ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-554/16 от 28.09.2016 Киренского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Киренск ДД.ММ.ГГГГ

Киренский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Иванковой Н.В., при секретаре Чеботаревой Н.Г., с участием прокурора Толмачевой Т.М., представителя ответчика администрации Алексеевского МО ФИО1, представителя ответчика ООО ТК «Витим – Лес» ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-554/16 по исковому заявлению прокурора Киренского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Алексеевского муниципального образования, ООО Теплоснабжающая компания «Витим – Лес» о понуждении выполнить действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Киренского района, действуя в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере ЖКХ, в частности по организации теплоснабжения в п. Алексеевск, Алексеевского МО, в ходе которой установлено, что в нарушение постановления мэра Киренского муниципального района № 420 от ДД.ММ.ГГГГ года по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года отопительный сезон в п. Алексеевск не начат по причине отсутствия на котельной, арендуемой ООО ТК «Витим – Лес» нормативного запаса топлива. В результате указанного без теплоснабжения осталось население, социальные объекты поселка.

Ссылаясь на положения п.п. 4, 10 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон № 190- ФЗ «О теплоснабжении», Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденные Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 года № 115, прокурор просит обязать администрацию Алексеевского муниципального образования организовать в границах поселения теплоснабжение населения; обязать ООО ТК «Витим – Лес» создать нормативный запас топлива на котельной, обеспечить население п. Алексеевск теплоснабжением надлежащего качества и в необходимых объемах.

В судебном заседании прокурор Толмачева Т.М. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, указав, что котельная, арендуемая ООО ТК «Витим – Лес» является единственным источником теплоснабжения п. Алексеевск Киренского района Иркутской области, альтернативного источника подачи тепла в поселке нет. С ДД.ММ.ГГГГ подача тепла ООО ТК «Витим – Лес» организована, однако нормативный запас топлива на весь отопительный сезон отсутствует, что создает угрозу чрезвычайной ситуации с учетом территориального расположения п. Алексеевск.

Представитель ответчика - глава администрации Алексеевского муниципального образования ФИО1 в судебном заседании признал исковые требования прокурора, пояснив, что полномочия администрации Алексеевского муниципального образования в части организации в границах поселения теплоснабжения исполнены, все действия по подготовке к отопительному сезону выполнены. Кроме того глава муниципального образования подтвердил, что отопительный сезон в п. Алексеевск начат ООО Теплоснабжающая компания «Витим – Лес» с ДД.ММ.ГГГГ, подача тепла осуществляется в необходимых объемах, однако нормативный запас топлива обеспечен лишь на 50%, которого хватит до января 2017 года.

Представитель ответчика ООО Теплоснабжающая компания «Витим – Лес» ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, указав на обязанность администрации Алексеевского муниципального образования обеспечить теплоснабжение населения п. Алексеевск ввиду нахождения тепловых сетей в собственности органа местного самоуправления, а также на обязанность администрации Алексеевского муниципального образования создать нормативный запас топлива, поскольку контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляет в силу п. 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ орган местного самоуправления. ООО ТК «Витим – Лес» не осуществляет и никогда не осуществляло продажу тепловой энергии, следовательно, исходя из положений п. 11 ст. 2 ФЗ «О теплоснабжении» теплоснабжающей организацией не является. ООО ТК «Витим – Лес» является новым юридическим лицом и приобретать топливо для нужд котельной за собственный счет возможности не имеет. Обратиться за получением субсидии за счет средств областного бюджета ООО ТК «Витим – Лес» возможности не имело, так как тариф на вырабатываемую тепловую энергию установлен только ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав представленные доказательства, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

При рассмотрении дела установлено, что прокуратурой Киренского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере ЖКХ, в частности организации теплоснабжения в п. Алексеевск Киренского района. В результате проверки установлено, что отопительный сезон в п. Алексеевск своевременно не начат по причине отсутствия на котельной, арендуемой ООО ТК «Витим – Лес», нормативного запаса топлива.

Судом установлено, что котельная, расположенная по адресу: <...> на основании договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ находится в собственности ООО «Витим – Лес».

ДД.ММ.ГГГГ по договору аренды здание указанной котельной, котельное оборудование собственником передано ООО Теплоснабжающая компания «Витим – Лес» для использования в производстве тепловой энергии.

