ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5543/16 от 21.11.2016 Ухтинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-5543/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ухта Республики Коми

21 ноября 2016 года

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Хазиевой С.М.

с участием помощника транспортного прокурора г. Сосногорска Дорониной Н.Б.,

при секретаре Рузиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сосногорского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Комиавиатранс» об обязании совершить действия,

установил:

Сосногорский транспортный прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Ухтинский городской суд Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц с данным иском. В обоснование заявленных требований указал, что Сосногорской транспортной прокуратурой при проведении проверки исполнения требований законодательства о защите прав потребителей на транспорте в аэропорту Ухта установлены нарушения действующего законодательства. При изучении книги жалоб и предложений аэровокзала аэропорта Ухта установлено, что в 2014 г. (гражданин Б.С.) и 2015 г. (гражданин Н.В.) имелись обращения граждан по вопросу не предоставления визуальной информации о задержке рейса и о причинах задержки рейса. Из ответов на обращения следует, что причиной не исполнения требований ФАП № 82 явилось отсутствие на табло ячеек для внесения вышеуказанных данных. В целях устранения указанных нарушений требований законодательства прокурором 19.04.2016 генеральному директору АО «Комиавиатранс» внесено представление об устранения нарушений требований законодательства при предоставлении услуг по обслуживанию пассажиров на воздушном транспорте. Согласно полученного 17.05.2016 № 14/13991 ответа нарушения фактически не устранены, визуальная информация пассажирам о задержке рейса и о причинах задержки рейса на аэровокзале аэропорта Ухта не предоставляется, по причине отсутствия финансирования для приобретения нового табло. Как установлено настоящей проверкой, на данный момент указанное нарушение не устранено, в связи с чем, визуальная информация пассажирам о задержке рейса и о причинах задержки рейса не предоставляется. Просит обязать АО «Комиавиатранс» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить пассажиров в аэропорту Ухта, расположенного: <...>, визуальной информацией о задержке или отмене рейса и о причинах задержки или отмены рейса.

В судебное заседание представитель ответчика не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна. Представлен отзыв на исковые требования. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

В судебном заседании помощник Сосногорского транспортного прокурора Доронина Н.Б. на заявленных требованиях настаивала и показала, что в заявлении они не настаивают на определенном способе предоставлении визуальной информации о задержке или отмене рейса и о причинах задержки или отмены рейса. Визуальная информация может отражаться любым доступным для пассажира способом, в том числе это может быть электронное табло, информация на стенде, установленном в общедоступном для пассажиров месте и т.п.

В представленном суду отзыве генеральный директор АО «Комиавиатранс» П.А. с исковыми требованиями не согласился, указал, что Федеральными авиационными правилами регулируются отношения между пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями и авиаперевозчиками по воздушной перевозке пассажиров, багажа и грузов. Данными Правилами определены обязанности перевозчика или обслуживающей организации обеспечения пассажиров в аэропорту визуальной и акустической информацией, предусмотренной данными Правилами. Филиал АО «Комиавиатранс» «Аэропорт Ухта» при поступлении от перевозчика (авиакомпании) информации относительно авиарейсов, обеспечивает доведение необходимой информации до пассажиров, находящихся на аэровокзале, посредством объявления по «громкой связи». Никакое табло аэропорта технически не способно отобразить всю, предусмотренную авиационными Правилами информацию, финансирование на приобретение нового табло отсутствуют. Данные правила не предписывают обязанность отражать визуальную информацию исключительно на табло. Кроме того, прокурор не мотивировал право на обращение с иском в интересах неопределенного круга лиц, сославшись лишь на жалобы двух пассажиров.

Суд, выслушав помощника Сосногорского транспортного прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в книге жалоб и предложений аэровокзала аэропорта Ухта имеются обращения гражданина Б.С. от 13.11.2014 (л.д.14) и гр. Н.В. от 24.02.2015 (л.д.12) по вопросу не предоставления визуальной информации о задержке рейса и о причинах задержки рейса.

13.04.2016 Сосногорской транспортной прокуратурой проведена проверка относительно соблюдения требований законодательства при предоставлении услуг по обслуживанию пассажиров на воздушном транспорте в филиале АО «Комиавиатранс» «Аэропорт Ухта», в результате которой выявлено нарушение действующего законодательства, а именно: в здании аэровокзала аэропорта Ухта отсутствует дублирование предоставляемой и необходимой для ознакомления пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по слуху зрительной информации и сигнализации об опасности. Выявленные нарушения влияют на предоставление услуг ненадлежащего качества по обслуживанию пассажиров.

По результатам проверки и.о. транспортного прокурора Г.С. в адрес АО «Комиавиатранс» вынесено представление №23/1-3 от 19.04.2016 (л.д.5-7). Данным представлением выставлены требования, в том числе безотлагательно рассмотреть и принять исчерпывающие меры к устранению отмеченных в нем нарушений законодательства.

Из ответа АО «Комиавиатранс» №14/13991 от 17.05.2016 (л.д.8) следует, что отраженные в представлении нарушения фактически не устранены, визуальная информация пассажирам о задержке рейса и о причинах задержки рейса на аэровокзале аэропорта Ухта не предоставляется по причине отсутствия финансирования для приобретения нового табло.

Указанные выше обстоятельства ответчиком не оспорены.

