ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-555/2021 от 08.04.2021 Семилукского районного суда (Воронежская область)

Дело №2-555/2021 Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Семилуки 08 апреля 2021г.

Семилукский районный суд Воронежской области в составе судьи Воробьевой С.В.,

при секретаре Кузнецовой Т.О.,

с участием помощника прокурора Семилукского района Воронежской области Мерзляковой Н.В.,

представителя ответчика МУП «Теплоэнерго Семилуки» Устинова Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Семилукского района Воронежской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП «Теплоэнерго Семилуки» об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Семилукского района обратился в суд с иском МУП «Теплоэнерго Семилуки» об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса. Прокуратурой Семилукского района во исполнение задания прокуратуры Воронежской области от 24.12.2020 № 15-34-2020 проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса в деятельности МУП «Теплоэнерго Семилуки». В ходе проверки установлено, что на основании распоряжения администрации городского поселения - г. Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области от 23.12.2019 № 235 – р «О закреплении имущества за муниципальным унитарным предприятием «Теплоэнерго Семилуки» на праве хозяйственного ведения» МУП «Теплоэнерго Семилуки» на праве хозяйственного ведения передан критически важный объект топливно-энергетического комплекса - газовая котельная № 6 «Квартальна», расположенная по адресу: Воронежская область, г. Семилуки, ул. Чапаева, 66, к которой прилегает жилая застройка и общественные места, где круглосуточно находятся жители и гости г. Семилуки. Газовая котельная № 6 «Квартальная» снабжает теплом и горячей водой центральную часть г. Семилуки, в которой расположены многоквартирные жилые дома. Котельная является объектом топливно-энергетического комплекса и подпадает под действие п. 9 ст. 2 Федерального закона РФ от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», как объект теплоснабжения, работающий на природном газе. Кроме того, котельная № 6 «Квартальная» включена в утвержденный распоряжением губернатора Воронежской области № 94-рг от 08.11.2012 перечень расположенных на территории Воронежской области объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию. Как показала проведенная проверка, в октябре 2019 г. администрацией городского поселения - г. Семилуки проведено комиссионное обследование объекта ТЭК - котельной № 6 «Квартальная», расположенной по адресу: Воронежская область, г. Семилуки, ул. Чапаева, 66, которому присвоена низкая категория опасности, составлен акт обследования, однако процедура категорирования не была завершена, паспорт безопасности не разработан. 23.12.2019 объект ТЭК администрацией городского поселения - г. Семилуки передан в оперативное управление МУП «Теплоэнерго Семилуки». В связи с тем, что у объекта ТЭК изменился субъект топливно- энергетического комплекса, которым стало МУП «Теплоэнерго Семилуки» данному предприятию необходимо было заново провести обследование и категорирование объекта ТЭК, определить категорию опасности и составить паспорт безопасности. Однако, категорирование объекта ТЭК котельной № 6 «Квартальная» до настоящего времени не проведено, акт обследования не составлен. В 2020 г. прокуратурой района проводилась аналогичная проверка, в ходе которой выявлены нарушения в части ненадлежащего категорирования и неоформления паспорта безопасности объекта ТЭК и несогласования его с органами власти в установленном порядке. По результатам проверки прокурором района директору МУП «Теплоэнерго Семилуки» внесено представление об устранении выявленных нарушений законов. Однако, несмотря на принятые прокуратурой района меры, МУП «Теплоэнерго Семилуки» каких-либо действий по устранению отмеченных нарушений до настоящего времени не совершено. Выявленные нарушения законов недопустимы, т.к. не обеспечивают безопасность и антитеррористическую защищенность газовой котельной № 6 «Квартальная», являющейся объектом ТЭК, и могут привести к совершению террористического акта, возникновению чрезвычайной ситуации, создающей угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, нарушению жизнедеятельности населения, причинение имущественного вреда гражданам, юридическим лицам, государству, а также существенно осложнить процедуру ликвидации их последствий и иным тяжким последствиям. Принятие мер по категорированию объекта ТЭК, оформлению и утверждению паспорта безопасности направлено на обеспечение безопасности данного потенциально опасного объекта, его защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности. Поэтому прокурор просит обязать МУП «Теплоэнерго Семилуки» выполнить следующие мероприятия: провести категорирование объекта ТЭК с присвоением категории опасности в соответствие с Положением об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 459; составить акт обследования объекта ТЭК; оформить паспорт безопасности объекта ТЭК; подписать паспорт безопасности объекта ТЭК; принять меры к направлению паспорта безопасности объекта ТЭК для согласования с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора Мерзлякова Н.В. поддержала исковые требования.

