РФ объектов капитального строительства», от 10.09.2004 года № 477 «О внесении изменений в некоторые акты РФ по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства», приказа Минэкономразвития России от 05.04.2005 года № 70 «Об аккредитации Росреестром организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства», не применяются (полный перечень нормативно-правовых актов в области государственного технического учета и технической инвентаризации, утративших силу, указан в Постановлении Правительства РФ от 27.06.2013 года N 546).
Вместе с тем, статьей 19 Жилищного кодекса РФ предусмотрено проведение государственного учета жилищного фонда в РФ, осуществляемого в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время уполномоченным на утверждение порядка осуществления государственного учета жилищного фонда федеральным органом исполнительной власти является Госстрой (пункт 5.2.15 Положения о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 года № 670). Госстроем порядок осуществления государственного учета жилищного фонда не установлен и в настоящее время продолжает действовать Порядок осуществления государственного учета жилищного фонда, установленный постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 года № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» (далее порядок учета, Постановление №1301).
Пунктом 3 Порядка учета установлено, что технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации – унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро. Таким образом, до установления порядка осуществления государственного учета жилищного фонда в порядке, предусмотренным действующим законодательством, и признания утратившим силу Постановления №1301, государственные и муниципальные организации технической инвентаризации могут для целей учета жилищного фонда, но не для целей связанных с осуществлением государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, осуществлять техническую инвентаризацию объектов, относящуюся к жилищному фонду и выдачу тех. паспортов на объекты жилищного фонда.
С 1 января 2013 г. и до 1 января 2014 г. кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять организации по государственному техническому учёту и (или) технической инвентаризации, которые до 31 декабря 2012 г. имели право осуществлять государственный технический учёт и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости.
С учетом изложенного с 1 января 2013 г. и до 1 января 2014 г. организации по государственному техническому учёту и (или) технической инвентаризации вправе осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости и соответственно выдавать справки об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости", следовательно, сведения об инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества, предоставляемые органами, осуществляющими государственный технический учет, могут применяться нотариусами при исчислении нотариального тарифа за выдачу свидетельства о праве на наследство, в связи, с чем нотариус обязана выдать заявителям свидетельство о праве на наследство по закону на указанную выше квартиру с взиманием государственной пошлины, за выдачу свидетельства исходя из инвентаризационной стоимости квартиры, указанной справкеот 26 августа 2013 года, выданной Государственным унитарным предприятием Удмуртской Республики «Удмуртский республиканский центр технической инвентаризации и учета недвижимого имущества ».
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с Баландиной Н.П. в пользу ГУП «Удмуртехинвентаризации» расходы, связанные с участием специалиста в размере <данные изъяты>
Руководствуясь статьями 194 –199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Линок Е.В., Иутина Д.В. на отказ в совершении нотариального действия, удовлетворить.
Обязать нотариуса г. Ижевска Баландину Н.П. выдать Линок Е.В., Иутина Д.В. выдать свидетельство о праве на наследство, оставшееся после смерти Иутина В.Г. <дата>, умершего <дата> с учетом расчета государственной пошлины согласно справки инвентаризационной стоимости имущества, представленного наследниками,
Взыскать с Баландиной Н.П. в пользу ГУП «Удмуртехинвентаризации» расходы, связанные с участием специалиста в размере 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме в Верховный суд УР через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей на компьютере 25 декабря 2013 года.
Судья В.М.Нуриева