Дело № 2-555/2014
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
город Заволжск
Ивановской области 24 ноября 2014 года
Заволжский районный суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Мамаева В.В.
при секретаре Смирновой С.А.
с участием ст. помощника прокурора Заволжского района Ивановской области Киселева Д.А.
представителей заинтересованных лиц: от администрации Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области - ФИО2, ФИО3, от МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» - ФИО7, от МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ» ФИО1, ФИО4, ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Заволжского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц,
о признании недействующим с момента вступления в силу решения суда постановления главы администрации Заволжского городского поселения № 232 от 30 сентября 2014 года «Об утверждении схемы теплоснабжения Заволжского городского поселения» и определении единой теплоснабжающей организации на территории Заволжского городского поселения», которым утверждена схема теплоснабжения Заволжского городского поселения, разработанная ООО «Омега-Спектр» с учетом изменений и дополнений по итогам публичных слушаний от 25 августа 2014 года, установлен 15 летний срок действия схемы теплоснабжения, МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» определено в качестве единой теплоснабжающей организации на территории города Заволжска Ивановской области.
У с т а н о в и л :
Прокурор Заволжского района Ивановской области, действующий в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании недействующим с момента вступления в силу решения суда постановления главы администрации Заволжского городского поселения № 232 от 30 сентября 2014 года, которым утверждена схема теплоснабжения Заволжского городского поселения, разработанная ООО «Омега-Спектр» с учетом изменений и дополнений по итогам публичных слушаний от 25 августа 2014 года, установлен 15 летний срок действия схемы теплоснабжения, МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» определено в качестве единой теплоснабжающей организации (далее по тексту «ЕТО») на территории города Заволжска Ивановской области.
Обращение прокурора в суд с указанными требованиями обусловлено нарушением администрацией Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области положений п.п. 8, 9,10,11,12,13,14 и 17 «Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения », утв. постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года №154 выразившихся в том, что не размещено уведомление о начале разработки схемы теплоснабжения и уведомление об юридическом лице, которое приступило к разработке, информация предусмотренная п. 10 о предоставлении разработчикам документов и информации, не размещен проект схемы, не проведены публичные слушания и не опубликованы результаты публичных слушаний. Кроме того, оспариваемое постановление в части того, что МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» определено в качестве ЕТО на территории города Заволжска Ивановской области является преждевременным, поскольку администрацией Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области нарушены требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, что приведет к тому, что потребители теплоэнергии будут производить оплату по установленному для МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» тарифу. Также данным постановлением нарушаются права субъектов предпринимательской деятельности, которые могут быть наделены статусом ЕТО.
В судебном заседании зам. прокурора Заволжского района Ивановской области Киселев Д.А. поддержал заявление и дополнительно пояснил, что у администрации Заволжского городского поселения после проведения публичных слушаний по актуализации схемы теплоснабжения не было законных оснований для утверждения 30 сентября 2014 года новой схемы теплоснабжения Заволжского городского поселения. Также не было оснований для определения МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» в качестве ЕТО на территории города Заволжска Ивановской области, поскольку после издания постановления главы администрации Заволжского городского поселения № 231 от 30 сентября 2014 года об отмене постановления администрации Заволжского городского поселения № 202 от 28 августа 2014 года, которым МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» определено в качестве ЕТО, поскольку с нарушении п. 17 «Правилам организации теплоснабжения в Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 08 августа 2012 года № 808 не публиковалась информация с предложением теплоснабжающим организациям подать заявку о присвоении им статуса единой теплоснабжающей организации.
Представитель администрации Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области ФИО2, ФИО3 полагает, что оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований не имеется поскольку
- постановлением главы администрации Заволжского городского поселения № 289 от 14.13.2013 года была утверждена схема теплоснабжения, которая была опубликована в газете «Заволжские ведомости» № 15 от 06 12 2013 года,
- 10. 02. 2014 года было распоряжением № 17-р от 10.02. 2014 года принято решение об актуализации схемы теплоснабжения на 2016 год, так как в сроки установленные п. 24 «Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения », утв. постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года №154 на 2015 год администрация Заволжского городского поселения не приступила,
- 11.02.1014 года размещено уведомление о начале актуализации схемы теплоснабжения,
- 10.07. 2014 года проект актуализированной схемы размещен на официальном сайте. Также размещена информация о порядке приема замечаний и предложений.