Представитель ответчика МУП «Теплоэнерго Семилуки» Устинов Е.Г в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска и пояснил, что работы ведутся.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Семилукского района во исполнение задания прокуратуры Воронежской области от 24.12.2020 № 15-34-2020 проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса в деятельности МУП «Теплоэнерго Семилуки». В ходе проверки установлено, что на основании распоряжения администрации городского поселения - г. Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области от 23.12.2019 № 235 – р «О закреплении имущества за муниципальным унитарным предприятием «Теплоэнерго Семилуки» на праве хозяйственного ведения МУП «Теплоэнерго Семилуки» на праве хозяйственного ведения передан критически важный объект топливно-энергетического комплекса - газовая котельная № 6 «Квартальна», расположенная по адресу: Воронежская область, г. Семилуки, ул. Чапаева, 66, к которой прилегает жилая застройка и общественные места, где круглосуточно находятся жители и гости г. Семилуки. Газовая котельная № 6 «Квартальная» снабжает теплом и горячей водой центральную часть г. Семилуки, в которой расположены многоквартирные жилые дома. Котельная является объектом топливно-энергетического комплекса и подпадает под действие п. 9 ст. 2 Федерального закона РФ от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», как объект теплоснабжения, работающий на природном газе. Кроме того, котельная № 6 «Квартальная» включена в утвержденный распоряжением губернатора Воронежской области № 94-рг от 08.11.2012 перечень расположенных на территории Воронежской области объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в Российской Федерации основывается на принципах приоритета мер предупреждения терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлениям терроризма.

Как следует из ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3, антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Юридические лица обеспечивают выполнение требований законодательства о противодействии терроризму в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании (ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3).

Согласно п. 13 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, предупреждение, профилактика терроризма осуществляется, в частности, путем принятия мер технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно- энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В качестве субъекта топливно-энергетического комплекса, владеющего на праве собственности или ином законном праве объектом топливно- энергетического комплекса, который отнесен к объектам высокой категории опасности, может выступать только юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 6 Федерального закона РФ от 21.07.2011 № 256-ФЗ).

На основании ч. 1 ст. 5 Федерального закона РФ от 21.07.2011 № 256-ФЗ для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов.

Согласно ст. 8 Федерального закона РФ от 21.07.2011 № 256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону.

Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 7 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 8 Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 459 для проведения категорирования объекта решением субъекта топливно-энергетического комплекса создается комиссия по категорированию объекта.

На основании п. 12 Положения в ходе работы комиссия выявляет:наличие потенциально опасных участков объекта; критические элементы объекта и наличие уязвимых мест объекта, защита которых может предотвратить совершение акта незаконного вмешательства; возможные пути отхода и места укрытия нарушителей. В качестве критических элементов объекта рассматриваются: зоны, конструктивные и технологические элементы объекта, зданий, инженерных сооружений и коммуникаций; элементы систем, узлы оборудования или устройств потенциально опасной установки на объекте; места использования или хранения опасных веществ и материалов на объекте; другие системы, элементы и коммуникации объекта, необходимость физической защиты которых выявлена в процессе анализа их уязвимости (п. 15 Положения).

В соответствии с п. 18 Положения по результатам работы комиссия присваивает категорию опасности обследуемому объекту в зависимости от степени его потенциальной опасности.

