Дело № 2-5540/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 октября 2013 года
Уссурийский районный суд Приморского края в составе
председательствующего судьи Рябенко Е.М.,
при секретаре Сильченко М.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уссурийского городского прокурора в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц-участников образовательного процесса муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа XXXX» к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа XXXX», Администрации Уссурийского городского округа Приморского края о понуждении к исполнению действий,
УСТАНОВИЛ:
Уссурийский городской прокурор обратился в суд в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц-участников образовательного процесса МКОУ «Средняя общеобразовательная школа XXXX» к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа XXXX», Администрации Уссурийского городского округа с требованиями обязать МКОУ СОШ XXXX в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести в соответствии с действующим законодательством лицензирование и получить лицензию на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьными автобусами, возложить обязанность по финансированию школы на лицензирование на муниципальное образование Уссурийского городского округа. Обосновав свои требования тем, что в ходе проверки исполнения требований закона при эксплуатации школьных автобусов выявлены нарушения требований федерального законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности. МКОУ СОШ XXXX на праве оперативного управления принадлежат два школьных автобуса ПАЗ 32053-70 (гос.номер XXXX) и ПАЗ 32053-70 (гос.номер XXXX), который соответствует техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении. Согласно паспорту автобусного маршрута перевозки учащихся осуществляются ежедневно по маршруту Улитовка – Пуциловка – Монакино – Богатырка - Пуциловка, в количестве 52 учащихся. Полагает, что поскольку в данном случае имеют место специальные регулярные перевозки детей автобусом юридического лица, оборудованным для перевозки более восьми человек, к которым предъявляются повышенные требования, в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан, в силу требований п.24 ст. 12 ФЗ № 99- ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» такие перевозки подлежат лицензированию. Однако лицензия на перевозку пассажиров в МКОУ СОШ XXXX отсутствует. Никаких мер по её получению руководством данного учреждения не принято. Имущество школы находится в муниципальной собственности Уссурийского городского округа и закреплено за учреждением на праве оперативного управления согласно п.81 Устава школы, ч.2 ст. 39 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании». Поэтому в силу требований п.1 ст. 296 ГК РФ, ст. 120 ГК РФ при недостаточности денежных средств у частного или казённого учреждения субсидиарную обязанность по обязательствам такого учреждения несёт собственник его имущества.
В судебном заседании представитель прокурора Панасенко Е.А. настаивала на заявленных требованиях по основаниям, указанным выше.
Представитель МКОУ СОШ XXXX ФИО1 не признала исковые требования и пояснила, что работает в школе в должности директор школы. Школа расположена в сельской местности, в целях организации общеобразовательного процесса осуществляет перевозку детей, обучающихся в их школе, из близ лежащих сёл до школы и обратно. Данная деятельность не является коммерческой, провоз детей осуществляется бесплатно и является частью образовательного процесса, поэтому такая деятельность не подлежит лицензированию. Требования законодательства в сфере организации деятельности по провозу детей в их школе соблюдаются.
Представитель Администрации Уссурийского городского округа ФИО2 в судебном заседании не признала исковые требования, просила в их удовлетворении отказать. В обоснование представила письменные возражения, которые приобщены к материалам дела, и пояснила, что перевозки детей в школу и обратно осуществляются с целью реализации процесса обучения и получения детьми гарантированного ч.2 ст. 43 Конституции РФ основного общего образования, следовательно является частью образовательного процесса, в связи с чем подпадают под понятие обеспечения собственных нужд юридического лица, предусмотренного подпунктом 24 п.1 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и не подлежит лицензированию. Кроме того, обращает внимание на то, что под перевозкой в правовом смысле понимается эквивалентно-возмездная транспортировка грузов, пассажиров или багажа. Она всегда осуществляется на основании договора перевозки, заключаемого между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем, пассажиром). Но в данном случае имеет место быть транспортировка людей для собственных нужд при отсутствии возмездности, что не порождает обязательств по перевозке. В исковом заявлении прокурор в обоснование своих требований ссылается на нормативные акты, которые утратили юридическую силу, а именно на приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 2, и как следствие ссылка на такие нормы не допустима и не может является правовым обоснованием требований. Прокурор просит обязать МБОУ СОШ XXXX в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести в соответствии с действующим законодательством лицензирование. Однако общеобразовательная школа не отнесена действующим законодательством к лицензирующим органам, в связи с чем требования прокурора в части возложения на МКОУ СОШ XXXX обязанности произвести лицензирование на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьным автобусом не основано на нормах действующего законодательства.
