Дело №
РЕШЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ
05 марта 2019 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Постоялко С.А.,
при секретаре Ведышевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нестеровой К. Т. к мэрии <адрес> о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Нестерова К.Т. обратилась в суд с иском к Мэрии <адрес>, о предоставлении жилого помещения.
В обоснование своих требований истец указала, что является собственником <адрес>, в городе Новосибирске. ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в установленном законом порядке. Начиная с 2015 года, она постоянно обращается в органы исполнительной власти с заявлениями о расселении дома. Однако, на все обращения получены ответы, о том, что дом не включен в ведомственную целевую программу «Переселение граждан, проживающих в <адрес>, из жилых домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащими сносу (ветхими и непригодными для проживания) и расположенных на земельных участках, не предоставленных для осуществления строительства». Кроме того, органами исполнительной власти истцу предложено встать на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Полагает, что мэрия <адрес> бездействует и не выполняет требования статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. В настоящее время состояние дома существенно ухудшилось, в подъездах и квартирах воздух едкий от грибка и плесени, состояние электропроводки не соответствует противопожарным нормам.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец с учетом уточнений просит обязать мэрию <адрес> предоставить истцу вне очереди другое применительно к условиям <адрес> жилое помещение, общей площадью 34 кв.м. на семью из двух человек, отвечающее установленным требованиям, в черте <адрес>.
Истец Нестерова К.Т. в судебном заседании доводы искового заявления поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель мэрии <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель А. О.<адрес>Мельников А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал по доводам искового заявления, дал соответствующие пояснения. Ранее представил отзыв на исковое заявление (л.д.88-92).
Представитель третьего лица Департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Третье лицо Нестеров В.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что Нестерова К.Т. является собственником <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.4).
Согласно выписки из домовой книги в <адрес> в <адрес> зарегистрированы и проживают Нестерова К.Т. - собственник, Нестеров В.В. – муж (л.д.38).
Согласно заключения № от ДД.ММ.ГГГГ, межведомственная комиссия приняла решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащем сносу (л.д. 35-37).
Постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Управлению по жилищным вопросам мэрии <адрес> постановлено осуществить расселение дома, в 2020 году в рамках реализации подпрограммы «Безопасность жилищно-коммунального хозяйства» государственной программы <адрес> «Жилищно-коммунальное хозяйство <адрес> в 2015-2020 годах», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п (л.д.33).
Статья 40 Конституции РРФ, гарантирующая каждому гражданину право на жилище, запрещает произвольное лишение граждан их жилища.
Часть 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации предусматривает, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В силу пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона №ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 указанной статьи).
В соответствии с частью 5 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 указанной статьи).
В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, законодателем четко определен порядок изъятия жилого помещения у собственника в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, и последующей реализации прав собственников.
В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда ОФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике применения Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Необходимо обратить внимание судов на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
В ходе судебного разбирательства установлено, что требование о сносе многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> собственникам жилого помещения, не направлялось, решение об изъятии, как земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом мэрией <адрес>, так и каждого жилого помещения в многоквартирном доме, не принималось, соглашение, определяющее возмещение за жилое помещение, соглашение о предоставлении другого жилого помещения, взамен изымаемого, сроки и другие условия изъятия с Нестеровой К.Т. не заключалось.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что в данном случае порядок изъятия жилого помещения не соблюден.
При этом, суд принимает во внимание, что именно в компетенцию органа местного самоуправления входит определение срока отселения физических и юридических лиц в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после ДД.ММ.ГГГГ, она утверждается на период до ДД.ММ.ГГГГ.
Часть 2 указанной статьи предусматривает, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств переселения граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы и в разбивке по этапам этой программы; обоснование объема средств, предусмотренных пунктом 3 настоящей части, с указанием способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, планируемая стоимость жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений, планируемый размер возмещения за изымаемое жилое помещение, выплачиваемого в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, финансируемая с использованием финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектами Российской Федерации заявок в одном календарном году и которая должна быть реализована не позднее срока, установленного частью 11 настоящей статьи. <адрес> аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этапом региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (далее - размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда), должна соответствовать требованиям части 2.1 настоящей статьи.
