ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-554/2014 от 07.08.2014 Нововятского районного суда г. Кирова (Кировская область)

 Дело № – 554/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 07 августа 2014 года                     г. Киров

 Нововятский районный суд г. Кирова в составе:    

 председательствующего судьи Ковалевой В.М.

     при секретаре Хворовой О.Ю.

 с участием заместителя прокурора Нововятского района г. Кирова Маркова И.А., истцов ФИО1, ФИО2, представителя ответчика ФИО3

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нововятского района города Кирова в интересах ФИО1, ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «ИРЦ-Вятка», КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» о признании действий незаконными и возложении обязанности,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Нововятского района города Кирова просит признать незаконными действия Управление социальной защиты населения в г. Кирове и ООО «ИРЦ-Вятка» по начислению льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ФИО2 и ФИО1 за период с 01.01.2014. Обязать ООО «ИРЦ-Вятка» произвести перерасчет компенсации ФИО2 и ФИО1 в размере 50 процентов расходов на оплату жилого помещения в виде ежемесячной денежной выплаты, рассчитываемой исходя из занимаемой общей площади жилых помещений в пределах областного стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законом области; компенсации в размере 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг - в пределах нормативов потребления, утверждаемых Правительством области; отопление - в пределах областного стандарта и нормативов потребления, утверждаемых Правительством области, в виде ежемесячной денежной выплаты за период с 01.01.2014 по дату вынесения решения суда; направить расчет компенсаций в КОГКУ «Управление социальной защиты населения г. Кирова» в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда. Обязать Управление социальной защиты населения в г. Кирове начислить и выплатить ФИО1, ФИО2 компенсации в размере 50 процентов расходов на оплату жилого помещения в виде ежемесячной денежной выплаты, рассчитываемой исходя из занимаемой общей площади жилых помещений в пределах областного стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законом области; компенсации в размере 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг - в пределах нормативов потребления, утверждаемых Правительством области; отопление - в пределах областного стандарта и нормативов потребления, утверждаемых Правительством области, за период с 01.01.2014 по дату вынесения решения суда.

 В обоснование исковых требований указывает, что прокуратурой Нововятского района по обращению ФИО2, ФИО1 проведена проверка законности предоставления компенсации платы за коммунальные услуги.

 ФИО1, ФИО2 проживают в <данные изъяты> Являются ветеранами труда и получателями мер социальной поддержки в виде компенсации 50 % расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

 До декабря 2013 года расчет коммунальных платежей и льгот ФИО4 производил МУП «РИЦ г. Кирова». Им предоставлялись меры социальной поддержки в виде компенсации по оплате жилого помещения в размере 50% занимаемой площади, в пределах областного стандарта нормативной площади жилого помещения (18 кв.м, на каждого льготника), и компенсация по оплате коммунальных услуг в размере 50% доли платы за коммунальные услуги в пределах нормативов потребления, утверждаемых органами местного самоуправления. Таким образом льгота по услуге «содержание и ремонт жилья» рассчитывалась следующим образом : 18 кв.м. *2 чел.* 13, 48 руб. (тариф) *50% = 242,64 руб.

 Льгота по услуге «отопление» рассчитывалась: 0, 01284 Гкал/кв.м.*18 кв.м. *2 чел.* 1584,09 руб. (тариф)* 50% = 366, 12 руб.

 Льгота по услуге «общедомовые нужды по горячему водоснабжению» рассчитывалась: 0, 04 куб.м, (норматив ОДН) * 271, 4 кв.м, (общая площадь жилых помещений в составе общего имущества) / 3115, 4 кв.м, (суммараная площадь жилых помещений) * 18 кв.м, (областной стандарт нормативной площади жилого помещения ) * 2 льготника * 110, 7 руб. (тариф) * 50% = 15, 12 руб.

 Льгота по услуге «общедомовые нужды по холодному водоснабжению» рассчитывалась: 0, 04 куб.м, (норматив ОДН) * 271, 4 кв.м, (общая площадь жилых помещений в составе общего имущества) / 3115, 4 кв.м, (суммараная площадь жилых помещений) * 18 кв.м, (областной стандарт нормативной площади жилого помещения ) * 2 льготника * 25,42 руб. (тариф) * 50% = 1,6 руб.

