ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-555/2021 от 08.11.2021 Ясногорского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 ноября 2021 года г.Ясногорск

Ясногорский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Пучковой О.В.,

при ведении протокола помощником Коноваловой И.Н.,

с участием

представителя ответчика – администрации муниципального образования город Алексин по доверенности Иванова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-555/2021 по иску инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия к администрации муниципального образования город Алексин, Кирницкому В.Р., Мироновой З.И., Бабкиной А.А., Эни-Оларунда Т.С., Лапину И.Д., Лапиной А.И., Дупленской О.П., Овчинникову С.И. об обязании исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре,

установил:

Инспекция Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия (далее - Инспекция) обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования город Алексин, Кирницкому В.Р., Мироновой З.И., Бабакиной А.А., Эни-Оларунда Т.С., Лапину И.Д., Лапиной А.И., Дупленской О.П., Овчинникову С.И. об обязании исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

В обоснование ссылается на то, что выявленный объект культурного наследия: «Усадьба Тюфякина (Бэра), главный дом, 1770-е гг, флигели (два) 1770-е гг., западный корпус парадного двора кон. XVIII в., парк», расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на государственный учет и охрану списком выявленных объектов, представляющих историко- культурную ценность от 25.12.2001, утвержденным приказом министерства культуры и туризма Тульской области от 15.12.2013 №210 «Об утверждении Списков выявленных объектов. Представляющих историко-культурную ценность».

Выявленный объект культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), Флигель 1770-е гг.», расположенный по адресу: <адрес>, является многоквартирным жилым домом (кадастровый ), находится на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, разрешенное использование земельного участка: для размещения многоквартирных жилых домов этажностью 1-3. В состав многоквартирного жилого дома входит 3 квартиры, 1 из которых расположена на 2 этаже. Входящие в состав данного объекта – квартиры находятся в собственности Дупленской О.Н., Лапина И.Д., Лапиной А.И., Овчинникова С.И.

Собственником земельного участка (кадастровый ) и находящегося на нем нежилого здания являющегося выявленным объектом культурного наследия: «Усадьба Тюфякина (Бэра). Главный дом, 1770-е гг.» (кадастровый ), расположенного по адресу: <адрес>, является Кирницкий В.Р.

Собственником здания (кадастровый ) расположенного по адресу: <адрес>, которое является выявленным объектом культурного наследия: «Усадьба Тюфякина (Бэра). Флигель 1770-е гг», является муниципальное образование <адрес>.

Выявленный объект культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), западный корпус парадного двора кон. XVIII в.», расположенный по адресу: <адрес>, является многоквартирным жилым домом (кадастровый ). В состав многоквартирного жилого дома входит 4 квартиры, 1 из которых расположена на 2 этаже. Квартиры находятся в собственности Мироновой З.И., Бабкина В.Ф., Бабкиной А.А., муниципального образования город Алексин, Эни-Олорунда Т.С.

В отношении выявленного объекта культурного наследия: «Усадьба Тюфякина (Бэра), главный дом, 1770-е гг», расположенного по адресу: <адрес>, совместно с собственником здания (Кирницким Р.В.) составлен Акт технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории № 179-15 от 16 декабря 2015 года, которым в отношении собственника установлены обязанности по выполнению ряда работ.

В отношении выявленного объекта культурного наследия: «Усадьба Тюфякина (Бэра), Флигель, 1770-е гг», расположенного по адресу: <адрес>, совместно с собственником здания (администрацией муниципального образования Алексинский район) составлен Акт технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории №231-14 от 02.10.2014, который является приложением к охранному обязательству № 167-14 от 02.10.2014, которым в отношении собственника установлены обязанности по выполнению ряда работ.

Собственники помещений в выявленном объекте культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), Флигель 1770-е гг.», расположенном по адресу: <адрес>, и выявленном объекте культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), западный корпус парадного двора кон. XVIII в.», расположенном по адресу: <адрес>, в инспекцию за составлением актов технического состояния до настоящего времени не обращались.

В марте 2021 года в отношении выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), главный дом, 1770-е гг, флигели (два) 1770-е гг., западный корпус парадного двора кон. XVIII в., парк», расположенного по адресу: <адрес>, инспекцией было проведено мероприятие по контролю за состоянием объектов культурного наследия в рамках осуществления государственного надзора. По результатам мероприятий был составлен акт осмотра указанного объекта культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), главный дом, 1770-е гг, флигели (два) 1770-е гг., западный корпус парадного двора кон. XVIII в., парк», расположенного по адресу: <адрес>,, из которого следует, что выявленный объект культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии, тем самым собственниками (правообладателями) указанного объекта культурного наследия никаких действий, предусмотренных указанными выше актами технического состояния, в установленные сроки не выполнили. До настоящего времени проектная документация по данному объекту культурного наследия на рассмотрение в Инспекцию не поступала, разрешение на проведение работ Инспекцией не выдавалось, работы по его сохранению не проводились.

Министерством культуры и туризма Тульской области в адрес администрации муниципального образования Алексинский район, являющегося собственником выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), Флигель, 1770-е гг», расположенного по адресу: <адрес>, выдано охранное обязательство № 167-14 от 02.10.2014.

Также, в адрес Кирницкого В.Р., являющегося собственником выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), главный дом, 1770-е гг», расположенного по адресу: <адрес>, министерством культуры и туризма <адрес> выдано охранное обязательство № 89-09 от 10.07.2009.

В отношении выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), Флигель 1770-е гг.», расположенного по адресу: <адрес>, и выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), западный корпус парадного двора кон. XVIII в.», расположенного по адресу: <адрес>, охранные обязательства не оформлялись.

Собственники выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), главный дом, 1770-е гг, флигели (два) 1770-е гг., западный корпус парадного двора кон. XVIII в., парк», расположенного по адресу: <адрес>, не выполняют требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия в части, предусматривающей осуществление расходов на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, что является нарушением подпункта 1 пункта 1 статьи 47.3 федерального закона, о чем свидетельствуют результаты проведенного мероприятия по контролю, направленное предостережение и отсутствие ответа на него.