Региональной адресной программой <адрес> по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 г.г., утвержденной постановлением <адрес>№-п от ДД.ММ.ГГГГ определены этапы расселения конкретного перечня аварийных домов, которые были аварийными и подлежащим сносу до 2012 года.
Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Во исполнение постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» мэрией <адрес> принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому указанный выше жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу и поручено осуществить его расселение в 2020 году в рамках реализации подпрограммы «Безопасность жилищно-коммунального хозяйства» государственной программы <адрес> «Жилищно-коммунальное хозяйство <адрес> в 2015-2020 годах», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п.
Согласно протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по организации работы в целях привлечения застройщиков (инвесторов) к освоению территорий <адрес>, занимаемых ветхим и аварийным жилищным фондом, расселение многоквартирного <адрес> предусмотрено в рамках реализации муниципальной программы по расселению аварийного жилищного фонда (2019-2023 г.г.) (л.д.48-53).
Постановлением мэрии <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа «Создание условий для осуществления гражданами права на жилище на территории <адрес>» на 2019-2023 годы.
Из материалов дела следует, что мэрией <адрес> принимались меры по предоставлению истцу жилого помещения в маневренном фонде. Однако, истец отказалась переселяться в маневренный фонд.
В соответствии с пунктами 7,33,42,44 Постановления Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Согласно техническому заключению ООО «Проект-Центр» № ПЦ.15-111-ТЗ, состояние наружных и внутренних бревенчатых стен - недопустимое. Хронологический возраст здания - 87 лет, т.е. такой же возраст деревянных рубленых бревенчатых стен, как несменяемых конструктивных элементов. Согласно ВСН 58-88(р) продолжительность эксплуатации деревянных бревенчатых стен до капитального ремонта составляет 30 лет. В соответствии с СП 13-102-2003 «Недопустимое состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся значительным снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик из-за возникших дефектов и повреждений, при котором существует возможность разрушения конструкции и опасность для пребывания людей и сохранности оборудования». Наружные ограждающие конструкции (а также архитектурно-планировочные решения в целом) не обеспечивают соблюдения санитарно-эпидемиологических требований СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные». Состояние цокольной части здания оценивается как недопустимое; нижние венцы существенно разрушены; обетонирование цоколя выполнено без продухов, что исключает проветривание и усиливает процесс образования грибка и плесени разрушающего брус нижних венцов и перекрытие подполья. Межэтажное перекрытие жилого дона находится в недопустимом состоянии, межэтажное перекрытие <адрес> находится в аварийном состоянии. Чердачное перекрытие находится в ограниченно работоспособном состоянии. Перекрытие подполья находится в недопустимом состоянии, перекрытие подполья в <адрес> отсутствует. Состояние строительных конструкции лестниц подъездов - ограниченно работоспособное. Состояние стропильной системы чердачной крыши оценивается как ограниченно работоспособное. Отместка по периметру здания отсутствует, что способствует дальнейшей деформации грунтов основания, неравномерной осадке фундаментов, постоянному замачиванию цоколя атмосферными осадками и талыми водами, и повышению влажности в подпольной части здания. Пути эвакуации: уклоны маршей лестниц (более 45°), а также габаритные размеры маршей и площадок не соответствуют пожарным нормам. Кроме того нарушен отапливаемый контур здания, т.к. <адрес> отключена от отопления. Вследствие этого в холодный период года происходит промерзание и оттаивание внутренних конструкций, и накопление излишней влаги в конструкциях. При устройстве санузлов не предусмотрены вентиляционные каналы (нарушены санитарно-эпидемиологические нормы). Состояние электропроводки не соответствует современным пожарным нормам (л.д.76-106).
При принятии решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу межведомственной комиссией учитывалось заключение ООО «Проект-Центр».
Вместе с тем, в установленном порядке <адрес> не признавалась непригодной для проживания.
С учетом установленных обстоятельств, приведенных норм права и разъяснений, принимая во внимание, что мэрией <адрес> не принималось решение о сносе жилого дома и изъятии земельного участка для муниципальных нужд, не достигнуто соглашение с собственником о выкупной цене жилого помещения или соглашения с собственником о предоставлении взамен изымаемого другого помещения, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Нестервой К. Т., отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.
Судья -
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.