Дело №2-556/2014
Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2014 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июня 2014 года
Качканарский городской суд Свердловской области
В составе: председательствующего судьи Козловой А.В.
При секретаре Захаровой Г.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-556/2014 по исковому заявлению прокурора г. Качканар, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Качканарского городского округа о признании бездействия незаконным и об обязании выполнить определенные действия,
У с т а н о в и л :
Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Качканарского городского округа о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий.
В исковом заявлении указано, что прокуратурой <адрес> во исполнение поручения прокуратуры <адрес> проведена проверка функционирования жилищно_-коммунального комплекса Качканарского городского округа.
В соответствии с ч.5.1. ст.26 Градостроительного кодекса РФ, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов разрабатываются органами местного самоуправления городских округов и подлежат, утверждению представительными органами местного самоуправления таких городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов городских округов.
Проверкой установлено, что решением Думы Качканарского ГО от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Программа) «Об утверждении программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Качканарского городского округа на период 2011-2015 гг.»утверждена Программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры, основными направлениями которой являются развитие в Качканарском городском округе систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электрических сетей, а также системы утилизации твердых бытовых отходов.
Как указывает истец, изученная Программа нуждается в корректировке и актуализации.
Решением Думы Качканарского ГО от ДД.ММ.ГГГГ № утверждён Генеральный план Качканарского городского округа. Согласно Программе одним из основных её разработчиков является ООО «Свердловская теплоснабжающая компания», которая с ноября 2011 года на территории Качканарского городского округа деятельность по водоснабжению и водоотведению, а также содержанию коммунальных сетей, не осуществляет. Также, как указывает в своём ответе администрация Качканарского ГО от ДД.ММ.ГГГГ №66, реализация Программы приостановлена с ноября 2011 года в связи с отсутствием источника финансирования, которым являлись арендные платежи от ООО «Свердловская теплоснабжающая компания».
С 2012 года на территории Качканарского городского округа эксплуатацию сетей и оборудования, находящихся в собственности Качканарского ГО, на основании договора аренды с КУМИ № от ДД.ММ.ГГГГ и на праве хозяйственного ведения в соответствии с решением КУМИ № от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет МУП «Городские энергосистемы». МУП «Городские энергосистемы» осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению, оказывает услугу по передаче тепловой энергии для ООО «Качканарская теплоснабжающая компания», имеющей статус теплоснабжающей организации, оказывает услугу по передаче электрической энергии и мощности для потребителей.
Теплоснабжение и горячее водоснабжение осуществляет ООО «Качканарская теплоснабжающая компания». Кроме того, в Программе (раздел № 23) отмечается высокий физический износ трансформаторных подстанций - 70,1%, электрических сетей - 80%, водопроводных сетей - 77,8%, очистных сооружений канализации - 61 %, канализационных насосных станций 83%, канализационных водопроводных сетей - 79,7%, тепловых сетей - 81 %. Указанные объективные обстоятельства свидетельствуют о необходимости пересмотра Программы и внесения в неё соответствующих изменений, т.е. нуждается в корректировке.
Координатором Программы является администрация Качканарского городского округа. Контроль за исполнением Программы осуществляет также администрация Качканарского городского округа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», истец просит суд:
1. Признать незаконным бездействие ответчика, выраженное в непринятии мер по корректировке программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Качканарского городского округа, на период 2011-2015 гг., утвержденной решением Думы Качканарского ГО от ДД.ММ.ГГГГ № 93.
2. Возложить обязанность на ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ скорректировать программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Качканарского городского округа.
В последующем прокурор уточнил исковые требования, просил суд скорректировать программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Качканарского городского округа в соответствии с рекомендациями Приказа Госстроя от 01.10.2013г. № 359/ГС «Об утверждении методических рекомендаций по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов», а также дополнил требованием об обязании Администрации Качканарского городского округа опубликовать скорректированную программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Качканарского городского округа на период 2011-2015 гг., утвержденной решением Думы Качканарского ГО от ДД.ММ.ГГГГ № в порядке и сроки, установленные пунктами 5, 6, 7 Приказа Госстроя от 01.10.2013г. № 359/ГС «Об утверждении методических рекомендаций по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов».
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Кадушкин И.Н. исковые требования поддержал в уточненной редакции в полном объеме, настаивал на их удовлетворении по доводам, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации Качканарского городского округа Вепрева О.Д., действующая на основании письменной доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения городского округа определяются указанным федеральным законом, а полномочия органов местного самоуправления определяются Уставом муниципального образования. Требования прокурора не является его полномочием, а также судебных органов, поскольку прокурор фактически подменяет федерального законодателя и представительный орган местного самоуправления, заявляя требования по данному гражданскому делу. Опубликование муниципальных актов возложено на Главу КГО в соответствии со ст. 28 Устава Качканарского городского округа. Просила суд в удовлетворении исковых требований прокурору <адрес> отказать.