До настоящего времени вопрос по сохранению объекта культурного наследия в досудебном порядке собственниками не разрешен.

С учетом изложенного, ссылаясь на положения Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», просит:

обязать Кирницкого В.Р. исполнить обязательства по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), главный дом, 1770-е гг», расположенного по адресу: <адрес>, и поставленного на государственный учет и охрану списком выявленных объектов, представляющих историко-культурную ценность от 25.12.2001, утвержденным приказом министерства культуры и туризма Тульской области от 15.12.2013 №210 «Об утверждении Списков выявленных объектов, представляющих историко-культурную ценность», а именно:

1) разработать проект консервации (включая первоочередные противоаварийные работы) - в течении 2 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;

2) обеспечить проведение консервации (включая первоочередные противоаварийные работы) по сохранению объекта культурного наследия, в соответствии с проектом - в течении 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;

3) получить в инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия - в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу;

4) обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия - в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;

обязать администрацию муниципального образования город Алексин (ОГРН 1147154070634) исполнить обязательства по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), флигель 1770-е гг.», расположенного по адресу: <адрес>, поставленного на государственный учет и охрану списком выявленных объектов, представляющих историко-культурную ценность от 25.12.2001, утвержденным приказом министерства культуры и туризма Тульской области от 15.12.2013 №210 «Об утверждении Списков выявленных объектов. Представляющих историко-культурную ценность», а именно:

1) получить в инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе на проведение работ по реставрации - в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу;

2) обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия - в течение 10 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;

обязать Миронову З.И., Бабкина В.Ф., Бабкину А.А., администрацию муниципального образования город Алексин, Эни-Оларунда Т.С. исполнить обязательства по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), западный корпус парадного двора кон. XVIII в.», расположенного по адресу: <адрес>, поставленного на государственный учет и охрану списком выявленных объектов, представляющих историко-культурную ценность от 25.12.2001, утвержденным приказом министерства культуры и туризма Тульской области от 15.12.2013 №210 «Об утверждении Списков выявленных объектов. Представляющих историко-культурную ценность», а именно:

1) получить в инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия - в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу;

2) обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, учитывая занимаемую правообладателями площадь в объекте культурного наследия - в течение 10 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;

обязать Дупленскую О.П., Лапина И.Д., Лапину А.И., Овчинникова С.С. исполнить обязательства по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), флигель 1770-е гг.», расположенного по адресу: <адрес>, поставленного на государственный учет и охрану списком выявленных объектов, представляющих историко-культурную ценность от 25.12.2001, утвержденным приказом министерства культуры и туризма Тульской области от 15.12.2013 №210 «Об утверждении Списков выявленных объектов. Представляющих историко-культурную ценность», а именно:

1) получить в инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия - в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу;

2) обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, учитывая занимаемую правообладателями площадь в объекте культурного наследия - в течение 10 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, указывая, что все работы на объекте культурного наследия необходимо производить в соответствии с требованиями статей 45, 47.1, 47.2, 47.3, 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Определением от 23 июня 2021 года производство по делу в части требований к бабкину В.Ф. прекращено в связи с его смертью.

В судебное заседание представитель истца Инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия не явился, извещался надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении. Также полагал несостоятельными доводы возражений ответчиков. Отметил, что выявленный объект культурного наследия - Ансамбль «Усадьба Тюфякина (Бэра), главный дом, 1770-е гг, флигели (два) 1770-е гг., западный корпус парадного двора кон. XVIII в., парк», расположен по адресу: <адрес>. В соответствии с утвержденным 25.12.2001 списком вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, указанный объект культурного наследия поставлен на государственную охрану. В состав ансамбля входят: выявленный объект культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), Флигель 1770-е гг.», расположенный по адресу: <адрес>, который является многоквартирным жилым домом, собственниками (правообладателями) помещений являются - Дупленская О.П., Лапин И.Д., Лапина А. И., Овчинников С.И.; выявленный объект культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), западный корпус парадного двора кон. XVIII в.», расположенный по адресу: <адрес>, который является многоквартирным жилым домом, собственниками (правообладателями) помещений в объекте культурного наследия являются - Миронова З.И., Бабкина А.А., администрация муниципального образования город Алексин, Эни-Оларунда Т.С.; выявленный объект культурного наследия: «Усадьба Тюфякина (Бэра), главный дом, 1770-е гг», расположенный по адресу: <адрес>, собственником (правообладателем) указанного объекта культурного наследия является — Кирницкий В.Р.; выявленный объект культурного наследия: «Усадьба Тюфякина (Бэра), Флигель, 1770-е гг», расположенный по адресу: <адрес>, собственником (правообладателем) указанного объекта культурного наследия является - администрация муниципального образования город Алексин. С учетом положений ч.1 ст.63 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. №865, п.18 раздела II Положения, п.27, положений приказа Минкультуры СССР от 13.05.1986 № 203 «Об утверждении «Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры», отмечал также, что не предусмотрено уведомление собственников или иных правообладателей при проведении государственного учета памятников истории и культуры, а также в соответствии с требованиями ч.7.1 ст.47.6 Федерального закона охранное обязательство не утверждается в отношении выявленных объектов культурного наследия. С учетом изложенного доводы ответчиков, об отсутствии охранных обязательств, и обременения (ограничения) права на принадлежащие им объекты недвижимости полагал не состоятельными, опровергнутыми требованиями действующего в настоящее время законодательства, а также законодательства действовавшего на момент постановки указанного объекта культурного наследия на государственную охрану.

Ответчики Кирницкий В.Р., Миронова З.И., Бабкина А.А., Эни-Олорунда Т.С., Лапин И.В., в интересах которого действует Лапин Д.Д., Лапина А.И., Дупленская О.П., Овчинников С.И. в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, об отложении судебного заседания не просили. От ответчиков Мироновой З.И., Овчинникова С.И., Эни-Олорунда Т.С., от Лапина Д.Д., действующего в интересах Лапина И.Д., а также по доверенности в интересах Лапиной А.И., Бабкиной А.А. поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие. Овчинников С.И. также в ходатайстве указал, что исковые требования не признает.

