ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-554/17 от 29.05.2017 Наро-фоминского городского суда (Московская область)

Именем Российской Федерации

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

по делу № 2-554/17

г. Наро-Фоминск 29.05.2017

Наро-Фоминский городской суд Московской области в лице председательствующего Козленковой ФИО9. при секретаре Саркисовой ФИО10 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчинникова ФИО11 к Министерству обороны Российской Федерации, ДЖО Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение договора социального найма

установил:

ФИО5 обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ДЖО Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, в котором просит признать за ним право на получение договора социального найма с целью приватизации с предоставлением акта передачи занимаемого истцом и членами его семьи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истец просит удовлетворить исковые требования. Свои требования истец основывает на том, что он проживает с членами его семьи в составе 5 человек (он, жена, двое детей, внук) по вышеуказанному адресу на основании ордера, выданного Алабинской КЭЧ района ДД.ММ.ГГГГ. Указанное жилое помещение находится в ведении Минобороны России. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ДЖО Минобороны России с заявлением о предоставлении договора социального найма с целью дальнейшей приватизации занимаемого жилого помещения, но получил отказ.

В судебное заседание ответчики не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом. Дело рассматривается в порядке заочного производства.

В судебном заседании третьи лица ФИО1, ФИО2 просят удовлетворить исковые требования по основаниям, указанным в иске.

Третье лицо ФИО3, действующая за себя и от имени несовершеннолетнего сына ФИО6, в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело без ее участия, исковые требования поддерживает.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что вышеуказанное жилое помещение предоставлено ФИО5 на семью в составе 4 человек (он, жена ФИО1, сын ФИО2, дочь ФИО3) на основании ордера , выданного Алабинской КЭЧ Московского ВО ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из домовой книги, выданной РЭУ филиала Кубинский ОАО «Славянка» ДД.ММ.ГГГГ, в вышеуказанном жилом помещении зарегистрированы по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГФИО5, ФИО1, ФИО2, ФИО3, с ДД.ММ.ГГГГФИО6

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ДЖО Минобороны России с заявлением о предоставлении договора социального найма в целях приватизации указанного жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ истцу дан ответ, в котором ему было сообщено, что договор социального найма заключается на основании решение о предоставлении жилого помещения, поскольку ДЖО Минобороны России не такое решение не принимало, то заключить договор соцнайма не представляется возможным, ордер является самостоятельным основанием для проживания и пользования жилым помещением.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. ст. 214, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Право собственности на вышеуказанную квартиру принадлежит Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 1, 2 Закона от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон от 04.07.1991 № 1541-1) приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма. Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних лиц в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно Приказу Министра Обороны РФ от 03.11.2010 N 1455 уполномоченный орган Департамент жилищного обеспечения Минобороны России осуществляет свои функции по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах РФ через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ Региональные управления жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (в данном случае - федеральное государственное учреждение "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации), которые принимают от нуждающихся военнослужащих документы для заключения договоров в соответствии с приведенным перечнем.

Предоставление военнослужащим жилых помещений по договорам социального найма в Министерстве обороны РФ определяется Инструкциями, утвержденными Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений".

В соответствии со ст. 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР (действовал на момент предоставления жилого помещения) на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

Занимаемое истцом и членами его семьи жилое помещение предоставлено истцу в ДД.ММ.ГГГГ году, до вступления в силу ЖК РФ, в связи с чем, договор социального найма с ним не подлежал заключению.

В соответствии с п. 7 Примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного решением Роскоммунхоза от ДД.ММ.ГГГГ, для приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации граждане представляют следующие документы:

заявление (заявления) на приватизацию занимаемого жилого помещения, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя (приложения 1, 2);

документ, подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением;

справку, подтверждающую, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано;

в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящего Примерного положения, документ органов опеки и попечительства.

Документом, подтверждающим право пользования истца и членами его семьи жилым помещением, является ордер. Заключение договора социального найма в данном случае не требуется.

Правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, согласно п. 71 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, осуществляет Минобороны России.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" к полномочиям Минобороны России в данной сфере относится:

- закрепление находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил и подведомственных Минобороны России организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, выдача заданий по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

- выступление от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил и подведомственных Минобороны России организаций и сделок с ним.

Закрепление недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и приобретенного Минобороны России, за подведомственными организациями осуществляется этим министерством. Обязанность по организации работы по закреплению приобретенных (построенных) жилых помещений на праве оперативного управления за подведомственными Минобороны России организациями возложена на Департамент имущественных отношений Минобороны России и его территориальные органы.

Согласно ст. ст. 6, 7 Закона от 04.07.1991 № 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривается, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению вне зависимости от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.

В соответствии со ст. 1 ЖК РФ жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, если граждане обратились за реализацией своих прав, им не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений в отсутствие предусмотренных законом оснований. В случае отказа военнослужащим и лицам, уволенным с военной службы, в приватизации занимаемых ими на условиях социального найма жилых помещений ведомственного жилищного фонда они вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. Следовательно, истцом выбран ненадлежащий способ защиты права.

На основании вышеизложенного, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает исковые требования неподлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Овчинникова ФИО12 к Министерству обороны Российской Федерации, ДЖО Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение договора социального найма отказать.

Ответчик вправе подать в Наро-Фоминский городской суд заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья ФИО13. Козленкова