В соответствии с ч. 1 ст. 102 Воздушного Кодекса РФ (далее - ВК РФ) юридические лица, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационным и правилами.

Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (ред. от 15.02.2016) утверждены "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2007 N 10186) (далее – ФАП №82).

Согласно требованиям п. 72 ФАП №82, регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов, а чартерные рейсы – в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок.

В силу пункта 92 ФАП №82, перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает пассажиров в аэропорту визуальной и акустической информацией: о времени отправления и прибытия воздушных судов; о месте, времени начала и окончания регистрации на рейс, указанный в билете; о месте, времени начала и окончания посадки пассажиров в воздушное судно; о задержке или отмене рейса и о причинах задержки или отмены рейса; о способе проезда до ближайшего населенного пункта, между терминалами аэропорта, между аэропортами; о правилах и порядке проведения предполетного и послеполетного досмотров пассажиров и багажа; об общих правилах выполнения пассажирами требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации; о месте нахождения комнат матери и ребенка.

Согласно пункту 2 ФАП №82, правила применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок (далее - перевозки) пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами (далее - регулярные рейсы) и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) (далее - чартерные рейсы).

В соответствии с пунктом 4 ФАП №82 во взаимосвязи с ч. 2 ст. 102 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ, перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок (далее - правила перевозчика). Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей

В силу пункта 74 ФАП №82, в случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, грузоотправителей, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом. При этом, критерий доступности способа оповещения должен определяться не возможностями перевозчика, а потребностями и возможностями пассажиров.

Требования приведенных норм законодательства ответчиком не исполняются надлежащим образом. Доказательств обратного ответчиком не представлено, и материалы дела не содержат.

Довод представителя ответчика о том, что прокурор не мотивировал право на обращение с иском в интересах неопределенного круга лиц, сославшись лишь на жалобы двух пассажиров, суд находит необоснованным, поскольку обоснованность такого обращения определяется полномочиями прокурора, предоставленными ему положениями ст. 45 ГПК РФ, кроме того, из текста представления усматривается, что не предоставление визуальной информации прямо нарушает предусмотренные законодательством гарантии для лиц, имеющих ограничение по слуху – инвалидов.

Согласно пункту 4 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. На основании пункта 3 статьи 35 названного Закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В силу ст.7 Конституции РФ, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются гарантии их социальной защиты. Согласно ст.8 Декларации о правах инвалидов, утвержденной резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1975 года, инвалиды имеют право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297. Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации, включая решение вопросов образования и занятости инвалидов, и государственной системы медико-социальной экспертизы в целях реализации их прав и основных свобод, что будет способствовать полноценному участию инвалидов в жизни страны.

Декларация о правах инвалидов, принятая 9 декабря 1975 г. Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, предусматривает, что инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность (ст. 5).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

По смыслу данных норм, а также положений статьи 45 ГПК РФ, последние необходимо рассматривать, как обязанность прокурора заявить в суд требование в интересах неопределенного круга лиц, в том числе слабослышащих (неслышащих), для обеспечения возможности реализации их права на своевременное и полное получение необходимой информации, для создания равных для всех категорий граждан возможностей участия в жизни общества. При ином толковании указанных правовых норм органы прокуратуры будут лишены возможности реализовывать возложенные на них функции, а неопределенный круг лиц, в интересах которого прокурором было заявлено требование, - защиты своих нарушенных прав и законных интересов.

По аналогичным обстоятельствам суд не принимает довод ответчика о достаточности предоставления информации о задержке (отмене) рейса и о причинах задержки (отмены) рейса, путем доведения до пассажиров, находящихся в аэровокзале посредством объявления по «громкой связи» (акустическая информация).

Доказательств отображения информации для пассажиров о задержке (отмене), причинах задержки рейса иными, кроме аудио оповещения средствами, стороной ответчика суду не представлено.

Разрешая доводы ответчика относительно того, что ФАП №82 не вменяют перевозчикам обязанности отражения визуальной информации исключительно на табло аэропорта, суд исходит из следующего.

Из буквального толкования требований пункта 92 ФАП №82 следует, что перевозчик или обслуживающая организация должны обеспечивать пассажиров визуальной и акустической информацией. Именно в их совокупности, а не, как предполагает представитель ответчика, – одним из приведенных способов.

Данное требование законодательства ответчиком не исполняется.

При этом, прокурор не просит предоставления визуальной информации относительно движения авиарейсов исключительно посредством размещения ее на электронном табло, а любым возможным способом, позволяющим получить данную информацию в здании аэровокзала аэропорта Ухта, без необходимости поиска такой информации среди множества размещенных на стойках и стендах помещения объявлений.

На основании изложенного, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования.

Статьёй 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд находит обоснованным предложенный прокурором срок исполнения заявленных требований и устанавливает ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, – в течение 06 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявленные требования Сосногорского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Комиавиатранс» об обязании совершить действия, удовлетворить.

Обязать Акционерное общество «Комиавиатранс» в течение 06 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить пассажиров в аэропорту Ухта, расположенном по адресу: <...>, визуальной информацией о задержке или отмене рейса и о причинах задержки или отмены рейса любым доступным способом.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения решения.

Судья Ухтинского городского суда – Хазиева С.М.