Ответчики Миронова З.И., Дупленская О.П. ранее в ходе рассмотрения дела указали, что возражают против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просят в иске отказать.

Как следует из возражений ответчика Мироновой З.И. полагала несостоятельными доводы искового заявления со ссылкой на то, что поскольку она является собственником жилого помещения в доме, являющемся выявленным объектом культурного наследия, то обязана в соответствии с положениями Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России» получить в инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия, обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Отмечает, что <адрес> является многоквартирным жилым домом, состоящем из четырех квартир, три из четырех квартир переданы в порядке бесплатной приватизации жилого муниципального фонда в собственность гражданам, проживавшим в этих жилых помещениях, без установлениях каких-либо обременений и ограничений, в отсутствие соответствующих сведений об имеющихся ограничениях в Едином государственном реестре прав на недвижимость, впоследствии правопреемниками собственников жилые помещения приняты также без каких-либо ограничений, обременений. При этом, с учетом того, что дом был построен в конце XVIII века, то на момент приватизации жилищного фонда в Российской Федерации реальное техническое состояние дома требовало проведения капитального ремонта и поскольку на момент передачи первого жилого помещения в вышеуказанном доме и до момента включения многоквартирного дома в региональную программу капремонта, капитальный ремонт бывшим наймодателем не производился, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года №10-П, определении от 19 октября 2010 года №1334-О-О, от 14 июля 2011 года №886-О-О, данная обязанность сохраняется за бывшим наймодателем, тем самым требования по капитальному ремонту должны быть предъявлены к администрации муниципального образования г.Алексин и все затраты должны быть произведены за счет бюджетных средств. О том, что <адрес> является вновь выявленным объектом культурного наследия она не уведомлялась, какие-либо изменения в связи с этим в правоустанавливающие документы не вносилась, охранное обязательство, ей, как собственнику, в нарушение требования закона не выдавалось. Также обращает внимание на то, что при вселении в квартиру в 1985 году, за счет ее семьи производился капитальный ремонт, стелили полы, устанавливали батареи, крыли крышу, выполняли иные ремонтные работы, приводя помещение в состояние пригодное для проживания в нем. За время проживания трижды делался капитальный ремонт квартиры, в том числе в 1994 году, в 2003 году. Жители дома с учетом его статуса вносят плату за капитальный ремонт в повышенном размере. Просила отказать в удовлетворении исковых требований к ней.

В письменных возражениях ответчик Дупленская О.П. просила отказать в удовлетворении исковых требований к ней. Ссылалась на то, что установленные п.1 ст.47.2 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России» требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать, в том числе консервацию объекта культурного наследия, его приспособление для современного использования, либо сочетание указанных мер. Поскольку объект культурного наследия поставили на учет и охрану списком от 25 декабря 2001 года, который утвержден приказом от 15 декабря 2013 года, то в соответствии со ст.16.1 вышеуказанного Федерального закона истец должен был организовать в срок не более 90 дней со дня регистрации объекта культурного наследия работу по установлению историко-культурной ценности объекта, после чего должно было быть принято решение о включении объекта в перечень либо об отказе в этом, однако данная норма нарушена, прошло более 10 лет с момента выявления объекта. Нарушены требования об уведомлении собственника о включении объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия. Она не должна проводить работы, изменяющие облик объект, в случае если предмет охраны не определен. Указывает, что дом является многоквартирным, она вносит плату за капитальный ремонт, дом включен в региональную программу капитального ремонта на 2026-2028 г.г., в связи с чем надлежащим ответчиком является муниципалитет г.Алексина.

Лапин Д.Д., действуя в интересах Лапина И.Д., как представитель Лапиной А.И. по доверенности, ответчики Бабкина А.А., Эни-Олорунда Т.С. в письменных возражениях полагали требования истца не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то обстоятельство, что длительное время их семьи проживают в <адрес>, впоследствии квартиры были приватизированы, какие-либо обременения, ограничения не устанавливались, охранные обязательства не выдавались.

Представитель ответчика администрации муниципального образования город Алексин по доверенности Иванов С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, поддержав доводы письменных возражений.

Согласно письменным возражениям ссылается на то, что администрацией принимались меры к части объекта культурного наследия – «Усадьба Тюфякина (Бера), Флигель, 1770-е г.г.», кадастровый . В полном объеме работы проведены не были в связи с отсутствием технических и финансовых возможностей администрации муниципального образования г.Алексин, поскольку администрация надлежащим образом выполняет обязанности по обеспечению проведения необходимых работ в отношении автомобильных дорог местного значения. Ремонтно-восстановительные, строительные, проектные и др. работы выполняются администрацией на основании требований Федерального закона от 6 октября 2013 года №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с утвержденными Собранием депутатов муниципального образования г.Алексин программами и заключенными на основании открытого конкурса муниципальными контрактами, проводимая работы требует длительного времени, существует строгая процедура действий по заключению муниципальных контрактов и выполнению работ, при этом время от принятия решения до реализации работ может занять от 57 до 97 дней. Планирование работ, в том числе и по сохранению памятников истории и культуры, на территории муниципального образования г.Алексин осуществляется в пределах лимитов бюджета, утвержденных решением Собрания депутатов муниципального образования г.Алексин, однако бюджет на периоды 2015-2020 г.г., а также на момент принятия в декабре бюджета на 2021 год, являлись дефицитными. С учетом изложенного представитель просит отказать в удовлетворении иска. Указывает, что заявленные истцом сроки не исполнимы в связи с дефицитом бюджета и с учетом вышеуказанных нормативных актов, определяющих процедуру финансирования проведения работ. Полагает неподлежащим удовлетворению иск и в части требований к ответчикам Мироновой З.И., Бабкиной А.А., Эни-Олорунда Т.С., Лапину И.В., в интересах которого действует Лапин Д.Д., Лапиной А.И., Дупленской О.П., Овчинникову С.И., поскольку как пояснили данные ответчик они осуществляют оплату работ по капитальному ремонту <адрес>, в отношении этих объектов утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Полагает требования неконкретными, противоречащими требованиям ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов России», истцом не представлено достаточных доказательств, определяющих предмет исковых требований.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Фонда капитального ремонта Тульской области, комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г.Алексин в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, об отложении судебного заседания ходатайств не заявляли.

