ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5542/2012 от 26.03.2013 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

<номер обезличен>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 марта 2013 года город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя

в составе:

председательствующего судьи Масловой И.Н.

при секретаре Сафарове И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корощенко Т. И., Арутюняна А. Г., Арутюнян Т. П., Арутюнян Л. Г., Матусевича С. А., Уртенова Б. А., Уртеновой Б. Б., Дотдаевой З. Б., Уртеновой А. Б. к Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Ф. Казначейства по Ставропольскому краю, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, Главному управлению МЧС Р. по Ставропольскому краю, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий, третьи лица – Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, Правительство Ставропольского края, администрация города-курорта Кисловодска о признании права и возложении обязанности по выдачи Ф. именного государственного жилищного сертификата,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с иском, в котором просят:

- признать письменные ответы от <дата обезличена><номер обезличен> Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края (т.1 л.д.47), от <дата обезличена><номер обезличен> Минфина Р. (т.1 л.д.48), от <дата обезличена><номер обезличен>-г и <номер обезличен>-г ГУ МЧС Р. по СК (л.д.49-50), от <дата обезличена><номер обезличен> МЧС Р. (л.д.51), на коллективные заявления – незаконными,

- признать Корощенко Т. И. отдельной семьей,

- признать право Корощенко Т.И. на 33 кв. метра общей площади жилья и на получение государственного жилищного сертификата (Свидетельства) на 33 кв. метра общей площади жилья,

- обязать Министерство Финансов РФ выдать Корощенко Т.И. государственный жилищный сертификат на 33 кв. метра общей площади жилья;

- признать Арутюнян Т. П. отдельной семьей,

- признать право Арутюнян Т.П. на 33 кв. метра общей площади жилья и право на получение государственного жилищного сертификата (Свидетельства) на 33 кв. метра общей площади жилья,

- обязать Министерство Финансов РФ выдать Арутюнян Т.П. государственный жилищный сертификат на 33 кв. метра общей площади жилья;

- признать Арутюнян Л. Г. отдельной семьей,

- признать право Арутюнян Л.Г. на 33 кв. метра общей площади жилья и на получение государственного жилищного сертификата (Свидетельства) на 33 кв. метра общей площади жилья,

- обязать Министерство Финансов РФ выдать Арутюнян Л.Г. государственный жилищный сертификат на 33 кв. метра общей площади жилья,

- признать Арутюнян А. Г. отдельной семьей,

- признать право Арутюнян А.Г. на 33 кв. метра общей площади жилья и на получение государственного жилищного сертификата (Свидетельства) на 33 кв. метра общей площади жилья,

- обязать Министерство Финансов РФ выдать Арутюнян А.Г. государственный жилищный сертификат на 33 кв. метра общей площади жилья;

- признать Корощенко С. И. отдельной семьей,

- признать право Корощенко С.И. на 33 кв. метра общей площади жилья и на получение Ф. именного государственного жилищного сертификата (Свидетельства) на 33 кв. метра общей площади жилья,

- обязать Министерство Финансов РФ выдать Корощенко С.И. государственный жилищный сертификат на 33 кв. метра общей площади жилья;

- признать Матусевича С. А. отдельной семьей,

- признать право Матусевича С.А. на 33 кв. метра общей площади жилья и на получение именного государственного жилищного сертификата (Свидетельства) на 33 кв. метра общей площади жилья,

- обязать Министерство Финансов РФ выдать Матусевичу С.А. государственный жилищный сертификат на 33 кв. метра общей площади жилья;

- признать Уртенова Б. А. отдельной семьей,

- признать право Уртенова Б.А. на 33 кв. метра общей площади жилья и на получение Ф. именного государственного жилищного сертификата (Свидетельства) на 33 кв. метра общей площади жилья,

- обязать Министерство Финансов РФ выдать Уртенову Б.А. государственный жилищный сертификат на 33 кв. метра общей площади жилья;

- признать Дотдаеву (Уртенову) З. Б. отдельной семьей,

- признать право Дотдаевой (Уртеновой) З.Б. на 33 кв. метра общей площади жилья и на получение Ф. именного государственного жилищного сертификата (Свидетельства) на 33 кв. метра общей площади жилья,

- обязать Министерство Финансов РФ выдать Дотдаевой З.Б. государственный жилищный сертификат на 33 кв. метра общей площади жилья;

- признать Уртенову А. Б. отдельной семьей,

- признать право Уртеновой А.Б. на 33 кв. метра общей площади жилья и на получение Ф. именного государственного жилищного сертификата (Свидетельства) на 33 кв. метра общей площади жилья,

- обязать Министерство Финансов РФ выдать Уртеновой А.Б. государственный жилищный сертификат на 33 кв. метра общей площади жилья;

- признать Уртенову Б. Б. отдельной семьей,

- признать право Уртеновой Б.Б. на 33 кв. метра общей площади жилья и на получение Ф. именного государственного жилищного сертификата (Свидетельства) на 33 кв. метра общей площади жилья,

- обязать Министерство Финансов РФ выдать Уртеновой Б.Б. государственный жилищный сертификат на 33 кв. метра общей площади жилья,

- взыскать с Министерство Финансов РФ, за счёт Казны РФ в
пользу Корощенко Т.И., Арутюнян Т.П., Арутюнян Л.Г., Арутюняна А.Г., Матусевича С.А., Уртенова Б.А., Уртеновой Б.Б., Дотдаевой З.Б., Уртеновой А.Б. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> в пользу каждого.

