Дело № 2-553/16 03 марта 2016 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Овчарова В.В.,
с участием прокурора Балашова В.В.,
при секретаре Прошукало А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красносельского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц и МС ВМО Санкт-Петербурга г. Красное Село к ФИО1 о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красносельского района Санкт-Петербурга обратился с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц и МС ВМО Санкт-Петербурга г. Красное Село к ФИО1 о взыскании денежных средств, просил взыскать с ФИО1 в пользу местного бюджета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга г. Красное Село 44 850 рублей, взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 1 545 рублей 50 копеек.
Истец в обоснование своих доводов указал, что прокуратурой Красносельского района проведена проверка во внутригородском муниципальном образовании Санкт-Петербурга город Красное село.
В ходе проверки установлено, что решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга город Красное село от 12.09.2014 № 72-IV-1 Главе муниципального образования г. Красное село ФИО1 по итогам работы установлена премия за июнь, июль и август 2014 года в размере 50 % от должностного оклада.
На основании п. 1.1. ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Уставом внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга город Красное Село, принятым Постановлением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга город Красное Село № 6-III-2 от 14.04.2005 (зарегистрирован 03.10.2005, действующий с изменениями и дополнениями), правомочность заседаний муниципального совета муниципального образования, в том числе в соответствии с соблюдением требований федерального закона, не определена.
Такие условия предусмотрены Регламентом заседаний Муниципального совета Муниципального образования город Красное Село, в соответствии с которым заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 6 человек от количества избранных депутатов.
Согласно протокола заседания депутатов IV созыва Муниципального совета Муниципального образования город Красное Село от 12.09.2014, на заседании присутствовало 6 депутатов, за проект решения об установлении премии Главе муниципального образования г. Красное село проголосовало 6 депутатов.
Вместе с тем, фактически в заседании Муниципального совета Муниципального образования город Красное Село 12.09.2014 участвовало 5 депутатов, что подтверждается листом регистрации депутатов Муниципального совета, присутствовавших на заседании, а также списком лиц, прилагаемым к решению, где отсутствует подпись депутата ФИО2, голос которой был учтен при вынесении решения.
Таким образом, правовой акт - Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга город Красное село от 12.09.2014 № 72-IV-1 «Об установлении премии Главе муниципального образования г. Красное село за июнь 2014 года, июль 2014 года, август 2014 года» принят с нарушением установленного порядка.
На основании указанного решения Главе муниципального образования г. Красное село ФИО1 начислена и выплачена премия в размере 44 850 рублей.
Статьями 25, 26, 27, 44 Закона Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» от 23.09.2009 № 420-79 (далее - Закон Санкт-Петербурга от 23.09.2009 № 420-79) определено, что Глава муниципального образования, входит в систему органов местного самоуправления, он подконтролен и подотчетен населению и муниципальному совету муниципального образования. Полномочия и иные вопросы организации и деятельности Главы муниципального образования определяются уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом. Несет ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.
Уставом МО г. Красное село установлено, что Глава распоряжается средствами, предусмотренными в местном бюджете на содержание Муниципального совета, подписывает договоры и соглашения от имени муниципального образования.
Учитывая, что расходы в общей сумме 44 850 рублей, допущенные Главой Муниципального образования г. Красное село ФИО1 на исполнение решения, принятого с нарушением установленного порядка, израсходованы ФИО1 с нарушением полномочий, предусмотренных Уставом МО г. Красное село, такие расходы являются нецелевыми, поскольку направлены на цели, не соответствующие условиям их получения и целевому назначению.
Кроме того, допущенные нарушения, такие как несвоевременное принятие либо непринятие мер по взысканию ущерба, причиненного имущественным интересам местного бюджета, повлекли предоставление имущественной выгоды в виде не перечисления денежных средств в местный бюджет, что согласно ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» подпадает под понятие коррупции.
В результате указанных действий ответчика нарушены интересы неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования г. Красное село, так как в настоящее время муниципальное образование лишено возможности распорядиться данными средствами по назначению в интересах жителей, в соответствии с бюджетным законодательством, в порядке ч. 2 ст. 232 Бюджетного кодекса РФ, на реализацию вопросов местного значения.
