Дело № 2-554/2022 16 февраля 2022 года
49RS0001-01-2022-000238-46
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
В составе: судьи Марковой О.Ю.
при секретаре Садыковой А.Б.
с участием: помощника Магаданского межрайонного природоохранного прокурора Брянцева А.В., представителя ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области ФИО1, действующего на основании доверенности от 10.01.2022
в отсутствие представителя ответчика МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» и представители третьих лиц – правительства Магаданской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда 16 февраля 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Магаданского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Магаданской области, Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Магаданский межрайонный природоохранный прокурор обратился в Магаданский городской суд в защиту прав неопределенного круга лиц с иском к министерству природных ресурсов и экологии Магаданской области, Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование требований указал, что постановлением Правительства Магаданской области от 14 июня 2019 года № 423-пп утверждено Положение о памятнике природы регионального значения Магаданской области «Таватумский».
Установленный режим особой охраны территории памятника природы «Таватумский» обязателен для соблюдения всеми без исключения юридическими и физическими лицами, осуществляющими любой вид хозяйственной и иной деятельности на территории указанного памятника.
Передача памятника природы «Таватумский» и его территорий под охрану, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов в отношении указанного памятника природы осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Магаданской области (далее - Министерство).
Магаданской межрайонной природоохранной прокуратурой при осуществлении надзора за соблюдением требований законодательства об особо охраняемых природных территориях регионального значения установлено, что землеустроительные работы по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет земель под особо охраняемой природной территорией регионального значения Магаданской области - памятника природы регионального значения «Таватумский» не проведены, что послужило основанием для внесения 4 сентября 2020 года представления в адрес Министерства, по результатам рассмотрения которого нарушения законодательства не устранены.
Неисполнением требований законодательства по внесению информации о зонах с особыми условиями использования и особо охраняемых природных территориях в Единый государственный реестр недвижимости способствует тому, что органы кадастрового учета при предоставлении выписок из Единого государственного реестра недвижимости в отношении земель, не предоставляют заинтересованным органам государственной власти, местного самоуправления, иным организациям и физическим лицам сведений о расположении в пределах интересующей территории зон с особыми условиями пользования.
Считает, что выявленные нарушения законодательства могут привести к нарушению требований земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых природных территориях, связанным с предоставлением заинтересованным лицам в собственность, аренду, пользование либо владение земельных участков в границах особо охраняемой природной территории и нарушением в связи с этим режима его использования.
Отмечает, что постановлением Правительства Магаданской области от 25 февраля 2021 года № 118-пп создано Магаданское областное государственное бюджетное учреждение «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» (далее - МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений»), к основным целям которого отнесено управление особо охраняемыми природными территориями, относящимися к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области, а также осуществление функций государственного заказчика при выполнении работ (оказании услуг) по содержанию и развитию особо охраняемых природных территорий.
Со ссылкой на изложенные обстоятельства и положения статьей статей 68, 69 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 2, 25, 26, 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», статей 5, 32, Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», просит обязать министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области и МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение кадастровых работ по определению границ памятника природы регионального значения Магаданской области «Таватумский», которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра; представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, документы, содержащие сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы регионального значения Магаданской области «Таватумский» для его постановки на государственный кадастровый учет; разработать паспорт памятника природы регионального значения Магаданской области «Таватумский».
В судебном заседании представитель истца изменил исковые требования в части срока, и просил обязать ответчиков выполнить обязанности до 31.12.2022.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области в судебном заседании признал исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в отзыве. Суду пояснил, что срок выполнения обязанностей до 31.12.2022 является разумным и достаточным.
Представитель ответчика МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» и представители третьих лиц – правительства Магаданской области и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» выразило согласие с заявленными требованиями, указав, что заявленные прокурором сроки выполнения работ соответствуют требованиям разумности и целесообразности, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель Управления Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель Правительства Магаданской области полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле доказательствам, поскольку участие в судебном заседания является правом стороны. Неявка в судебное заседание лица, получившего извещение о времени и месте слушания дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не является препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
Положениями ст. 58 Конституции Российской Федерации провозглашена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определены Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды).
В силу п.п. 1, 2 ст. 58 названного Закона природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Из преамбулы Федерального закона от 14 марта 1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - Закон об особо охраняемых природных территориях) следует, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Одним из видом особо охраняемых природных территорий являются памятники природы (ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях).
Положениями п. 12 ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях предусмотрено, что обязательным приложением к решению о создании особо охраняемой природной территории являются сведения о границах такой территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно ч. 3 ст. 26 Закона об особо охраняемых природных территориях органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы (ч. 1 ст. 27 Закона об особо охраняемых природных территориях).