В судебное заседание истцы не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, с участием представителя по доверенности.

Представитель истцов по доверенности исковые требования поддержала. В обоснование пояснила, что Корощенко составом семьи 6 человек Уртеновы составом семьи 4 человека внесены в дополнительный общий список семей граждан, проживающих на территории города-курорта Кисловодска СК, лишившихся жилья в результате наводнения, произошедшего в июне 2002 года на территории ЮФО. Дополнительный общий список (5) утвержден Постановлением Главы города-курорта Кисловодска от 25.12.2008 <номер обезличен>. С июня 2002 истец и другие пострадавшие добивались включения их в список лиц, пострадавших в результате наводнения для получения помощи государства в приобретении нового жилья, или ремонта пострадавшего, или строительство нового жилья, взамен утраченного. Однако, Правительство РФ не осуществило никакой помощи на приобретение жилья взамен утраченного, гражданам, пострадавших от паводка, в сроки, прямо предусмотренные законодательством, в чём выражается бездействие и грубое нарушение прав и законных интересов истцов. Истцам не выдавались свидетельства или именные сертификаты, на право получения помощи на восстановление, либо приобретение жилья. Аварийные дома истцов были обследован после многочисленных жалоб, дополнительный список сформирован в 2006, утвержден в 2008.

Истцы считают, что в нарушение действующего законодательства пострадавшим не предложено право выбора получения помощи государства, они были поставлены перед фактом о предоставлении им дотаций на жилье в малых суммах, которые не позволяли фактически приобрести жилье. Дотации были реализованы только в 2009. В то время как другие пострадавшие от наводнения в других регионах в этот период времени, например в 2007 в Сахалинской области Невельском районе, в КЧР получали государственные жилищные сертификаты.

Истцы указывают, что имеют равные права с другими пострадавшими в результате ЧС на территории Р., т.е. имеют равные права на получение помощи государства, предусмотренной законом, а именно на получение жилищных сертификатов. Истцы считают, что до настоящего времени государство не выполнило перед ними свои обязательства в предоставлении помощи, не выдав им именной государственный жилищный сертификат.

Дополнила, что с 2002 в семьях истцов произошли изменения, все истцы стали самостоятельными семьями, следовательно, имеют право на получение отдельного жилищного сертификата на 33 кв.м.

Отсутствие нормальных условий проживания с 2002 года, вынужденное отстаивание своих нарушенных прав, обращение в разные инстанции, длительное неоказание надлежащей помощи истцам соответствующими органами власти, причинило истцам и членам их семьи нравственные и физические страдания, которые истцы оценивают в 1 млн. рублей каждому.

Указала, что денежные средства, полученные истцами в виде дотационных выплат, они готовы вернуть органу, выдавшему эти денежные средства. Также пояснила, что договор купли-продажи <адрес обезличен> по пе<адрес обезличен><номер обезличен> в Кисловодске заключен только на бумаге. Корощенко с семьёй фактически в квартиру не вселялись и не проживали в ней. Также договор купли-продажи жилого помещения в <адрес обезличен>Уртеновыми заключен только на бумаге, семья Уртеновых в дом не вселялись и не проживали в нём

Интересы правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 118 Регламента Правительства Российской Федерации в данном деле представляет Министерство регионального развития Российской Федерации.

Представитель М. Р. по доверенности в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без её участия.

В письменных возражениях указано, что М. Р. в соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 26.02.2013 № П9-8423 и пунктом 118 Регламента Правительства Российской Федерации представляет интересы Правительства Р. при рассмотрении гражданского дела по иску Корощенко Т.И., Арутюнян А.Г., Корощенко С.И., Арутюнян Т.П., Арутюнян Л.Г., Матусевич С.А., Уртенова Б.А., Уртеновой Б.Б., Дотдаевой З.Б., Уртеновой А.Б.

Правительство Р. в соответствии со статьей 1 Ф. конституционного закона от 17.12.1997 <номер обезличен>-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти Российской Федерации, осуществляет исполнительную власть Российской Федерации, является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Р..

Статьи с 12 по 22 ФКЗ от 17.12.1997 <номер обезличен>-ФКЗ исчерпывающим образом раскрывают полномочия Правительства Российской Федерации и не содержат полномочий Правительства РФ по выдаче жилищных сертификатов.

Ф. законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера» установлены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.1995 <номер обезличен>, согласно которому выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными Ф. органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата.

Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в МЧС Р., которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Р. для осуществления последующего погашения сертификатов.

Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в списке, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждающие этот список.

Таким образом, в принятии решений о включении конкретного гражданина в указанный список, о выдаче государственного жилищного сертификата конкретному гражданину Правительство Российской Федерации не участвует, и, следовательно, является ненадлежащим ответчиком по требованиям, заявленным истцами.

