Гражданское дело № 2-553/2020
55RS0005-01-2020-000174-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2020 года город Омск
Первомайский районный суд города Омска
под председательством судьи БазыловойА.В.,
при секретаре Осипенко Е.В., помощнике судьи Хаджиевой С.В., осуществлявшей подготовку дела к судебному разбирательству,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Жилищник 3», ООО «Омская энергосбытовая компания» о признании незаконными действий, возложении обязанности устранить нарушения,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО «Жилищник 3», ООО «Омская энергосбытовая компания» о признании незаконными действий, возложении обязанности устранить нарушения, указав в обоснование на то, что он является собственником жилого помещения по адерсу: <адрес>. Данный дом находится под управлением ООО «Жилищник 3» на основании протокола общего собрания собственников дома. Она своевременно и в полном объеме производила оплату за предоставленную коммунальную услугу УК и по квитанциям ресурсоснабжающих компаний. С января 2017 года в соответствии с изменениями в ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы (холодная вода, электроэнергия, горячая вода), потребляемые в целях содержания общего имущества (ОДН). В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из объемов потребления указанной услуги, то есть по показаниям приборов учета. В указанном доме установлены все приборы учета (воды, электроэнергии, тепла). В соответствии с ч. 10 ст. 12 Федерального закона № 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату электроэнергии и другой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме в целях содержания общего имущества их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на обще домовые нужды, установленный субъектом РФ на 1 ноября 2016 года, который по ее расчета в среднем составил 60 рублей. Это подтверждается расчетом, приведенным в письме ГЖИ за № ИСХ 17/ГЖИ 15507 от 19.10.2017 года. Для ее квартиры размер платы по нормативу за ОДН по электроэнергии составляет: 74.22 рубля (3.91 х 401,0/4733,4 х 3.56 х 62.9= 1.18 х 62.9 = 74.22 рубля). Кроме того, согласно письму Минстроя РФ от 14.02.2017 года № 4275-АЧ/04, в случае, когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета, включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на обще домовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на обще домовые нужды. Для включения указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на обще домовые нужды, принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется, поскольку такое включение является первоначальным. Однако их дом провел внеочередное общее собрание собственников помещений многоквартирного дома и принял решение об оплате коммунальных услуг по факту. Вместе с тем, в январе и в феврале УК выставила в квитанциях необоснованный норматив платы за ОДН по электроэнергии, который превышал на порядок фактическую плату. Например, для ее квартиры, площадью 62.9 кв.м., было выставлено 322,64 рубля за каждый месяц, ничем не обоснована и никем не объяснима впоследствии. В то время как по факту, то есть по показаниям прибора учета, было всего за январь 51.45 рублей и за февраль 10.07 рублей. В квитанции УК за март появился долг 636,04 рубля, который до настоящего времени не был скорректирован ни в соответствии с письмом ГЖИ Омской области, ни в соответствии с протоколом № 2 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в форме заочного голосования от 24.04.2017 года. В период с марта 2017 года ООО УК «Жилищник 3» начал производить начисление платы за коммунальный ресурс электроэнергии в целях содержания общего имущества многоквартирного дом, исходя из фактически потребленного объема коммунального ресурса, а за январь и февраль не была скорректирована в соответствии с протоколом № 2 внеочередного общего собрания. На основании изложенного, просит признать незаконными действия ООО «УК Жилищник 3», обязать ООО «УК Жилищник 3» сделать правильную корректировку платы за ОДН электроэнергии в 2017 году в соответствии с Протоколом № 2 общего собрания собственников.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Указала, что при начислении платы необходимо руководствоваться положениями Письма Минстроя РФ от 14.02.2017 года № 4275-АЧ/04. По мнению Минстроя России, размер расходов может быть менее размера норматива. В частности, это возможно при расчете размера расходов по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Для включения расходов в состав платы в размере ниже норматива решения общего собрания собственников также не требуется, поскольку такое включение является первоначальным. Оплата за ОДН по электроэнергии с 01.01.2017 года должна осуществляться по факту, как и она оплачивала. Ответчик не выполняет своих обязательств по обслуживанию требований жильцов дома, не корректирует плату за ОДН по электроэнергии в соответствии с протоколом № 2.