- постановлением главы городского поселения № 3 от 10.07. 2014 года были назначены публичные слушания по актуализации схемы теплоснабжения
- в связи поступившими замечаниями проект схемы направлен на доработку
- 28 августа 2014 года доработанная редакция схемы была размещена на сайте
-30 сентября 2014 года вынесено постановление главы администрации Заволжского городского поселения № 232 «Об утверждении схемы теплоснабжения Заволжского городского поселения» и определении единой теплоснабжающей организации на территории Заволжского городского поселения»
- 07. 10.2014 года утвержденная схема размещена на официальном сайте.
Представитель администрации Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области ФИО2 дополнительно пояснил, что причиной утверждении новой схемы теплоснабжения Заволжского городского поселения с изменениями и дополнениями, а не актуализации схемы явилось то, что на актуализированную схему теплоснабжения от теплоснабжающих организаций поступили замечания, которые выходят за пределы данных перечисленных в п. 22 «Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения », утв. постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года № 154
Также представитель полагает, что необходимости отмены постановления № 289 от 14 ноября 2013 года об утверждении схемы теплоснабжения не имеется, так как в данном постановлении отсутствует указание на 15 летний срок её действия.
Кроме того, считает, что заявленное прокурором требование в части определения в качестве ЕТО на территории города Заволжска Ивановской МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» необоснованным, поскольку была получена заявка от МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» на присвоение статуса ЕТО. Других заявок от теплоснабжающих организаций не поступало. Пункт 17 «Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации» в данном случае не было необходимости соблюдать поскольку, поскольку фактически утверждена новая схема теплоснабжения, которая была размещена на сайте 28 августа 2014 года и в течение 1 месяца теплоснабжающие организации имели возможность подать заявки.
В связи с тем, что договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» от 07 июля 2014 года закреплены тепловые сети протяженностью 670 м., расположенных по адресу Заволжск ул. Мира и другое имущество для обслуживания тепловых сетей Заволжской ЦРБ. Право хозяйственного ведения зарегистрировано в установленном законом порядке. МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» могло быть определено в качестве ЕТО.
Также МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» владеет на праве хозяйственного ведения тепловыми сетями в связи с исполнением договора, заключенного 26 сентября 2013 года «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за Муниципальным унитарным предприятием Заволжского городского поселения «Заволжский коммунальщик». Факт того, что в арбитражном суде не рассмотрен иск МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ» о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Заволжского городского поселения на магистральную теплосеть протяженностью 5535 м. и наложение ареста на эту теплосеть не свидетельствует о том, что администрация Заволжского городского поселения не вправе распорядиться данной сетью и установить ЕТО.
Представитель МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» ФИО7 поддержалапозицию администрации Заволжского городского поселения.
Представители МУП ЗМР «Заволжское РМПО ЖКХ» К., ФИО4 и ФИО5, считают, что требования прокурора подлежат удовлетворению, так как МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» имеет перед ними значительную задолженность и является одним из основных производителей тепловой энергии на городской территории. Кроме того необходимости в разработке новой схемы теплоснабжения не имелось, так как в 2013 году была утверждена схема теплоснабжения, которая не отменена и подлежит только актуализации, так как не прошло 15 лет с момента её утверждения. МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» не может быть признан ЕТО, так как в арбитражном суде не рассмотрен иск о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Заволжского городского поселения на магистральную теплосеть протяженностью 5535 м. до настоящего времени эта сеть обслуживается ими и стоит на балансе предприятия.
Выслушав присутствовавших в судебном заседании лиц, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу о нижеследующем.