Как показала проведенная проверка, в октябре 2019 г. администрацией городского поселения - г. Семилуки проведено комиссионное обследование объекта ТЭК - котельной № 6 «Квартальная», расположенной по адресу: Воронежская область, г. Семилуки, ул. Чапаева, 66, которому присвоена низкая категория опасности, составлен акт обследования, однако процедура категорирования не была завершена, паспорт безопасности не разработан.

23.12.2019 г. объект ТЭК администрацией городского поселения - г. Семилуки передан в оперативное управление МУП «Теплоэнерго Семилуки».

В связи с тем, что у объекта ТЭК изменился субъект топливно- энергетического комплекса, которым стало МУП «Теплоэнерго Семилуки», в соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от 21.07.2011 № 256-ФЗ, данному предприятию необходимо было заново провести обследование и категорирование объекта ТЭК, определить категорию опасности и составить паспорт безопасности.

Однако, как показала проведенная проверка, в нарушение ст. 5 Федерального закона РФ от 21.07.2011 № 256-ФЗ, п.п. 12, 13, 14, 18, 19 Положения МУП «Теплоэнерго Семилуки» категорирование объекта ТЭК - котельной № 6 «Квартальная» до настоящего времени (т.е. более года) не проведено, акт обследования не составлен.

В нарушение ст. 8 Федерального закона РФ от 21.07.2011 № 256-ФЗ паспорт безопасности на указанный объект ТЭК не оформлен и не подписан субъектом ТЭК с целью дальнейшего его направления для согласования с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ.

В 2020 г. прокуратурой района проводилась аналогичная проверка, в ходе которой выявлены нарушения в части ненадлежащего категорирования и неоформления паспорта безопасности объекта ТЭК и несогласования его с органами власти в установленном порядке. По результатам проверки прокурором района директору МУП «Теплоэнерго Семилуки» внесено представление об устранении выявленных нарушений законов. Однако, несмотря на принятые прокуратурой района меры, МУП «Теплоэнерго Семилуки» каких-либо действий по устранению отмеченных нарушений до настоящего времени не совершено.

Выявленные нарушения законов недопустимы, т.к. не обеспечивают безопасность и антитеррористическую защищенность газовой котельной № 6 «Квартальная», являющейся объектом ТЭК, и могут привести к совершению террористического акта, возникновению чрезвычайной ситуации, создающей угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, нарушению жизнедеятельности населения, причинение имущественного вреда гражданам, юридическим лицам, государству, а также существенно осложнить процедуру ликвидации их последствий и иным тяжким последствиям.

Принятие мер по категорированию объекта ТЭК, оформлению и утверждению паспорта безопасности направлено на обеспечение безопасности данного потенциально опасного объекта, его защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

Согласно ч. 6 ст. 113 ГК РФ унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия.

Аналогичные нормы закреплены в п. 1.8 Устава МУП «Теплоэнерго Семилуки».

Согласно п. 1.4 Устава МУП «Теплоэнерго Семилуки» учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование - городское поселение - г. Семилуки.

От имени муниципального образования - городское поселение - г. Семилуки права собственника имущества и его Учредителя осуществляет администрация городского поселения - г. Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области.

Имущество унитарного предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения.

Таким образом, обязанность обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта топливно - энергетического комплекса возложена на МУП «Теплоэнерго Семилуки».

До настоящего времени мер к устранению нарушений в полном объеме не принято, поэтому иск прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Семилукского района Воронежской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП «Теплоэнерго Семилуки» об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса удовлетворить.

Обязать МУП «Теплоэнерго Семилуки» выполнить следующие мероприятия:

провести категорирование объекта ТЭК с присвоением категории опасности в соответствие с Положением об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012г. № 459;

составить акт обследования объекта ТЭК;

оформить паспорт безопасности объекта ТЭК;

подписать паспорт безопасности объекта ТЭК;

принять меры к направлению паспорта безопасности объекта ТЭК для согласования с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение одного месяца.

Судья Воробьева С.В.

Мотивированное решение составлено 14.04.2021г.

Дело №2-555/2021 Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Семилуки 08 апреля 2021г.