Помимо этого полагает, что возложение обязанности по финансированию школы на лицензирование на муниципальное образование необоснованно, поскольку казенное предприятие и учреждение отвечают по своим обязательствам в порядке и на условиях, предусмотренных пунктом 5 статьи 113, статьями 115 и 120 ГК РФ. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
Суд, выслушав представителя прокурора, представителей ответчиков, изучив представленные материалы дела, оценив доказательства, полагает следующее.
В соответствии со ст. 49 ч. 1 п. 3 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно ст. 2 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется, в том числе, в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан.
Пунктом 24 статьи 12 указанного закона установлено, что деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельности осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
В судебном заседании установлено, что на балансе МКОУ СОШ XXXX находятся два автобуса марки ПАЗ 32053-70, государственный номер XXXX и ПАЗ 32053-70, государственный номер XXXX. Автобус соответствует техническим требованиям, предъявляемым к перевозкам пассажиров, и допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении.
Паспортами автобусного маршрута подтверждается, что школьным автобусом осуществляется перевозка учащихся школы по маршруту XXXX – XXXX – XXXX – XXXX в школу и обратно.
Согласно списку подвоза учащихся МКОУ СОШ XXXX, количество перевозимых учащихся составляет 52 человека.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что в этой ситуации имеют место специальные регулярные перевозки детей автобусом юридического лица.
Как следует из информации, представленной Уссурийским городским прокурором в ходе проверки исполнения требований закона при эксплуатации школьных автобусов, выявлены нарушения требований федерального законодательства, в нарушение ст.2 Федерального закона №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» МКОУ СОШ XXXX не имеет лицензии на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьными автобусами.
Поскольку МКОУ СОШ XXXX занимается перевозкой людей автомобильным транспортном, количество которых превышает восьми человек, данная перевозка людей подлежит лицензированию, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований об обязании МКОУ СОШ XXXX произвести в соответствии с действующим законодательством лицензирование и получить лицензию на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьным автобусом в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Доводы представителей ответчиков Администрации Уссурийского городского округа и МКОУ СОШ XXXX о том, подвоз учащихся школьным автобусом в образовательное учреждение и обратно к месту жительства является частью образовательного процесса, данная деятельность не является коммерческой, провоз детей осуществляется бесплатно, поэтому такая деятельность не подлежит лицензированию судом не принимаются, поскольку в соответствии с Законом РФ «Об образовании» организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписанием занятий, в связи с чем подвоз детей в школу и обратно не является частью образовательного процесса, а также необходимо учитывать характер данных перевозок и повышенные требования, предъявляемые законодательством к перевозкам детей.
Доводы представителя ответчика Администрации Уссурийского городского округа о том, что общеобразовательная школа не отнесена действующим законодательством к лицензирующим органам не являются основанием для отказа в иске, поскольку возложение обязанности по лицензированию на общеобразовательную школу, в данном контексте, предполагает обращение ответчика в лицензирующий орган с заявлением о получении лицензии.
Согласно ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.3 ст.215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Пунктом 1 ст.296 ГК РФ определено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В судебном заседании установлено, а также подтверждается материалами дела, пояснениями сторон, что школьные автобусы марки ПАЗ 32053-70, государственный номер XXXX и ПАЗ 32053-70, государственный номер XXXX находятся в муниципальной собственности и принадлежат МКОУ СОШ XXXX на праве оперативного управления.
В соответствии с п.2 ст.120 ГК РФ частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В отношении бюджетных учреждений подлежит применению правило ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым определяются особенности правового положения бюджетных учреждений. В частности, бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. При этом права бюджетного учреждения на использование финансовых инструментов существенно ограничены.
Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Таким образом, возложение на собственника имущества, учредителя МКОУ СОШ XXXX - Администрацию Уссурийского городского округа Приморского края обязанности по финансированию мероприятий по лицензированию деятельности по перевозке пассажиров школьными автобусами, которые сводятся к финансовым вложениям соответствует приведенным выше нормам права. Поэтому требования в этой части также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа XXXX» произвести в соответствии с действующим законодательством лицензирование и получить лицензию на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьными автобусами в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Уссурийского городского округа выделить муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа XXXX» денежные средства на лицензирование на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьными автобусами.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Уссурийский районный суд Приморского края.
Председательствующий: Е.М. Рябенко
Копия верна судья: Е.М. Рябенко
Решение составлено в окончательной форме 16 октября 2013 года.