Представитель Министерства финансов РФ в лице УФК по СК по доверенности требования истцов не признала. В обоснование возражений указала, что денежные средства на оказание помощи истцам государством предоставлялись, перечислением в соответствующий бюджет, которые истцами получены. Со стороны Минфина РФ нарушений прав истцов допущено не было. Граждане не являются участниками бюджетного процесса, следовательно, направление средств из Ф. бюджета непосредственно гражданам не производится. В возражениях ссылается на нормы ст.ст. 6, 129, 132, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Дополнила, что в полномочия Минфина РФ не входит выдача жилищных сертификатов. В целях ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне 2002 на территории ЮФО, Правительством РФ принято постановление <номер обезличен> от 01.07.2992, которым предусмотрено предоставление гражданам средств из Ф. бюджета на строительство и приобретение жилья в виде безвозмездных субсидий. Государством в полном объеме выполнены обязательства по оказанию помощи перед гражданами, лишившимися жилья в результате паводка в 2002.

Представитель Министерства строительства и архитектуры СК и Правительства СК по доверенности исковые требования не признала. В обоснование возражений пояснила, что в целях ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне 2002 на территории ЮФО, и в соответствии с Ф. законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство РФ установило постановлением от 01.07.2002 <номер обезличен> «О пер­воочередных мерах по ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне 2002 г. на территории Южного Ф. округа» - предоставление гражданам средств из Ф. бюджета на строительство или приобрете­ние жилья осуществляется в виде безвозмездных субсидий (пункт 10). Безвозмездная субсидия это безвозмездные средства, предоставляемые гра­жданину и членам его семьи на строительство, восстановление жилья и приоб­ретение жилья. Порядком установлено, что гражданин, пострадавший в результате паводка, произошедшего в июне 2002 на территории ЮФО, и лишившийся жилья или части его, в случае необходимости вправе привлечь для финансирования строительства или приобретения жилья не толь­ко средства предоставленной ему субсидии, но и собственные (заемные) сред­ства. Решение об использовании средств субсидии для финансирования строи­тельства жилья подрядным способом или собственными силами или приобрете­ния жилья принимается гражданином самостоятельно. Правовое регулирование отношений в области защиты населения и терри­торий по ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории ЮФО, основывалось на общепризнанных принципах и нормах Ф. закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ, принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми ак­тами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъ­ектов Российской Федерации. Указанным законодательством не предусмотрено получение государствен­ного жилищного сертификата гражданином, пострадавшим в результате павод­ка, произошедшего в июне 2002 на территории ЮФО.

Представитель ГУ МЧС Р. по СК, МЧС Р. по доверенности требования истцов не признала. В обоснование возражений ссылается на нормы Главы 25 ГПК РФ. Считает доводы истцов необоснованными. Правительством Ставропольского края была выбрана помощь о выделении дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов, которые использовались для восстановления, строительства и приобретения жилья взамен утраченного, которые выделены согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 <номер обезличен>-р. Ставропольскому краю для приобретения жилья пострадавшим жителям были выделено 814000,0 тыс. рублей, в том числе, и для жителей г. Кисловодска, значащихся в исковом заявлении. По информации, полученной из администрации г. Кисловодска, все жители, обратившиеся в суд, были включены в списки граждан, лишившихся жилья в июне 2002, и получили денежные средства на лицевые счета, открытые в дополнительном офисе <номер обезличен> Пятигорского отделения <номер обезличен> Сбербанка Р. в 2009 году, из расчета 16,1 тыс. рублей за 1 кв. м и требуемой площади, согласно составу семьи.

Дополнила, что обеспечение жильем пострадавших за счет государственного жилищного сертификата не предусматривалось. Ссылка истцов на то, что они имеют право выбора вида финансовой помощи (субсидии, дотации или ГЖС) для приобретения жилья, взамен утраченного в результате чрезвычайных ситуаций безосновательна. Право принятия решения по данному вопросу принадлежит Президенту и Правительству РФ. Органам исполнительной власти Республики Мордовия, Белгородской, Ивановской, Кировской и других областей, пострадавших от пожаров в 2010 году, согласно распоряжению Правительства РФ от 20.08.2010 <номер обезличен>-р выделялись дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов, которые использовались для восстановления, строительства и приобретения жилья взамен утраченного. Жители Краснодарского края, потерявшие жилье в результате наводнения 6-7 июля 2012, согласно Указу Президента Российской Федерации от 1.07.2012 <номер обезличен> (пункт 3), обеспечивались жильем по специально разработанной программе его строительства.

Представитель Министерства жилищно – коммунального хозяйства СК по доверенности в заседание суда не явилась, ходатайствуя о рассмотрения дела без участия представителя Министерства.

В ранее представленных письменных возражениях пояснила, что истцы являлись получателями финан­совой поддержки, как граждане, пострадавшие в результате паводка, произо­шедшего в июне 2002. В соответствии с п. 10 постановления Правительства РФ от 01.07.2002 <номер обезличен> предоставление гражданам средств из Ф. бюджета на строительство или приобретение жилья осуществляется в виде безвозмезд­ных субсидий. Постановлением Правительства Ставропольского края 22.12.2011 утвержден Порядок предоставления дотации городу-курорту Кисловодску на обеспечение мероприятий по приобретению, строительству и восстановлению жилья для граждан, пострадавших в результате паводка в июне 2002 года, в ко­тором закреплено, что дотация предоставляется министерством строительства и архитектуры Ставропольского края в пределах средств, предусмотренных Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2011 год» на указанные цели.

Дополнила, что Министерство ЖКХ СК является правопреемником комитета Ставропольского края по ЖКХ, созданного в июне 2008 года путем выделения из министерства ЖКХ, строительства и архитекту­ры СК. Однако, полномочия по предоставлению финансовой поддержи гражданам, пострадавшим в результате паводка в июне 2002 не передавались.

