Дело № 2-5559/13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2013 г.
Ново-Савиновский районный суд г.Казани в составе
председательствующего судьи Кулиева И.А.,
при секретаре судебного заседания Атногуловой И.И.,
с участием истицы ФИО1, представителя
Федерального Арбитражного Суда Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному Арбитражному Суду Поволжского округа, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан о признании права собственности на жилое помещение,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Федеральному Арбитражному Суду Поволжского округа ( далее – ФАСПО), Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан (далее – Управление Росимущества) о признании права собственности на жилое помещение– квартиру ... ... далее – спорная квартира).
В обоснование иска ФИО1 указала, что с --.--.---- г. работает в должности ---, в --.--.---- г. я была поставлена в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с протоколом жилищной комиссии ФАСПО от --.--.---- г. постановлено предоставить истице спорную квартиру площадью 90,9 кв.м., приобретенную на денежные средства, выделенные из Федерального бюджета
Распоряжением Управления Росимущества от --.--.---- г. спорная квартира закреплена на праве оперативного управления за ФАСПО, выдано Свидетельство о государственной регистрации права от --.--.---- г.
--.--.---- г. ФАСПО заключил с истицей договор найма служебного жилого помещения, в соответствии с которым квартира передана ей для временного проживания совместно с членами моей семьи на время трудовых отношений, в настоящее время спорная квартира находится в собственности Российской Федерации.
Истица полагает, что договор найма служебного жилого помещения заключен с ней в нарушение действующего законодательства и подлежит признанию недействительным, поскольку, согласно положениям ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» независимость судьи обеспечивается, в том числе, предоставлением судье за счет государства материального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, гарантии независимости судьи, включая меры его материального обеспечения, предусмотренные Законом о статусе судей, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, приведенным законом предусмотрено право судьи на обеспечение жилым помещением, данная норма Закона «О статусе судей в Российской Федерации» в редакции от 15.12.2001 давала ей право на получение квартиры в собственность и предусматривала порядок ее предоставления.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации.. . » редакция статьи 19 Закона «О статусе судей в РФ» была изменена и в настоящее время в соответствии с пунктом 3 названной статьи судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилищную площадь в размере 20 квадратных метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением №192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями», до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету при прокуратуре Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.
Истица указывает, что последнее Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с --.--.---- г.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2008 года №2-П пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ.. .» пункт 3 статьи 19 Закона «О статусе судей в РФ» изложен в новой редакции, признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой он в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей.
В этом же Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что федеральный законодатель - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления - обязан надлежащим образом установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Истица указывает, что спорная квартира предоставлена ей ФАСПО в порядке реализации ее права на жильё как ---, нуждающейся в улучшении жилищных условий, на условиях найма служебного жилья на время трудовых отношений, предусмотрев в договоре расторжение договора в связи со смертью нанимателя, с истечением срока трудового договора, а также в связи с окончанием срока службы нанимателя.
Как полагает истица, предоставление ей, как ---, служебного жилого помещения по найму не предусмотрено действующими законами, а Правительство Российской Федерации не вправе устанавливать порядок предоставления жилья судьям
Указывая, что до настоящего времени федеральный законодатель не установил новый порядок обеспечения жилыми помещениями ---, нуждающихся в улучшении жилищных условий, истица полагает, что применению подлежит порядок, действовавший до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ.. . и предполагающий передачу жилого помещения в собственность судьи, в связи с чем, спорная квартира, должна быть предоставлена ей в собственность, при том, что она была включена в список нуждающихся' в улучшении жилищных условий до --.--.---- г..
Также истица указывает, что заключенный с ней договор найма служебного жилья от --.--.---- г. противоречит действующему законодательству, в связи с чем является ничтожным и подлежит признанию недействительным на основании статьи 168 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Ссылаясь на изложенное, истица просит признать недействительным договор найма служебного помещения от --.--.---- г., закрепленного на праве оперативного управления за Федеральным арбитражным судом Поволжского округа, признать за ней право собственности на спорную квартиру, прекратить зарегистрированное право собственности на спорную квартиру Российской Федерации и запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве собственности на спорную квартиру за Российской Федерацией, прекратить зарегистрированное право оперативного управления на спорную квартиру ФАСПО и запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о праве оперативного управления за ФАСПО.