 Льгота по услуге «общедомовые нужды по электроснабжению» рассчитывалась : 0, 94 кВт.ч./кв.м. (норматив потребления ОДН) * 271, 4 кв.м, (общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества)/3115.4 кв.м, (суммарная площадь жилых помещений) * 18 кв.м (областной стандарт нормативной площади жилого помещения) * 2 льготника* 2, 96 руб. (тариф) * 50% - 4, 36 руб.

 С 01.01.2014 расчет размера мер социальной поддержки на основании договора с ГКУ «Управление социальной защиты населения в г. Кирове» №<данные изъяты> осуществляет ООО «ИРЦ-Вятка». Для расчета льготы ООО «ИРЦ-Вятка» необоснованно, в нарушение требований действующего законодательства, применяется площадь жилого помещения 18,75 кв.м., которая рассчитана из фактически приходящейся на каждого льготника площади. Исходя из нормативов потребления и фактически приходящейся на каждого льготника площади рассчитана плата за отопление, и потребленные на общедомовые нужды коммунальные услуги.

 Разница в применяемых расчетах составляет за период с января 2014 по апрель 2014 — 1280, 84 руб.

 На основании указанного договора ООО «ИРЦ-Вятка» ежемесячно исчисляло размер компенсации ФИО5, реестры направляло в Управление социальной защиты населения в г. Кирове, которым размер указанной в реестре неправильно рассчитанной компенсации перечислялся ФИО4.

 Полагает, что права ФИО1 и ФИО2 незаконно ограничены, что причиняет ущерб их материальным интересам и нарушает требования законодательства о социальной поддержке отдельных категорий граждан.

 В судебном заседании зам. прокурора Нововятского района г. Кирова Марков И.А. исковые требования поддержали.

 Истцы ФИО1 и ФИО2 исковые требования поддержали. Суду пояснили, что с января 2014 года сумма компенсации значительно уменьшилась и не отвечает смыслу социальной поддержки. Считают, что размер компенсации ИРЦ- Вятка рассчитывает с нарушением требований закона. До января 2014 года компенсацию получали в большем размере. Компенсация за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, всегда рассчитывались по количеству проживающих в квартире.

 Представитель ответчика КОГКУЦ «УСЗН в г. Кирове» ФИО3 исковые требования не признала. Суду пояснила, что с 01.01.2014 предоставление реестров сведений для определения размера компенсации расходов на ЖКУ по дому <данные изъяты>, в том числе осуществляет ООО «Информационно-Расчетный Центр - Вятка» по договору от <данные изъяты> В обязанности Учреждения входит производить сверку реестров сведений для определения размера компенсации расходов на ЖКУ с базой данных по получателям мер социальной поддержки Учреждения. Обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в равной мере распространяется на всех лиц, проживающих в жилом помещении. Исходя из норм Закона Кировской области № 280-30 носителем права на предоставление мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги является непосредственно ветеран труда без учета членов семьи. Также данный закон предусматривает, что компенсация расходов на оплату жилого помещения ветерану труда рассчитывается исходя из занимаемой общей площади жилых помещений в пределах областного стандарта.

 Полагает, что компенсация должна рассчитываться исходя из площади жилого помещения, приходящейся на самого ветерана труда. Областной стандарт является максимальным значением площади, на которую может быть предоставлена компенсация. Расчет компенсации исходя из областного стандарта, в случае, если на ветерана труда фактически приходится меньшая площадь жилого помещения, ведет к распространению мер социальной поддержки на лиц, которым их предоставление не предусмотрено законодательством Кировской области.

