ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-555/2021 от 25.05.2021 Великоустюгского районного суда (Вологодская область)

УИД 35RS0006-01-2021-000869-65 2-555/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Великий Устюг 25 мая 2021 года

Великоустюгский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Нагаевой Н.Н.,

при секретаре Козулиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области к администрации ГП «Город Великий Устюг» о понуждении к выполнению установленных действий,

у с т а н о в и л :

Объекты культурного наследия регионального значения: «Дом Кедровской, 1898 г.», расположенный по адресу: ...; «Дом Львова, 1902 г.», расположенный по адресу: ...; «Комплекс усадьбы Казанкова, 1885 г.», расположенный по адресу: ...; «Дом Соболева, сер. XIX в.», расположенный по адресу: ..., находятся в собственности администрации ГП «Город Великий Устюг».

Комитетом по охране объектов культурного наследия Вологодской области на основании приказа Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от 31 октября 2018 года № 361-О «Об утверждении плана проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления на 2019 год» была осуществлена плановая выездная проверка в отношении администрации ГП «Город Великий Устюг» по вопросу соблюдения требований к содержанию, использованию, сохранению объектов культурного наследия.

В рамках данной проверки были выявлены нарушения действующего законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия на следующих объектах культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Российской Федерации:

объект культурного наследия регионального значения «Дом Кедровской, 1898 г.», расположенный по адресу: ...;

объект культурного наследия регионального значения «Дом Львова, 1902 г.», расположенный по адресу: ...;

объект культурного наследия регионального значения «Комплекс усадьбы Казанкова, 1885 г.», расположенный по адресу: ...;

объект культурного наследия регионального значения «Дом Соболева, сер. XIX в.», расположенный по адресу: ....

В адрес администрации ГП «Город Великий Устюг» истцом по результатам проведенной проверки выданы предписания №1, №2, №4, №5 от 28 февраля 2019 года, согласно которых на объектах культурного наследия необходимо выполнить ряд противоаварийных работ в установленные сроки, предварительно согласованных с органом охраны в сфере охраны объектов культурного наследия, однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

В связи с чем, истец Комитет по охране объектов культурного наследия Вологодской области обратился в суд иском к администрации ГП «Город Великий Устюг» о понуждении к выполнению установленных действий, в обосновании указав, что в части выявленных нарушений Комитетом в адрес Администрации ГП «Город Великий Устюг» выданы предписания № 1, 2, 4, 5 от 28.02.2019, согласно которых в рамках противоаварийных работ, необходимо выполнить работы по устройству временной водосточной системы для исключения намокания стен объекта; провести обследование кровли объекта, на основании результатов обследования провести работы по устройству временной кровли для защиты конструкций объекта; разработать первые разделы научно-проектной документации на проведение работ по сохранению флигеля усадьбы («Предварительные работы» и «Комплексные научные исследования»), в том числе обследование конструкций здания. Указанные требования и сроки установлены приказом Комитета № 79-О/01-09 от 30.09.2019 «Об утверждении состава (перечня) видов работ и сроков (периодичности) проведения таких работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения».

Однако, ответчиком данные виды работ в установленные сроки не выполнены.

Просят обязать администрацию ГП «Город Великий Устюг» в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

1. В рамках противоаварийных работ, предварительно согласованных с органом охраны в сфере охраны объектов культурного наследия, провести работы по устройству временной водосточной системы для исключения намокания стен:

- объекта культурного наследия регионального значения «Дом Кедровской, 1898 г.», расположенный по адресу: ...;

- объект культурного наследия регионального значения «Дом Львова, 1902 г.», расположенный по адресу: ...;

- объект культурного наследия регионального значения «Комплекс усадьбы

Казанкова, 1885 г.» главный усадебный дом, расположенный по адресу: ...;

- объект культурного наследия регионального значения «Дом Соболева, сер. XIX в.», расположенный по адресу: ...;

2. Провести обследование кровли объекта, на основании результатов обследования провести работы по устройству временной кровли для защиты конструкций объекта культурного наследия регионального значения «Дом Львова, 1902 г.», расположенный по адресу: ...;

3. Разработать первые разделы научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс усадьбы Казанкова, 1885 г.» флигель усадьбы, расположенный по адресу: ... («Предварительные работы» и «Комплексные научные исследования»), в том числе выполнить обследование конструкций здания.

В судебное заседание представитель истца Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя, исковые требования поддерживает.

Представитель ответчика администрации ГП «Город Великий Устюг» Голикова О.В. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась. Пояснила, что финансовая возможность привести объекты культурного наследия в состояние отвечающее требованиям действующего законодательства у администрации ГП «Город Великий Устюг» отсутствует, но работа по содержанию, сохранению объектов культурного наследия на территории ГП «Город Великий Устюг» ведется. В 2021 году администрацией ГП «Город Великий Устюг» планировалось посредством участия в программе «Народный бюджет» выполнить противоаварийные работы на объектах культурного наследия, а так же разработать сметную документацию на выполнение противоаварийных работ, были подготовлены и направлены заявки на участие в программе «Народный бюджет». Но заявки без объяснения причин были отклонены в полном объеме. С целью исполнения выданного предписания администрацией ГП «Город Великий Устюг» в бюджете городского поселения запланированы денежные средства в сумме 3 250 300 рублей. В 2021 году запланировано проведение противоаварийных работ на объекте, расположенном по адресу: г Великий Устюг, Советский проспект, 129 - «Дом Субботина, 1-я пол. XVIII в.». Стоимость выполнения работ 1 950 331 рубль 85 копеек. Проведение противоаварийных работ на этом объекте необходимо в кратчайшие сроки, так как это жилой дом. Просит увеличить срок исполнения решения суда до июля 2022 года, поскольку выполнение п.1 исковых требований требует значительного периода времени.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика Голиковой О.В., суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 19.01.2015 N 33 (ред. от 26.11.2019) «Об утверждении Положения о Комитете по охране объектов культурного наследия Вологодской области» Комитет является органом исполнительной государственной власти Вологодской области, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (региональным органом охраны объектов культурного наследия), в том числе в части переданных в установленном законодательством порядке отдельных государственных полномочий Российской Федерации (п.1.1).

