ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-553/2022 от 11.05.2022 Ленинскогого районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 2-553/2022

УИД 76RS0015-01-2022-000330-02

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 мая 2022 года г. Ярославль

Ленинский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи Соколовой Н.А.,

при секретаре Повалихиной Н.К.,

с участием:

представителя истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Публичному акционерному обществу «Россети Центр» в лице филиала ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго» о возложении обязанности,

установил:

ФИО2 обратился в суд с иском к Публичному акционерному обществу «Россети Центр» в лице филиала ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго» об обязании ответчика заключить с ним договор технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных на земельном участке, с кадастровым номером , по типовой форме, предусмотренной Правилами технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 861 от 27 декабря 2014 года, разместить в личном кабинете потребителя на сайте портал-тр.рф типовой договор об осуществлении технологического присоединения, счет на оплату за технологическое присоединение в размере 550 рублей и технические условия; исполнить договор - выполнить мероприятия по технологическому присоединению в шестимесячный срок с момента заключения договора.

В обоснование исковых требований указано, что ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: . На данном земельном участке истец планирует осуществить строительство жилого дома, что невозможно без проведения на участок электроэнергии. 15 ноября 2021 года истцом в адрес ПАО «Россети Центр» в лице филиала «Ярэнерго» была подана заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств мощностью 15 кВт по объекту третьей категории надежности при расстоянии от границ участка истца до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ в пределах 500 метров в сельской местности. В нарушение установленных сроков проект договора, счет на оплату и технические условия в адрес истца не направлены. Обращение от 30 декабря 2021 года о нарушении срока рассмотрения заявки с требованием выслать проект договора и технические условия ответчиком оставлены без ответа. На обращение истца в отдел технологического присоединения по указанному адресу, ему пояснили, что у сетевой организации отсутствуют денежные средства для осуществления технологического присоединения указанного земельного участка, предложили финансировать эти мероприятия за счет собственных денежных средств. Считает уклонение ПАО «Россети Центр» от заключения договора и требования денежных средств сверх 550 рублей незаконными и нарушающими его права и законные интересы.

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, в суде его интересы по доверенности представляла ФИО3

Представитель истца ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив, что земельный участок, принадлежащий истцу, относится к землям сельскохозяйственного назначения, техническая возможность подключения энергопринимающих устройств на данном участке имеется, что подтверждается заключением экспертизы Союза 1 от 21 апреля 2022 года.

Представитель ответчика ПАО «Россети Центр» в лице филиала ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго» в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором указал, что в целях своевременного подключения объекта истца строительство сетевых объектов до участка должно быть учтено в схеме территориального планирования, в установленном порядке согласовано с землепользователями и землеустроителями и утверждено; необходимо запланировать источник финансирования под реализацию мероприятий для технологического присоединения объектов истца.

В возражениях ответчика также указано, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 823 от 17 октября 2009 года «О схемах и программа перспективного развития электроэнергетики» необходимо обеспечить работу в рамках процедуры формирования схемы и программы развития электроэнергетики региона на 5-летний период и ее ежегодным утверждением Губернатором Ярославской области. На основании утвержденной Схемы и программы развития электроэнергетики региона на 5-летний период будет возможно включение объекта строительства или реконструкции в инвестиционную программу филиала. Для подключения истца необходимо будет произвести выбор трассы ВЛ/ТСЛ по заявленному напряжению в соответствии с утвержденной градостроительной документацией и с учетом перспективы развития прилегающего района, согласовать с землепользователями и землеустроителями. Выполнить согласование проектно-сметной документации в надзорных органах, согласовать прохождение трассы ВЛ/КЛ, получить всю разрешительную документацию для получения разрешения на строительство и отвод земли согласно ст.51. п.7 Градостроительного кодекса РФ.