 Представитель ответчика ООО «ИРЦ-Вятка» в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие. В представленном суду отзыве исковые требования не признала. Считает, что ООО «ИРЦ-Вятка» производит расчеты льгот в соответствии с действующим законодательством. Дом по адресу: г<данные изъяты> оснащен общедомовыми приборами учета (ОДНУ) тепловой энергии, холодной воды, горячей воды. В жилом помещении <данные изъяты> установлены индивидуальные приборы учета (ИЛУ) холодной и горячей воды. Количество проживаемых граждан - 4 человека, из которых два человека являются получателями мер социальной поддержки по категории льготников «Ветераны труда, ветераны военной службы по достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости». В соответствии с законом Кировской области от 07.12.2004 №280-30 «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий», постановлением Правительства Кировской области от 09.12.2008 №155/477 «Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» льготнику предоставляется компенсация по оплате за жилое помещение в размере 50% занимаемой общей площади, в пределах областного стандарта нормативной площади жилого помещения (18 кв.м), установленной законом Кировской области №262- 30 от 15.09.2005 «Об установлении областного стандарта нормативной площади жилого помещения» (независимо от вида жилищного фонда, только на льготника), а также предоставляется компенсация по оплате коммунальных услуг в размере 50% доли платы, приходящейся на льготника, за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление в пределах нормативов потребления, утверждаемых органами местного самоуправления, а электро- и газоснабжение в пределах нормативов, утверждаемых органами государственной власти Кировской области. Начисление мер социальной поддержки до 31.12.2013 производил расчетный центр МУП «РИЦ» г. Кирова, который для расчета льготы применял областной стандарт нормативной площади жилого помещения в размере 18 кв.м. на каждого льготника. С 01.01.2014 расчет размера мер социальной поддержки производит расчетный центр ООО «ИРЦ-Вятка». Для расчета льготы расчетным центром ООО «ИРЦ-Вятка» в соответствии с законом Кировской области от 07.12.2004 №280-30 принимается площадь жилого помещения фактически приходящаяся на одного члена семьи, т.к. указанная площадь находится в пределах областного стандарта нормативной площади жилого помещения.

 Таким образом, компенсация должна быть рассчитана исходя из площади жилого помещения, приходящейся конкретно на каждого льготника. Областной стандарт (18м.кв.) - это максимальный показатель площади, на которую может быть предоставлена льгота на 1 чел.(льготника). Данный показатель берется при расчете, только в том случае, если поделив общую площадь жилого помещения на кол-во зарегистрированных в нем граждан, на 1 льготника приходится площадь свыше указанного в законе областного стандарта, то есть свыше 18 кв.м.

 Представитель третьего лица Департамента социального развития г. Кирова в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В представленном суду отзыве исковые требования считает не обоснованными. Полагает, что компенсации предоставляются в пределах областного стандарта жилой площади, когда она равна или превышает этот показатель. Если же фактически на льготника приходится меньшая площадь, то по фактически приходящейся на него площади.

 Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии с п.1 ст. 13, ст.22 Федерального Закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветераны труда имеют право на меры социальной поддержки, определяемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и включающие в себя, в том числе, получение ежемесячной денежной выплаты и оплату коммунальных услуг.

 Удостоверением серии В № на имя ФИО2 и серии В № на имя ФИО1 подтверждается, что истцы имеют звание «Ветеран труда» (л.д.14,15).

 В силу пп. 3, 4 4.1 ст.З Закона Кировской области от 07 декабря 2004 года № 280-30 «О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий» ветеранам труда предоставляется компенсация в размере 50% расходов на оплату жилого помещения в виде ежемесячной денежной выплаты, рассчитываемой исходя из занимаемой общей площади жилых помещений в пределах областного стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законом области (далее - областной стандарт); компенсация в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 50% расходов на оплату коммунальных услуг, в частности, за отопление - в пределах областного стандарта и нормативов потребления, утверждаемых Правительством области.

 Согласно ч.2 ст.2 Закона Кировской области от 17 сентября 2005 года № 362-30 «Об установлении областного стандарта нормативной площади жилого помещения» областной стандарт нормативной площади жилого помещения устанавливается в размере: 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного члена семьи из трех и более человек, 21 квадратный метр - на одного члена семьи из двух человек, 33 квадратных метра - на одиноко проживающего человека.