В судебном заседании истица поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ФАСПО иск не признала, указав в обоснование возражений, что спорная квартира передана истице по договору найма служебного жилого помещения в соответствии с действующим положением, оснований для передачи ей в собственность спорной квартиры не имеется, в связи с чем, просит в иске отказать.
Управление Росимущества извещено надлежащим образом о дне и времени рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился, заявления об отложении дела не поступило.
Третье лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, извещено надлежащим образом о дне и времени рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
От третьего лица – Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации поступили письменные возражения на исковое заявление, в которых указано о том, что нормы, на основании которых истице была передана спорная квартира на условиях найма служебного жилья, не признаны неконституционными в той мере, в какой они не допускают более бесплатную передачу жилья в собственность судьям, как это было установлено прежней редакцией п.3 ст. 19 Закона «О статусе судей».
До настоящего времени нормативно-правовой порядок предоставления судьям жилых помещений, не определен.
Также в отзыве Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указано, что истицей избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, так как спорная квартира является собственностью Российской Федерации, в отношении нее определено право оперативного управления ФАСПО, она отнесена к специализированному жилищному фонду, используется по назначению, потому неясны основания прекращения указанных прав, спорная квартира не является фондом социального использования и принадлежит ФАСПО, требований о приватизации спорной квартиры истицей не заявлено, передача служебной квартиры в собственность истицы ущемит права на получение этой квартиры иными лицами.
Учитывая надлежащее и своевременное извещение всех участников процесса, отсутствие заявлений об отложении дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения истицы, представителя ФАСПО, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как установлено судом, в --.--.---- г. истица принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий
Протоколом жилищной комиссии ФАСПО от --.--.---- г. постановлено предоставить истице спорную --- квартиру площадью 90,9 кв.м., приобретенную на денежные средства, выделенные из федерального бюджета и находящуюся. по адресу: ... ...
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ... ... от --.--.---- г. спорная квартира закреплена на праве оперативного управления за ФАСПО, к материалам дела приобщена копия Свидетельства о государственной регистрации права от --.--.---- г.
Согласно копии Свидетельства о государственной регистрации права от --.--.---- г., спорная квартира находится в собственности Российской Федерации.
--.--.---- г. между ФАСПО и истицей заключен Договор найма служебного жилого помещения, согласно условиям которого, спорная квартира передана истице для временного проживания совместно с членами ее семьи на время трудовых отношений.
Разрешая возникший спор, суд полагает необходим исходить из следующего.
В силу ст. 35 Конституции Российской Федерации, каждый вправе иметь имущество в собственности
В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации, и каждый имеет право на жилище
В силу статьи 124 Конституции Российской Федерации, финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральными законами.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 9 Закона РФ от 26.06.1992 «О статусе судей в Российской Федерации», независимость судьи обеспечивается, в том числе, предоставлением судье за счет государства материального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
Гарантии независимости судьи, включая меры его материального обеспечения, предусмотренные Законом о статусе судей, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 «О статусе судей в Российской Федерации» в редакции Федерального Закона от 21.06.1995 N 91-ФЗ, местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. м или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. При этом нуждающимся в улучшении жилищных условий признается судья, не обеспеченный жилой площадью по социальным нормам, установленным Жилищным кодексом РСФСР и настоящим Законом, или проживающий в коммунальной квартире. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.
Действующая редакция приведенной ст. 19 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» принята в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации.. . » - согласно этой норме, судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилищную площадь в размере 20 квадратных метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
21 марта 2008 года Правительством Российской Федерации принято постановление №192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями», согласно которому до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду Российской Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету при прокуратуре Российской Федерации и Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.
Согласно п.2 Постановления, его действие распространяется на правоотношения, возникшие с --.--.---- г..
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2008 года №2-П признано не соответствующим Конституции Российской Федерации.. положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей.
Этим же Постановлением Конституционный Суд Российской Федерации указал, что федеральный законодатель, исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления, обязан надлежащим образом установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Действовавшим на момент постановки истицы на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий и действующим в настоящее время законодательством не предусмотрено предоставление судья служебного жилья – в том числе и приобретенного в соответствии с порядком, установленным действующей редакцией ст. 19 Закона «О статусе судей Российской Федерации».