Размер взыскиваемой суммы подтверждается информацией Муниципального совета МО г. Красное село от 31.03.2015 и другими материалами проверки.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
На основании ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Исковое заявление инициировано прокурором района в защимту интересов неопределенного круга лиц и местного бюджета муниципального образования.
В ходе рассмотрения дела от ответчика поступила позиция по иску (л.д. 63), что в период предвыборной компании депутаты фракции партии «Единая Россия» игнорировали проведение заседаний Муниципального совета. Соответственно никакие вопросы, в том числе и вопрос о назначении премии Главе Муниципального совета, не рассматривались.
Решение Муниципального совета было принято пятью депутатами. Всего было избрано 10 депутатов. В соответствии с Законом РФ №131» Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» заседание представительного органа МО не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50% избранных депутатов. В данном случае присутствовало 50% и соответственно закон нарушен не был.
В ходе рассмотрения дела от прокуратуры Красносельского района Санкт-Петербурга поступило уточненное исковое заявление в порядке ст. 39 ГПК РФ, из которого следует, что прокурор просит взыскать с ФИО1 в пользу местного бюджета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга г. Красное Село 44 850 рублей на расчетный счет МС МО г. Красное Село, получатель – УФК по г. Санкт-Петербургу (Муниципальный Совет МО г. Красное Село), взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 1 545 рублей 50 копеек.
Представитель прокуратуры в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Ответчик в суд явился, исковые требования не признал.
Представитель МС ВМО Санкт-Петербурга г. Красное Село в суд явился, полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав позиции сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Материалами дела установлено, что решением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга город Красное село от 12.09.2014 № 72-IV-1 Главе муниципального образования г. Красное село ФИО1 по итогам работы установлена премия за июнь, июль и август 2014 года в размере 50 % от должностного оклада.
На основании п. 1.1. ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Уставом внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга город Красное Село, принятым Постановлением Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга город Красное Село № 6-III-2 от 14.04.2005 (зарегистрирован 03.10.2005, действующий с изменениями и дополнениями), правомочность заседаний муниципального совета муниципального образования, в том числе в соответствии с соблюдением требований федерального закона, не определена.
Такие условия предусмотрены Регламентом заседаний Муниципального совета Муниципального образования город Красное Село, в соответствии с которым заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 6 человек от количества избранных депутатов.
Согласно протокола заседания депутатов IV созыва Муниципального совета Муниципального образования город Красное Село от 12.09.2014, на заседании присутствовало 6 депутатов, за проект решения об установлении премии Главе муниципального образования г. Красное Село голосовало 6 депутатов.
Вместе с тем, фактически в заседании Муниципального совета Муниципального образования город Красное Село 12.09.2014 участвовало 5 депутатов, что подтверждается листом регистрации депутатов Муниципального совета, присутствовавших на заседании, а также списком лиц, прилагаемым к решению, где отсутствует подпись депутата ФИО2, голос которой был учтен при вынесении решения.
Решением Красносельского районного суда от 03.04.2015 г. по иску прокурора решение Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга город Красное село от 12.09.2014 № 72-IV-1 «Об установлении премии Главе муниципального образования г. Красное село за июнь 2014 года, июль 2014 года, август 2014 года» признано незаконным.
Определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда решение Красносельского районного суд от 03.04.2015 г. оставлено без изменения.
Решением Красносельского районного суд от 03.04.2015 г. по иску ФИО1 об оспаривании законности ст. 3 Регламента заседаний Муниципального совета Муниципального образования город Красное Село в удовлетворении требовании отказано.Решение вступило в законную силу.
Таким образом, правовой акт - Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга город Красное село от 12.09.2014 № 72-IV-1 «Об установлении премии Главе муниципального образования г. Красное Село за июнь 2014 года, июль 2014 года, август 2014 года» принят с нарушением установленного порядка.
В соответствии со ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
На основании ст. ст. 21, 22 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии с ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местных бюджетов (ст. 34).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 20.07.06 № 348-54 "О Реестре муниципальных должностей в Санкт-Петербурге, Реестре должностей муниципальной службы в Санкт-Петербурге и предельных нормативах размеров оплаты труда депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, членов выборных органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, выборных должностных лиц местного самоуправления в Санкт-Петербурге, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в Санкт-Петербурге" денежное содержание лиц, замещающих должности, перечисленные в Реестре муниципальных должностей в Санкт-Петербурге, состоит из должностного оклада и дополнительных выплат (ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия труда (службы), ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин, премии по результатам труда, материальной помощи).
