Дело № 2-555/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 сентября 2018 года с.Кош-Агач
Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Алеховикова В.А., при секретаре Ногоймоновой В.С., при участии старшего помощника прокурора Бештаовой Ю.Н., истца ФИО1, его представителя ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Бельтирского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай о признании незаконным схода граждан, признании незаконным приказа о прекращении (расторжении) трудового договора, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации за неиспользованный отпуск, судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Бельтирского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай о признании незаконным схода граждан, признании незаконным приказа о прекращении (расторжении) трудового договора, восстановлении на работе, мотивируя свои требования тем, что 31.01.2017 приказом №05 переведен с должности специалиста по связям с общественностью на должность старосты сельского поселения «старый» Бельтир Кош-Агачского района Республики Алтай. Согласно дополнительному соглашению от 01.02.2018 срок действия договора №1 от 31.01.2014 продлен до 30.06.2018, который в соответствии с п.2 дополнительного соглашения является неотъемлемой частью трудового договора от 31.01.2014. Приказом №24 от 14.06.2018 действие трудового договора от 31.01.2014 прекращено на основании решения схода граждан от 30.05.2018, то есть до окончания срока действия договора от 31.01.2014, в соответствии с дополнительным соглашением от 01.02.2018. Согласно выписке из протокола схода жителей с.Бельтир Бельтирского сельского поселения от 30.05.2018 на сходе присутствовало всего 29 жителей села при численности населения 215 человек, что составляет 7,4% от всей численности населения. Мнение населения, высказанное на сходе, незаконно, поскольку не было кворума. В выписке из протокола не видна причина освобождения его от должности. Истец полагает, что глава сельской администрации по надуманным основаниям, не отраженным в протоколе, провел сход с целью поставить своего человека, не дожидаясь окончания срока полномочий в соответствии с дополнительным соглашением от 01.02.2018. Сход проведен неправомерно и приказ о прекращении незаконен. Истец просил признать сход граждан от 30.05.2018 незаконным, признать приказ №24 от 14.06.2018 о прекращении (расторжении) трудового договора с работником незаконным, восстановить его на прежней работе с 14.06.2018.
Впоследствии истец уточнил исковые требования. Просил признать незаконным сход граждан от 30.05.2018, признать незаконным приказ о прекращении (расторжении) трудового договора, восстановить его на прежней работе с 14.06.2018, взыскать с ответчика в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула с 14.06.2018 по день восстановления на работе и компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 93 674 рублей.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, о причине неявки суд не уведомил.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании истец ФИО1, настаивал на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Его представитель ФИО2 просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
До судебного заседания представитель ответчика представил отзыв на исковое заявление, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, в обоснование своей позиции указав, что истцу на момент увольнения 14.06.2018 выплачена компенсация за неиспользованный отпуск 53 дня (с 03.02.2017 - 02.02.2018 - 44 дня; за период с 03.02.2018 - 14.06.2018 - 9 дней) в сумме 37 928,92 рублей и заработная плата за июнь 2018 года - 10 717,6 рублей. Итого 48 646,52 рублей. Полагает, что восстановление истца в должности старосты с.Бельтир не подлежит удовлетворению, так как согласно ст.27.1, п.3 Федерального закона №131-ФЗ староста не может состоять в трудовых отношениях с органами местного самоуправления.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, заслушав заключение старшего помощника прокурора, полагавшего, что отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.17 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции.
Согласно п.10 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, к основаниям прекращения трудового договора относятся обстоятельства, не зависящие от воли сторон (статья 83 настоящего Кодекса).
В силу ч.3 ст.83 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор подлежит прекращению в связи с неизбранием на должность.
В соответствии со ст.140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ), местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Из п.2 ст.27.1 Федерального закона №131-ФЗ следует, что староста сельского населенного пункта назначается представительным органом муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт, по представлению схода граждан сельского населенного пункта из числа лиц, проживающих на территории данного сельского населенного пункта и обладающих активным избирательным правом.
