Дело №2-553/19 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года Орехово-Зуевский городской суд, Московской области в составе федерального судьи Гошина В.В., при секретаре Бадалян М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному образовательному учреждению высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» о назначении полного государственного обеспечения,
УСТАНОВИЛ:
Истица мотивирует свои требования тем, что приказом №-П от ДД.ММ.ГГГГ она была зачислена в Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение <адрес> «<адрес> медицинский колледж № имени Героя ФИО3 З.А.» на очную форму обучения – специальность ДД.ММ.ГГГГ Лечебное дело. Обучение производилось по программе подготовки специалистов среднего звена на бюджетной основе. ДД.ММ.ГГГГ в период ее обучения в названном колледже умерла ее мать – ФИО2, в связи со смертью которой в период ее, истицы обучения в колледже, с ДД.ММ.ГГГГ ей было предоставлено полное государственное обеспечение. За период обучения в колледже она получала все предусмотренные законодательством выплаты для лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
ДД.ММ.ГГГГ года она окончила вышеуказанный колледж и приказом №-С от ДД.ММ.ГГГГ была зачислена в Государственное образовательное учреждение высшего образования <адрес> «Государственный гуманитарно-технологический университет» на очную форму обучения по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (уровень бакалавра) на нормативный срок обучения 4 года на бюджетное место. Истица указывает, что при поступлении в университет ее проинформировали, что в университете, как и ранее в колледже, она имеет право на полное государственное обеспечение, как лицо, потерявшее единственного родителя. Впоследствии с сентября ДД.ММ.ГГГГ года ей сообщали, что вопрос относительно предоставления ей государственного обеспечения решается.
ДД.ММ.ГГГГ она получила письменный отказ, в котором указано, что право на государственное обеспечение она реализовала, т.к. получала его в колледже. Считая данный отказ незаконным, истица просит назначить ей полное государственное обеспечение с ДД.ММ.ГГГГ до завершения обучения у ответчика.
В судебном заседании истица свои требования поддержала и пояснила, что поскольку существо ее требований сводится к оспариванию неправомерного, на ее взгляд, отказа ответчика в назначении ей полного государственного обеспечения, она просит признать незаконным отказ ответчика в назначении ей полного государственного обеспечения и обязать ответчика назначить ей полное государственное обеспечение с ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что действующая редакция ст.6 закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не содержит указания «до окончания учебы в данном учреждении», поэтому она имеет право на полное государственное обеспечение и в период учебы у ответчика, поскольку ей всего 22 года.
Полномочные представители ответчика ФИО4 и ФИО5, действующие по надлежащим доверенностям, против удовлетворения исковых требований возражают, считая их необоснованными.
Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности и по правилам ст.67 ГПК РФ, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1 закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим законом имеют лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель.
Согласно ст.6 п.3 названного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.
В случае достижения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимися по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, возраста 23 лет за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные в отношении указанных лиц, до завершения обучения по таким образовательным программам.
Положениями закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» предусмотрено, что лица, потерявшие в период обучения единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения за счет средств бюджета <адрес> в государственных профессиональных образовательных организациях <адрес>, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам.
В данном случае судом установлено и следует из материалов дела, не оспаривается сторонами спора, что приказом №-П от ДД.ММ.ГГГГ истица была зачислена в Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение <адрес> «<адрес> медицинский колледж № имени Героя ФИО3 З.А.» на очную форму обучения – специальность ДД.ММ.ГГГГ Лечебное дело. Обучение производилось по программе подготовки специалистов среднего звена на бюджетной основе. ДД.ММ.ГГГГ в период ее обучения в названном колледже умерла ее мать – ФИО2, в связи со смертью которой в период обучения истицы в колледже, с ДД.ММ.ГГГГ ей было предоставлено полное государственное обеспечение. За период обучения в колледже она получала все предусмотренные законодательством выплаты для лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя. Таким образом, истице было предоставлено полное государственное обеспечение, установленное законом и социальные гарантии на период обучения, в течение которого истица потеряла единственного родителя.
Следовательно, право на получение мер социальной поддержки, как лицом, потерявшим единственного родителя в период обучения, истицей реализовано при обучении ее в вышеуказанном образовательном учреждении.
В июне 2018 года истица окончила вышеуказанный колледж и приказом №-С от ДД.ММ.ГГГГ была зачислена в другое образовательное учреждение - в Государственное образовательное учреждение высшего образования <адрес> «Государственный гуманитарно-технологический университет» на очную форму обучения по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (уровень бакалавра) на нормативный срок обучения 4 года на бюджетное место.
С учетом вышеприведенных обстоятельств суд находит, что законных оснований к удовлетворению требований истицы не имеется, поскольку возможность получения истицей мер социальной поддержки, как лицом потерявшим единственного родителя при обучении в предыдущих образовательных учреждениях, в том числе права на полное государственное обеспечение до окончания учебного заведения, при поступлении в другие образовательные учреждения действующим законодательством не предусмотрена.
Ссылки истицы на нарушение ответчиком ее прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации суд находит несостоятельными. Как указал в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1331-О Конституционный Суд Российской Федерации, Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), обязывая Российскую Федерацию к установлению гарантий социальной защиты (статья 7 часть 2), не определяет способы и объем защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение данных вопросов, в том числе определение конкретных гарантий и круга лиц, на которых они распространяются, является прерогативой законодателя.
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определил круг лиц, относящихся к данной категории, включив в него лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.е. лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей, и установил для них меры социальной поддержки (преамбула и абзац четвертый статьи 1), в частности предусмотрел дополнительные гарантии права на образование, в том числе:
право на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
зачисление на полное государственное обеспечение до завершения обучения по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов (пункты 2 и 3 статьи 6).
Таким образом, урегулировав отношения, возникающие в связи с предоставлением социальной поддержки в период обучения вышеперечисленным категориям граждан, федеральный законодатель предоставил тем самым - в целях обеспечения реализации ими права на получение образования - дополнительные правовые гарантии социальной защиты, что согласуется с положениями статьи 43 Конституции Российской Федерации, согласно которым гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (часть 2), а родители или лица, их заменяющие (включая соответствующие государственные органы), обязаны обеспечить получение детьми лишь основного общего образования (часть 4).
Следовательно, пункт 3 ст.6 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования не может расцениваться как нарушающий конституционные права заявительницы.
Правомерность именно такого подхода к применению положений п.3 ст.6 вышеуказанного закона неоднократно подтверждал Верховный Суд Российской Федерации при изложении своей позиции о применении данной правовой нормы к лицам, достигшим в период обучения возраста 23 лет, указав, что за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования после достижения возраста 23 лет до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях
По изложенным мотивам суд не может принять во внимание доводы истицы о том, что право на получение мер социальной поддержки в виде права на полное государственное обеспечение в период ее учебы у ответчика подтверждается письмом Министерства образования и науки РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ВК-58/07 «О зачислении на полное государственное обеспечение».
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Поскольку в данном случае соответствующих доказательств обоснованности заявленных требований истица не представила, суд не усматривает законных оснований к удовлетворению иска.
На основании изложенного, закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изложенного и руководствуясь ст.ст.12,56,67,194-198,321 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Государственному образовательному учреждению высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» о назначении полного государственного обеспечения, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Мособлсуда через горсуд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.В.Гошин