Дело № 2-553/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.Ильинский 29 ноября 2016 года
Ильинский районный суд Пермского края в составе судьи Торопицыной Л.Ю.
с участием старшего помощника Пермского межрайонного природоохранного прокурора Мухиной Е.В.,
представителя ответчика ООО «Русь» генерального директора ФИО4
при секретаре Зобачевой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределённого круга лиц к ООО «Русь» о возложении обязанности совершить действия по заключению договора водопользования,
у с т а н о в и л:
Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках надзора за исполнением водного законодательства выявлены нарушения в деятельности общества с ограниченной ответственностью «Русь».
В результате анализа форм статистической отчетности 2-ТП (водхоз) за 2015 год выявлено, что общество с ограниченной ответственностью «Русь» (д.<адрес>, 617028, ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ (далее - ООО «Русь», общество) осуществило водопользование из поверхностного водного объекта в Ильинском муниципальном районе - реки Егва в объеме 3,5 тыс. куб.м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц видами деятельности ООО «Русь» является производство зерна, мяса, молока, разведение крупного рогатого скота.
ООО «Русь» использует реку Егва для забора (изъятия) вод в целях хозяйственной деятельности общества.
Согласно пояснению директора общества от ДД.ММ.ГГГГ забор воды производится с помощью насоса через накопительную ёмкость через фильтры.
В соответствии с ч.1 ст.9 Водного кодекса РФ юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами на основании и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего кодекса.
В ч.1 ст.11 Водного кодекса РФ указано, что для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности, предоставляются в пользование на основании договоров водопользования.
Статьей 26 Водного кодекса РФ определено право Российской Федерации передавать органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса.
В <адрес> таким органом согласно Положению, утвержденному постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п, является Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>.
В указанный орган ООО «Русь» с заявлением о заключении договора на водопользование с пакетом требуемых документов не обращалось.
Отсутствие договора водопользования создает опасность причинения вреда водным объектам в связи с отсутствием установленных Водным кодексом РФ конкретных прав и обязанностей участника водных отношений.
Действия ответчика нарушают установленный федеральным законодательством порядок предоставления водных объектов для целей забора (изъятия) вод, что создает угрозу причинения вреда природным ресурсам (водным объектам) и ведет к несоблюдению закрепленных ст.ст. 42, 58 Конституции РФ прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Прокурор просит возложить на общество с ограниченной ответственностью «Русь» обязанность устранить нарушения природоохранного законодательства путём заключения в Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>) договора водопользования на водный объект (реки Егва в Ильинском муниципальном районе) для забора (изъятия вод).
Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика ООО «Русь» в судебном заседании исковые требования признал, пояснил, что в настоящее время общество принимает меры к заключению договора водопользования.
Третье лицо Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> своего представителя в судебное заседание не направили, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, направили отзыв на исковое заявление, в котором соглашаются с заявленными требованиями, указывают, что ответчик с заявлением о заключении договора водопользования не обращался.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.11, ст.12 Водного кодекса РФ (ВК РФ), водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование, в частности, для использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей на основании договоров водопользования. По договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ч.4 ст.11 ВК РФ, обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.
К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ВК РФ и не противоречит существу договора водопользования.
В соответствии со ст.15 ВК РФ водопользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору водопользования, по истечении срока действия договора водопользования имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора водопользования на новый срок, за исключением случая, если договор водопользования был заключен по результатам аукциона. Водопользователь обязан уведомить в письменной форме исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Кодекса, о желании заключить договор водопользования на новый срок не позднее, чем за три месяца до окончания срока действия этого договора.
В соответствии со ст.16 ВК РФ договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством. Порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности и форма примерного договора водопользования утверждаются Правительством РФ.
Правила подготовки и заключения договоров водопользования (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 165.
Данные Правила устанавливают порядок подготовки и заключения договоров водопользования, на основании которых водные объекты предоставляются, в частности, для использования акватории водных объектов, в том числе в рекреационных целях. Действие настоящих Правил не распространяется на порядок подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе (п.п. 1, 2 Правил).
В соответствии с п.4 Правил физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в получении водного объекта в пользование, в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, обращаются в один из органов, указанных в пункте 3 настоящих Правил (уполномоченный орган), по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование.
Из материалов дела следует, что Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках надзора за исполнением водного законодательства выявлены нарушения в деятельности общества с ограниченной ответственностью «Русь».
В результате анализа форм статистической отчетности 2-ТП (водхоз) за 2015 год выявлено, что общество с ограниченной ответственностью «Русь» (д.<адрес>, 617028, ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ (далее - ООО «Русь», общество) осуществило водопользование из поверхностного водного объекта в Ильинском муниципальном районе - реки Егва в объеме 3,5 тыс. куб.м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц видами деятельности ООО «Русь» является производство зерна, мяса, молока, разведение крупного рогатого скота.
ООО «Русь» использует реку Егва для забора (изъятия) вод в целях хозяйственной деятельности общества.
Согласно пояснению директора общества от ДД.ММ.ГГГГ забор воды производится с помощью насоса через накопительную ёмкость через фильтры.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Водного кодекса РФ юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами на основании и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего кодекса РФ.
В ч. 1 ст.11 Водного кодекса РФ указано, что для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности, предоставляются в пользование на основании договоров водопользования.
Статьей 26 Водного кодекса РФ определено право Российской Федерации передавать органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса.
В <адрес> таким органом согласно Положению, утвержденному постановлением <адрес> от 03.09.2012№-п, является Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>.
Как нашло своё подтверждение в ходе судебного заседания, в указанный орган ООО «Русь» с заявлением на заключение договора на водопользование с пакетом требуемых документов не обращалось.
Отсутствие договора водопользования создает опасность причинения вреда водным объектам в связи с отсутствием установленных Водным кодексом РФ конкретных прав и обязанностей участника водных отношений.
Действия ответчика нарушают установленный федеральным законодательством порядок предоставления водных объектов для целей забора (изъятия) вод, что создает угрозу причинения вреда природным ресурсам (водным объектам) и ведет к несоблюдению закрепленных ст.ст. 42, 58 Конституции РФ прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
В соответствии ст.204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд считает, что срок один месяц со дня вступления настоящего решения в законную силу будет достаточным для устранения нарушения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождены от уплаты государственной пошлины.
В силу пункта 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
С ответчика подлежит взысканию в доход бюджета Ильинского муниципального района <адрес> государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Русь» обязанность устранить нарушения природоохранного законодательства путём заключения в Министерстве природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>) договора водопользования на водный объект (реки Егва в Ильинском муниципальном районе) для забора (изъятия вод) в течение месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Русь» государственную пошлину в доход бюджета Ильинского муниципального района <адрес> в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Торопицына Л.Ю.