В силу положений п. 1, 2 ст. 68 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землеустройство включает в себя, в том числе, мероприятия установлению на местности границ объектов землеустройства.
Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при осуществлении мониторинга земель.
Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда (п. 1 ст. 69 ЗК РФ).
При этом ст. 5 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости) определено, что особо охраняемые природные территории подлежат регистрации в Едином государственный реестр недвижимости с присвоением идентификационного реестрового номера.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 32 Закона о государственной регистрации недвижимости органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ особо охраняемой природной территории.
Перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с ч. 1 ст. 32, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме установлен Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с ч. 1, 3 - 13, 15, 15(1), 15.2 ст. 32 Закона о государственной регистрации недвижимости в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1532.
Названными Правилами в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об установлении (изменении) границ особо охраняемой природной территории высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотрено предоставление в орган регистрации прав документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в решении об установлении (изменении) границ особо охраняемой природной территории (п. 15).
Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с п. 4, 6, 7, 14 (в части утверждения (изменения) границ территории объекта культурного наследия, установления (изменения) зон охраны объекта культурного наследия и установления защитной зоны объекта культурного наследия) и 15 указанных Правил, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территорий, особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия, перечень координат характерных точек границ таких населенных пунктов, зон, территорий.
Согласно п. 24, 25 Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденного приказом Минприроды России от 19 марта 2012 года № 69, сведения, необходимые для целей ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, включают информацию, позволяющую получить представление о каждой особо охраняемой природной территории в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов, и представляются в структурированном виде.
Сведения об особо охраняемой природной территории должны содержать, в том числе следующие позиции: границы ООПТ (приводится описание утвержденных границ ООПТ (с указанием реквизитов документа об утверждении границ), а также указываются географические координаты поворотных точек границ земельного участка (для кластерных ООПТ - для каждого участка в отдельности) в соответствии с основными географическими азимутами в градусах, минутах и секундах; для ООПТ или отдельных кластерных участков ООПТ, площадь которых менее 1000 га, указываются только координаты центра), а также индивидуальное положение об ООПТ, паспорт ООПТ, охранное обязательство, другие документы по организации и функционированию ООПТ.
В соответствии с Законом об особо охраняемых природных территориях», постановлением администрации Магаданской области от 22 февраля 2008 года № 56-па «Об утверждении Положения об особо охраняемых природных территориях регионального значения в Магаданской области» Правительством Магаданской области постановлением от 14 июня 2019 года № 423-пп утверждено Положение о памятнике природы регионального значения Магаданской области «Таватумский» (далее - Положение).
Согласно п. 1.1 Положения памятник природы регионального значения Магаданской области «Таватумский» создан на основании решения исполнительного комитета Магаданского областного Совета народных депутатов от 26 мая 1975 г. № 274 «О признании водных объектов памятниками природы» и решения исполнительного комитета Магаданского областного Совета народных депутатов от 8 июля 1983 г. № 296 «О признании редких и достопримечательных объектов памятниками природы».
Территория, занятая памятником природы «Таватумский» («Таватумский термальный источник»), является особо охраняемой территорией регионального значения Магаданской области (п. 1.2 Положения).
Памятник природы «Таватумский» создан с целью охраны участка выхода термальных вод в юго-западной части Северо-Эвенского городского округа (п. 1.4 Положения).
Государственное управление в сфере организации и функционирования памятника природы «Таватумский» и государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемой природной территории памятника природы «Таватумский» осуществляет министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области (далее - Министерство). Юридический адрес: 685000, <адрес> (п. 1.6).
Установленный режим особой охраны территории памятника природы «Таватумский» обязателен для соблюдения всеми без исключения юридическими и физическими лицами, осуществляющими любой вид хозяйственной и иной деятельности на территории памятника природы «Таватумский». Передача памятника природы «Таватумский» и его территорий под охрану, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов в отношении указанного памятника природы осуществляются Министерством (п. 1.7 Положения).
Обеспечение режима особой охраны территории памятника природы «Таватумский» осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Магаданской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и других не запрещенных законодательством источников (п. 1.8 Положения).
Памятник природы «Таватумский» содержится за счет средств областного бюджета и других не запрещенных законодательством источников (п. 7.2 Положения).
Постановлением Правительства Магаданской области от 23 апреля 2021 года № 322-пп внесены изменения в постановление администрации Магаданской области от 7 ноября 2013 года № 1083-па «Об утверждении государственной программы Магаданской области «Природные ресурсы и экология Магаданской области». Скорректированы целевые показатели и ресурсное обеспечение государственной программы Магаданской области.
