ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-553/14 от 22.05.2014 Вышневолоцкого городского суда (Тверская область)

 Дело № 2-553/14

 Решение

 Именем Российской Федерации

 22 мая 2014 года    г. Вышний Волочек

 Вышневолоцкий городской суд Тверской области

 в составе председательствующего судьи Сураевой Е.В.,

 при секретаре Веселковой М.А.,

 с участием прокурора Антоновой К.В.,

 представителя ответчика Сергеевой Н.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вышневолоцкого межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Вышний Волочек Тверской области о признании незаконным бездействия по разработке и утверждению схемы водоснабжения и водоотведения городского округа и обязании организовать разработку схемы водоснабжения и водоотведения городского округа с последующим ее утверждением в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2013 года № 782,

 установил:

 Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Администрации города Вышний Волочек Тверской области о признании незаконным бездействия по разработке и утверждению схемы водоснабжения и водоотведения городского округа и обязании организовать разработку схемы водоснабжения и водоотведения городского округа с последующим ее утверждением в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2013 года № 782.

 В обоснование иска указано, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления города Вышний Волочек требований федерального законодательства о водоснабжении и водоотведении.

 Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа.

 В соответствии с п.п. 1, 2 и 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения, определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения городского округа гарантирующей организации, утверждение схем водоснабжения и водоотведения городского округа.

 На основании ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.

 В силу ч.ч. 1, 3, 4 и 5 ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения городского округа. Схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения. Схемы водоснабжения и водоотведения городского округа утверждаются органами местного самоуправления. Схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и содержат:

 основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения;

 прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития городских округов;

 зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения;

 карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

 границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

 перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.

 Требования, предъявляемые к схемам водоснабжения и водоотведения, а также к порядку их разработки и утверждения, установлены постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 № 782. Согласно данному постановлению проект схемы водоснабжения и водоотведения разрабатывается уполномоченным органам местного самоуправления городского округа, юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления и юридическими лицами.

 В соответствии с ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления городского округа в срок до 1 июля 2013 года должны были осуществить инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утвердить схему водоснабжения и водоотведения, определить гарантирующую организацию, установить зоны ее деятельности.

 В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией города Вышний Волочек, в нарушение вышеперечисленных требований норм действующего законодательства, до настоящего времени не разработана и не утверждена схема водоснабжения и водоотведения.

 Согласно вышеуказанным требованиям закона развитие системы водоснабжения и водоотведения городского округа осуществляется на основании схемы водоснабжения и водоотведения. Одной из целей развития систем водоснабжения и водоотведения является обеспечение надежного водоснабжения и водоотведения наиболее экономичным способом при минимальном вредном воздействии на окружающую среду.

 В соответствии с п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) коммунальные услуги потребителю должны предоставляться с соблюдением, в частности, следующих условий:

 предоставление коммунальных услуг потребителю должно осуществляться круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1 к указанным Правилам;

 - предоставление коммунальных услуг должно осуществляться в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг;

 - качество коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении № 1 к указанным Правилам.

 Отсутствие утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения, свидетельствует о ненадлежащей организации водоснабжения и водоотведения населения в границах городского округа, что влечет за собой несоблюдение требований законодательства об обеспечении надежности, эффективности и безопасности систем водоснабжения и водоотведения. Бездействие администрации города Вышний Волочек препятствует развитию системы водоснабжения и водоотведения городского округа и может привести к нарушению прав граждан на получение коммунальных услуг в необходимых объемах надлежащего качества.

 В соответствии с п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

 Настоящее исковое заявление предъявляется в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения влечет несоблюдение требований законодательства об обеспечении надежности, эффективности и безопасности систем водоснабжения и водоотведения, чем затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

 В данном случае может быть применен способ защиты права, установленный ст. 12 Гражданского кодекса РФ и п. 2 ч. 3 ст. 11 Жилищного кодекса РФ, а именно - присуждение к исполнению обязанности в натуре.

 В судебном заседании участвующий в деле прокурор Антонова К.В. поддержала иск по основаниям, указанным в исковом заявлении.

 Представитель ответчика Администрации города Вышний Волочек Тверской области Сергеева Н.А. не возражала против удовлетворения исковых требований, о чем представила отзыв на исковое заявление.

 Ответчиком указано, что в соответствии с ч.2 ст.42 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» до 1 июля 2013 года органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности.

