ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-554/1119 от 31.12.9999 Приморского районного суда (Архангельская область)

                                                                                    Приморский районный суд Архангельской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Приморский районный суд Архангельской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело №2-554/11 19 мая 2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Романовой Н.В.,

при секретаре Колосовой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Минина А.А. о признании заключения администрации МО «Название» №№ от дата незаконным, обязании рассмотреть заявление от дата подготовить и направить в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка площадью число кв. м с кадастровым номером № в границы населенного пункта, а также о возможности вида разрешенного использования земельного участка в целях жилищного строительства,

установил:

Минин А.А. обратился в суд с заявлением о признании заключения администрации МО «Название» № от дата незаконным, обязании рассмотреть заявление от дата подготовить и направить в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности вида разрешенного использования земельного участка в целях жилищного строительства. В обоснование своего заявления указал, что дата обратился в администрацию МО «Название» с заявлением о включении земельного участка площадью число кв. м с кадастровым номером № из земель сельскохозяйственного назначения в границы населенных пунктов Название или Название или Название, с установлением вида разрешенного использования для жилищного строительства, в том числе комплексного освоения земельного участка в целях жилищного строительства. Администрацией МО «Название» выдано заключение о невозможности и нецелесообразности такого включения и изменения вида разрешенного использования земельных участков по основаниям, с которыми он не согласен. В обоснование Заключения глава администрации МО «Название» сослалась на общие принципы, определенные статьей 79 Земельного кодекса РФ о приоритете в использовании земель, относящихся к сельскохозяйственным угодьям. Однако в Заключении отсутствуют какие-либо сведения о том, что спорный земельный участок в соответствии с действующим законодательством включен в перечень земель, использование которых для других целей не допускается. Напротив, последние 10 лет данный участок представлял собой заброшенный пустырь, заросший бурьяном, который никак не использовался. Далее, в Заключении делается вывод о том, включение земельного участка в состав населенного пункта приведет к изменению категории земельного участка, что, противоречит п. 3 ст. 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» о принципе сохранения целевого использования земельных участков. Действительно, с точки зрения отнесения земельных участков к определенной категории, действия по включению земельных участков в границы населенных пунктов означают изменение категории земельного участка. Однако, данное обстоятельство не может расцениваться как запрет на включение земель сельскохозяйственного назначения в границы населенного пункта, поскольку предусмотрен законодательством. Первичным моментом разрешения данного вопроса является возможность включения данных земель в состав населенного пункта, в связи с чем, только ФЗ от 29.12.04 г. № 191 «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» может установить такие запреты. Остальные вопросы, связанные с переводом земель из одной категории в другую, являются вторичными, регламентируются иными нормативными актами. Ссылки в Заключении на статью 7 Земельного кодекса РФ и статьи 30 и 36 Градостроительного кодекса РФ неправомерны, так как не касаются возникших правоотношений, которые регулируются нормами ФЗ от 29.12.04 г. № 191 «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ». Кроме того, ФЗ от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" допускает перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов. Статья же 4 того же закона приводит исчерпывающий перечень оснований, по которым перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается. Земельный участок, в отношении которого ставиться вопрос о включении его в границы населенного пункта, такими ограничениями не обладает. В соответствии с частью 2 статьи 4.1 ФЗ от 29.12.04 г. № 191 «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков. В связи с этим, вывод главы администрации МО «Название» о том, что изменение вида разрешенного использования возможно только после изменения категории земель сельскохозяйственного назначения, не основан на законе, а значит неправомерен. В Заключении не приведено ни одного правового акта, который прямо запрещал бы включение земельного участка в границы населенного пункта. Что касается критериев целесообразности, то таковые законодательно не урегулированы, являются субъективными и оспоримыми. В Заключении имеются ссылки на то, что территория подвержена подтоплению паводковыми водами реки Исакогорка. Данный вывод ничем не подтвержден, а, во-вторых, - непонятно, почему данный факт расценивается как ограничение, нормативное подтверждение отсутствует. Даже если данное обстоятельство имеет место, то никакого отношения к рассматриваемому вопросу не имеет. Следующее: для осуществления жилищного строительства отсутствуют свободные мощности водоснабжения, канализации и электроснабжения. Данные обстоятельства ничем не подтверждены, опять же, к рассматриваемому вопросу никакого отношения не имеют, ибо никакого строительства еще и не ведется, а если и будет вестись, то, вероятно, в рамках действующего законодательства, то есть согласно проектной документации, которая и предусматривает все эти нюансы и требования, предъявляемые к заказчику. Не основан на законе и вывод главы администрации о том, что включение Земельного участка в границы населенного пункта невозможно в силу того, что земельный участок не примыкает к населенным пунктам Название, Название или Название. Министерство экономического развития РФ письмом от 2 апреля 2009 г. за № Д23-870 указал, что запрет на перевод земельных участков, не граничащих с населенными пунктами и удаленных от них, в земли населенных пунктов законодательством Российской Федерации не предусмотрен. Несостоятельна в Заключении и ссылка и на то, что включение земельных участков в границы населенных пунктов осуществляется только в результате утверждения и изменения генерального плана поселения, так как такое утверждение противоречит статье 4.1 ФЗ от 29.12.04 г. №191 «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ». Некоторые земельные участки из земель сельхозназначения уже включены в границы деревни Название муниципального образования «Название» с установлением вида разрешенного использования земельных участков жилищное строительство. Подобное разрешение данных вопросов не только законно, но и целесообразно, ибо вместо заросшего бурьяном пустыря на данной земле появятся дачные домики с земельными участками, используемыми для садоводства и огородничества. Полагает, что выводы в Заключении противоречат действующему законодательству, ущемляют его права, поскольку данное Заключение может явиться основанием для отказа в положительном разрешении данного вопроса исполнительным органом власти субъекта РФ.