Суд, выслушав вышеуказанных лиц, изучив письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 23 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами.
Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов.
П.5.1 ст. 26 указанного кодекса предусмотрено, что Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению представительными органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов.
В случае принятия представительным органом местного самоуправления сельского поселения предусмотренного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса решения об отсутствии необходимости подготовки его генерального плана программа комплексного развития такого сельского поселения разработке и утверждению не подлежит.
При этом, суд принимает во внимание, что указанные положения закона применяются к правоотношениям, связанным с утверждением программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов и возникшим после дня вступления в силу Федерального закона от 30.12.2012 N 289-ФЗ (с 01.04.2013г.). При наличии генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов, утвержденных до дня вступления в силу указанного Закона, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры соответствующих поселений, городских округов должны быть разработаны и утверждены не позднее 1 января 2014 года.
В судебном заседании установлено, что Решением Думы Качканарского городского округа от 23.05.2013г. № утвержден Генеральный план Качканарского городского округа на период по 2035 год (л.д.28).
Следовательно, в соответствии с вышеуказанными требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации в шестимесячный срок с даты утверждения генерального плана подлежала разработке и утверждению программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, то есть до ДД.ММ.ГГГГг..
Судом установлено, что таковая программа разрабатывалась Администрацией Качканарского городского округа совместно с ООО «Свердловская теплоснабжающая компания» на период 2011-2015г.г., утверждена решением Думы Качканарского городского округа от 28.10.2010г. № (л.д.11-26). Однако, как установлено в судебном заседании указанная программа не действует, ООО «Свердловская теплоснабжающая компания» на территории Качканарского городского округа не функционирует, вместе с тем данная программа в установленном порядке не отменялась и не изменялась до настоящего времени.
В соответствии с пунктом 6 Плана подготовки актов, необходимых для реализации Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 289-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2013 г. N 1011-р, в целях оказания методической помощи органам местного самоуправления по проведению работы по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 01.10.2003 года № 359/ГС утверждены Методические рекомендации по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, которые содержат перечень мероприятий, определяют состав программы, состав программного документа.
Фактически не действующая, но и не отмененная утвержденная программа от 28.10.2010г. в Качканарском городском округе указанным рекомендациям не соответствует, в связи с чем подлежит корректировке.
Относительно доводов представителя ответчика о том, что на Администрацию КГО как на орган местного самоуправления Уставом Качканарского КГО обязанность разработки данной программы не возложена, суд приходит к следующим выводам.
Разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения в соответствии с пп. 6.1 п.1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В структуру органов местного самоуправления Качканарского городского округа входит, в том числе Администрация Качканарского городского округа в соответствии с п.п.3 п.1 ст. 21 Устава Качканарского городского округа.
Администрация городского округа - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 6 настоящего Устава, и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>, в том числе по организации в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 6 и ст. 30 Устава Качканарского городского округа).
Анализируя вышеуказанные акты, суд приходит к выводу, что требования прокурора <адрес> в части возложения выполнения вышеуказанной обязанности по внесению изменений в программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры обоснованно заявлены именно к Администрации КГО, указанная обязанность возложена на орган местного самоуправления законом и соответствует полномочиям Администрации Качканарского городского округа в соответствии с Уставом Качканарского городского округа.
При этом, утверждение данной программы, в том числе изменений в нее, подлежит представительным органом местного самоуправления, в данном случае - Думой Качканарского городского округа.
Требования прокурора г. Качканар об обязании Администрации КГО опубликовать скорректированную программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Качканарского городского округа в порядке и сроки, установленные п.п. 5, 6, 7 Методических рекомендаций по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов удовлетворению не подлежат, поскольку в соответствии с Уставом Качканарского городского округа, п. 28, обеспечение опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов возложено на Главу Качканарского городского округа, а не на Администрацию КГО. При этом, суд полагает необходимым обратить внимание на то, что п.п. 5, 6, 7 Методических рекомендаций по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов предусмотрены только порядок и сроки опубликования проекта программы, а в последующем самой программы, не закрепляя указанную обязанность именно за Администрацией городского округа - как органа местного самоуправления.
На основании изложенного, требования прокурора г. Качканар подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-197 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора г. Качканар удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации Качканарского городского округа, выраженное в непринятии мер по внесению изменений в программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Качканарского городского округа на период 2011-2015г.г., утвержденную решением Думы Качканарского городского округа от 28.10.2010г. № 93.
Обязать Администрацию Качканарского городского округа разработать изменения в программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Качканарского городского округа на период 2011-2015г., утвержденную Думой Качканарского городского округа от 28.10.2010г. № в соответствии с методическими рекомендациями по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденными приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ N №/ГС.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований прокурору <адрес> - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде путем подачи жалобы через Качканарский городской суд.
Судья Качканарского городского суда А.В.Козлова