Представитель ответчика ООО «УК Жилищник 3» ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования не признал, представив суду возражение на иск (л.д. 46-48), пояснив, что ООО «УК Жилищник 3» осуществляет деятельность по управлению общим имуществом многоквартирного <адрес> на основании решения общего собрания собственников. В период с 01.01.2017 по 31.05.2017 для расчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, применялись нормативы, утвержденные Приказом РЭК Омской области от 15.08.2012 года № 136/38. Истец воспользовался верной формулой для расчета размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества (электроэнергия), применявшейся с января по май 2017 года. Однако истец ошибочно указала общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества, без учета площади технического подвала. На основании предписания ГЖИ Омской области от 12.10.2017 года №, управляющая компания произвела инвентаризацию мест общего пользования и привела в соответствие площади лестниц и подвала в доме истца. ООО «УК Жилищник 3» в октябре 2017 года произвело перерасчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды, что отражено в оборотно-сальдовой ведомости и в квитанциях собственников за ноябрь 2017 года. В период с 01.01.2017 года по 31.05.2017 года для расчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, применялись нормативы, утвержденные Приказом РЭК Омской области от 15.08.2012 года № 136/38. Письмо Минстроя РФ о 14.02.2017 года № 4275-АЧ/04 носит рекомендательный характер и не может быть принято за основу. Начисление платы за ОДН истцу было перерассчитано на основании предписания ГЖИ Омской области за период с января по март 2017 года, что подтверждается актом ГЖИ Омской области, подтверждающим выполнение предписания, а с апреля 2017 года начисление платы осуществлялось по решению общего собрания собственников МКД № 2, то есть по фактическому потреблению, так как решение общего собрания было принято только в апреле 2017 года.
Представитель ответчика ООО «Энергосбытовая компания», будучи надлежащим образом извещенным о дне и месте судебного разбирательства, в суд не явился, представил суду письменные возражения на заявленные требования (л.д. 23-43), согласно которым в связи с внесением изменений в жилищное законодательство в части перевода расходов на электроэнергию в местах общего пользования многоквартирных домов в плату за содержание жилья, с ДД.ММ.ГГГГ ООО «Омская энергосбытовая компания» начисление гражданам платы за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования, не производит. Ни АО «Петербургская сбытовая компания», ни ООО «ОЭК», являвшееся его агентом, не состояло в прямых договорных отношениях с ответчиком в спорный период и не производило начисления за электроэнергию, потребленную на ОДН. Считают себя ненадлежащим ответчиком.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к следующему.
ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, находится под управлением ООО «УК Жилищник 3» (л.д. 92-103).
Причиной обращения истца в суд послужило то, что в январе и в феврале ООО «УК Жилищник 3» выставила в квитанциях необоснованный норматив платы за ОДН по электроэнергии, который превышал на порядок фактическую плату. Например, для ее квартиры, площадью 62.9 кв.м., было выставлено 322,64 рубля за каждый месяц, в то время как по факту, то есть по показаниям прибора учета, было всего за январь 51.45 рублей и за февраль 10.07 рублей. В квитанции УК за март появился долг 636,04 рубля, который до настоящего времени не был скорректирован ни в соответствии с письмом ГЖИ <адрес>, ни в соответствии с протоколом № 2 внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в форме заочного голосования от 24.04.2017 года.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за содержание жилья включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Положения указанного пункта в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 01.01.2017 (ч. 9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ (ч. 9 в ред. Федерального закона от 30.03.2016 № 73-ФЗ).
При первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 настоящей статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 10 в ред. Федерального закона от 30.03.2016 № 73-ФЗ) ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ).
Согласно ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498), предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (уполномоченные органы).
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 года № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего Постановления.
Таким образом, в переходный период с 01.01.2017 при определении размера платы за содержание жилого помещения следует учитывать расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, размер которых при первоначальном включении в плату не должен превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
Как следует из пояснений представителя ответчика, в период с 01.01.2017 года по 31.05.2017 года для расчета платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, применялись нормативы, утвержденные Приказом РЭК Омской области от 15.08.2012 года № 136/38.
Вместе с тем, протоколом № 2 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в форме заочного голосования, проведенного в период с 21.04.2017 года по 29.04.2017 года, принято решение по вопросу об установлении размера платы за содержание жилого помещения в части расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме: В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении…», п. 10 ст. 12 Федерального закона № 176-ФЗ, п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 год № 491, установить размер платы за содержание жилого помещения в части расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме – исходя из фактического объема потребляемых коммунальных услуг (ресурсов) на обще домовые нужды, который рассчитывается как среднемесячный размер разницы между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг для квартир (нежилых помещений), не оборудованных индивидуальными приборами учета ресурсов, за период с 01 января по 31 декабря 2016 года. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на обще домовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Распространить действие настоящего решения общего собрания собственников помещений в период с 01 января 2017 года (л.д. 12-13).