Семилукский районный суд Воронежской области в составе судьи Воробьевой С.В.,

при секретаре Кузнецовой Т.О.,

с участием помощника прокурора Семилукского района Воронежской области Мерзляковой Н.В.,

представителя ответчика МУП «Теплоэнерго Семилуки» Устинова Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Семилукского района Воронежской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП «Теплоэнерго Семилуки» об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Семилукского района обратился в суд с иском МУП «Теплоэнерго Семилуки» об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса. Прокуратурой Семилукского района во исполнение задания прокуратуры Воронежской области от 24.12.2020 № 15-34-2020 проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса в деятельности МУП «Теплоэнерго Семилуки». В ходе проверки установлено, что на основании распоряжения администрации городского поселения - г. Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области от 23.12.2019 № 235 – р «О закреплении имущества за муниципальным унитарным предприятием «Теплоэнерго Семилуки» на праве хозяйственного ведения» МУП «Теплоэнерго Семилуки» на праве хозяйственного ведения передан критически важный объект топливно-энергетического комплекса - газовая котельная № 6 «Квартальна», расположенная по адресу: Воронежская область, г. Семилуки, ул. Чапаева, 66, к которой прилегает жилая застройка и общественные места, где круглосуточно находятся жители и гости г. Семилуки. Газовая котельная № 6 «Квартальная» снабжает теплом и горячей водой центральную часть г. Семилуки, в которой расположены многоквартирные жилые дома. Котельная является объектом топливно-энергетического комплекса и подпадает под действие п. 9 ст. 2 Федерального закона РФ от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», как объект теплоснабжения, работающий на природном газе. Кроме того, котельная № 6 «Квартальная» включена в утвержденный распоряжением губернатора Воронежской области № 94-рг от 08.11.2012 перечень расположенных на территории Воронежской области объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию. Как показала проведенная проверка, в октябре 2019 г. администрацией городского поселения - г. Семилуки проведено комиссионное обследование объекта ТЭК - котельной № 6 «Квартальная», расположенной по адресу: Воронежская область, г. Семилуки, ул. Чапаева, 66, которому присвоена низкая категория опасности, составлен акт обследования, однако процедура категорирования не была завершена, паспорт безопасности не разработан. 23.12.2019 объект ТЭК администрацией городского поселения - г. Семилуки передан в оперативное управление МУП «Теплоэнерго Семилуки». В связи с тем, что у объекта ТЭК изменился субъект топливно- энергетического комплекса, которым стало МУП «Теплоэнерго Семилуки» данному предприятию необходимо было заново провести обследование и категорирование объекта ТЭК, определить категорию опасности и составить паспорт безопасности. Однако, категорирование объекта ТЭК котельной № 6 «Квартальная» до настоящего времени не проведено, акт обследования не составлен. В 2020 г. прокуратурой района проводилась аналогичная проверка, в ходе которой выявлены нарушения в части ненадлежащего категорирования и неоформления паспорта безопасности объекта ТЭК и несогласования его с органами власти в установленном порядке. По результатам проверки прокурором района директору МУП «Теплоэнерго Семилуки» внесено представление об устранении выявленных нарушений законов. Однако, несмотря на принятые прокуратурой района меры, МУП «Теплоэнерго Семилуки» каких-либо действий по устранению отмеченных нарушений до настоящего времени не совершено. Выявленные нарушения законов недопустимы, т.к. не обеспечивают безопасность и антитеррористическую защищенность газовой котельной № 6 «Квартальная», являющейся объектом ТЭК, и могут привести к совершению террористического акта, возникновению чрезвычайной ситуации, создающей угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, нарушению жизнедеятельности населения, причинение имущественного вреда гражданам, юридическим лицам, государству, а также существенно осложнить процедуру ликвидации их последствий и иным тяжким последствиям. Принятие мер по категорированию объекта ТЭК, оформлению и утверждению паспорта безопасности направлено на обеспечение безопасности данного потенциально опасного объекта, его защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности. Поэтому прокурор просит обязать МУП «Теплоэнерго Семилуки» выполнить следующие мероприятия: провести категорирование объекта ТЭК с присвоением категории опасности в соответствие с Положением об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 459; составить акт обследования объекта ТЭК; оформить паспорт безопасности объекта ТЭК; подписать паспорт безопасности объекта ТЭК; принять меры к направлению паспорта безопасности объекта ТЭК для согласования с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора Мерзлякова Н.В. поддержала исковые требования.