В силу положений п. 8 (7) «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861, в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, которые находятся или будут находиться в объектах капитального строительства, подлежащих строительству или реконструкции при комплексном развитии территории, липом, с которым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заключен договор о комплексном развитии соответствующей территории, подается единая заявка на технологическое присоединение (в отношении всех указанных энергопринимающих устройств) в соответствии с комплексной схемой инженерного обеспечения территории комплексного развития (при этом информация, предусмотренная подпунктами «б», «г», «е» - «з», «и» - «и(2)», «к» п. 9 настоящих Правил, указывается в заявке в отношении каждого из планируемых к присоединению энергопринимающих устройств).

В соответствии с п. 8(8) Правил в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств при строительстве объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.2 статьи 48, частью 7.3 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, при отсутствии правоустанавливающих документов на земельный участок заявка может быть подана федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Ввиду того, что объект заявителя расположен в границах территории, на которой отсутствует какая-либо инфраструктура, подключение массива в районе в целом необходимо рассматривать в рамках комплексной заявки на технологическое присоединение, которая должна подаваться на основании указанных выше требований Градостроительного кодекса РФ и Правил. Подача такой заявки на технологическое присоединение должна обеспечиваться органами местной власти в рамках комплексного развития территории. В настоящее время заключенный договор между сторонами отсутствует, в связи с чем требование об обязании исполнить договор не может быть заявлено в рамках настоящего спора. Просили в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица ПАО «ТНС энерго Ярославль» в судебное заседание не явился, просили дело рассмотреть в свое отсутствие.

Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Допрошенный в суде в качестве свидетеля ФИО 1., рассказал, что он в 2015 году оплатил строительство линии протяженность 1 300 метров, ВЛ перешла на баланс ПАО «Россети Центра». От данной линии произвели подключение два человека, а также коттеджный поселок . В 200 метров от земельного участка истца находится трансформаторная будка, от которой имеется возможность произвести подключение участка истца.

Выслушав представителя истца, показания свидетеля, исследовав письменные материалы по делу, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка, с кадастровым номером , по адресу: , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, участок не электрифицирован.

15 ноября 2021 года ФИО2 через портал электронных услуг обратился в ПАО «Россети Центр» с заявкой физического лица на присоединение по одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно (используемых для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) (л.д. 17).

На обращение ФИО2 ПАО «Россети Центр» в лице филиала ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго» сообщило, что с целью своевременного подключения объекта заявителя строительство сетевых объектов до участка должно быть учтено в схеме территориального планирования, в установленном порядке согласовано с землепользователями и землеустроителями и утверждено. Кроме того, необходимо запланировать источник финансирования под реализацию мероприятий для технологического присоединения объектов истца. Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №823 от 17 октября 2009 года «О схемах и программа перспективного развития электроэнергетики» необходимо обеспечить работу в рамках процедуры формирования схемы и программы развития электроэнергетики региона на 5-летний период и ее ежегодным утверждением Губернатором Ярославской области. На основании утвержденной схемы и программы развития электроэнергетики региона на 5-летний период будет возможно включение объекта строительства или реконструкции в инвестиционную программу филиала. Для подключения заявителей необходимо будет произвести выбор трассы ВЛ/ТСЛ по заявленному напряжению в соответствии с утвержденной градостроительной документацией и с учетом перспективы развития прилегающего района, согласовать с землепользователями и землеустроителями. Выполнить согласование проектно-сметной документации в надзорных органах, согласовать прохождение трассы ВЛ/КЛ, получить всю разрешительную документацию для получения разрешения на строительство и отвод земли согласно ст.51. п.7 Градостроительного кодекса РФ. Технологическое присоединение в учетом вышеизложенной процедуры может занять значительное время. В соответствии с п.4 «Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861 заявитель вправе подключить построенные им энергообъекты (ЛЭП, ТП/РП) к электрическим сетям сетевой организации.

В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса РФ (далее- ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1). К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное (п. 4).

Согласно ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке и в сроки, устанавливаемые Правительством РФ.

Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

С учетом изложенного, электросетевая организация, при наличии технической возможности технологического присоединения, не вправе отказать в заключении договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства (ст. 426 Гражданского кодекса РФ, п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861).

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 в соответствии со ст.ст. 21 и 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и устанавливают порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с абз. 1 п. 3 Правил присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 названных правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил присоединения).