Представитель администрации города–курорта Кисловодска пояснил, что порядок использования средств безвозмездных субсидий, предоставляемых гражданам, лишившимся жилья или части его в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории ЮФО, установлен постановлением Правительства РФ от 01.07.2002 №492, распоряжениями Правительства РФ от 10.09.2008 <номер обезличен>-р, от 19.11.2008 <номер обезличен>-рп, постановлением Правительства РФ от 19.11.2008 <номер обезличен>-п и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Ставропольского края и муниципального образования города-курорта Кисловодска. Пострадавшие в результате паводка жилые дома включены в реестр домов города-курорта Кисловодска СК, признаны непригодными для проживания, на основании актов дополнительного обследования объекта, поврежденного (разрушенного) в результате наводнения, произошедшего в июне 2002 года и его последствий, согласованного управлением ГО и ЧС г. Кисловодска и утвержденного главой администрации города Кисловодска.

На основании заявлений истцы включены в дополнительный список семей граждан, проживающих на территории города-курорта Кисловодска, лишившихся жилья в результате наводнения, произошедшего в июне 2002 года на территории ЮФО, и приобрели жилье на выделенную краевым бюджетом дотацию. Согласно п. 15 трехстороннего договора купли-продажи, покупатели обязаны были в течение одного месяца с момента его регистрации передать домовые книги на принадлежащие им помещения в Управление по вопросам местного самоуправления поселков администрации города-курорта Кисловодска СК, а также произвести снятие с регистрационного учета по данному адресу. В связи с чем, ссылка истцов на проживание в некомфортных условиях опасных для их жизни и здоровью не соответствует действительности, так как на выделенную краевым бюджетом дотацию они приобретали жилье по своему выбору. Также в соответствии с пунктом 15 трехстороннего договора купли-продажи покупатели в течение месяца после государственной регистрации договора и перехода права собственности к покупателю обязаны были сняться с регистрационного учета и освободить жилое помещение, что до настоящего времени не исполнено.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ст.56 ГПК РФ).

Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела (ст.59 ГПКРФ). Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст.60 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 18 Конституции права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты население, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (чрезвычайные ситуации) определяет Ф. закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены в ст.10 Закона № 68-ФЗ, в том числе, Правительство РФ

- издает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, Ф. законов и нормативных актов Президента Российской Федерации постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение;

- принимает решения о выплате единовременной материальной помощи гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев оказания единовременной материальной помощи, а также круга лиц, которым указанная помощь будет оказана.

01.07.2002 Правительством РФ принято Постановление Российской Федерации <номер обезличен> «О первоочередных мерах по ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного Ф. округа».

Указанным постановлением на органы исполнительной власти субъекта возложена обязанность по формированию списков семей, лишившихся жилья и имущества.

09.07.2002 приказом Госстроя Р.<номер обезличен> «Об утверждении Порядка использования средств безвозмездных субсидий, предоставляемых гражданам, лишившимся жилья или части его в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного Ф. округа» установлены условия использования средств безвозмездных субсидий, предоставляемых семьям граждан, лишившихся жилья или части его в результате стихийного бедствия, произошедшего на территории ЮФО в июне 2002 года, и включенных в соответствующие списки.

20.09.2006 Постановлением <адрес обезличен><номер обезличен>-п (во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2002 <номер обезличен>, Приказа Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 09.07.2002 <номер обезличен>) утвержден:

сводный дополнительный список семей, проживающих на территории Ставропольского края, лишившихся жилья в результате наводнения, произошедшего в июне 2002 года на территории ЮФО и

сводный дополнительный список семей, проживающих на территории Ставропольского края, нуждающихся в восстановлении пострадавшего жилья в результате наводнения, произошедшего в июне 2002 года на территории ЮФО.

В сводные списки постановлением Правительства СК от 18.05.2009 <номер обезличен>-п внесены изменения.

Распоряжением Правительства Р. от 10.09.2008 <номер обезличен>-р в соответствии с частью 2 статьи 14 Ф. закона «О Ф. бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» утверждено прилагаемое распределение дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации на 2008 год в размере 7104277,5 тыс. рублей.

Ставропольскому краю распределено – 814000 тысяч рублей.

19.11.2008 Правительством Ставропольского края принято Постановление <номер обезличен>-п «Об утверждении Порядка финансирования дотаций местным бюджетам на обеспечение мероприятий по приобретению, строительству, восстановлению жилья для граждан, пострадавших в результате паводка в июне 2002 года», которым утвержден Порядок финансирования дотаций местным бюджетам на обеспечение мероприятий по приобретению, строительству, восстановлению жилья для граждан, пострадавших в результате паводка в июне 2002 года.

Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края поручено давать разъяснения по вопросам применения Порядка.

Согласно данному постановлению Порядок определяет механизм финансирования дотаций местным бюджетам на обеспечение мероприятий по приобретению, строительству, восстановлению жилья для граждан, пострадавших в результате паводка в июне 2002 года.

Дотации предоставляются министерством строительства и архитектуры Ставропольского края в пределах средств, предусмотренных Законом Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2008 год» на указанные цели.

