ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-555(1 от 23.10.2018 Ершовского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-555(1)/18

64RS0015-01-2018-000719-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 октября 2018 года город Ершов Саратовской области

Ершовский районный суд (1) Саратовской области, в составе председательствующего судьи Лукьяновой Ж.Г.,

при секретаре Яковлевой Н.Н.,

с участием истца ФИО1

представителей ответчика ФИО2, ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социального развития Саратовской области, Управлению социальной защиты населения Ершовского района Министерства социального развития Саратовской области об оспаривании решения и признании права на присвоение статуса « Ветеран труда»,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, мотивируя, что в период работы в федеральной налоговой службе, она была награждена почетной грамотой Федеральной налоговой службы за безупречную и эффективную государственную службу в налоговых органах. При обращении в Министерство социального развития Саратовской области с заявлением о присвоении статуса « Ветеран труда», ей было отказано, в связи с тем, что почетная грамота не является ведомственной наградой и приказ ФНС не прошел государственную регистрацию в органах юстиции. Данный отказ является незаконным. На момент обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» она имела стаж более 20 лет, стаж работы в органах федеральной налоговой службы более 15 лет и награждена ведомственной наградой за безупречную и эффективную государственную службу в налоговых органах. Просит признать решение Министерства социального развития Саратовской области об отказе в присвоении звания«Ветеран труда» незаконным, признать за ней данное право и обязать выдать удостоверение.

В судебном заседании ФИО1 иск поддержала и просит его удовлетворить.

Представители Управления социальной защиты населения Ершовского района Министерства социального развития Саратовской области иск не признали и пояснили, что в связи, что Приказ ФНС «О почетной грамоте» не прошел государственную регистрацию, оснований для присвоения звания «Ветеран труда» у истца не имеется.

Представитель ответчика Министерства социального развития <адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушании дела извещался надлежащим образом, представил возражение, просит в иске отказать.

Суд, выслушав стороны, изучив материала дела, считает, что иск подлежит удовлетворению.

Согласно приказу Федеральной налоговой службы России от 07.08.2007 года "О поощрении работников территориальных органов ФНС России" истец ФИО1, начальник отдела камеральных проверок №1 Межрайонной инспекции ФНС России N9 по Саратовской области, награждена Почетной грамотой Федеральной налоговой службы за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу в налоговых органах.

Истцу выдана Почетная грамота, и соответствующая запись внесена в трудовую книжку.(л.д.20)

18 января 2018 года ФИО1 обратилась в Министерство социального развития Саратовской области с заявлением о присвоении звания "Ветерана труда".

Приказом Министерства социального развития Саратовской области № 7059(вт) от 07.02.2018 года "Об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" ФИО1, отказано в присвоении звания "Ветеран труда", поскольку представленная Почетная грамота не может рассматриваться в качестве ведомственного знака отличия, так как Приказ ФНС РФ от 24.11.2004 года «О Почетной грамоте Федеральной налоговой службы» не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и не имеет данных официального опубликования в соответствии с действующим законодательством.

Согласно материалам дела ФИО1 имеет трудовой стаж 36 лет 04 мес.17 дней, из низ более 15 лет с органах Федеральной налоговой службе, награждена Почетной грамотой Федеральной налоговой службы за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу в налоговых органах.

Разрешая данный спор, суд исходит из того, что почетная грамота Федеральной налоговой службы является ведомственной наградой.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ч. 4 ст. 7 ФЗ N 5-ФЗ).

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ по определению порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" ограничены федеральным законодательством. Субъект РФ вправе устанавливать дополнительные категории знаков и иные основания для расширения круга лиц, которым может быть присвоено звание "Ветеран труда", однако он не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах".

Согласно статье 2 п.2.1 Закона Саратовской области "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" в Саратовской области лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, представляют документы, подтверждающие: награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

Доводы ответчиков о том, что Почетная грамота Федеральной налоговой службы не может быть отнесена к ведомственным знакам отличия в труде, являются несостоятельными, поскольку федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде или перечня таких знаков, а установленные по делу обстоятельства подтверждают ведомственную принадлежность оспариваемой награды.

На основании Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу с передачей ей соответствующих полномочий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, действующего на момент спорных отношений, утверждено Положение о Федеральной налоговой службе, согласно которому Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти.

Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (п. 2 Положения).

Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право, в том числе, учреждать в установленном порядке ведомственные награды, утверждать положения об этих наградах и описание наград (п. 6.9 Положения).