 В соответствии с договором № 11-11-14 о предоставлении реестров сведений для определения размера компенсации расходов на оплату коммунальных услуг и возмещении расходов по предоставлению реестров от 21 января 2014 года, заключенным КОГКУ «Управление социальной защиты населения в городе Кирове» и ООО « ИРЦ –Вятка», предметом договора является предоставление Поставщиком услуг Учреждению реестров сведений для определения размера компенсации на оплату коммунальных услуг по гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки. Компенсация расходов на ЖКУ за счет средств областного бюджета рассчитывается в числе других граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, ветеранам труда на основании Закона Кировской области от 07.12 2004 № 280-ЗО. В обязанности Учреждения входит производить сверку реестров сведений для определения размера компенсации расходов на ЖКУ с базой данных по получателям мер социальной поддержки Учреждения. Поставщик обязан ежемесячно рассчитывать компенсации расходов по оплате за коммунальные услуги гражданам, имеющим право на данные меры социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством (л.д.27-38).

 Платежными документами за январь-март 2014 года, предъявленными на оплату жилого помещения и коммунальных услуг подтверждается, что оплата начислена плательщику <данные изъяты> Рассчитаны льготы и субсидии. Компенсация за содержание жилья начислена в размере 50 % от половины суммы, начисленной за площадь всей квартиры. За коммунальные услуги на общедомовые нужды компенсация начислена в размере 50 % от половины предъявленной плательщику суммы. В таком же размере начислена компенсация за отопление. В таком же порядке произведено начисление компенсаций за апрель и май 2014 г. ( л.д.1-3, 70-71).

 Истцами не оспаривается начисление компенсации по оплате коммунальных услуг в виде холодной, горячей воды и водоотведении, потребленные в жилом помещении. Компенсация начисляется за эти услуги по показаниям приборов учета, установленных в квартире, за объем услуг, приходящихся на долю каждого получателя льгот.

 Как усматривается из приведенных расчетов в исковом заявлении прокурором и расчетов, приведенных в отзыве на исковое заявление представителем ответчика ООО «ИРЦ–Вятка», показатель фактически приходящейся на гражданина, обладающего правом на меры социальной поддержки, общей площади в жилом помещении применяется ответчиком в 2014 году при исчислении платы за содержание и ремонт жилья, отопление квартиры и платы за горячее, холодное водоснабжение и электроэнергию, предоставленные на общедомовые нужды. Объем предоставленных коммунальных услуг на общедомовые нужды определяется по общедомовым приборам учета.

 Исходя из смысла вышеназванных положений Законов области, размер компенсации за жилищно-коммунальные услуги в виде отопления, содержания и текущего ремонта жилья определяется исходя из занимаемой льготником, в частности, ветераном труда, общей площади жилого помещения, то есть приходящейся конкретно на него доли такой площади, рассчитываемой в зависимости от количества членов его семьи. Расчет размера данной компенсации осуществляется в пределах вышеуказанного областного стандарта нормативной площади жилого помещения, где под термином «в пределах» следует понимать верхнее ограничение, свыше которого такая компенсация не предоставляется.

 На это указывается и в письме председателя Законодательного <адрес> <данные изъяты> главе департамента социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.114).

 Размер компенсации за жилищно-коммунальные услуги ограничен установленными законом области 18 квадратными метрами, но не составляет ровно 18 квадратных метров для любого гражданина, имеющего льготный статус «Ветеран труда», проживающего в семье, состоящей из трех и более человек, независимо от занимаемой им площади, поскольку это бы свидетельствовало о распространении данной льготы на остальных членов семьи, проживающих совместно с льготником и не относящихся к льготным категориям, либо, наоборот, об уменьшении доли таких лиц, также являющихся льготниками, при предоставлении им соответствующей компенсации.

 Поскольку при расчете платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, применяется и показатель площади квартиры, суд признает обоснованным при расчете компенсации применение показателя фактически приходящейся площади на гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки.

 При таких обстоятельствах суд полагает, что ответчиками расчет и начисление компенсации за жилищно-коммунальные услуги производится в соответствии с нормами действующего законодательства Кировской области.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении исковых требований прокурору Нововятского района города Кирова, ФИО1, ФИО2 отказать.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд через Нововятский райсуд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

 Мотивированное решение изготовлено 12 августа 2014 года.

 Председательствующий:     подпись Ковалева В.М.

 Копия верна :

 Федеральный судья Ковалева В.М.