Получателями дотаций являются муниципальные образования Ставропольского края, на территории которых проживают граждане, включенные в сводные дополнительные списки семей, проживающих на территории Ставропольского края, лишившихся жилья и нуждающихся в восстановлении пострадавшего жилья в результате наводнения, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного Ф. округа, утвержденные постановлением Правительства Ставропольского края от 20.09.2006 <номер обезличен>-п «Об утверждении сводных дополнительных списков семей, проживающих на территории Ставропольского края, лишившихся жилья и нуждающихся в восстановлении пострадавшего жилья в результате наводнения, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного Ф. округа».

Распределение дотаций осуществляется на основании правового акта Правительства Ставропольского края.

25.12.2008 Постановлением Главы города-курорта Кисловодска от <номер обезличен> утвержден Дополнительный список (5) семей граждан, проживающих на территории города-курорта Кисловодска Ставропольского края, лишившихся жилья в результате наводнения, произошедшего в июне 2002 года на территории Южного Ф. округа (т. 2 л.д.8-68). В списке значится 208 семей.

В дополнительный список по<адрес обезличен> включена семья Корощенко Т.И. составом 6 человек: она – глава семьи, Корощенко С.И. - сын, Матусевич С.А. – сын, Арутюнян Т.П.- мать, Арутюнян А.Г.- брат, Арутюнян Л.Г.- сестра (том. 2 л.д.11-12).

Также в дополнительный список по<адрес обезличен> включена семья Уртенова Б.А. составом 4 человека: он – глава семьи, Уртенова Б.Б.- дочь, Уртенова А.Б. – дочь, Уртенова (Дотдаева) З.Б.- дочь, (том. 2 л.д.16-17).

29.12.2008 постановлением главы города–курорта Кисловодска СК <номер обезличен> утвержден порядок использования дотаций, предоставляемых городу - курорту Кисловодску из бюджета Ставропольского края на обеспечение мероприятий по приобретению жилья гражданам, проживающим на территории города – курорта Кисловодск Ставропольского края, лишившимся жилья в результате наводнения, произошедшего в июне 2002года на территории Южного Ф. округа, включенными в сводный дополнительный список, утвержденный постановлением Правительства СК <номер обезличен>-пр от 20.09.2006.

Семье Корощенко Т.И. на состав 6 человек выделена дотация в сумме <данные изъяты>, что истцами не отрицается.

Семье Уртеновых на состав 4 человека выделена дотация в сумме <данные изъяты> что истцами не отрицается.

02.06.2009 заключен трехсторонний договор купли-продажи жилого дома и земельного участка между Токаревой Н.Н. (продавцом) и покупателями: Корощенко Т.И., Корощенко С.И., Матусевич С.А., Арутюнян Т.П., Арутюнян Л.Г., Арутюнян А.Г., совместно с администрацией города-курорта Кисловодска.

Согласно условиям договора семья Корощенко составом 6 человек, а также Епикова Л.С., Епиков А.А. приобрели в собственность <адрес обезличен>, расположенную по адресу: СК, <адрес обезличен>, переулок Конечный, <номер обезличен>, общей площадью 65,7 кв.м., жилой – 48,5 кв.м. (т.2 л.д.69-71).

Договор зарегистрирован в Управлении Ф. регистрационной службы по СК 08.06.2009.

13.04.2009 заключен трехсторонний договор купли-продажи жилого дома и земельного участка между Уртеновой Ф.К. (продавцом) и покупателями: Уртеновым Б.А., Уртеновой Б.Б., Уртеновой А.Б., Дотдаевой З.Б., совместно с администрацией города-курорта Кисловодска.

Согласно условиям договора семья Уртеновых составом 4 человека приобрели в собственность жилой дом, литер «А», расположенный по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 136,5 кв.м., а также земельный участок, площадью 1038 кв.м., расположенный по адресу: <адрес обезличен> (т.2 л.д.90-92).

Договор зарегистрирован в Управлении Ф. регистрационной службы по СК 15.04.2009.

При этом Свидетельство о предоставлении субсидии гражданину, лишившемуся жилья или части его в результате стихийного бедствия и членам его семьи, истцам не выдавалось, в то время как другие граждане, пострадавшие в результате ЧС 2002 года такие Свидетельства Правительством Ставропольского края получали.

По утверждению представителя истцов ни семья Корощенко, ни семья Уртенова в указанные жилые помещения не вселялись и не проживали в них.

По данным Управления Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен> от <дата обезличена> в ЕГРП сведения о наличии в собственности объектов недвижимого имущества у Матусевич С.А. (<номер обезличен> т.2 л.д.124), Арутюнян Л.Г. (<номер обезличен> - т.2 л.д.125), Арутюнян Т.П. (<номер обезличен> – т.1 л.д.126), Арутюнян А.Г. (<номер обезличен> – т.2 л.д.127) и Корощенко С.И. (<номер обезличен> – т.2 л.д.128) отсутствуют.

Корощенко Т.И. на праве общей долевой собственности (7/13 доли в праве) принадлежит жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес обезличен> Кисловодске, переулок Конечный, 15 (<номер обезличен> - т.2 л.д.118-119).

Арутюнян Л.Г. на праве общей долевой собственности (1/2 доли в праве) принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, <адрес обезличен> (<номер обезличен> - т.2 л.д.125).