Согласно ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 20.07.2006 N 348-54 денежное содержание лиц, перечисленных в Реестре муниципальных должностей в Санкт-Петербурге, включающее, в том числе, премии по результатам труда, устанавливается в размере, не превышающем предельные нормативы размеров оплаты труда, установленные настоящим Законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона размеры премий по результатам труда определяются с соблюдением требований ст. 5 Закона. Согласно п. 4 ст. 5 Закона норматив на выплату премий по результатам труда составляет шесть должностных окладов.
Согласно п. 1.1 Положения о денежном содержании Главы муниципального образования и муниципальных служащих Муниципального Совета и Местной Администрации муниципального образования Красное Село (далее - Положения) денежное содержание Главы муниципального образования состоит из должностного оклада и дополнительных выплат (ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия труда, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячной надбавки к должностному окладу за классный чин, премии по результатам труда, материальной помощи).
Проанализировав положения ст. ст. 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации о заработной плате, ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации о системе оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, ст. 4 Закона Санкт-Петербурга "О Реестре муниципальных должностей в Санкт-Петербурге, Реестре должностей муниципальной службы в Санкт-Петербурге и предельных нормативах размеров оплаты труда депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, членов выборных органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, выборных должностных лиц местного самоуправления в Санкт-Петербурге, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в Санкт-Петербурге" от 20.07.2006 № 348-54, суд считает необходимым отметить, что ежемесячная премия по результатам труда входит в ежемесячное содержание Главы муниципального образования и носит постоянный безусловный характер, и ее начисление является обязанностью работодателя.
Согласно п.п. 1.2.3 Положения премия за месяц Главе муниципального образования устанавливается в размере 50 % должностного оклада Решением Муниципального Совета и выплачивается за фактически отработанное время.
Однако, учитывая безусловный характер ежемесячной премии, решение Муниципального Совета для произведения данной выплаты не требуется.
Таким образом, решение Муниципального Совета необходимо только в случае уменьшения размера премии за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей или нарушения трудовой дисциплины. Однако таких решений по выплате премий за июнь, июль и август 2014 года Муниципальным Советом не принималось.
В силу ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Суд считает необходимым отметить, что в отличие от ежемесячных премий, премии к праздничным дням относится к поощрительным, стимулирующим выплатам, связанным с исполнением трудовых обязанностей, устанавливается работодателем по своему усмотрению, в целях стимулирования работников, создавая тем самым дополнительный стимул к высокопроизводительному труду, в целях максимально эффективного использования труда своих работников.
Уставом МО г. Красное село установлено, что Глава распоряжается средствами, предусмотренными в местном бюджете на содержание Муниципального совета, подписывает договоры и соглашения от имени муниципального образования.
Решение Муниципального Совета в соответствии с действующим законодательством является муниципальным правовым актом.
В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" Решение Муниципального Совета не является распорядительным документом для производства выплат.
Документом для начисления и производства выплат, в том числе ежемесячной премии будет являться распоряжение Главы муниципального образования.
Таким образом, Решение Муниципального Совета о выплате Главе муниципального образования г. Красное Село ФИО1 ежемесячных премий за июнь, июль и август 2014 года не является распорядительным документом для начисления и производства выплаты.
Из анализа правовых норм можно сделать вывод о том, что ФИО1 не был уменьшен размер премии, а также он не был лишен премии, за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей или нарушения трудовой дисциплины, в связи с чем ежемесячная выплата была начислена и произведена ему правомерно в размере, не превышающем установленный законодательством.
При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования прокурора Красносельского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц и МС ВМО Санкт-Петербурга г. Красное Село к ФИО1 о взыскании денежных средств удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований прокурора Красносельского района Санкт-Петербурга, отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца через Красносельский районный суд Санкт-Петербурга.
Председательствующий судья: В.В. Овчаров
Мотивированное решение суда изготовлено 09.03.2016 г.