РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 14 февраля 2022 года г. Самара Октябрьский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Доценко И.Н., при секретаре Агаеве Э.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-553/22 по иску ФИО1 к ГКУ Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа», Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области о признании права на меру социальной поддержки в виде государственной социальной помощи, возложении обязанности по заключению социального контракта, взыскании компенсации морального вреда УСТАНОВИЛ: Истец обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что на основании социального контракта на осуществление иных мероприятий по преодолению трудной жизненной ситуации в ГКУ СО «КЦСОН Самарской области», о чем у нее имеется уведомление о принятии документов для назначения социальной помощи в виде денежных выплат по социальному контракту №...Д. Как указывает ФИО1, у нее на иждивении имеется несовершеннолетний ребенок - ФИО2, дата года рождения, с группой инвалидности категория - «Ребенок-инвалид». Инвалидность установлена с дата, повторно с дата до дата. Семья ФИО3 с 01.12.2020г. по 31.05.2021г. была признана малоимущей, состояла на учете в ГКУ СО «КЦСОН Самарской области» управление по Октябрьскому и Советскому районам. На учете семья истца, как получатель ежемесячного социального пособия малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в размере 10 590,80руб. 30.04.2021г. ФИО1 было направлено обращение в ГБУ СО «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Октябрьского района г. Самара» с просьбой разъяснить правомерность отказа. По мнению ФИО1, ответчиком ГКУ СО «КЦСОН Самарской области», неправильно интерпретированы нормы права, истец ежемесячно тратит большие суммы денежных средств на обеспечение своего ребенка- инвалида, в основном крупные денежные средства уходят на лекарственные препараты, необходимое оборудование, обучающие принадлежности и программы развития. С решением ГКУ СО «КЦСОН Самарской области» ФИО1 не согласна. Просит суд признать за ФИО1, действующей в отношении себя и ее несовершеннолетнего сына ФИО2, дата года рождения, право на меру государственной социальной поддержки в виде государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление иных мероприятий по преодолению трудной жизненной ситуации. Обязать ГКУ СО «КЦСОН Самарской области» заключить социальный контракт на осуществление иных мероприятий по преодолению трудной жизненной ситуации с ФИО1, действующей в отношении себя и ее несовершеннолетнего сына ФИО2, дата года рождения, установить срок предоставления социальной гарантии с датаг. Взыскать с ГКУ СО «КЦСОН Самарской области» компенсацию морального вреда, судебных расходов по исковому заявлению в размере 10 000руб. В судебное заседание истец не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В судебном заседании представитель ответчика ФИО4, действующий на основании доверенности № 28 от 02.09.2020 года, возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме, по доводам письменного отзыва. Представитель Министерство труда и социальной защиты РФ просили о рассмотрении дела в их отсутствие, предоставили письменный отзыв. Представитель отдела опеки и попечительства Октябрьского района г. Самара предоставили письменный отзыв на иск, просили требования удовлетворить и рассмотреть дело в их отсутствие. Иные участники процесса в судебное заседание не явились, причину неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили, извещены надлежащим образом. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему. Судом установлено, что у ФИО1 на иждивении имеется несовершеннолетний ребенок - ФИО2, дата года рождения, с группой инвалидности категория - «Ребенок-инвалид». Инвалидность установлена ребенку с дата, повторно с дата до дата. Семья ФИО3 с дата по дата была признана малоимущей, состояла на учете в ГКУ СО «КЦСОН Самарской области» управление по Октябрьскому и Советскому районам, как получатель ежемесячного социального пособия малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в размере 10 590,80 руб., что подтверждается справкой. 06.05.2021 года истец обратилась в ГКУ СО «КЦСОН Самарской области» с заявлением о предоставлении социальной помощи на основании социального контракта на осуществление иных мероприятие по преодолению трудной жизненной ситуации, приложив пакет документов. Распоряжением Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 01.06.2021 года 150-р в соответствии с п. 1.13 Порядка гражданке ФИО1, проживающей по адресу: 443086, адрес было отказано в назначении социальной помощи в виде денежных выплати социальных услуг по социальному контракту на основании несоответствия статуса семьи заявителя обратившегося за назначением социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту категориям граждан, указанным в п. 1.2 Порядка (превышение среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума). Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом, а также определен порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 178-ФЗ получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные указанным Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения. Положениями статьи 8 Федерального закона № 178-ФЗ предусмотрено, что государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи в соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ и Федеральным законом от 24.10.1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» установлен Федеральным закон от 05.04.2003 года № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Согласно статье 4 Федерального закона № 44-ФЗ расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи. В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 44-ФЗ при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме. Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации. Во исполнении статьи 5 Федерального закона № 44-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи. Согласно подпункту «д» пункта 1 Перечня при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся, в том числе, пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров. К компенсационным выплатам трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, поименованным в подпункте «д» пункта 1 Перечня относятся ежемесячные компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, установленные Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 года № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», и ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, установленные Указом Президента Российской Федерации от 26.02.2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы». Учитывая изложенное, указанные компенсационные выплаты при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи не должны учитываться. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что отказ Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области является неправомерным, а требования ФИО1 о признании за ней права на меру государственной социальной поддержки в виде государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление иных мероприятий по преодолению трудной жизненной ситуации обоснованными. Что же касается требований истца об обязании ГКУ СО «КЦСОН Самарской области» заключить с ней социальный контракт на осуществление иных мероприятий по преодолению трудной жизненной ситуации, суд полагает, что в данном случае понуждение к заключению контракта не основано на законе, приложением к социальному контракту является программы реабилитации, которая составляется Министерством, суд не вправе вмешиваться в деятельность государственных и муниципальных органов, подменяя их полномочия. Между тем, суд считает, что для восстановления нарушенного права истца на ответчика следует возложить обязанность по рассмотрению заявления ФИО1 о назначении государственной социальной помощи в виде денежных выплатах по социальному контракту с 06.05.2021 года. Требования истца о взыскании компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению, поскольку обоснование и доказательства причинения морального вреда не указаны и не представлены со стороны истца, в силу ч.2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом, в данном случае взыскание компенсации морального вреда не предусмотрено. Взыскание судебных расходов истцом не конкретизировано, платежные документы не представлены, суд принимает во внимание право истца на взыскание судебных расходов в заявительном порядке. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично. Признать за ФИО1, действующей и за несовершеннолетнего сына ФИО2, дата года рождения, право на меру государственной социальной поддержки в виде государственной социальной помощи на основании социального контракта на осуществление иных мероприятий по преодолению трудной жизненной ситуации. Обязать Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области рассмотреть заявление ФИО1 о назначении государственной социальной помощи в виде денежных выплатах по социальному контракту с 06.05.2021 года. Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самара в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 21.02.2022 года. Судья подпись Доценко И.Н. Копия верна. Судья: Секретарь: |