В силу п.3 ст.27.1 Федерального закона №131-ФЗ староста сельского населенного пункта не является лицом, замещающим государственную должность, должность государственной гражданской службы, муниципальную должность или должность муниципальной службы, не может состоять в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с органами местного самоуправления (введена Федеральным законом №83-ФЗ от 18.04.2018).
В соответствии ч.5 ст.27.1 Федерального закона №131-ФЗ полномочия старосты сельского населенного пункта прекращаются досрочно по решению представительного органа муниципального образования, в состав которого входит данный сельский населенный пункт, по представлению схода граждан сельского населенного пункта, а также в случаях, установленных пунктами 1 - 7 части 10 статьи 40 настоящего Федерального закона.
Согласно п.2 ст.2 Закона Республики Алтай от 25.11.2016 №76-РЗ «О сельских старостах в Республике Алтай» (далее - Закона Республики Алтай №76-РЗ) сельский староста осуществляет свои полномочия на безвозмездной основе либо на возмездной основе в соответствии с муниципальными правовыми актами сельского поселения.
В силу п.п.1, 2, 3 ст.3 Закона Республики Алтай №76-РЗ
сельский староста назначается главой сельского поселения по предложению жителей населенного пункта и (или) представительного органа сельского поселения. Предложение жителей о кандидатуре сельского старосты принимается на собрании граждан, обладающих активным избирательным правом и проживающих на территории населенного пункта, большинством голосов от присутствующих на собрании граждан. На собрании граждан должны присутствовать представители органов местного самоуправления сельского поселения. Предложение представительного органа сельского поселения о кандидатуре сельского старосты принимается на его заседании в установленном им порядке.
Из п.5 ст.3 Закона Республики Алтай №76-РЗ следует, что
не могут быть назначены сельскими старостами граждане Российской Федерации, замещающие государственные должности Российской Федерации или государственные должности Республики Алтай, должности федеральной государственной гражданской службы или должности государственной гражданской службы Республики Алтай, муниципальные должности или должности муниципальной службы.
В судебном заседании установлено, что приказом (распоряжением) сельской администрации Бельтирского сельского поселения от 31.01.2014 №01, ФИО1 принят постоянно на должность специалиста по связям с общественностью, с тарифной ставкой (окладом) в 2 583 рублей.
Согласно трудовому договору №1 от 31.01.2014, заключенному между сельской администрацией Бельтирского сельского поселения и ФИО1, договор заключен с 01.02.2014 на неопределенный срок.
Приказом (распоряжением) главы сельской администрации Бельтирского сельского поселения от 31.07.2017 №05 ФИО1 переведен с должности специалиста по связям с общественностью на должность старосты с окладом 2689 рублей, основание - заявление от 18.01.2017.
Из дополнительного соглашения №65 от 31.01.2017 к трудовому договору №1 от 31.04.2014 следует, что ФИО1 в связи с переводом на должность старосты, установлен период работы с 01.02.2017 по 31.12.2017.
Дополнительным соглашением №67 от 01.02.2018 к данному трудовому договору срок полномочий старосты продлен до 30.06.2018.
Приказом (распоряжением) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) сельской администрации Бельтирского сельского поселения от 14.06.2018 №24, прекращено действие трудового договора №1 от 31.01.2014. ФИО1 уволен с 14.06.2018 согласно п.3 ч.1 ст.83 ТК РФ, основанием указано решение схода граждан от 30.05.2018.
В соответствии со справкой сельской администрации Бельтирского сельского поселения №38 от 20.08.2018 ФИО1 на момент увольнения выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в размере 48 646,52 рублей, из них: 37 928,92 рублей - компенсация за неиспользованный отпуск 53 дней (период с 03.02.2017 - 02.02.2018, 44 дней, период с 03.02.2018 - 14.06.2018, 9 дней), заработная плата за июнь 2018 года - 10 717,6 рублей, НДФЛ - 6 324 рублей, выплачено - 42 322,52 рублей.
Согласно выписке из протокола схода жителей села Бельтир Бельтирского сельского поселения от 30.05.2018 (присутствовало 29 человек), по результатам голосования по выдвижению кандидатуры на должность старосты за ФИО1 проголосовали 5 человек, за ФИО - 18 человек, воздержались 6 человек. Рекомендовано назначить на должность старосты ФИО
Из справки сельской администрации Бельтирского сельского поселения следует, что фактически в селе Бельтир на 30.05.2018 проживали 125 человек, в том числе дети 34 человека.