В силу ст.167 ГПК РФ суд приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав представителя ответчика, изучив доводы искового заявления, письменной позиции по делу, возражений, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно преамбуле к Федеральному закону от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно п.1 ст.33 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (статья 3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ).

Пунктом 1 ст.40 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ закреплено понятие «сохранение объекта культурного наследия», под которым понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Подпунктами 1 и 3, пунктом 3 статьи 47.2 Федерального закона №73-ФЗ установлено, что собственник, иной законный владелец объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия обязан: обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном Законом №73-ФЗ; организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 Закона №73-ФЗ.

В силу требований подпунктов 1, 4 и 8 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона №73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в частности:

1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;

8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

В соответствии со ст.47.6 Федерального закона №73-ФЗ в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона. В случае несогласия собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия с требованиями к объекту культурного наследия, установленными соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия, включенного в реестр, может обжаловать указанные требования в суд. Охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 настоящей статьи: 1) по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона; 2) по соблюдению требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона. Если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности нескольким лицам, охранное обязательство подлежит выполнению каждым из указанных лиц. Содержащиеся в охранном обязательстве требования, предусмотренные статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона, в отношении объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом либо жилым или нежилым помещением в многоквартирном доме, подлежат выполнению лицами, указанными в статье 56.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу подпункта 6 пункта 6 статьи 11 Федерального закона Российской Федерации от 25 июня 2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять государственный контроль в области охраны объектов культурного наследия, имеет право предъявлять иски в суд в случаях нарушения настоящего Закона.

В силу постановления правительства Тульской области от 20.05.2015 №234 «Об утверждении Положения об инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия» является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим полномочия в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности Тульской области, и государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, регионального государственного надзора (региональным органом охраны объектов культурного наследия), осуществляющим полномочия Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия и федеральному государственному надзору в области охраны объектов культурного наследия (далее - переданные полномочия), а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, нормативными правовыми актами Губернатора и правительства Тульской области, деятельность в указанной сфере иных органов исполнительной власти Тульской области.

Указанные положения свидетельствуют о том, что Инспекция, обладая соответствующими полномочиями, правомерно обратилась в суд с вышеназванными исковыми требованиями.

Как видно из материалов дела и установлено судом, подтверждается представленными доказательствами, выявленный объект культурного наследия: Ансамбль «Усадьба Тюфякина (Бэра), главный дом, 1770-е гг, флигели (два) 1770-е гг., западный корпус парадного двора кон. XVIII в., парк», расположен по адресу: <адрес>, поставлен на государственный учет и охрану списком выявленных объектов, представляющих историко-культурную ценность от 25.12.2001, утвержденным приказом министерства культуры и туризма Тульской области от 15.12.2013 №210 «Об утверждении Списков выявленных объектов. Представляющих историко-культурную ценность».

В состав ансамбля входят:

выявленный объект культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), Флигель 1770-е гг.», расположенный по адресу: <адрес>, который является многоквартирным жилым домом;

выявленный объект культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), западный корпус парадного двора кон. XVIII в.», расположенный по адресу: <адрес>, который является многоквартирным жилым домом;

выявленный объект культурного наследия: «Усадьба Тюфякина (Бэра), главный дом, 1770-е гг», расположенный по адресу: <адрес>;

выявленный объект культурного наследия: «Усадьба Тюфякина (Бэра), Флигель, 1770-е гг», расположенный по адресу: <адрес>.

Выявленный объект культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), Флигель 1770-е гг.», расположенный по адресу: <адрес>, являющийся многоквартирным жилым домом (кадастровый ), находится на земельном участке с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, разрешенное использование земельного участка: для размещения многоквартирных жилых домов этажностью 1-3. В состав многоквартирного жилого дома входит 3 квартиры, 1 из которых расположена на 2 этаже.

Жилое помещение (квартира), общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый расположено на первом этаже указанного выше многоквартирного жилого дома и имеет порядковый . Собственником данного жилого помещения (квартиры) является: Дупленская О.П.. Право собственности приобретено на основании договора купли-продажи от 22.11.2019. Пунктом 5 договора оговорено о том, что отчуждаемая квартира является объектом культурного наследия.

Жилое помещение (квартира), общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый расположено на первом этаже указанного выше многоквартирного жилого дома и имеет порядковый . Собственниками данного жилого помещения (квартиры) являются: Лапина И.Д. (доля в праве ?) и Лапина А.И. (доля в праве ?). Право собственности приобретено на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные собственники, а также Лапин Д.Д. были зарегистрированы в указанном жилом помещении в соответствии с представленными сведениями: Лапина А.И., Лапин Д.Д. с мая 2003 года, Лапин И.Д. – с рождения, а именно с октября 2005 года.

Жилое помещение (квартира), общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый расположено на втором этаже указанного выше многоквартирного жилого дома и имеет порядковый . Собственником данного жилого помещения (квартиры) является: Овчинников С.И.. Право собственности приобретено на основании договора передачи от 24 декабря 2009 года №1311. Овчинников С.И. зарегистрирован в указанном жилом помещении с декабря 1983 года.

Собственником земельного участка (кадастровый ) и находящегося на нем нежилого здания являющегося выявленным объектом культурного наследия: «Усадьба Тюфякина (Бэра). Главный дом, 1770-е гг.» (кадастровый ), расположенного по адресу: <адрес>, является Кирницкий В.Р.. Право собственности приобретено на основании договора купли-продажи нежилого здания, постановления первого заместителя главы администрации Алексинского района от 16 апреля 2009 года №719 «О перевода дома, расположенного по адресу: <адрес>, из разряда «жилое помещение» в разряд «нежилое помещение».