Арутюнян Т.П. на праве общей долевой собственности 1/4 доля в праве принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, <адрес обезличен> (<номер обезличен> - т.2 л.д.126).

Истцы и их представитель считают, что до настоящего времени государство не выполнило перед ними своё обязательство, выразившееся в не предоставлении помощи в виде именного государственного жилищного сертификата.

По утверждению представителя истцов, последние считают, что имеют равные права с другими пострадавшими в результате ЧС на территории Р., т.е. имеют равные права на получение помощи государства, предусмотренной законом, а именно, на получение жилищных сертификатов.

Нормативные основы защиты населения и территории от ЧС составляют: Конституция РФ, Ф. конституционные законы, Ф. законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативно-правовые акты и внутриорганизационные нормативно-правовые акты.

Статьёй 18 Ф. закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ закреплено право граждан Р. на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Во исполнение приведенной правовой нормы и целей оказания помощи в приобретении жилья гражданам Р., пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, 07.06.1995 Правительством РФ издано Постановление <номер обезличен> «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий».

В соответствии с п.1 данного Постановления Правительства РФ признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Р., лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, а в п.2 предусмотрено, что ГЖС выдается гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.

Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 <номер обезличен>, предусматривает, что сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения (социальная выплата) за счет бюджетных ассигнований (п. 2).

Выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными Ф. органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата.

Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов (п. 6).

В целях оказания помощи гражданам Р., нуждающимся в улучшении жилищных условий, и в соответствии с Указом Президента РФ от 29.03.1996 <номер обезличен> «О государственной поддержке граждан в строительстве и приобретении жилья» Правительством РФ 03.08.1996 принято Постановление <номер обезличен> «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья».

Постановлением <номер обезличен> от 03.08.1996 утверждено Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.

В п.3 Положения указано, что за счет средств Ф. бюджета субсидия предоставляется (в пределах предусмотренных объемов) следующим категориям граждан, в том числе, лицам, пострадавшим от чернобыльской и других аварий, чрезвычайных ситуации и стихийных бедствий.

В силу п. 5 Положения субсидия может быть использована гражданами по желанию:

на приобретение готового жилья по их выбору,

на финансирование строительства индивидуального жилого дома в форме перечислений по индивидуальному графику за выполненных объем работ,

на финансирование приобретения квартиры при участии в достройке многоквартирного дома высокой степени технической готовности (не менее 70%).

Право гражданина на получение субсидии удостоверяется свидетельством о предоставлении безвозмездной субсидии, срок действия которого не должен превышать шести месяцев.

Указанное постановление утратило силу, в связи с принятием Постановления Правительства РФ <номер обезличен> от 21.03.2006 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Ф. законодательством «Ф. целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы».

До 2008 года (предоставление истцам помощи в виде дотационных платежей) при возникновении ЧС в других регионах, например в КЧР, предоставлялась помощь в виде именного Государственного жилищного сертификата (л.д.41).

Чрезвычайная ситуация, произошедшая в июне 2002 года на территории Южного Ф.<адрес обезличен>, относится к Ф. чрезвычайной ситуации.

Правовое обеспечение в области защиты населения и территории от ЧС – это совокупность законов и иных нормативно-правовых актов Ф. органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

Исходя из смысла ст.8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Конституция РФ закрепила права граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу.

В результате ЧС 2002 истцы пострадали, лишившись жилья.

Из анализа приведенных выше нормативных правовых актов следует, что одним из видов материальной помощи государства гражданам, в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций является и предоставление государственных жилищных сертификатов.

Учитывая, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера представляют серьезную опасность, причиняя масштабный ущерб населению, социальной инфраструктуре и территориям, в целях оказания помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в результате наводнения, реализуя социальную политику Российской Федерации – Правительство РФ гарантирует помощь в связи с утратой гражданами имущества первой необходимости (жилища). Одним из видов материальной помощи государства гражданам, в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций является предоставление государственных жилищных сертификатов.

Следовательно, граждане, пострадавшие в результате ЧС 2002 года имели право на получение единовременной материальной помощи государства в виде предоставления субсидий или государственного жилищного сертификата.

Таким образом, и на семью Корощенко составом семьи 6 человек и Уртеновых составом семьи 4 распространяется право на оказание помощи государства в виде предоставления государственного жилищного сертификата в соответствии с Постановлением Правительства РФ <номер обезличен><дата обезличена> «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе 3 и более человек – 72 кв.м. (п.2 Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 <номер обезличен>).

В то же время, по мнению суда, исходя из действующего законодательства, требования о признании отдельными семьями Корощенко Т.И., Арутюнян А.Г., Корощенко С.И., Арутюнян Т.П., Арутюнян Л.Г., Матусевич С.А., а также Уртенова Б.А., Уртеновой Б.Б., Уртеновой А.Б., Дотдаевой З.Б., по заявленным основаниям, являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Также необоснованны требования истцов о признании права на получение ГЖС отдельно на каждого человека по 33 кв.м. общей площади жилья не основаны на законе и не подлежат удовлетворению, поскольку таким правом обладают семьи пострадавшие в результате ЧС.

Как указывалось выше Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2002 <номер обезличен>, как первоочередная мера по ликвидации последствий паводка, произошедшего в июне 2002 на территории ЮФО, принято решение о предоставлении безвозмездных субсидий гражданам, лишившимся жилья или части его в результате паводка, произошедшего в июне 2002 года на территории ЮФО.

Постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.2002 <номер обезличен> истцами оспорено не было, является действующим.

Кроме того, истцами заявлено требование о возложении на Минфин Р. обязанности, выдать государственный жилищный сертификат необоснованно, которое удовлетворению не подлежит.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 09.10.1995 <номер обезличен> «Об утверждении Порядка выпуска и погашения Государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуация, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями», выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ осуществляется Министерством финансов РФ на основании решения Правительства РФ, подготовленного Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными Ф. органами исполнительной власти.

Часть 2 п.1 Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 <номер обезличен> гласит, что государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации.

То есть, основанием для выдачи Министерством финансов РФ бланков сертификата является решение Правительства РФ.

По ЧС 2002 года, происшедшей в ЮФО (г.Кисловодск) Правительством РФ решения о выдаче пострадавшим ГЖС не принималось.

Требований к Правительству Российской Федерации, привлеченному судом к участию в деле в порядке ст.40 ГПК РФ, истцами не заявлено.

Следует отметить, что основанием для получения государственных жилищных сертификатов являются списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации,

Из анализа приведенных выше нормативных правовых актов следует, что государственный жилищный сертификат, выдаваемый гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации, как на получение жилого помещения, так и на социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

Такие сертификаты выдаются финансовым органом субъекта Российской Федерации гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, утверждаемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие. Для включения в указанный список граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.

Право гражданина на получение государственного жилищного сертификата на определенную площадь обусловлено соблюдением процедуры внесения изменений в ранее утвержденный уполномоченным лицом список, в том числе и согласование Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также принятия решения Правительства РФ о выдаче сертификата.

Как усматривается из материалов дела, такого согласования и решения Правительства РФ не имеется.

Также истцы просят признать письменные ответы на коллективные заявления пострадавших в ЧС 2002 года от <дата обезличена><номер обезличен> Министерства строительства и архитектуры СК, от <дата обезличена><номер обезличен> Министерства Финансов РФ, от <дата обезличена><номер обезличен>-г ГУ МЧС Р. по СК, от <дата обезличена><номер обезличен> МЧС Р., <дата обезличена><номер обезличен>- Г МЧС Р. – незаконными.

Суд признает требования не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

К решениям, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского производства, согласно ст. 255 ГПК РФ, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином своих прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Выше судом было отмечено, что порядок выдачи государственного жилищного сертификата определен законодательством.

Изучив указанные истцами ответы, суд считает, что в рамках рассматриваемого дела, при установленных судом обстоятельствах, оснований для признания ответа по вопросу выдачи жилищного сертификата незаконными – не имеется.

Пунктом 28 Постановления Пленума от 10.02.2009 <номер обезличен> «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» установлено:

Исходя из положений ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, обязательным условием удовлетворения заявления с требованиями о признании незаконными действий (бездействия) либо постановлений, в частности судебного пристава-исполнителя, является установление судом двух обстоятельств: нарушение обжалуемым действием (бездействием) либо постановлением прав и свобод заявителя и не соответствие их закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

По смыслу процитированной статьи, обязанность по доказыванию незаконности действий (бездействия) органов государственной власти, а по настоящему делу незаконность действий (ответов) Минфина Р., МЧС Р., ГУ МЧС Р. по СК, Министерства строительства и архитектуры СК, лежит на истцах.

Суд считает, что допустимых доказательств нарушения закона либо какого-либо нормативного правового акта и законных прав и интересов истцов перечисленными выше ответами не представлено.

Истцами заявлены требования к Министерству финансов Р. о взыскании компенсации морального вреда, которые при установленных судом обстоятельствах, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ моральный вред - это причинение гражданину физических и нравственных страданий.

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействиями), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни) или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина.

Согласно ст.1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а степень вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

Доказательств, причинения физических и нравственных страданий действиями Министерства финансов Р. истцами не представлено.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Корощенко Т. И., Арутюняну А. Г., Корощенко С. И., Арутюнян Т. П., Арутюнян Л. Г., Матусевичу С. А., Уртенову Б. А., Уртеновой Б. Б., Дотдуевой З. Б., Уртеновой А. Б. в удовлетворении требования о признании письменных ответов Министерства строительства и архитектуры СК от <дата обезличена><номер обезличен> Министерства строительства и архитектуры СК, от <дата обезличена><номер обезличен> Министерства Финансов РФ, от <дата обезличена><номер обезличен>-г ГУ МЧС Р. по СК, от <дата обезличена><номер обезличен> МЧС Р., <дата обезличена><номер обезличен>- Г - незаконными.

Отказать Корощенко Т. И. в удовлетворении требования о признании её отдельной семьёй, о признании права на 33 кв. метра общей площади жилья, и в признании права на получение государственного жилищного сертификата (Свидетельства) на 33 кв. метра общей площади жилья.

Отказать Корощенко Т. И. в удовлетворении требования об обязании Министерство Финансов РФ выдать ей государственный жилищный сертификат (Свидетельство) на 33 кв. метра общей площади жилья.

Отказать Арутюняну А. Г. в удовлетворении требования о признании его отдельной семьёй, о признании права на 33 кв. метра общей площади жилья, и о признании права на получение Ф. именного государственного жилищного сертификата (Свидетельства) на 33 кв. метра общей площади жилья.

