ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-553/2016 от 23.05.2016 Талицкого районного суда (Свердловская область)

дело № 2-553/2016 РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

Талицкий районный суд Свердловской области в составе:

судьи Анохина С. П.,

при секретаре Сидоровой М. П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Талицкого района Свердловской области к Государственному казенному образовательному учреждению Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» (далее – ГКОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»), Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области (далее - МУГИ СО) с требованием обязать выполнить работы по устройству пандуса и поручней,

установил:

Прокурор Талицкого района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГКОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», МУГИ СО.

В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой Талицкого района во исполнение задания прокуратуры Свердловской области проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите детей-инвалидов.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.

В силу ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

На основании п. 3 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищных и другим учреждениям).

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 13.05.2010 N 689-0-0) органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания и помещения образовательных учреждений.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в Санитарных нормах и правилах 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 N 73.

Так, в частности, согласно пунктам 5.1.1, 5.1.2, 5.1.9 «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01- 2001» в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261; помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов (далее - подъемные платформы) или лифты.

Проверкой установлено, что ГКОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» расположено по адресу: <адрес>, и относится к объектам социальной инфраструктуры. При этом при входе в здание, в котором располагается школа-интернат по указанному выше адресу, имеется лестничный марш со ступенями в количестве 9 штук, высота каждой ступени составляет 14,5 см, однако отсутствует пандус, подъемник или иное специальное приспособление для доступа в здание маломобильных групп населения; двери, установленные при входе в здание, не обеспечивают задержку автоматического закрывания дверей.

МУГИ СО на основании приказа от 06.03.2008 № 611 «Об утверждении перечня государственного имущества» закрепило за ГКОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» на праве оперативного управления здание, расположенное по адресу: <адрес>.

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.

В п. 4 Устава ГКОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 24.09.2015 № 473-д, предусмотрено, что казенное учреждение является унитарной некоммерческой организацией, созданной Свердловской областью в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации и Свердловской области полномочий органов государственной власти в Свердловской области в сфере образования. Учредителем и собственником имущества казенного учреждения является Свердловская область.

В соответствии с п. п. 5, 99 Устава имущество закреплено за казенным учреждением на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Имущество казенного учреждения передается на праве оперативного управления Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области – уполномоченным органом по управлению государственным имуществом Свердловской области.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждения указанных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник его имущества.

Согласно п. 2 Положения о Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области, утвержденному постановлением Правительства Свердловской области от 26.07.2012 № 824-ПП, МУГИ СО является основным уполномоченным органом по управлению государственным имуществом Свердловской области, осуществляющим управление и распоряжение объектами государственной собственности Свердловской области, главным распорядителем средств областного бюджета в пределах полномочий, установленных действующим законодательством.

Учитывая те обстоятельства, что в результате бездействия ГКОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», а также Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области ущемляются гарантированные государством права инвалидов на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, на необходимые условия для преодоления ограничений жизнедеятельности, на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества, прокурор Талицкого района посчитал возможным обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц.

В связи с чем, прокурор Талицкого района просит обязать ГКОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы», а также Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в здание школы-интерната пандусами и поручнями в соответствии с требованиями Свода правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012), утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 605 от 27.12.2011.

В ходе судебного разбирательства прокурор Бовыкин В. С. отказался от иска к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, гражданское дело в этой части было прекращено. На иске к ГКОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» прокурор настаивал.

Законный представитель ответчика ГКОУ СО «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» ФИО1 обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что требование прокурора они признают, последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ему понятны.

В соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск, который может быть принят судом.

Признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 197, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Иск прокурора Талицкого района удовлетворить.

Обязать Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области «Буткинская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать вход в здание школы-интерната пандусами и поручнями в соответствии с требованиями Свода правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012), утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 605 от 27.12.2011.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд в течение месяца.

Судья Анохин С. П.