Постановлением главы администрации Заволжского городского поселения № 289 от 14. 11. 2013 год утверждена схема теплоснабжения Заволжского городского поселения. Данное постановление в установленном законом порядке не обжаловано и не отменено.
Пунктом 6 «Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения », утв. постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года №154 установлено, что схема теплоснабжения разрабатывается на срок не менее 15 лет.
Постановлением главы администрации Заволжского городского поселения № 232 от 30 сентября 2014 утверждена схема теплоснабжения Заволжского городского поселения, разработанная ООО «Омега-Спектр» с учетом изменений и дополнений по итогам публичных слушаний от 25 августа 2014 года, установлен 15 летний срок действия схемы теплоснабжения, МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» определено в качестве единой теплоснабжающей организации на территории города Заволжска Ивановской области.
Согласно ст. 23 Федерального закона «О теплоснабжении» уполномоченные органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения. Данной статьей утверждены единые требования, которые должны содержать документы, как при утверждении схемы теплоснабжения, так и при ежегодной актуализации схемы теплоснабжения. Пункт 22 «Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения », утв. постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года № 154 содержит указание и перечисляет данные подлежащие ежегодной актуализации, а пункт 23 указывает на то, что актуализация схем теплоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения.
В современном экономическом словаре под актуализацией понимается метод экономического расчета, заключающийся в приведении показателей будущего состояния к их значениям, отражающим нынешние условия. Актуализация данных - регулярное внесение изменений базы данных с целью поддержания их в достоверном состоянии, пополнения и обновления.
При таких обстоятельствах суд считает заявление представителя администрации Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области ФИО2 о том, что замечания, поступившие при решении вопроса об актуализации схемы теплоснабжения выходят за пределы требований указанных в п. 22 «Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения», что дало право на утверждение новой схемы теплоснабжения не соответствуют Федеральному закону «О теплоснабжении» и постановлению Правительства РФ от 22 февраля 2012 года № 154. кроме того какие именно замечания выходят за пределы требований указанных в п. 22 «Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения» представитель перечислить не мог.
Следовательно, принятие новой схемы теплоснабжения при наличии утвержденной схемы теплоснабжения и начала проведения актуализации утвержденной схемы является незаконным.
Судом установлено, что администрация Заволжского городского поселения является учредителем «Заволжского коммунальщика», как муниципального унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения (п. 1.1 Устава МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик»).
В соответствии с п.п. 3.1, 3.2.18 его Устава основной целью деятельности «Заволжского коммунальщика» является удовлетворение потребностей граждан и юридических лиц в питьевой воде, а производство и распределение тепловой энергии выступает в качестве одного из вспомогательных источников получения прибыли.
Согласно вступивших в законную силу решений Заволжского районного суда от 15 и 19 августа 2014 года, а также частного определения следует, что постановления о наделении МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» статусом ЕТО органом местного самоуправления от 01.07.2014 года и 25.07.2014 года отменены. Из решения Заволжского районного суда от 19 августа 2014 года усматривается, что ранее принятые постановления о наделении МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» статусом ЕТО от 28 ноября 2013 года 02, 04 апреля, 02, 19 июня 2014 года отменены.
На основании п. 3 постановления главы администрации Заволжского городского поселения № 232 от 30 сентября 2014 года «Об утверждении схемы теплоснабжения Заволжского городского поселения» МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» определен в качестве ЕТО на территории города Заволжска Ивановской области.
Согласно пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 г. № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов в том числе определения единой теплоснабжающей организации.
Таким образом, п. 3 нормативного акта принят Администрацией Заволжского городского поселения в соответствии с предоставленными ей полномочиями.
Пунктом 21 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 г. № 154 установлено, что определение в схеме теплоснабжения единой теплоснабжающей организации (организаций) осуществляется в соответствии с критериями и порядком определения единой теплоснабжающей организации, установленными Правительством Российской Федерации.
Критерии и порядок определения единой теплоснабжающей организации установлены Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 года № 808.