К заявителям, на которых распространяется действие абз. 2 п. 3 Правил присоединения, относятся, в частности, физические лица в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику (пункт 14).

Из Правил присоединения следует, что на сетевую организацию возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии).

При этом из подпункта «б» п. 25 и подпункта «б» п. 25(1) Правил присоединения следует, что сетевая организация обязана осуществить эти подготовительные мероприятия за свой счет в отношении любых заявителей.

Сопоставление перечня содержащихся в подпункте «б» п. 25 и подпункте «б» п. 25(1) Правил присоединения мероприятий с пунктом 28 тех же правил, определяющим критерии наличия технической возможности технологического присоединения, приводит к выводу о том, что эти мероприятия, по существу, направлены на обеспечение технической возможности технологического присоединения.

Таким образом, обеспечение технических условий технологического присоединения в отношении любого обратившегося к сетевой организации заявителя является неотъемлемой частью обязанностей сетевой организации по соответствующему публичному договору.

В соответствии с п. 6 Правил присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

В силу п. 16.3 Правил присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Подпунктом «г» п. 25(1) Правил присоединения установлено, что в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктом 14 данных правил, должно быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

Таким образом, в отношении лиц, указанных в пункте 14 Правил присоединения, обратившихся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, к которым относится истец ФИО2, сетевая организация обязана заключить договор технологического присоединения, неотъемлемой частью которого является обязанность сетевой организации по обеспечению технических условий технологического присоединения.

Изложенное выше означает, что ответчик как энергоснабжающая организация по договору обязан был не только осуществить мероприятия по технологическому присоединению, но и совершить действия, направленные на обеспечение технической возможности такого присоединения.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

По экспертному заключению Союза 1 (акт экспертизы ) от 21 апреля 2022 года следует, что граница участка с кадастровым номером расположена на расстоянии 19,2 метров от оси существующей ЛЭП ().

Кроме того, стороной истца суду представлен договор от 26 октября 2015 года, заключенный между филиалом ПАО «МРСК Центра» - «Ярэнерго» и ФИО 1, об осуществлении технологического присоединения для электроснабжения дачного дома (комплекса дачных домов), расположенных по адресу: , кадастровый номер земельного участка: , что подтверждает возможность технологического присоединения в отношении энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: .

В ходе разрешения дела ответчиком не представлено доказательств отсутствия технической возможности технологического присоединения энергопринимающих устройств истца к объектам электросетевого хозяйства филиала ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго».

Доводы ответчика на необходимость подачи такой заявки на технологическое присоединение органами местной власти в рамках комплексного развития территории () не состоятельны, противоречат Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Каких-либо оснований правомерности действий ответчика в отношении потребителя истца судом не установлено.

Таким образом, отказ ответчика по заключению с истцом ФИО2 договора на технологическое присоединение нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем заявленный иск подлежит удовлетворению.

Исходя из положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Согласно абз. 13 подпункта «б» п. 16 названных Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12 (1), 13 (3), 13 (5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Следовательно, предложенный ФИО2 срок исполнения ответчиком договора по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в шесть месяцев предусмотрен законом, является разумным и соответствующим балансу интересов сторон.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить.

Обязать ПАО «Россети Центр» в лице филиала ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго» заключить с ФИО2 договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных на земельном участке с кадастровым номером , расположенным по адресу: , по типовой форме, предусмотренной Правилами технологического присоединения, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 861 от 27 декабря 2014 года, разместить в личном кабинете потребителя на сайте портал-тр.рф типовой договор об осуществлении технологического присоединения, счет на оплату за технологическое присоединение в размере 550 рублей и технические условия.

Обязать ПАО «Россети Центр» в лице филиала ПАО «Россети Центр» - «Ярэнерго» исполнить договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных на земельном участке с кадастровым номером - выполнить мероприятия по технологическому присоединению в шестимесячный срок с момента заключения договора.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ленинский районный суд г. Ярославля путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Н.А.Соколова