Дело № 2-5543/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2013 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
Председательствующего Изоховой Е.В.,
при секретаре Сафоновой А.Э.,
с участием прокурора Беловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Владимире гражданское дело по иску Прокурора г.Владимира в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Владимира об обязании организовать теплоснабжение потребителей в соответствии с требованиями закона путем включения объекта в концессионное соглашение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Владимира обратился в суд с уточненным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Владимира об обязании организовать теплоснабжение потребителей в соответствии с требованиями ст. 6 ФЗ от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» путем включения объекта – тепловая сеть от ТК-191-2 до ТК-191-3 в концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения муниципального образования город Владимир от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований указано, что прокуратурой города Владимира проведена проверка исполнения действующего законодательства о теплоснабжении на территории муниципального образования город Владимир. Установлено, что подача тепловой энергии потребителям города осуществляется от поставщика <данные изъяты> по магистральным сетям, находящимся в собственности компании, и разводящим сетям, находящимся в муниципальной собственности и переданным в концессию ОАО «Владимирские коммунальные системы». Так, ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием город Владимир, <данные изъяты> и ОАО «Владимирские коммунальные системы» заключено концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения муниципального образования город Владимир. Согласно п. 2.1, п. 2.2 концессионного соглашения объектом соглашения является система коммунальной инфраструктуры теплоснабжения муниципального образования город Владимир, представляющая собой совокупность технологически связанных между собой производственных, имущественных и иных объектов (имущества), предназначенных для осуществления производства, передачи и распределения тепловой энергии и горячей воды, подлежащая созданию и реконструкции. Объект концессионного соглашения принадлежит муниципальному образованию город Владимир на праве собственности. В соответствии с п. 3.1 концессионного соглашения объект соглашения, а также права владения и пользования указанным объектом переданы ОАО «Владимирские коммунальные системы» до момента подписания настоящего концессионного соглашения по акту приема-передачи на основании договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ ### заключенных по результатам конкурса на право заключения договоров аренды объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности и составляющих систему теплосетевого хозяйства города Владимира. Согласно приложению ### к концессионному соглашению тепловая сеть от тепловой камеры ### (<данные изъяты>) до угол-поворота ### (<данные изъяты>) <...> входит в состав объекта концессионного соглашения. Из информации, предоставленной администрацией города Владимира, следует, что заключив концессионное соглашение с ОАО «Владимирские коммунальные системы» органы местного самоуправления организовали теплоснабжение населения в соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Вместе с тем, в ходе проверки установлено следующее. ДД.ММ.ГГГГ произошла аварийная ситуация на системе теплоснабжения, связанная с утечкой теплоносителя из тепловой сети от ### до ### <...>. В силу п. 11.2 концессионного соглашения Концедент, в лице муниципального образования город Владимир и <данные изъяты> осуш; ествляет контроль за соблюдением Концессионером (ОАО «Владимирские коммунальные системы») условий настоящего соглашения, в том числе обязательств по осуществлению деятельности, являющейся предметом соглашения, обязательств по использованию (эксплуатации) объектов соглашения, а также сроков исполнения обязательств. Контрольные функции органов местного самоуправления над деятельностью ОАО «Владимирские коммунальные системы» по эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения муниципального образования город Владимир предусматривались и договором аренды движимого муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ ###. Из информации, предоставленной ОАО «Владимирские коммунальные системы», следует, что аварийный участок тепловой сети с ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Владимирские коммунальные системы» не обслуживался, ни в рамках договоров аренды, ни в рамках концессионного соглашения, поскольку находится за границей балансовой принадлежности. Согласно позиции администрации г. Владимира орган местного самоуправления организовал теплоснабжение населения путем предоставления ОАО «ВКС» права владения и пользования муниципальными тепловыми сетями. ОАО «ВКС» представило документы, подтверждающие проведение в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. работ по реконструкции тепловой сети в районе ### до ### <...>, на которой ДД.ММ.ГГГГ. произошла аварийная ситуация. Вследствие проведения работ по реконструкции указанный участок тепловой сети стал обозначаться как «тепловая сеть от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ». Письмом от ДД.ММ.ГГГГ., направленным в адрес ОАО «ВКС», Управление ЖКХ администрации города согласовывает внесение дополнения в инвестиционную программу ОАО «ВКС» в сфере передачи тепловой энергии города Владимира на ДД.ММ.ГГГГ, в части включения объекта: «тепловая сеть от ### до ###». Вместе с тем, из ответа Управления ЖКХ администрации <...> от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что соответствующие изменения в инвестиционную программу ОАО «ВКС» и концессионное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. не внесены. С учетом изложенного считает, что обеспечение надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципального образования город Владимир в полном объеме органом местного самоуправления не организовано. На основании п.п. 4, 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» просит удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании помощник прокурора г. Владимира Белова Е.А. (по доверенности) поддержала исковые требования по изложенным в уточненном иске основаниям.