В соответствии с пунктом 1 Приложения N 1 "Положения о почетной грамоте Федеральной налоговой службы", утвержденного приказом Министерства Финансов РФ Федеральной налоговой службы "О почетной грамоте Федеральной налоговой службы и благодарности руководителя Федеральной налоговой службы" N ММ-3-4/536@ от 31.10.2008, Почетная грамота Федеральной налоговой службы является ведомственной наградой Федеральной налоговой службы. Согласно общероссийскому классификатору информации о населении, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 N 412, Почетная грамота Федеральной налоговой службы относилась и относится к ведомственным наградам, установленным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации.

Почетная грамота Федеральной налоговой службы учреждена приказом Федеральной налоговой службы от 24 ноября 2004 N САЭ-з-15\128@ "О Почетной грамоте Федеральной налоговой службы", действующий на момент награждения, согласно пункта 1 которого названная грамота является ведомственной наградой ФНС РФ.

Согласно общероссийскому классификатору информации о населении, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 N 412, Почетная грамота Федеральной налоговой службы относится к ведомственным наградам, установленным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации.

В настоящее время, согласно общероссийскому классификатору информации о населении, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 12.12.2014 года №2019-ст, почетная грамота Федеральной налоговой службы (7651) также относится к ведомственным наградам, установленным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации.

В силу п. п. 6.9 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право учреждать в установленном порядке ведомственные награды, утверждать положения об этих наградах и описание наград.

В соответствии со ст. 55 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации, в целях поощрения работников Федеральной налоговой службы, федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Федеральной налоговой службы, граждан, оказавших существенную помощь в решении задач, возложенных на Федеральную налоговую службу, утверждено Положение о Почетной грамоте Федеральной налоговой службы.

В соответствии с Положением о Почетной грамоте Федеральной налоговой службы (приложение N 1) почетная грамота является ведомственной наградой Федеральной налоговой службы (п. 1); ею награждаются работники центрального аппарата, территориальных органов ФНС России и федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении ФНС России, за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу, за заслуги в профессиональной деятельности, проработавшие в налоговых органах, в учреждениях, предприятиях не менее 2 лет (п. 2). Форма представления о награждении почетной грамотой (Приложение N 3) включает сведения о стаже работы (общий и в налоговых органах), характеристику конкретных заслуг.

Оценивая вышеуказанные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что почетная грамота Федеральной налоговой службы, которой награжден истец, является ведомственным знаком отличия в труде, поскольку право на награждение указанной грамотой имеют лица за особые отличия в труде и продолжительный труд.

Следовательно, почетная грамота Федеральной налоговой службы России соответствует требованиям, предъявляемым действующим законодательством к ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым для присвоения звания "Ветеран труда".

Принимая во внимание, что истица имеет необходимый для назначения пенсии по старости стаж работы, награждена ведомственным знаком отличия в труде, суд приходит к выводу о том, что отказ в присвоении ей звания "Ветеран труда" является незаконным, а ее исковые требования - обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что Приказ ФНС РФ от 24.11.2004 года «О Почетной грамоте Федеральной налоговой службы» не прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и не имеет данных официального опубликования в соответствии с действующим законодательством, что является основанием для присвоения звания "Ветеран труда", является необоснованным и не состоятельным..

Правовой смысл подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 года подразумевает, что к числу лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, относятся все лица, решение о награждении которых такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.

Тот факт, что данный Приказ Федерального казначейства не прошел государственную регистрацию в Минюсте РФ, не должно ущемлять прав граждан, внесших вклад в развитие органов Федерального налоговой службы и не может служить основанием для ограничения прав ФИО1 на получение соответствующих социальных льгот.

В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Распределение судебных расходов производится судом по правилам главы 7 "Судебные расходы" Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Государственные органы, органы местного самоуправления, несмотря на их статус, являются стороной по делу и не освобождаются от возмещения судебных расходов в случае удовлетворения требований другой стороны по делу (истца).

Поэтому подлежат взысканию судебные расходы, понесенные истцом, в размере 2400рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к Министерству социального развития Саратовской области, Управлению социальной защиты населения Ершовского района Министерства социального развития Саратовской области об оспаривании решения и признании права на присвоение статуса « Ветеран труда», удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства социального развития Саратовской области в присвоении ФИО1, звания «Ветеран труда».

Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, право на присвоение статуса ветерана труда.

Обязать Министерство социального развития населения Саратовской области присвоить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, звание «Ветеран труда».

Обязать Управление социальной защиты населения Ершовского района Министерства социального развития Саратовской области выдать соответствующее удостоверение.

Взыскать с Министерства социального развития населения Саратовской области и Управления социальной защиты населения Ершовского района Министерства социального развития Саратовской области судебные расходы: оплата услуг адвоката - 2100 руб., государственная пошлина 300 руб., а всего 2400 руб.

На решение Ершовского районного суда (1) Саратовской области может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Ершовский районный суд (1) Саратовской области в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: Ж.Г. Лукьянова