В судебном заседании заявитель Минин А.А. поддержал свое заявление по доводам, изложенным в нем, кроме того пояснил, что он просил дать заключение об изменении вида разрешенного использования в целях жилищного строительства, в том числе комплексного освоения в целях жилищного строительства, а заключении отказано в целях индивидуального жилищного строительства.

Представитель заявителя адвокат Ушакова Е.Ф. поддержала заявление по доводам в нем изложенным, кроме того пояснила, что представителем МО «Название» в судебном заседании необоснованно делается ссылка на отнесение земельного участка к землям Беломорского заказника и ссылка на мелиорацию, поскольку указанные обстоятельства не указаны в Заключении, а также ничем не подтверждаются.

Представитель заявителя Здрецов М.Ю. поддержал свое заявление по доводам, изложенным в нем.

Представитель МО «Название» Ижмякова Н.К. с заявлением не согласилась, пояснила, что Заключение является законным и обоснованным, кроме указанных в нем обстоятельств может также добавить, что территории земельного участка Минина А.А. входит в состав Беломорского заказника, а также на территории участков находятся мелиоративные канавы, являющиеся собственностью государства.

Представитель Агентства архитектуры и градостроительства Архангельской области Черепанова В.В. не согласилась с заявлением, пояснила, что Заключение МО «Название» дано с учетом особенности данного земельного участка, который является прерывистым, с свободными участками, которые не могут быть включены в земли поселений.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В силу части 1 статьи 254 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Судом установлено, что дата Минин А.А. обратился с заявлением к главе МО «Название» с просьбой о включении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером №, в границы населенного пункта Название или Название или Название и изменении вида разрешенного использования данного земельного участка в целях жилищного строительства.

К указанному заявлению были приложены копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым №, копия кадастрового паспорта указанного земельного участка и копия паспорта собственника земельного участка – Минина А.А.

дата главой МО «Название» Фамилия было дано заключение о невозможности и не целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности вида разрешенного использования земельного участка в целях жилищного строительства.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» следует, что установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации, установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

До утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2012 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. ( ч. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 351-ФЗ).

Согласно ч.4. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ), орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц - для юридических лиц. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается.

Далее, в соответствии со ст. 4.1 указанного Закона, орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления:

- подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении (пункт 1 статьи 4.1);

- проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, за исключением случая включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства или рекреационного использования (пункт 2 статьи 4.1).

- направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, а также заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний, за исключением случаев, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи (пункт 13 статьи 4.1).

