Дело № 2-554/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 февраля 2016 года город Магадан
Магаданский городской суд Магаданской области в составе:
председательствующего судьи Романчук Н.К.,
при секретаре Рычиной Е.В.,
с участием:
представителя истца адвоката Карпушина В.Б.,
представителя ответчика следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Магаданской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда 18 февраля 2016 года гражданское дело по иску ФИО2 к следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Магаданской области о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ года № №,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Магаданской области о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ года № №.
В обоснование указал, что ДД.ММ.ГГГГ года между ним и ответчиком заключен трудовой договор № № о прохождении службы в Следственном комитете Российской Федерации в должности <данные изъяты>.
На основании указанного трудового договора была разработана и утверждена руководителем следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Магаданской области должностная инструкция, с которой истец был ознакомлен.
В период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года истец находился в отпуске с выездом к месту его проведения за пределы Магаданской области.
ДД.ММ.ГГГГ года, то есть в период нахождения истца в отпуске, руководителем следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Магаданской области был издан приказ № №, возлагающий на него дополнительные трудовые обязанности по решению задач в области гражданской обороны, с которым истец был ознакомлен по выходу из отпуска<данные изъяты>.
Указанный приказ существенно увеличивает трудовые обязанности истца, чем нарушает его право на возмездный труд, и противоречит основным условиям службы, определенным трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ года № № и должностной инструкции.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, а также на положения статей 308, 392, 72, 72.1, 74, 60.2 Трудового кодекса РФ, просит признать приказ от ДД.ММ.ГГГГ года № № незаконным.
В судебное заседание истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, с участием представителя.
Руководствуясь положениями части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть настоящее дело по существу в отсутствие неявившегося истца, поскольку участие в судебном заседании является правом стороны.
Представитель истца в судебном заседании настаивал на исковых требованиях по основаниям, приведенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании требования иска не признал, просил отказать в его удовлетворении. В обоснование привел доводы, аналогичные изложенным в возражениях на иск.
Выслушав доводы представителя истца, возражения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.
Следственный комитет осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ).
Следственный комитет возглавляет Председатель Следственного комитета, который несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом задач и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ).
Председатель Следственного комитета:
1) организует работу Следственного комитета;
2) издает обязательные для исполнения всеми сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками Следственного комитета приказы, распоряжения, указания, утверждает положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы Следственного комитета и порядок реализации отдельных мер материального и социального обеспечения указанных лиц;
3) утверждает в пределах своей компетенции структуру и штатное расписание центрального аппарата, следственных органов и учреждений Следственного комитета;
4) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, Положением о Следственном комитете Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ).
В силу положений статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ служба в Следственном комитете является федеральной государственной службой, которую проходят сотрудники Следственного комитета в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Сотрудники Следственного комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На сотрудников Следственного комитета (кроме военнослужащих) распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определены Федеральным законом от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
Так, в силу положений статьи 1 указанного выше Федерального закона, гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
Согласно статье 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение;
разрабатывают и реализуют планы гражданской обороны, согласованные с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств;
осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти.
Органами, осуществляющими управление гражданской обороной, в силу положений статьи 12 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», являются:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;
2) территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Территориальные органы - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, комплектуются военнослужащими спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, лицами начальствующего состава федеральной противопожарной службы и гражданским персоналом.
Руководители указанных территориальных органов назначаются в установленном порядке руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, из числа военнослужащих спасательных воинских формирований этого федерального органа исполнительной власти, лиц начальствующего состава федеральной противопожарной службы и гражданского персонала, за исключением лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации;
3) структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;
4) структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ "О гражданской обороне" постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 года N 782 утверждено Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны.
Согласно пункту 2 указанного Положения в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях создаются (назначаются) структурные подразделения (работники) по гражданской обороне.
В целях эффективного осуществления полномочий по организации и обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны в соответствии с Федеральными законами от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» и от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», повышения устойчивости работы органов Следственного комитета Российской Федерации в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время, а также при введении чрезвычайного положения, Председателем Следственного комитета Российской Федерации издан приказ от 30 сентября 2011 года № 146, в силу пунктов 2 и 4 которого полномочия по решению задач в области гражданской обороны и управлению гражданской обороной в главных следственных управлениях и следственных управлениях СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлениях и следственных отделах СК России, учреждениях и организациях СК России возложены на руководителей перечисленных следственных органов, учреждений и организаций СК России.
Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений СК России по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов СК России, учреждений и организаций СК России предписано, в том числе, определить структурные подразделения и должностных лиц, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» (пункт 4 приказа от 30 сентября 2011 года № 146).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 на основании приказа следственного управления Следственного комитета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ года № № принят на службу в следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Магаданской области и назначен с 22 июля 2013 года на должность федеральной государственной службы <данные изъяты>).
В этот же день с ФИО2 заключен трудовой договор № №.