Представители ответчика администрации г. Владимира по доверенности ФИО1, ФИО2 возражали против заявленных требований. Пояснили, что на территории города Владимира организовано централизованное теплоснабжение. Основной теплоснабжающей организацией города является <данные изъяты>, которая осуществляет тепловой бизнес (генерация, транспорт, сбыт). Транспорт тепловой энергии осуществляется по магистральным путям, находящимся в собственности <данные изъяты>, и разводящим сетям, находящимся в муниципальной собственности. В соответствии со статьей 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», статьей 26 Устава муниципального образования город Владимир, в целях привлечения инвестиций, обеспечения эффективного использования муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры, повышения качества услуг, предоставляемых потребителям. Совет народных депутатов г. Владимира принял решение от ДД.ММ.ГГГГ ### «О заключении концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, составляющих, систему теплосетевого хозяйства, без проведения конкурса», в силу которого заключено без проведения конкурса концессионное соглашение в отношении муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры, составляющих систему теплосетевого хозяйства, с ОАО «ВКС», у которого права владения и пользования имуществом возникли на основании договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ ### В соответствии с п. 1.1. Соглашения ОАО «ВКС» предоставлено право владения и пользования объектом концессионного соглашения, представляющего собой совокупность технологически связанных между собой производственных, имущественных и иных объектов имущества, предназначенных для осуществления производства, передачи и распределения тепловой энергии и горячей воды, для осуществления деятельности, связанной с обеспечением потребителей на территории города Владимира тепловой энергией. Тепловые сети, расположенные по <...>, переданные в муниципальную собственность от <...>, закреплены на праве хозяйственного ведения за <данные изъяты> и переданы ОАО «ВКС» на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. (пункт 1066 Приложения Соглашения). В силу с п.6.2 ОАО «ВКС» обязан поддерживать объект Соглашения в исправном состоянии в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт. В настоящее время силами ОАО «ВКС» организованы работы по реконструкции данной тепловой камеры, по окончании которых будет представлен акт и паспорт готовности предприятия к очередному отопительному периоду. По вопросу аварийной ситуации на системе теплоснабжения, связанной с утечкой теплоносителя из тепловой сети ### до ### <...>, произошедшей ДД.ММ.ГГГГ, органами местного самоуправления<данные изъяты> ОАО «ВКС», управляющими организациями были своевременно организованы и приняты меры по локализации места повреждения трубопровода тепловой сети и возобновления подачи тепловой энергии потребителям. Отключение потребителей не превысило нормативные сроки. Таким образом, администрацией <...> организовано теплоснабжение населения на тепловой сети ТК-191 до УП 3 <...> того, прокурор <...>, а также суд не вправе обязывать администрацию <...> включить объект в концессионное соглашение, поскольку не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления. На основании изложенного, <данные изъяты>
Представитель третьего лица ОАО «ВКС» по доверенности ФИО3 оставил решение вопроса на усмотрение суда. Пояснил, что ОАО «ВКС» осуществляет деятельность по эксплуатации муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры, составляющих систему теплосетевого хозяйства г. Владимира на основании договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ ### В соответствии с решением СНД г. Владимира от ДД.ММ.ГГГГ ### «О заключении концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, составляющих систему теплового хозяйства, без проведения конкурса», заключено с ОАО «ВКС» концессионное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ отношении муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры, составляющих систему теплосетевого хозяйства г. Владимира согласно письма директора <данные изъяты> ### от ДД.ММ.ГГГГ. В исковом заявлением Прокурора г. Владимира указано, что ДД.ММ.ГГГГ.произошла аварийная ситуация на системе теплоснабжения, связанная с утечкой теплоносителя из тепловой сети от ### до ### <...>. Утверждение прокуратуры в части утечки теплоносителя из тепловой сети от ### до ###, является не корректным, поскольку авария произошла в районе тепловой камеры (узел трубопроводов соединяющей наружной стены аварийной тепловой камеры), т.е. вне границ балансовой принадлежности ОАО «ВКС» (ответ на запрос директора <данные изъяты> ### от ДД.ММ.ГГГГ г., имеется в материалах дела). Бесхозяйственной является тепловая сеть (Перемычка), соединяющая распределительную сеть с магистралью <данные изъяты>, т.е. от ### <...> до узла трубопровода <данные изъяты>, который не передавался на обслуживание ОАО «ВКС». Трубопровод оказался бесхозяйным в результате некорректной передачи имущество <данные изъяты> в муниципальную собственность. В настоящее время в инвестиционную программу ОАО «ВКС» внесено изменение, добавлено мероприятие - реконструкция тепловой сети от ### до ### После монтажа вновь построенная тепловая сеть (перемычка) будет передана на баланс <данные изъяты> и впоследствии будет включена в концессионное соглашение. Обслуживание данного участка будет осуществляться силами ОАО «ВКС». В настоящее время теплоснабжение на спорном участке восстановлено, жалоб от населения не поступает, в случаях возникновения аварийной ситуации вновь, будут также приняты незамедлительные меры к восстановлению теплоснабжения в т.ч. силами ОАО «ВКС».