Представитель ответчика МУП «Теплоэнерго Семилуки» Устинов Е.Г в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска и пояснил, что работы ведутся.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Семилукского района во исполнение задания прокуратуры Воронежской области от 24.12.2020 № 15-34-2020 проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса в деятельности МУП «Теплоэнерго Семилуки». В ходе проверки установлено, что на основании распоряжения администрации городского поселения - г. Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области от 23.12.2019 № 235 – р «О закреплении имущества за муниципальным унитарным предприятием «Теплоэнерго Семилуки» на праве хозяйственного ведения МУП «Теплоэнерго Семилуки» на праве хозяйственного ведения передан критически важный объект топливно-энергетического комплекса - газовая котельная № 6 «Квартальна», расположенная по адресу: Воронежская область, г. Семилуки, ул. Чапаева, 66, к которой прилегает жилая застройка и общественные места, где круглосуточно находятся жители и гости г. Семилуки. Газовая котельная № 6 «Квартальная» снабжает теплом и горячей водой центральную часть г. Семилуки, в которой расположены многоквартирные жилые дома. Котельная является объектом топливно-энергетического комплекса и подпадает под действие п. 9 ст. 2 Федерального закона РФ от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», как объект теплоснабжения, работающий на природном газе. Кроме того, котельная № 6 «Квартальная» включена в утвержденный распоряжением губернатора Воронежской области № 94-рг от 08.11.2012 перечень расположенных на территории Воронежской области объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в Российской Федерации основывается на принципах приоритета мер предупреждения терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлениям терроризма.

Как следует из ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3, антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Юридические лица обеспечивают выполнение требований законодательства о противодействии терроризму в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании (ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3).

Согласно п. 13 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, предупреждение, профилактика терроризма осуществляется, в частности, путем принятия мер технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно- энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В качестве субъекта топливно-энергетического комплекса, владеющего на праве собственности или ином законном праве объектом топливно- энергетического комплекса, который отнесен к объектам высокой категории опасности, может выступать только юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 6 Федерального закона РФ от 21.07.2011 № 256-ФЗ).

На основании ч. 1 ст. 5 Федерального закона РФ от 21.07.2011 № 256-ФЗ для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов.

Согласно ст. 8 Федерального закона РФ от 21.07.2011 № 256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону.

Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 7 настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 8 Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 459 для проведения категорирования объекта решением субъекта топливно-энергетического комплекса создается комиссия по категорированию объекта.

На основании п. 12 Положения в ходе работы комиссия выявляет:наличие потенциально опасных участков объекта; критические элементы объекта и наличие уязвимых мест объекта, защита которых может предотвратить совершение акта незаконного вмешательства; возможные пути отхода и места укрытия нарушителей. В качестве критических элементов объекта рассматриваются: зоны, конструктивные и технологические элементы объекта, зданий, инженерных сооружений и коммуникаций; элементы систем, узлы оборудования или устройств потенциально опасной установки на объекте; места использования или хранения опасных веществ и материалов на объекте; другие системы, элементы и коммуникации объекта, необходимость физической защиты которых выявлена в процессе анализа их уязвимости (п. 15 Положения).

В соответствии с п. 18 Положения по результатам работы комиссия присваивает категорию опасности обследуемому объекту в зависимости от степени его потенциальной опасности.

Как показала проведенная проверка, в октябре 2019 г. администрацией городского поселения - г. Семилуки проведено комиссионное обследование объекта ТЭК - котельной № 6 «Квартальная», расположенной по адресу: Воронежская область, г. Семилуки, ул. Чапаева, 66, которому присвоена низкая категория опасности, составлен акт обследования, однако процедура категорирования не была завершена, паспорт безопасности не разработан.