По условиям пункта 3 заключенного между сторонами ДД.ММ.ГГГГ года трудового договора № № сотрудник обязан, в том числе: добросовестно исполнять свои служебные обязанности, не совершать поступков, порочащих честь сотрудника Следственного комитета (подп. «а»); выполнять приказы, указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением неправомерных (подп. «б»); исполнять иные обязанности, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О следственном комитете Российской Федерации», другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (подп. «н»).
Как следует из представленной в материалы дела информационной справки следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Магаданской области от 15 февраля 2016 года №, приказом руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ года № № «О возложении функций режимно-секретного подразделения» утверждены Положение о режимно-секретном подразделении следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Магаданской области (пункт 1.1.), должностная инструкция <данные изъяты>) следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Магаданской области (пункт 1.2.), функции режимно-секретного подразделения возложены на <данные изъяты>) следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Магаданской области (пункт 2).
В указанной выше должной инструкции <данные изъяты>) обязанности по решению задач в области гражданской обороны отсутствовали.
Вместе с тем, инструкцией было закреплено, что <данные изъяты>) в своей работе руководствуется, в том числе, нормативно-правовыми актами Следственного комитета Российской Федерации, организационно-распорядительными документами следственного управления по Магаданской области.
ДД.ММ.ГГГГ года руководителем управления утверждена новая должностная инструкция <данные изъяты>). Данной должностной инструкцией установлено, что <данные изъяты>) является уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, с закреплением соответствующих обязанностей.
Приказ руководителя следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Магаданской области от ДД.ММ.ГГГГ года № № «О возложении функций режимно-секретного подразделения», которым утверждена должностная инструкция <данные изъяты>), а также обновленная должностная инструкция <данные изъяты>), утвержденная ДД.ММ.ГГГГ года, отнесены к документам, составляющим государственную тайну, и имеют гриф «секретно», в связи с чем в материалы дела ответчиком не предоставлены.
В то же время, оснований ставить под сомнение представленные в материалы дела сведения, оформленные в виде соответствующей информации следственного управления Следственного комитета Российской Федерации, у суда не имеется. Стороной истца в ходе производства по делу данная информация не оспаривалась и под сомнение не ставилась.
В связи с изложенным суд при рассмотрении дела полагает возможным руководствоваться данным документом, как письменным доказательством по делу, соответствующим требованиям относимости и допустимости.
В связи с утверждением новой должностной инструкции <данные изъяты>), приказом руководителя управления от ДД.ММ.ГГГГ года № № «О назначении работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны», изданным в целях урегулирования вопросов, связанных с осуществлением в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Магаданской области деятельности в области гражданской обороны, а также приведения в соответствие с действующим законодательством и организационно-распорядительными документами Следственного комитета Российской Федерации правового статуса и полномочий <данные изъяты>), и во исполнение Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пунктов 2 и 6 постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 года № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны», пунктов 13, 19 – 21 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05 января 2004 года № 3-1, приказов Следственного комитета Российской Федерации от 30 сентября 2011 года № 139 «О должностных инструкциях сотрудников Следственного комитета Российской Федерации», от 30 сентября 2011 года № 146 «Об организации работы по гражданской обороне в системе Следственного комитета Российской Федерации» и от 30 августа 2012 года № 30с «Об утверждении мобилизационных документов», Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31 июля 2006 года № 440, в связи с утверждением должностной инструкции помощника руководителя управления (по защите государственной тайне и мобилизационной работе), на основании Положения о следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Магаданской области, утвержденного Председателем Следственного комитета Российской Федерации 15 февраля 2011 года, обязанности работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, возложены на <данные изъяты>) ФИО2
Вопрос о законности данного приказа является предметом настоящего спора.
Между тем, в ходе производства по настоящему делу судом установлено, что оспариваемый истцом приказ от ДД.ММ.ГГГГ года № № издан руководителем следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Магаданской области в пределах его полномочий, установленных Положением о следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Магаданской области, согласно которому руководитель следственного управления определяет должностные обязанности работников следственного управления (п.п. 7 п. 8 Положения), а также в связи в связи с утверждением новой должностной инструкции <данные изъяты>), являющейся локальным нормативным актом, положения которого истец обязан соблюдать в силу прямого указания в трудовом договоре (подп. «н» п. 3 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ года № №).
При таких обстоятельствах возложение на истца обязанностей работника, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны не может быть расценено как поручение ему дополнительной работы, либо как расширение зон обслуживания или увеличение объема работ по смыслу, придаваемому данным понятиям статьей 60.2 Трудового кодекса РФ, а оснований для признания обжалуемого истцом приказа незаконным не имеется.
В связи с изложенным суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2, предъявленных к следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Магаданской области.
Руководствуясь статьями 194 и 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Магаданской области о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ года № № отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить день принятия решения суда в окончательной форме – 23 февраля 2016 года.
Судья Н.К.Романчук