Отказать Арутюняну А. Г. в удовлетворении требования об обязании Министерство Финансов РФ выдать Арутюнян А. Г.Ф. Именной Государственный Жилищный Сертификат (Свидетельство) на 33 кв. метра общей площади жилья.

Отказать Корощенко С. И. в удовлетворении требования о признании его отдельной семьёй, о признании е права на 33 кв. метра общей площади жилья, и о признании права на получение государственного жилищного сертификата (Свидетельства) на 33 кв. метра общей площади жилья.

Отказать Корощенко С. И. в удовлетворении требования об обязании Министерство Финансов РФ выдать ему государственный жилищный сертификат (Свидетельство) на 33 кв. метра общей площади жилья.

Отказать Арутюнян Т. П. в удовлетворении требования о признании её отдельной семьёй, о признании права на 33 кв. метра общей площади жилья, и о признании права на получение Ф. именного государственного жилищного сертификата (Свидетельства) на 33 кв. метра общей площади жилья.

Отказать Арутюнян Т. П. в удовлетворении требования об обязании Министерство Финансов РФ выдать ей государственный жилищный сертификат (Свидетельство) на 33 кв. метра общей площади жилья.

Отказать Арутюнян Л. Г. в удовлетворении требования о признании её отдельной семьёй, о признании е права на 33 кв. метра общей площади жилья, и о признании права на получение Ф. именного государственного жилищного сертификата (Свидетельства) на 33 кв. метра общей площади жилья.

Отказать Арутюнян Л. Г. в удовлетворении требования об обязании Министерство Финансов РФ выдать ей государственный жилищный сертификат (Свидетельство) на 33 кв. метра общей площади жилья.

Отказать Матусевичу С. А. в удовлетворении требования о признании его отдельной семьёй, о признании права на 33 кв. метра общей площади жилья, и о признании права на получение Ф. именного государственного жилищного сертификата (Свидетельства) на 33 кв. метра общей площади жилья.

Отказать Матусевичу С. А. в удовлетворении требования об обязании Министерство Финансов РФ выдать ему государственный жилищный сертификат (Свидетельство) на 33 кв. метра общей площади жилья.

Отказать в удовлетворении требования о взыскании с Министерства Финансов РФ, за счёт Казны РФ в пользу Корощенко Т. И., Арутюняна А. Г., Корощенко С. И., Арутюнян Т. П., Арутюнян Л. Г., Матусевича С. А. компенсации морального вреда в размере 1.000.000 рублей в пользу каждого.

Признать право Корощенко Т. И. на получение государственного жилищного сертификата на состав семьи 6 человек, а именно: Корощенко Т. И., Арутюнян А. Г., Корощенко С. И., Арутюнян Т. П., Арутюнян Л. Г., Матусевич С. А. на 108 кв.м.

Отказать Уртенову Б. А. в удовлетворении требования о признании его отдельной семьёй, о признании права на 33 кв. метра общей площади жилья, и о признании права на получение государственного жилищного сертификата (Свидетельства) на 33 кв. метра общей площади жилья.

Отказать Уртенову Б. А. в удовлетворении требования об обязании Министерство Финансов РФ выдать ему государственный жилищный сертификат (Свидетельство) на 33 кв. метра общей площади жилья.

Отказать Уртеновой Б. Б. в удовлетворении требования о признании её отдельной семьёй, о признании права на 33 кв. метра общей площади жилья, и о признании права на получение государственного жилищного сертификата (Свидетельства) на 33 кв. метра общей площади жилья.

Отказать Уртеновой Б. Б. в удовлетворении требования об обязании Министерство Финансов РФ выдать ей государственный жилищный сертификат (Свидетельство) на 33 кв. метра общей площади жилья.

Отказать Уртеновой А. Б. в удовлетворении требования о признании её отдельной семьёй, о признании права на 33 кв. метра общей площади жилья, и о признании права на получение Ф. именного государственного жилищного сертификата (Свидетельства) на 33 кв. метра общей площади жилья.

Отказать Уртеновой А. Б. в удовлетворении требования об обязании Министерство Финансов РФ выдать её государственный жилищный сертификат (Свидетельство) на 33 кв. метра общей площади жилья.

Отказать Дотдаевой З. Б. в удовлетворении требования о признании её отдельной семьёй, о признании права на 33 кв. метра общей площади жилья, и о признании права на получение Ф. именного государственного жилищного сертификата (Свидетельства) на 33 кв. метра общей площади жилья.

Отказать Дотдаевой З. Б. в удовлетворении требования об обязании Министерство Финансов РФ выдать её государственный Жилищный Сертификат (Свидетельство) на 33 кв. метра общей площади жилья.

Отказать в удовлетворении требования о взыскании с Министерства Финансов РФ, за счёт Казны РФ в пользу Уртеноваа Б. А., Уртеновой Б. Б., Дотдаевой З. Б., Уртеновой А. Б. компенсации морального вреда в размере 1.000.000 рублей в пользу каждого.

Признать право Уртенова Б. А. на получение государственного жилищного сертификата на состав семьи 4 человека, а именно: Уртенов Б. А., Уртенова Б. Б., Дотдаева З. Б., Уртенова А. Б. на 72 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме

Судья И.Н.Маслова

Мотивированное решение составлено <дата обезличена>.