Собственником здания (кадастровый ) расположенного по адресу: <адрес>, которое является выявленным объекта культурного наследия: «Усадьба Тюфякина (Бэра). Флигель 1770-е гг», является муниципальное образование Алексинский район Тульской области.

При этом суд учитывает, что представленными материалами, в частности положениями Закона Тульской области от 11 июня 2014 года №2140-ЗТО «О преобразовании муниципальных образований, расположенных на территории Алексинского района Тульской области», решением Собрания депутатов муниципального образования город Алексин от 30 сентября 2014 года №2(2).2 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов муниципального образования город Алексин от 22 сентября 2014 года №1(1).8 «О правопреемственности органов местного самоуправления Алексинского района», решением Собрания депутатов муниципального образования город Алексин от 24 декабря 2014 года №7(7).9 «О создании администрации муниципального образования город Алексин и наделении ее правами юридического лица», подтверждается, не оспаривалось представителем администрации муниципального образования г.Алексин в ходе рассмотрения дела, что правопреемником администрации муниципального образования Алексинский района является администрация муниципального образования горд Алексин, а соответственно собственником вышеуказанного нежилого здания. Тем самым надлежащим ответчиком по делу является именно администрация муниципального образования города Алексин. При этом суд отклоняет доводы представителя ответчика администрации муниципального образования город Алесин о том, что надлежащим ответчиком является комитет имущественных и земельных отношений администрации города Алексин, как несостоятельные.

Выявленный объект культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), западный корпус парадного двора кон. XVIII в.», расположенный по адресу: <адрес>, является многоквартирным жилым домом (кадастровый ). В состав многоквартирного жилого дома входит 4 квартиры, 1 из которых расположена на 2 этаже.

Жилое помещение (квартира), общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый расположено на первом этаже указанного выше многоквартирного жилого дома и имеет порядковый . Собственником данного жилого помещения (квартиры) является: Миронова З.И.. Право собственности приобретено на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию после смерти отца ФИО31, которым в свою очередь право собственности приобретено на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО31 был зарегистрирован в указанном жилом помещении согласно имеющейся в материалах дела выписке из домовой книги с июля 1985 года.

Жилое помещение (квартира), общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый расположено на первом этаже указанного выше многоквартирного жилого дома и имеет порядковый . Собственником данного жилого помещения (квартиры) являлись: ФИО10 (доля в праве ?) и Бабкина А.А. (доля в праве 1/2). Право собственности приобретено на основании договора передачи от 30 декабря 2002 года №6540. Указанные лица в данном жилом помещении были зарегистрированы с августа 2002 года, жилое помещение предоставлено на основании ордера на жилое помещение от 29 мая 2002 года. ФИО10 умер 30 сентября 2009 года. Согласно материалам наследственного дела №42/2010 наследником, принявшим наследство после смерти ФИО10, является Бабкина А.А. Тем самым, в силу положений ст.1152 Гражданского кодекса Российской Федерации, на момент разрешения спора Бабкина А.А. является единоличным собственником вышеуказанного жилого помещения.

Жилое помещение (квартира), общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый расположено на первом этаже указанного выше многоквартирного жилого дома и имеет порядковый . Собственником данного жилого помещения (квартиры) является: муниципальное образование город Алексин.

Жилое помещение (квартира), общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый расположено на втором этаже указанного выше многоквартирного жилого дома и имеет порядковый . Собственником данного жилого помещения (квартиры) является: Эни-Оларунда Т.С.. Право собственности приобретено на основании договора передачи от 30 мая 2013 года.

Вышеуказанные многоквартирные дома по <адрес> включены в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденную постановлением Правительства Тульской области от 30 декабря 2013 года №840. По дому 2 запланировано проведение следующих видов работ: 2026-2028 годы – капитальный ремонт внутридомовой системы электроснабжения, крыши, фасада, 2029-2031 годы – капитальный ремонт внутридомовой системы водоотведения, водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения. По дому 5 запланировано проведение следующих видов работ: 2026-2028 годы – капитальный ремонт внутридомовой системы электроснабжения, крыши, фасада, 2029-2031 годы – капитальный ремонт внутридомовой системы водоотведения, водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения. Ранее указанного срока в соответствии с программой капитальный ремонт не планировался и не проводился.

В отношении выявленного объекта культурного наследия: «Усадьба Тюфякина (Бэра), главный дом, 1770-е гг», расположенного по адресу: <адрес>, совместно с собственником здания (Кирницким Р.В.) составлен акт технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории № 179-15 от 16 декабря 2015 года.

Согласно указанному акту, в целях сохранения указанного объекта культурного наследия и создания благоприятных условий для его функционирования, собственник объекта культурного наследия Кирницкий Р.В. обязан:

разработать научно-проектную документацию в объеме, необходимом для производства ремонтно-восстановительных работ (срок выполнения 01.2016-01.2017);

выполнить ремонтно-восстановительные работы, в соответствии с утвержденной и согласованной в Госоргане документацией: фасадов, стен и перегородок, крыши, перекрытий, лестниц, полов, оконных и дверных заполнений (срок выполнения 02.2017-12.2021).

В отношении выявленного объекта культурного наследия: «Усадьба Тюфякина (Бэра), Флигель, 1770-е гг», расположенного по адресу: <адрес>, совместно с собственником здания (администрацией муниципального образования Алексинский район) составлен акт технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории №231-14 от 02.10.2014, который является приложением к охранному обязательству №167-14 от 02.10.2014.

Согласно указанному акту, в целях сохранения указанного объекта культурного наследия и создания благоприятных условий для его функционирования, собственник объекта культурного наследия администрация муниципального образования Алексинский район обязана:

выполнить технические обследования: фундаментов и оснований южного и западного фасадов, чердачного и междуэтажного перекрытий (срок выполнения 05.2015-09.2015);.