Пунктом 2.4.1 государственной программы «Природные ресурсы и экология Магаданской области» предусмотрено выполнение работ по внесению информации о зонах с особыми условиями использования и особо охраняемых природных территориях в Единый государственный реестр недвижимости (проведение инвентаризации, составление кадастровых сведений и паспортов ООПТ) в период с 2018 по 2023 годы.
Как указано в программе «Природные ресурсы и экология Магаданской области» непринятие мер по инвентаризации ООПТ и актуализации сведений приведет к утрате ООПТ и их исторической, научной и природоохранной значимости для региона.
Реализация данной государственной программы возложена на Минприроды Магаданской области.
В силу подп. 8 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Минприроды Магаданской области в соответствии с п. 1.1 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Магаданской области, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 9 января 2014 года № 17-пп (в ред. от 26 февраля 2021 года) является органом исполнительной власти Магаданской области, проводящим государственную политику в сфере охраны окружающей среды и природопользования и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории Магаданской области.
Минприроды Магаданской области осуществляет государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения (п. 3.11.1 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Магаданской области).
Согласно уставу МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений», утвержденному 22 марта 2021 года, учредителем и главным распорядителем бюджетных средств МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» является Минприроды Магаданской области.
Целями МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» являются: управление особо охраняемыми природными территориями, относящимися к ведению Минприроды Магаданской области в сфере создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения (п. 3.1 устава).
Для достижения целей МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» осуществляет следующие виды деятельности, в том числе: разработку проектов и подготовку паспортов памятников природы регионального значения и их охранных зон; организацию работ по подготовке карт (планов) объектов землеустройства с обозначением границ местности; внесение сведений об особо охраняемой природной территории в земельный кадастр и материалы землеустройства; подготовку проектов документации по организации охранных зон особо охраняемых природных территорий, установлению их режима и определению их границ (п. 3.2.1.1 устава).
Таким образом, вышеприведенными положениями законодательства предусмотрена обязанность Минприроды Магаданской области и МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» провести землеустроительные работы по межеванию и постановке на государственный кадастровый учет земель под особо охраняемой природной территорией регионального значения Магаданской области - памятника природы регионального значения «Таватумский» и разработать паспорт указанного памятника природы.
Между тем в ходе судебного разбирательства установлено, что обязанность по постановке на государственный кадастровый учет недвижимости памятника природы «Таватумский», а также оформлению паспорта особо охраняемой природной территории ответчиками до настоящего времени не исполнена.
С учетом вышеизложенного, а также, принимая во внимание, что признание иска не противоречит закону, совершено в интересах обеих сторон и не нарушает интересов других лиц, суд полагает возможным принять признание иска, заявленное ответчиком Минприроды Магаданской области.
При таких обстоятельствах требования Магаданского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Минприроды Магаданской области и МОГБУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При определении срока исполнения решения, судом принимаются во внимание основания заявленных прокурором требований, срок и порядок вступления решения в законную силу, необходимость обеспечения исполнимости судебного решения, правовой статус ответчиков, характер и длительность допущенного нарушения.
Доказательств наличия объективных причин относительно невозможности исполнения решения к сроку, определенному прокурором, в соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ, суду ответчиками не представлено, напротив, они находят обозначенный прокурором срок разумным.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая временные и финансовые затраты, необходимые для выполнения юридически значимых действий, указанных в иске, а также сроки, установленные программой «Природные ресурсы и экология Магаданской области», суд приходит к выводу, что заявленный прокурором срок – до 31.12.2022 будет являться разумным и достаточным для исполнения судебного решения, обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, в том числе прав и интересов неопределенного круга, в защиту которых обратился прокурор
Кроме того, при наличии обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, ответчик в соответствии с положениями статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе обратиться в суд, рассмотревший дело, с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к выводу, что требования Магаданского межрайонного природоохранного прокурора, подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Магаданского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Магаданской области, Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Возложить на Министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области и Магаданское областное государственное бюджетное учреждение «Дирекция особо охраняемых природных территорий и гидротехнических сооружений» обязанность в срок до 31 декабря 2022 года:
- организовать проведение кадастровых работ по определению границ памятника природы регионального значения Магаданской области «Таватумский», которые должны содержать графическое описание местоположения границ такой территории, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости;
- представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, документы, содержащие сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы регионального значения Магаданской области «Таватумский» для его постановки на государственный кадастровый учет;
- разработать паспорт памятника природы регионального значения Магаданской области «Таватумский».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить днем изготовления решения суда в окончательной форме – 18 февраля 2022 года.
Судья О.Ю. Маркова
Дело № 2-554/2022 16 февраля 2022 года
49RS0001-01-2022-000238-46