Оспариваемое Заключение главы МО «Название» Фамилия от дата дано во исполнение указанных выше законодательных норм и в ответ на заявление Минина А.А. от дата

При рассмотрения заявления Минина А.А. главой МО «Название» было установлено, что рассматриваемый земельный участок площадью число кв. м с кадастровым номером №, категории земель – земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием – для сельскохозяйственного производства, выделен из состава земельных угодий (осушенные сенокосы) коллективной долевой собственности «Название» в счет земельной доли (пая), характеризуется следующими ограничениями:

- часть территории подвержена подтоплению паводковыми водами реки Название;

-для осуществления жилищного строительства отсутствуют свободные мощности водоснабжения, канализации и электроснабжения;

-земельный участок не примыкает к населенным пунктам Название или Название или Название;

-границы населенных пунктов устанавливаются или изменяются в результате изменения или утверждения генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

-из кадастрового паспорта земельного участка следует, что он сложной конфигурации, имеет сельскохозяйственное назначение, для сельскохозяйственного производства. Возможность установления границы населенных пунктов прерывающейся и многоярусной действующим законодательством не предусмотрена.

На основании данных обстоятельств и ст. 79 Земельного кодекса, п. 3ст. 1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, ч. Б ст. 30, ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, в Заключении сделан вывод о невозможности и нецелесообразности включения земельного участка площадью число кв. м с кадастровым номером № в границы населенного пункта Название или Название или Название и изменения вида разрешенного использования земельного участка с «Для сельскохозяйственного производства» на «Для индивидуального жилищного строительства».

Суд полагает данное Заключение обоснованным и мотивированным, являющимся законным и не подлежащим отмене.

При решении вопроса возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта обстоятельствами имеющими юридическое значение являются факты, свидетельствующие о существовании исторической, экономической или иной необходимости изменения границ поселений Название или Название или Название.

Однако в процессе судебного разбирательства таких обстоятельств не установлено.

Сам факт того, что заявитель не может конкретно указать, в границы какого из трех населенных пунктов следует включить принадлежащий ему земельный участок, предлагает сделать это на выбор МО «Название», свидетельствует о том, что какой-то необходимости или целесообразности включения земельного участка в земли какого-либо населенного пункта в интересах самого поселения не прослеживается.

Ссылку заявителя на то, что в настоящее время данные земли являются заброшенными, а он планирует их застроить домами, суд полагает несостоятельными, поскольку заявитель как собственник в настоящее время земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, обязан не допускать запущение указанного земельного участка, использовать его по назначению.

Кроме того, как указано в Заключении для осуществления жилищного строительства отсутствуют свободные мощности водоснабжения, канализации и электроснабжения.

Границей городских, сельских населенных пунктов является черта, отделяющая земли таких населенных пунктов от земель иных категорий (ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации).

Границы населенных пунктов устанавливаются или изменяются в результате утверждения или изменения генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образован (ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации).

Возможность установления границы населенного пункта прерывающейся и многоконтурной действующим законодательством не предусмотрена.

Из кадастрового паспорта земельного участка, принадлежащего на праве собственное Минину А. А. следует, что земельный участок сложной конфигурации, имеет сельскохозяйственное назначение, для сельскохозяйственного производства.

Из Заключения следует, что земельный участок принадлежащий Минину А. А. выделен из состава сельскохозяйственных угодий (осушенные сенокосы), коллективно-долевой собственности «Название» в счет земельной доли (пая).

В соответствии с п. 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья -   в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Изменение категории земель спорного участка (в случае включения его в состав население пункта) нарушает установленный пунктом 3 статьи 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" принцип сохранения целевого использования земельных участков.

Исходя из положений ст. 1 вышеуказанного Закона для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью не только охрану и повышение плодородия почв, но и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота либо возведения каких-либо строений даже в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

Указанные обстоятельства отражены в Заключении, свидетельствуют о правильности выводов о невозможности и нецелесообразности включения земельного участка площадью число кв. м с кадастровым номером № в границы населенного пункта Название или Название или Название и изменения вида разрешенного использования земельного участка.

В связи с чем, довод заявителя о неправомерности данного Заключения суд полагает не состоятельным.

То обстоятельство, что в заключении о невозможности изменения вида разрешенного использования указано на «для индивидуального жилищного строительства», а не «Жилищного строительства», о чем в своем заявлении просил Минин А.А. суд полагает не имеет правового значения, поскольку в Заключении указано на невозможность изменения вида разрешенного использования именно на жилищное строительство, а не иной вид (садоводство, дачное строительство, крестьянско-фермерское хозяйство и другие).

Таким образом, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявления ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

решил:

В удовлетворении заявления Минина А.А. о признании заключения администрации МО «Название» № от дата незаконным, обязании рассмотреть заявление от дата подготовить и направить в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка площадью число кв. м с кадастровым номером № в границы населенного пункта, а также о возможности вида разрешенного использования земельного участка в целях жилищного строительства – отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области, в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий Романова Н.В.