выполнить усиление фундаментов, ремонтно-реставрационные работы южного и западного фасадов, капитальный ремонт перекрытий (срок выполнения 10.2015 - 03.2018 гг.);

выполнить ремонтно-реставрационные работы в интерьере: замена деревянных оконных заполнений, ремонт полов (срок выполнения 04.2018 - 11.2018 — 06.2019).

Собственники помещений в выявленном объекте культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), Флигель 1770-е гг.», расположенном по адресу: <адрес> выявленном объекте культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), западный корпус парадного двора кон. XVIII в.», расположенный по адресу: <адрес>, в инспекцию за составлением актов технического состояния не обращались.

Министерством культуры и туризма Тульской области в адрес администрации муниципального образования Алексинский район, являющегося собственником выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), Флигель, 1770-е гг», расположенного по адресу: <адрес>, выдано охранное обязательство №167-14 от 02.10.2014, и в адрес Кирницкого В.Р., являющегося собственником выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), главный дом, 1770-е гг», расположенного по адресу: <адрес>, министерством культуры и туризма Тульской области выдано охранное обязательство №89-09 от 10.07.2009, в которые включены требования к сохранению и содержанию объекта культурного наследия. Охранные обязательства получены собственниками вышеуказанных объектов. Сведения об ограничениях (обременениях), связанные с сохранением, содержанием и использованием объектов культурного наследия внесены в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии со статьей 47.1 Федерального закона №73-ФЗ.

В отношении выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), Флигель 1770-е гг.», расположенного по адресу: <адрес>, и выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), западный корпус парадного двора кон. XVIII в.», расположенного по адресу: <адрес>, охранные обязательства не оформлялись.

В марте 2021 года в отношении выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), главный дом, 1770-е гг, флигели (два) 1770-е гг., западный корпус парадного двора кон. XVIII в., парк», расположенного по адресу: <адрес>, инспекцией было проведено мероприятие по контролю за состоянием объектов культурного наследия в рамках осуществления государственного надзора.

По результатам мероприятий был составлен акт осмотра указанного объекта культурного наследия.

Как следует из указанного акта, Усадьба Тюфякина (Бэра) состоит из следующих объектов: главный дом, 1770-е гг, флигели (два) 1770-е гг., западный корпус парадного двора кон. XVIII в. и парк.

Архитектурный ансамбль усадьбы возведен в стиле классицизма. Основной усадебный комплекс занимал верхнюю береговую террасу <адрес>. Все постройки усадьбы - главный усадебный дом и четыре флигеля (один утрачен), образуют парадный, прямоугольный в плане двор. Основным элементом усадьбы является главный дом, расположенный по композиционной оси в южной части двора.

Главный (усадебный) дом является образцом усадебного зодчества конца XVIII века и представляет собой каменное двухэтажное, в плане — прямоугольное здание. Центральный полукруглый выступ (полуротонда) в южной части дома окружен на высоту первого этажа полуциркульной дорической колоннадой, стоящей на высоком цоколе. Из парка с южной стороны к дому вели пологие пандусы, охватывающие колоннаду полукольцом. Над колоннадой, на уровне второго этажа, устроена терраса, с которой открывается вид на реку Оку. Со стороны этого фасада анфиладой располагались парадные комнаты дома. За полуротондой находился круглый зал, перекрытый куполом, из которого можно было выйти на большой, поддерживаемый колоннадой, полукруглый балкон. На северном фасаде два балкона над входными тамбурами, в настоящее время утрачены тамбуры, на западной стороне утрачен балкон.

Общее состояние внешних архитектурно-конструктивных элементов главного дома аварийное. Фундамент – бутовые ленточные. Цоколи кирпичные оштукатуренные и имеют участки с утраченной штукатуркой, разрушения кладки, большая часть цоколя скрыта под обломками кирпича и мусора. Отмостка здания разрушена.

Стены и колонны сложены из красного глиняного кирпича, оштукатурены и окрашены. Состояние стен неудовлетворительное: штукатурка утрачена на 70%, нижние части стен и углы имеют разрушения и выветривание кладки, осыпание штукатурки продолжается. Плоскости стен прорезаны прямоугольными и арочными оконными и дверными проемами с кирпичными перемычками: разрушена кладка низа проемов и оконных откосов.

Крыша здания главного дома находится в руинированном состоянии: полностью отсутствует кровля, от несущей стропильной системы с обрешеткой сохранились фрагменты. Водосточная система утрачена.

На внутренних и внешних стенах главного дома имеются вандальные надписи. Во внутренних помещениях главного дома складируется различный бытовой и строительный мусор.

С западной стороны от главного дома расположен бывший флигель усадьбы Тюфякиных (Бэра), который является выявленным объектом культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), Флигель 1770-е гг.», и расположен по адресу: <адрес>.

В настоящее время данный выявленный объект культурного наследия представляет собой двухэтажное кирпичное, квадратное в плане здание. К северному фасаду здания примыкает современная кирпичная пристройка. Помещения указанного выявленного объекта культурного наследия в настоящее время не используются. Вход в здание осуществляется с северной стороны.

Общее состояние внешних архитектурно-конструктивных элементов ограниченно работоспособное. Цоколь здания кирпичный, оштукатурен и окрашен только на восточном фасаде. На восточном фасаде здания состояние цоколя работоспособное. На остальных фасадах имеются дефекты: большая часть цоколя скрыта культурным слоем, обрез цоколя деформирован, штукатурный слой неровный, бугристый, трещины по штукатурному слою, утраты штукатурного слоя, трещины и частичное разрушение кирпичной кладки (Юго-западный угол).

Стены выполнены из кирпича на известковом растворе и оштукатурены. На северном и восточном фасадах стены окрашены. Южная половина западной стены облицована современным кирпичом.

Стены с прямоугольными оконными проемами. Часть оконных проемов заложена кирпичной кладкой. Северная и восточная стены в работоспособном состоянии. В стенах южного и западного фасадов имеются дефекты: трещины по штукатурному слою, отслоение и отпадение штукатурного слоя, трещины по кирпичной кладке, деструкция наружного слоя кирпичной кладки, частичное разрушение кирпичной кладки в верхней части южной стены, незначительное отклонение от вертикали и выпучивание стены. Состояние южной и западной стен недопустимое.