В силу Положения «Об организации деятельности старост на территории Бельтирского сельского поселения Кош-Агачского района», утвержденного Постановлением администрации Бельтирского сельского поселения от 04.04.2017 №14, староста - лицо, назначаемое на должность главой Бельтирского сельского поселения. Староста назначается главой сельского поселения по предложению жителей населенного пункта и (или) представительного органа сельского поселения. Предложение жителей о кандидатуре сельского старосты принимается на собрании граждан, обладающих активным избирательным правом и проживающих на территории населенного пункта. Одним из оснований для прекращения полномочий старосты указано решение собрания граждан.
Согласно Уставу МО «Бельтирское сельское поселение» Кош-Агачского района Республики Алтай, принятого решением Совета депутатов от 07.06.2016 №24-1, староста избирается на собрании граждан, срок полномочий составляет 1 год.
Решением Сельского совета депутатов МО «Бельтирское сельское поселение» от 28.06.2017 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Бельтирского сельского поселения» статья 20.1 Устава дополнена пунктом 4: «Порядок организации и проведения собрания граждан по вопросу избрания старосты, порядок организации и проведения собрания по вопросу информирования населения о деятельности старосты, порядок организации и проведения собрания граждан по рассмотрению вопроса о досрочном прекращении полномочий старосты определяется решение Совета депутатов».
Положения ст.25.1 Федерального закона №131-ФЗ, действующие на момент проведения схода граждан села Бельтир Кош-Агачского района 30.05.2018, допускают возможность проведения схода граждан по вопросу выдвижения кандидатуры старосты сельского населенного пункта, а также по вопросу досрочного прекращения полномочий старосты сельского населенного пункта.
Таким образом, исходя из представленных доказательств, следует, что при переводе ФИО1 31.01.2017 с должности специалиста по связям с общественностью сельской администрации Бельтирского сельского поселения на должность старосты нарушена процедура назначения на должность старосты сельского населенного пункта, предусмотренная ст.3 Закона Республики Алтай №76-РЗ, так как основанием для назначения ФИО1 послужило его заявление, а не предложения жителей населенного пункта и (или) представительного органа сельского поселения.
Федеральным законом от 18.04.2018 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления» с 29.04.2018 введена в действие ст.27.1 Федерального закона №131-ФЗ, запрещающая трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения между старостой сельского населенного пункта и органами местного самоуправления.
Суд не входит в обсуждение процедуры схода жителей с.Бельтир Бельтирского сельского поселения от 30.05.2018, поскольку она не повлекла нарушения трудовых прав ФИО1, так как на момент проведения схода граждан истец не имел права состоять в трудовых отношениях с администрации Бельтирского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что не подлежат удовлетворению требования истца о признании незаконным схода граждан от 30.05.2018, признании незаконным приказа №24 от 14.06.2018 о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении), восстановлении его на работе с 14.06.2018.
Требования истца о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации за неиспользованный отпуск в размере 93 674 рублей также не подлежат удовлетворению, ввиду того, что требования заявлены за период с 01.05.2018 года (после введение в действие Федерального закона от 18.04.2018 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления»), а также в связи выводом суда об отсутствии у истца права состоять в трудовых отношениях с ответчиком, являющимся органом местного самоуправления.
В связи с тем, что ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме, то и требования истца о взыскании с ответчика расходов на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в полном объеме в удовлетворении исковых требований ФИО1, предъявленных к администрации Бельтирского сельского поселения Кош-Агачского района Республики Алтай, о признании незаконным схода граждан от 30.05.2018, признании незаконным приказа №24 от 14.06.2018 о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении), восстановлении на работе с 14.06.2018, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации за неиспользованный отпуск в размере 93 674 рублей, взыскании расходов на оплату услуг представителя - 20 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.
Судья В.А. Алеховиков
Мотивированное решение изготовлено 10.09.2018