23.12.2019 г. объект ТЭК администрацией городского поселения - г. Семилуки передан в оперативное управление МУП «Теплоэнерго Семилуки».

В связи с тем, что у объекта ТЭК изменился субъект топливно- энергетического комплекса, которым стало МУП «Теплоэнерго Семилуки», в соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от 21.07.2011 № 256-ФЗ, данному предприятию необходимо было заново провести обследование и категорирование объекта ТЭК, определить категорию опасности и составить паспорт безопасности.

Однако, как показала проведенная проверка, в нарушение ст. 5 Федерального закона РФ от 21.07.2011 № 256-ФЗ, п.п. 12, 13, 14, 18, 19 Положения МУП «Теплоэнерго Семилуки» категорирование объекта ТЭК - котельной № 6 «Квартальная» до настоящего времени (т.е. более года) не проведено, акт обследования не составлен.

В нарушение ст. 8 Федерального закона РФ от 21.07.2011 № 256-ФЗ паспорт безопасности на указанный объект ТЭК не оформлен и не подписан субъектом ТЭК с целью дальнейшего его направления для согласования с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ.

В 2020 г. прокуратурой района проводилась аналогичная проверка, в ходе которой выявлены нарушения в части ненадлежащего категорирования и неоформления паспорта безопасности объекта ТЭК и несогласования его с органами власти в установленном порядке. По результатам проверки прокурором района директору МУП «Теплоэнерго Семилуки» внесено представление об устранении выявленных нарушений законов. Однако, несмотря на принятые прокуратурой района меры, МУП «Теплоэнерго Семилуки» каких-либо действий по устранению отмеченных нарушений до настоящего времени не совершено.

Выявленные нарушения законов недопустимы, т.к. не обеспечивают безопасность и антитеррористическую защищенность газовой котельной № 6 «Квартальная», являющейся объектом ТЭК, и могут привести к совершению террористического акта, возникновению чрезвычайной ситуации, создающей угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, нарушению жизнедеятельности населения, причинение имущественного вреда гражданам, юридическим лицам, государству, а также существенно осложнить процедуру ликвидации их последствий и иным тяжким последствиям.

Принятие мер по категорированию объекта ТЭК, оформлению и утверждению паспорта безопасности направлено на обеспечение безопасности данного потенциально опасного объекта, его защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

Согласно ч. 6 ст. 113 ГК РФ унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества.

Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия.

Аналогичные нормы закреплены в п. 1.8 Устава МУП «Теплоэнерго Семилуки».

Согласно п. 1.4 Устава МУП «Теплоэнерго Семилуки» учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование - городское поселение - г. Семилуки.

От имени муниципального образования - городское поселение - г. Семилуки права собственника имущества и его Учредителя осуществляет администрация городского поселения - г. Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области.

Имущество унитарного предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения.

Таким образом, обязанность обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта топливно - энергетического комплекса возложена на МУП «Теплоэнерго Семилуки».

До настоящего времени мер к устранению нарушений в полном объеме не принято, поэтому иск прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора Семилукского района Воронежской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП «Теплоэнерго Семилуки» об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса удовлетворить.

Обязать МУП «Теплоэнерго Семилуки» выполнить следующие мероприятия:

провести категорирование объекта ТЭК с присвоением категории опасности в соответствие с Положением об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012г. № 459;

составить акт обследования объекта ТЭК;

оформить паспорт безопасности объекта ТЭК;

подписать паспорт безопасности объекта ТЭК;

принять меры к направлению паспорта безопасности объекта ТЭК для согласования с коллегиальным органом по противодействию терроризму, сформированным в субъекте Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение одного месяца.

Судья Воробьева С.В.

Мотивированное решение составлено 14.04.2021г.

1версия для печатиДело № 2-555/2021 ~ М-361/2021 (Решение)