ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-555/2021 от 01.06.2021 Павлово-посадского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июня 2021 года г. Павловский Посад

Павлово-Посадский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Ванеева С.У.,

при секретаре судебного заседания Юрановой А.А.,

с участием помощника Павлово-Посадского городского прокурора Московской области Нагайцевой С.А., представителя третьего лица ПАО "Мосэнерго" по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-555/2021 по исковому заявлению Павлово-Посадского городского прокурора в защиту неопределенного круга лиц к ТУ Росимущества в Московской области об обязании совершить определенные действия,

У с т а н о в и л:

Павлово-Посадской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о государственной собственности и гражданской обороне ГРЭС-3 им. Р.Э, Классона филиал ПАО «Мосэнерго», зарегистрированного по адресу: <адрес>, имеющего ИНН , ОГРН , осуществляющего деятельность по адресу филиала: <адрес>. В ходе проведенной проверки установлено, что на территории городского округа Павловский Посад Московской области имеется защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>.

Истец помощник Павлово-Посадского городского прокурора Нагайцева С.А. в судебном заседании поддержала заявление, и просила удовлетворить.

Ответчик представитель ТУ Росимущества в Московской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Третье лицо представитель ПАО "Мосэнерго" по доверенности ФИО1 в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований.

Проверив материалы дела, выслушав помощника Павлово-Посадского городского прокурора, представителя третьего лица, суд находит, что данное исковое заявление является обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Из материалов настоящего гражданского дела установлено, что Павлово-Посадской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о государственной собственности и гражданской обороне ГРЭС-3 им. Р.Э, Классона филиал ПАО «Мосэнерго», зарегистрированного по адресу: <адрес>, имеющего ИНН , ОГРН , осуществляющего деятельность по адресу филиала: <адрес>.

В ходе проведенной проверки установлено, что на территории городского округа Павловский Посад Московской области имеется защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>.

В соответствии с п. 3.2.1 Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (далее - Приказ) при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны (далее – ЗС ГО) в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов (входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств); герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Вместе с тем, к объектам гражданской обороны, в соответствии с п. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно-химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах.

В соответствии с п. 2.2 приказа МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» - документальным основанием для ведения учета защитного сооружения ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт защитного сооружения ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитного сооружения ГО.

Данный объект гражданской обороны, расположенный по адресу: <адрес>, имеет паспорт убежища, состоит на учете как ЗС ГО в Главном управлении МЧС России по Московской области, в реестре под № .

Сведений об утрате статуса защитного сооружения, являющегося объектом гражданской обороны, по вышеуказанному адресу, не имеется.

Установлено, что право собственности Российской Федерации на данный объект ЗС ГО в установленном порядке не зарегистрировано и эксплуатируется ГРЭС-3 им. Р.Э, Классон филиал ПАО «Мосэнерго».

В ходе проведения проверки вышеуказанного ЗС ГО городской прокуратурой выявлены следующие нарушения действующего законодательства:

- не выполняются требования по обеспечению постоянной готовности ЗС ГО к переводу в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом не обеспечена возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режим чрезвычайной ситуации, что является нарушением п. 3.2.1 Приказа;

- при эксплуатации ЗС ГО в мирное время имеет место нарушение герметизации и гидроизоляции, демонтаж оборудования, что является нарушением п. 3.2.6 Приказа.

Руководствуясь положениями приведенных выше нормативных актов и постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", убежище является объектом гражданской обороны, находится в федеральной собственности и в отношении его не соблюдаются правила эксплуатации и содержания защитного сооружения.

Статьей 7 Закона о гражданской обороне предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

На основании приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-I "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.

Управление и распоряжение указанным имуществом согласно пункту 15 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-I осуществляет Правительство Российской Федерации.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Обязанность по содержанию связана с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проведению текущего и капитального ремонта зданий, сооружений и т.п.), перенесение собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц возможно в случаях, указанных в законе или договоре.

Данное положение реализуется посредством принятия ведомственных нормативно-методических документов и нормативов, регламентирующих порядок содержания федерального имущества, находящегося в ведении соответствующего министерства и подведомственных ему служб и агентств, в том числе в части определения стоимости эксплуатационных затрат.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы

Согласно Положению о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, утвержденному приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 № 66:

1.Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - Территориальное управление) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Полное наименование - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, сокращенное наименование - ТУ Росимущества в Московской области.

2. Территориальное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства экономического развития Российской Федерации, настоящим Положением, а также актами Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Агентство).

3. Территориальное управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах.

4. Территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.

Обязанность по содержанию защитного сооружения лежит на собственнике в лице Территориального управления Росимущества в Московской области, в связи с чем устранение выявленных недостатков должно производится за его счет.

Данное заявление подается в суд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации, в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, так как гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Система управления гражданской обороной - составная часть системы государственного управления Российской Федерации, предназначенная для решения задач в области гражданской обороны и представляющая собой совокупность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление гражданской обороной.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд,-

Р е ш и л:

Исковое заявление Павлово-Посадского городского прокурора Московской области удовлетворить:

Признать право собственности за Российской Федерацией на нежилое здание – объект гражданской обороны защитное сооружение, общей площадью 216 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Обязать территориальное управление Росимущества в Московской области, выполнить в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу следующие действия в отношении объекта – защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>:

- выполнить требования по обеспечению постоянной готовности ЗС ГО к переводу в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени в соответствии с п. 3.2.1 Приказа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца.

Председательствующий С.У. Ванеев