Крыша здания двух скатная. Кровля выполнена из профнастила. Водосток не организованный.

С Юго- западной стороны от главного дома на расстоянии около 100 - 200 м. расположено отдельно стоящее двухэтажное жилое здание, которое является выявленным объекта культурного наследия: «Усадьба Тюфякина (Бэра). Флигель 1770-е гг» и расположено п адресу: <адрес>.

Кирпичные стены указанного здания оштукатурены и окрашены. Цоколь не просматривается ввиду наличия высокого культурного слоя. Штукатурный слой местами имеет сильные разрушения и отпадения. На углу здания ввиду возможной протечки кровли имеется разрушения кирпичной кладки и отпадение штукатурного слоя. Карниз здания также имеет разрушения штукатурного слоя ввиду возможных протечек кровли. Часть стены первого этажа справа от входа – оштукатурена и не окрашена. Оконное заполнение частично заменено на пластиковое. Один из оконных проемов на 2 этаже здания наполовину заложен кирпичом. Кровля выполнена из металлических листов. Входная дверь – современная, металлическая, над входом устроен козырек из металлоконструкций.

Выявленный объект культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), главный дом, 1770-е гг, западный корпус парадного двора кон. XVIII в.», расположен по адресу: <адрес>, представляет собой прямоугольное в плане одноэтажное (с мезонином) кирпичное здание на высоком цоколе. Вход в здание оформлен портиком с четырьмя колоннами. Стены кирпичные, оштукатурены и окрашены. Штукатурный слой местами имеет сильные разрушения и отпадения. Стены местами затерты штукатуркой. На карнизе также имеются отпадения штукатурного слоя. Окрасочный слой фасада первого этажа и мезонина имеет многочисленные утраты, выцветание и загрязнения. Оконное заполнение – деревянное. Подоконные полочки местами разрушены полностью.

С левой стороны здания имеется двухэтажная современная пристройка. Стены второго этажа пристройки «обшиты» сайдингом, на первом этаже имеется вход с металлическими воротами. Кроме того, слева от парадного входа в здание-памятник имеется еще одна современная пристройка – вход в подвал. Пристройка имеет стены и кровлю из металлопрофиля и деревянную входную дверь. Под окнами первого этажа над кровлей пристройки на стене имеются темные следы плесени ввиду возможного намокания стены в данном месте.

Изложенное свидетельствует о том, что объекты культурного наследия, в отношении которых разрешается спор, находятся в неудовлетворительном состоянии, требующем производства работ по сохранению объектов культурного наследия с целью недопустимости их разрушения, что подтверждено представленными в материалах дела доказательствами, не оспорено ответчиками, обратное, относимыми и достоверными доказательствами не подтверждено. Доводы о проведении работ в течение времени владения и пользования жилыми помещениями в составе объектов, являющихся многоквартирными домами, не подтвержденные доказательствами, об указанном не свидетельствуют.

Объективных обстоятельств, являющихся причиной, препятствующей соблюдению собственниками объекта культурного наследия, всех требований законодательства по их содержанию и охране, не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что правообладатели (законные владельцы) зданий, помещений, расположенных в зданиях, которые признаны в установленном законом порядке объектами культурного наследия, при содержании и использовании объектов культурного наследия, включенных в реестр, не содержат вышеназванные объекты культурного наследия в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, не обеспечивают их сохранность, допускают ухудшения состояния объектов.

Настаивая на удовлетворении заявленных исковых требований, истец сослался на необходимость выполнения работ по сохранению вышеназванных объектов культурного наследия.

В соответствии со ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.

Прием документов, необходимых для получения задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, и выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящей статьей.

Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются, в частности, региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;

Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.

Форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Порядок подготовки и согласования проектной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, порядок утверждения формы разрешения и выдачи разрешения на проведение работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе правилами проведения работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.

Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной пунктом 7 настоящей статьи, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.

Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия выдается лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, в течение пятнадцати рабочих дней после дня утверждения отчетной документации в порядке, установленном настоящей статьей.

Изложенное свидетельствует о том, что ремонт, реставрация объектов культурного наследия проводится юридическими и физическими лицами только с разрешения и по заданию органа государственной охраны объектов культурного наследия после согласования проектной документации на проведение ремонтных работ памятника и на основании лицензии на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Таким образом, поскольку собственники являются лицами, ответственными за надлежащее состояние объектов культурного наследия, требующих выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований к ответчикам администрации муниципального образования город Алексин, Кирницкому В.Р., Мироновой З.И., Бабкиной А.А., Эни-Оларудна Т.С., Лапину И.Д., Лапиной А.И., Дупленской О.П., Овчинникову С.И..

Доводы возражений ответчиков, суд признает несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм материального права.

Отклоняя доводы ответчиков о том, что им не было известно о том, что <адрес> является объектом культурного наследия, их о данном обстоятельстве своевременно не уведомляли, право собственности они приобрели при отсутствии каких-либо ограничений, обременений, в ЕГРН отсутствовали соответствующие записи, охранные обязательства не выдавались, суд учитывает следующее.

Как установлено, спорный объект культурного наследия является выявленным объектом.

В соответствии с ч.1 ст.63 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено указанным Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 года сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865 (далее - Положение) и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат настоящему Федеральному закону.

Так, п.18 раздела II Положения установлено, что вновь выявляемые объекты при установлении государственными органами охраны памятников их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры регистрируются государственными органами охраны памятников в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в порядке, устанавливаемом Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников.

Вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, зарегистрированные в списках вновь выявленных объектов, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране памятников истории и культуры (п.27 Положения).

Указанные положения также отражены в приказе Минкультуры СССР от 13.05.1986 №203 «Об утверждении «Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры».

Действовавшими на момент постановки на охрану выявленного объекта культурного наследия - Ансамбль «Усадьба Тюфякина (Бэра), главный дом, 1770-е гг, флигели (два) 1770-е гг., западный корпус парадного двора кон. XVIII в., парк» требованиями законодательства в области охраны объектов культурного наследия не предусматривалось уведомление собственников или иных правообладателей при проведении государственного учета памятников истории и культуры.