 В настоящее время Администрацией города Вышний Волочек Тверской области разработана программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры города Вышний Волочек», на основании которой выделено 200000 рублей на мероприятие по разработке схемы водоснабжения и водоотведения.

 Согласно п.5 постановления Правительства РФ от 05.09.2013 №782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» проект схемы водоснабжения и водоотведения разрабатывается уполномоченным органом местного самоуправления городского округа. Орган местного самоуправления для разработки проектов схем водоснабжения и водоотведения могут в установленном порядке привлекать юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Для разработки схемы водоснабжения и водоотведения Администрация города Вышний Волочек намерена привлечь третье лицо, в связи с чем, в настоящее время готовится конкурсная документация для проведения открытого аукциона на право выполнения вышеуказанных работ. Данный аукцион будет проводиться в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Извещение о проведении открытого аукциона будет опубликовано на общероссийском сайте zakupki.gov.ru. По окончании проведения аукциона с победителем будет заключен муниципальный контракт. После выполнения подрядчиком обязательств по муниципальному контракту начнется процесс по утверждению схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Город Вышний Волочек». Схемы водоснабжения и водоотведения в течение 15 дней со дня их утверждения или актуализации (корректировки) подлежат официальному опубликованию в порядке, предусмотренном для опубликования актов органов местного самоуправления.

 Межрайонный прокурор в заявленном требовании просит Администрацию города Вышний Волочек выполнить работы по разработке и утверждению схемы водоснабжения и водоотведения в течение трех месяцев. Однако, выполнить данное обязательство ответчик в данный срок не сможет в связи с длительностью выполнения вышеперечисленных работ.

 Администрация города Вышний Волочек не возражает против удовлетворения заявленных требований, однако, во избежание нарушений сроков исполнения судебного решения и законодательства в сфере исполнения решения суда в будущем, просит заявителя увеличить срок исполнения обязанности, возложенной на ответчика Федеральным законом от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», с трех месяцев до шести месяцев.

 Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

 Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа.

 Согласно Уставу муниципального образования «Город Вышний Волочек» к вопросам местного значения города Вышний Волочек относится организация в границах города Вышний Волочек электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

 В соответствии с подпунктами 1, 2 и 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;

 Из части 2 статьи 38 названного Федерального закона следует, что схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.

 Требования, предъявляемые к схемам водоснабжения и водоотведения, а также к порядку их разработки и утверждения, установлены постановлением Правительства РФ от 05 сентября 2013 года № 782. Согласно данному постановлению проект схемы водоснабжения и водоотведения разрабатывается уполномоченным органам местного самоуправления городского округа, юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления и юридическими лицами.

 Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что Администрацией города в нарушение требований законодательства до настоящего времени не разработана и не утверждена схема водоснабжения и водоотведения городского округа «Город Вышний Волочек».

 В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) коммунальные услуги потребителю должны предоставляться с соблюдением, в частности, следующих условий:

 - предоставление коммунальных услуг потребителю должно осуществляться круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1 к указанным Правилам;

 - предоставление коммунальных услуг должно осуществляться в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг;

 - качество коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении № 1 к указанным Правилам.

 Отсутствие утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения свидетельствует о ненадлежащей организации водоснабжения и водоотведения населения в границах городского округа, что влечет за собой несоблюдение требований законодательства об обеспечении надежности, эффективности и безопасности систем водоснабжения и водоотведения. Бездействие администрации города Вышний Волочек препятствует развитию системы водоснабжения и водоотведения городского округа и может привести к нарушению прав граждан на получение коммунальных услуг в необходимых объемах надлежащего качества.

 У суда не имеется оснований не согласиться с позицией представителя ответчика об увеличении срока до <дата> для исполнения возложенных судом обязанностей.

 Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 РЕШИЛ:

 Иск Вышневолоцкого межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Вышний Волочек Тверской области о признании незаконным бездействия по разработке и утверждению схемы водоснабжения и водоотведения городского округа и обязании организовать разработку схемы водоснабжения и водоотведения городского округа с последующим ее утверждением в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2013 года № 782 удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие Администрации города Вышний Волочек Тверской области по разработке и утверждению схемы водоснабжения и водоотведения городского округа.

 Обязать Администрацию города Вышний Волочек Тверской области в течение <дата> с даты вступления в законную силу решения суда организовать разработку схемы водоснабжения и водоотведения городского округа с последующим ее утверждением в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2013 года № 782.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Председательствующий                            Е.В. Сураева