В соответствии с пунктом 3 Правил статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением органа местного самоуправления при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа.
В силу пунктов 5 и 7 Правил статус единой теплоснабжающей организации может быть присвоен организации на территории поселения владеющей на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями которые подают в уполномоченный орган в течение 1 месяца с даты опубликования (размещения) в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, а также с даты опубликования (размещения) сообщения, указанного в пункте 17 настоящих Правил, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны ее деятельности. К заявке прилагается бухгалтерская отчетность, составленная на последнюю отчетную дату перед подачей заявки, с отметкой налогового органа о ее принятии.
Уполномоченные органы обязаны в течение 3 рабочих дней с даты окончания срока для подачи заявок разместить сведения о принятых заявках на сайте поселения, городского округа, на сайте соответствующего субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно постановления администрации Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области № 231 от 30 сентября 2014 года « Об отмене постановления администрации Заволжского городского поселения от 20.08.2014 года № 202» МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» утратил статус ЕТО.
С учетом того, что все ранее принятые главой администрации Заволжского городского поселения постановления о присвоении статуса ЕТО МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» отменены на момент принятия постановления № 232 от 30.09.2014 года в силу п. 17 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 года № 808 уполномоченный орган обязан был в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об утрате организацией статуса единой теплоснабжающей организации разместить на официальном сайте сообщение об этом, а также предложить теплоснабжающим и (или) теплосетевым организациям подать заявку о присвоении им статуса единой теплоснабжающей организации, однако, данные положения Правил при определении ЕТО были нарушены.
Суд считает, что договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» от 07 июля 2014 года тепловых сетей протяженностью 670 м., расположенных по адресу Заволжск ул. для обслуживания тепловых сетей Заволжской ЦРБ, который был зарегистрирован в установленном законом порядке не является правомерным основанием для признания МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» ЕТО, поскольку данные тепловые сети расположены вне зоны деятельности теплосетей, которые обслуживает ЗМР «Заволжское РМПО ЖКХ».
Согласно справки в конкурсной массе ЗМР «Заволжское РМПО ЖКХ» имеется 5 котельных и тепловые сети от котельных до потребителей протяженностью 5711 метров. Таким образом, у МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» отсутствуют источники производства тепловой энергии.
Договор от 26 сентября 2013 года «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за Муниципальным унитарным предприятием Заволжского городского поселения «Заволжский коммунальщик», которым за МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» закреплена магистральная теплосеть протяженностью 5535 м. в порядке предусмотренным пунктом 2 статьи 8.1, пунктом 1 статьи 130, пунктом 1 статьи 131, абз.5 пунктом 1 статьи 216, пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса РФ не зарегистрирован, то есть отсутствует запись в государственном реестре.
Кроме этого, судом установлено, что оспариваемое прокурором постановление принято при наличии не разрешенного в установленном законом порядке, инициированного МП ЗР «Заволжское РМПО ЖКХ» и находящегося в производстве Арбитражного суда Ивановской области спора, предметом которого, в том числе является право собственности городской администрации на тепловые сети, переданные ею в хозяйственное ведение МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик». Таким образом, определение МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» ЕТО является преждевременным.
При изложенных обстоятельствах МУП ЗГП «Заволжский коммунальщик» не могло быть признано единой теплоснабжающей организации по причине невыполнения п. 17 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 года № 808, отсутствия у предприятия на праве собственности или ином законном основании источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, а также наличием не разрешенного в установленном законом порядке спора о праве собственности городской администрации на тепловые сети.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил
Требования прокурора Заволжского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать постановление администрации Заволжского городского поселения Заволжского муниципального района Ивановской области № 232 от 30 сентября 2014 года «Об утверждении схемы теплоснабжения Заволжского городского поселения» и определении единой теплоснабжающей организации на территории Заволжского городского поселения» недействующим со дня вступления в законную силу решения суда, принятого по настоящему делу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Заволжский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья: Мамаев В.В.
Решение изготовлено в окончательной форме 27 ноября 2014 года