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации, принципы, базовые стандарты и основные условия обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежат установлению непосредственно в федеральном законе и потому именно федеральный законодатель (но не Правительство Российской Федерации), исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом настоящего Постановления, обязан надлежащим образом установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Суд учитывает, что до настоящего времени федеральный законодатель не установил новый порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, суд находит заслуживающими внимания доводы истицы о том, что применению подлежит порядок, действовавший до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и установивший передачу жилого помещения в собственность судьи.
При таком положении, учитывая, что права истицы на улучшение жилищных условий возникли до введения нового правого регулирования, и в то же время, новый порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий федеральным законодателем не разработан, полученная истицей в порядке улучшения жилищных условий спорная квартира должна быть предоставлена ей в собственность.
Согласно ст. 92 Жилищного кодекса РФ, в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Анализ приведенной нормы Жилищного кодекса РФ о порядке включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд с позиции ее относимости к положениям приведенного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, показывает, что, в отсутствие разработанного федеральным законодателем нового порядка обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий спорная квартира фактически передана истице на условиях служебного найма, а тот порядок, в котором такая передача осуществлена, не предусмотрен законом.
В силу ст.168 Гражданского кодекса РФ, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Учитывая изложенное, исходя из провозглашенного приведенным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации принципа недопустимости снижения общего уровня ранее установленного материального обеспечения судей, суд находит подлежащими удовлетворению исковые требования о признании недействительным договора найма служебного помещения от --.--.---- г. и признании за истицей права собственности на спорную квартиру – поскольку, договор служебного найма, в силу приведенной нормы Жилищного кодекса РФ, может быть заключен только в отношении жилого помещения, признанного в установленном порядке служебным.
Изложенные в отзыве третьего лица доводы о том, что до настоящего времени нормативно-правовой порядок предоставления судьям жилых помещений, не определен, подлежат отклонению, поскольку, подобное положение не является основанием для предоставления судье служебного жилья в порядке, который не разработан Федеральным законодателем – напротив, данное обстоятельство прямо означает, что жилье на условиях, которые не выработаны федеральным законодателем, не могло быть предоставлено.
Также подлежат отклонению доводы о том, что как спорная квартира является собственностью Российской Федерации, в отношении нее определено право оперативного управления ФАСПО, она отнесена к специализированному жилищному фонду, используется по назначению – поскольку, судом установлено, что спорная квартира отнесена к служебной не в порядке, установленном Жилищным кодексом РФ, а приведенным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации признана обязанность сохранения общего уровня ранее установленного материального обеспечения судей – что включало в себя и предоставления судье жилья в собственность, до разработки нового механизма Федеральным законодателем.
Суд полагает, что в данном случае истицей избран надлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку, требования о признании на предоставленную ей квартиру заявлены не порядке приватизации, установленном Законом «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», названный закон не регулирует порядок предоставления жилья судьям.
Доводы в отзыве о том, что передача служебной квартиры в собственность истицы ущемит права на получение этой квартиры иными лицами суд также отклоняет, поскольку, спорная квартира изначально не могла быть передана истице в качестве служебной в отсутствие установленного федеральным законодателем порядка.
Учитывая, что возникновение у истицы прав на спорную квартиру, подлежащую передаче ей в собственность, влечет утрату прав, ранее зарегистрированных Управлением Росреестра, исковые требования о прекращении права собственности и права оперативного управления также подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Иск ФИО1 к Федеральному Арбитражному суду Поволжского округа, Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан о признании права собственности на жилое помещение удовлетворить.
Признать недействительным заключенный с ФИО1 договор найма служебного помещения от --.--.---- г. на квартиру ... ...
Признать право собственности ФИО1 на квартиру ... ... с прекращением зарегистрированного права собственности на эту квартиру за Российской Федерацией и записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за №-- от --.--.---- г. и прекращением зарегистрированного права оперативного управления на эту квартиру за Федеральным Арбитражным Судом Поволжского округа и записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним №-- от --.--.---- г..
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд г. Казани в течение одного месяца после вынесения в окончательной форме.
Судья И.А.Кулиев