Выслушав участников процесса изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств, если нарушение привело особое общественное значение.
В соответствии с п.п. 4, 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся, в том числе: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Аналогичные положения закреплены в ст. 8 Устава муниципального образования город Владимир.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
Согласно ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» статья 6 названного закона вступила в законную силу с момента опубликования, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, и стала обязательной для исполнения на всей территории Российской Федерации.
В ходе проверки прокуратурой г. Владимира исполнения действующего законодательства о теплоснабжении на территории муниципального образования г. Владимир установлено, что ДД.ММ.ГГГГ произошла аварийная ситуация на системе теплоснабжения, связанная с утечкой теплоносителя из тепловой сети от ### до ### <...>, в районе тепловой камеры (узел трубопроводов соединяющей наружной стены аварийной тепловой камеры).
Основной теплоснабжающей организацией города является <данные изъяты> которая осуществляет тепловой бизнес (генерация, транспорт, сбыт). Транспорт тепловой энергии осуществляется по магистральным путям, находящимся в собственности <данные изъяты>, и разводящим сетям, находящимся в муниципальной собственности.
Тепловые сети, расположенные по <...>, переданные в муниципальную собственность от <...>, закреплены на праве хозяйственного ведения за <данные изъяты> и переданы ОАО «ВКС» на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. (пункт ### Приложения Соглашения).
ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием город Владимир, <данные изъяты> и ОАО «Владимирские коммунальные системы» заключено концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения муниципального образования <...>.
В соответствии с п. 1.1. Соглашения ОАО «ВКС» предоставлено право владения и пользования объектом концессионного соглашения, представляющего собой совокупность технологически связанных между собой производственных, имущественных и иных объектов имущества, предназначенных для осуществления производства, передачи и распределения тепловой энергии и горячей воды, для осуществления деятельности, связанной с обеспечением потребителей на территории города Владимира тепловой энергией.
Тепловые сети, расположенные по <...>, переданные в муниципальную собственность от <...>, также закреплены на праве хозяйственного ведения за <данные изъяты> и переданы ОАО «ВКС» на основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. (пункт ### Приложения Соглашения).
В силу с п.6.2 ОАО «ВКС» обязан поддерживать объект Соглашения в исправном состоянии в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт.
Однако, тепловая сеть (Перемычка), соединяющая распределительную сеть с магистралью третьей ТЭЦ, т.е. от ### <...> до узла трубопровода ### не передана на обслуживание ОАО «ВКС».
Как следует из представленных суду документов, в настоящее время в инвестиционную программу ОАО «ВКС» внесено изменение, добавлено мероприятие - реконструкция тепловой сети от ### до ###. После монтажа вновь построенная тепловая сеть (перемычка) будет передана на баланс <данные изъяты>, обслуживание данного участка будет осуществляться силами ОАО «ВКС».
В настоящее время теплоснабжение на аварийном участке восстановлено, жалоб от населения не поступает. Органами местного самоуправления, <данные изъяты>, ОАО «ВКС», управляющими организациями были своевременно организованы и приняты меры по локализации места повреждения трубопровода тепловой сети и возобновления подачи тепловой энергии потребителям. Отключение потребителей не превысило нормативные сроки. Таким образом, администрацией города Владимира организовано теплоснабжение населения на тепловой сети ### до ### <...>.
Прокурор г. Владимира просит суд обязать администрацию г. Владимира организовать теплоснабжение теплоснабжение потребителей в соответствии с требованиями ст. 6 ФЗ от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» путем включения объекта – тепловая сеть от ### до ### в концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения муниципального образования город Владимир от ДД.ММ.ГГГГ
По мнению суда, решение вопроса о включении объекта – тепловая сеть от ### до ### в концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры теплоснабжения муниципального образования город Владимир от ДД.ММ.ГГГГ. относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, такое требование законодательно не обусловлено и не возложено на ответчика, следовательно, прокуратура не вправе вмешиваться в исключительную компетенцию органа местного самоуправления, а суд не вправе подменить орган местного самоуправления в решении данного вопроса.
Учитывая изложено, требование прокурора г. Владимира подлежит отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора г.Владимира в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Владимира об обязании организовать теплоснабжение потребителей в соответствии с требованиями закона путем включения объекта в концессионное соглашение оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.В. Изохова
Мотивированное решение изготовлено 23.12.2013г.
Председательствующий судья Е.В. Изохова