В соответствии с требованиями ч.7.1 ст.47.6 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ охранное обязательство не утверждается в отношении выявленных объектов культурного наследия.

В соответствии с ч.4 ст.64 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ объекты, являющиеся на день вступления в силу данного Федерального закона вновь выявленными памятниками истории и культуры на основании законодательных и иных правовых актов СССР и РСФСР, отнесены к выявленным объектам культурного наследия.

Таким образом, позиция ответчиков опровергается требованиями действующего в настоящее время законодательства, а также законодательства действовавшего на момент постановки указанного объекта культурного наследия на государственную охрану.

Не являются состоятельными, свидетельствующими об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований и доводы ответчиков со ссылкой на то, что дом был построен в конце XVIII века, реальное техническое состояние дома требовало проведения капитального ремонта и на момент передачи первого жилого помещения в вышеуказанном доме, до момента включения многоквартирного дома в региональную программу капремонта, капитальный ремонт бывшим наймодателем не производился, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года №10-П, определении от 19 октября 2010 года №1334-О-О, от 14 июля 2011 года №886-О-О, данная обязанность сохраняется за бывшим наймодателем, тем самым требования по капитальному ремонту должны быть предъявлены к администрации муниципального образования г.Алексин и все затраты должны быть произведены за счет бюджетных средств, собственники помещений оплачивают взносы на капитальный ремонт, при этом в повышенном размере.

Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия (пункт 2 статьи 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 вышеуказанного Федерального закона собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 настоящего Федерального закона.

При этом, данное обстоятельство не исключает проведение работ в рамках выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, общего имущества многоквартирного дома, в том числе во исполнение обязательств по выполнению такого ремонта. Однако данные работы подлежат выполнению с соблюдением требований Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в том числе процедуры по получению соответствующего задания и иных, установленных вышеуказанным законом.

Положениями ст.56.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что обязательства собственников жилых помещений, приватизированных гражданами в домах, требовавших капитального ремонта, по выполнению требований к сохранению объекта культурного наследия определяются с учетом обязанности бывшего наймодателя соответствующего жилого помещения производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства. В случае, если объектом культурного наследия или его частью является многоквартирный дом либо жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, требования в отношении объекта культурного наследия в зависимости от предмета охраны могут быть установлены в отношении такого дома в целом, жилых или нежилых помещений в нем, а также общего имущества в многоквартирном доме.

Между тем, указанные нормы не свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных и поддержанных истцом требований.

Согласно пункту 9 статьи 49 Закона №73-ФЗ в случае, если к моменту заключения договоров в отношении объекта культурного наследии не оформлены охранные документы, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона.

Из анализа данных норм следует, что вне зависимости от наличия либо отсутствия охранного обязательства и определения предмета охраны объекта культурного наследия в охранном обязательстве на собственника законом возложена обязанность соблюдения подпункта 3 пункта 1 статьи 47.3 Закона №73-ФЗ.

Таким образом, доводы ответчиков о том, что на них не могут быть возложены обязанности по получению задания на проведение работ по сохранению указанного объекта культурного наследия, по согласованию с истцом проектной документации на проведение таких работ и по обеспечению их проведения в связи с тем, что бывшим наймодателем обязанности по капитальному ремонту его жилых помещений, а также общего имущества в доме не выполнены, не свидетельствуют о незаконности требований истца, поскольку обязанность по надлежащему содержанию объекта культурного наследия лежит на собственниках объекта культурного наследия.

Заявленные истцом сроки исполнения решения суда, в части обязанностей выполнения ряда действий, являются разумными и могут быть изменены, в случае необходимости, при предъявлении обоснованного заявления в порядке исполнения судебного решения. Доводы жалобы о невозможности исполнить решение суда в связи с дефицитом бюджета, необходимостью с целью исполнения решения суда соблюдения длительной процедуры заключения муниципального контракта, обусловленной положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ, Бюджетного Кодекса РФ, не являются состоятельными.

Разрешив требования в пределах заявленных и поддержанных, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия к администрации муниципального образования город Алексин, Кирницкому В.Р., Мироновой З.И., Бабакиной А.А., Эни-Оларунда Т.С., Лапину И.Д., Лапиной А.И., Дупленской О.П., Овчинникову С.И. об обязании исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре удовлетворить.

Обязать Кирницкого В.Р. исполнить обязательства по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), главный дом, 1770-е гг» расположенного по адресу: <адрес>, а именно:

разработать проект консервации (включая первоочередные противоаварийные работы) – в течение 2 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;

обеспечить проведение консервации (включая первоочередные противоаварийные работы) по сохранению объекта культурного наследия, в соответствии с проектом - в течении 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;

получить в инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия - в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу;

обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия - в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию муниципального образования город Алексин исполнить обязательства по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), флигель 1770-е гг.», расположенного по адресу: <адрес>, а именно:

получить в инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, в том числе на проведение работ по реставрации - в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу;

обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия - в течение 10 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Обязать Миронову З.И., Бабкину А.А., администрацию муниципального образования город Алексин, Эни-Оларунда Т.С., исполнить обязательства по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), западный корпус парадного двора кон. XVIII в.», расположенного по адресу: <адрес>, а именно:

получить в инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия - в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу;

обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, учитывая занимаемую правообладателями площадь в объекте культурного наследия - в течение 10 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

Обязать Дупленскую О.П., Лапина И.Д., Лапину А.И., Овчинникова С.И. исполнить обязательства по сохранению выявленного объекта культурного наследия «Усадьба Тюфякина (Бэра), флигель 1770-е гг.», расположенного по адресу: <адрес>, а именно:

получить в инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия - в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу;

обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, учитывая занимаемую правообладателями площадь в объекте культурного наследия - в течение 10 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу;

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ясногорский районный суд Тульской области.

Председательствующий О.В.Пучкова