Положения протокола № 2 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в форме заочного голосования, проведенного в период с 21.04.2017 года по 29.04.2017 года, не противоречат положениям письма Минстроя РФ о 14.02.2017 года № 4275-АЧ/04.
Как следует из пояснений представителя ответчика, данное письмо Минстроя РФ о 14.02.2017 года № 4275-АЧ/04 носит рекомендательный характер и не может быть принято за основу.
Вместе с тем, анализ содержания данного Письма позволяет сделать вывод, что оно носит информационно-разъяснительный характер, не устанавливает каких-либо новых правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение и оказывающих общерегулирующее воздействие на общественные отношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Имеющиеся в его абзаце четвертом разъяснения не выходят за рамки адекватного истолкования (интерпретации) части 10 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ и не влекут изменения правового регулирования соответствующих правоотношений, о чем указал в своем решении Верховный суд РФ (Решение Верховного Суда РФ от 07.11.2017 № АКПИ17-836).
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 марта 2016 г. № 73-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 г.
Частью 10 статьи 12 названного федерального закона в редакции, которая приведена в Письме, предусмотрено, что при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г.
По смыслу приведенной нормы федеральным законодателем осуществлено регулирование соответствующих общественных отношений посредством определения предельного максимального размера указанных расходов, включаемых первоначально в плату за содержание жилого помещения, что, следовательно, не исключает для определенного случая меньший, а именно фактический, размер этих расходов, который может быть ниже размера норматива.
Именно подобное толкование дано в оспариваемом абзаце Письма, который по своему содержанию соответствует действительному смыслу разъясняемых нормативных положений, в связи с чем суд соглашается с доводами истца о том, что в оспариваемый период с 01 января 2017 года ООО «УК Жилищник 3» должна была начисляться плата за ОДН, исходя из фактического объема потребления коммунальных ресурсов (при наличии общедомового прибора учета коммунального ресурса), что было принято в том числе и по решению собрания собственников многоквартирного дома.
В судебном заседании представитель ответчика не отрицал факт того, что начисление платы за ОДН истцу было перерассчитано на основании предписания ГЖИ Омской области за период с января по март 2017 года (л.д. 84-85), что подтверждается актом ГЖИ Омской области (л.д. 86), подтверждающим выполнение предписания, а с апреля 2017 года начисление платы осуществлялось по решению общего собрания собственников МКД № 2, то есть по фактическому потреблению, так как решение общего собрания было принято только в апреле 2017 года. что подтверждается представленными в материалы дела квитанциями (л.д. 78-80), сведениями по финансовому лицевому счету (л.д. 61-62).
Вместе с тем, решение по вопросу об установлении размера платы за содержание жилого помещения в части расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, принятое протоколом № 2 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в форме заочного голосования, проведенного в период с 21.04.2017 года по 29.04.2017 года, распространяет свое действие в период с 01 января 2017 года. Данное решение незаконным не признано, не отменено.
Таким образом начисление платы на ОДН ответчиком ООО «УК Жилищник 3» в противоречие с принятым собственниками МКД решения общего собрания является незаконным, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований истца к ООО «УК Жилищник 3» о понуждении произвести перерасчет платы коммунальных услуг, потребленных при содержании общего имущества в многоквартирном доме в период с 01.01.2017, исходя из фактического объема потребленных коммунальных ресурсов.
Кроме того, в связи с внесением изменений в жилищное законодательство, согласно которым с 01.01.2017 года ООО «Омская энергосбытовая компания» начисление гражданам платы за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования, не производит, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований к ООО «Омская энергосбытовая копания».
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск ФИО1 удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Жилищник-3» произвести перерасчет платы за ОДН по электроэнергии за 2017 год, исходя из фактического объема потребленных коммунальных ресурсов, при этом не превышая нормативный объем.
В удовлетворении требований к ООО «Омская энергосбытовая компания» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Первомайский районный суд города Омска в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение не вступило в законную силу
Решение изготовлено в окончательной форме 24 марта 2020 года.