Согласно Уставу ООО Теплоснабжающая компания «Витим – Лес», выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности Общества является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).

Котельная по адресу: <адрес> является единственным источником теплоснабжения жилых домов и объектов социального значения в п. Алексеевск Киренского района.

Постановлением администрации Киренского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ начало отопительного сезона 2016-2017 годов для предприятий, организаций всех форм собственности, осуществляющих подачу тепла для объектов жилищного фонда и социальной сферы установлено с ДД.ММ.ГГГГ.

В нарушение указанного постановления отопительный сезон в <адрес> фактически начат с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием нормативного запаса топлива.Согласно сообщению ООО ТК «Витим – Лес» от ДД.ММ.ГГГГ на указанную дату завезено 79 тонн мазута для отопления социальных объектов, общая потребность в топливе составляет 3020 тонн. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ООО ТК «Витим – Лес» подтвердило получение мазута в количестве 1450,298 тонн от ООО «Алексеевская РЭБ флота». Таким образом отсутствие нормативного запаса топлива на котельной в п. Алексеевск подтверждено материалами дела и показаниями сторон в судебном заседании. В соответствии с пунктами 4.1.1 и 11.9 Приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива. По смыслу пунктов 2, 11 Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденного Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 № 377, запас топлива на отопительных котельных создается, в том числе, в целях обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств (перерывы в поступлении топлива; резкое снижение температуры наружного воздуха и т.п.). Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что допущенное единственной на территории п. Алексеевск энергоснабжающей организацией ООО ТК «Витим – Лес» нарушение, выразившееся в необеспечении создания нормативного запаса топлива на котельной в п. Алексеевск Киренского района создает угрозу нарушения прав и законных интересов граждан и иных лиц на обеспечение бесперебойным, надлежащего качества и в необходимых объемах теплоснабжением в период отопительного сезона 2016-2017 годов, а также возникновения чрезвычайных ситуаций с учетом нахождения п. Алексеевск в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования относится к вопросам местного значения. Согласно п.4 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Статьей 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (п.1 ч.1 ст.6); выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (п.4 ч.1 ст.6). Теплоснабжение как публичная услуга, связанная с удовлетворением основных, жизненно важных потребностей человека, обеспечивается в Российской Федерации как социальном государстве (статья 7, часть 1, Конституции Российской Федерации), в том числе при участии местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению. Отнесение федеральным законодателем части вопросов в сфере теплоснабжения населения - а именно его организации, связанной с налаживанием устойчивого и скоординированного функционирования субъектов, осуществляющих производство тепловой энергии и ее реализацию потребителям, - к перечню вопросов местного значения городских округов, с тем чтобы гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального образования, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему тепловой энергии надлежащего качества, согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20 декабря 2010 года N 22-П, в силу которой, основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. При таких обстоятельствах требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Принимая во внимание объем созданного ООО ТК «Витим – Лес» нормативного запаса топлива на котельной в п. Алексеевск, суд считает разумным установить срок для исполнения решения суда в части требований прокурора об обязании ООО Теплоснабжающая компания «Витим – Лес» создать нормативный запас топлива в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Доводы представителя ответчика ООО ТК «Витим – Лес» об отсутствии финансовой возможности для своевременного обеспечения нормативного запаса топлива не освобождают Общество, как единственную на территории п. Алексеевск энергоснабжающую организацию, имеющую источник тепла, от выполнения указанной обязанности. По правилам ст. 103 ГПК РФ с ООО Теплоснабжающая компания «Витим - Лес» в бюджет Киренского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковое заявление прокурора Киренского района в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать администрацию Алексеевского муниципального образования организовать в границах поселения теплоснабжение населения. Обязать ООО Теплоснабжающая компания «Витим – Лес» в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать нормативный запас топлива на котельной, расположенной в п. Алексеевск Киренского района Иркутской области. Обязать ООО Теплоснабжающая компания «Витим – Лес» обеспечить население п. Алексеевск теплоснабжением надлежащего качества и в необходимых объемах.

Взыскать с ООО Теплоснабжающая компания «Витим – Лес» в бюджет Киренского муниципального района государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Киренский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья

*