Согласно п. 1.3. Комитет от своего имени приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах.

Основными задачами Комитета являются сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия, расположенных на территории Вологодской области (ч.2).

В полномочия Комитета входит охрана и региональный государственный надзор и в области охраны культурного наследия, установление требований к обеспечению доступа к объектам культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, обследование и фотофиксация один раз в пять лет состояния объектов культурного наследия, включенных в реестр, в целях определения мероприятий по обеспечению их сохранности (ч.3).

Согласно п.1 ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственным надзором за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (далее - государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и физическими лицами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе выдача обязательных для исполнения предписаний об отмене решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятых с нарушением настоящего Федерального закона, или о внесении в них изменений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности (далее - систематическое наблюдение).

Из п.3 вышеуказанной статьи следует, что региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется региональными органами охраны объектов культурного наследия согласно их компетенции в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п.5 ст. 11 вышеуказанного закона предметом государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия являются:

1) соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами обязательных требований, в том числе:

требований к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требований к сохранению объекта культурного наследия, требований к обеспечению доступа к объекту культурного наследия;

градостроительных регламентов в границах территорий зон охраны объекта культурного наследия, в границах территории достопримечательного места, в границах территории исторического поселения и установленных для этих территорий особых режимов использования земель, требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места;

требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия либо особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, установленных настоящим Федеральным законом;

2) осуществление органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами:

мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия или объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, обнаруженного в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ;

мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, предусмотренных проектной документацией на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

В соответствии со ст. 47.3 федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

В силу подпункта 6 пункта б статьи 11 Федерального закона № 73-Ф3 должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, среди прочего имеют право: предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.

Как усматривается из материалов дела, объекты культурного наследия: «Дом Кедровской, 1898 г.», расположенный по адресу: ...; «Дом Львова, 1902 г.», расположенный по адресу: ...; «Комплекс усадьбы Казанкова, 1885 г.», расположенный по адресу: ...; «Дом Соболева, сер. XIX в.», расположенный по адресу: ..., находятся в собственности администрации ГП «Город Великий Устюг».

Комитетом по охране объектов культурного наследия Вологодской области осуществлена плановая выездная проверка в отношении администрации ГП «Город Великий Устюг» по вопросу соблюдения требований к содержанию, использованию, сохранению объектов культурного наследия.

Так, в рамках данной проверки были выявлены нарушения действующего законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия на следующих объектах культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Российской Федерации.

Из представленных материалов следует, что в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Дом Кедровской, 1898 г.» выдано предписание № 5 от 28.02.2019, согласно п. 3 которого на объекте культурного наследия по адресу: ..., необходимо до конца сентября 2020 года в рамках противоаварийных работ провести работы по устройству временной водосточной системы для исключения намокания стен объекта; в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Дом Львова, 1902 г.» выдано предписание № 2 от 28.02.2019, согласно п. 4 которого на объекте культурного наследия необходимо в срок до 30 августа 2020 года в рамках противоаварийных работ провести работы по устройству временной водосточной системы для исключения намокания стен; провести обследование кровли объекта, на основании результатов обследования провести работы по устройству временной кровли для защиты конструкций объекта; в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс усадьбы Казанкова, 1885 г.» выдано предписание № 4 от 28.02.2019, согласно п. 4 которого на объекте культурного наследия по адресу: ... и ..., необходимо до 30 августа 2020 года в рамках противоаварийных работ провести работы по устройству временной водосточной системы для исключения намокания стен усадебного дома, появления плесени и грибка; разработать первые разделы научно-проектной документации на проведение работ по сохранению флигеля усадьбы («Предварительные работы» и «Комплексные научные исследования»), в том числе обследование конструкций здания 2019-2020 гг., в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Дом Соболева, сер. XIX в.» выдано предписание № 1 от 28.02.2019, согласно п. 4 которого на объекте культурного наследия по адресу: ..., в срок до конца сентября 2020 года необходимо в рамках противоаварийных работ провести работы по устройству временной водосточной системы для исключения намокания стен объекта.

В ходе рассмотрения дела установлено, что до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.

Таким образом, ответчиком нарушено законодательство в области охраны объектов культурного наследия в части соблюдения требований к содержанию, использованию, сохранению объектов культурного наследия и проведении противоаварийных работ вышеуказанных объектов культурного наследия.

На основании изложенного, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Однако, считает необходимым увеличить срок исполнения решения до 01 года, учитывая финансовое положение ответчика и обстоятельства, изложенные представителем ответчика.

На основании изложенного и руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию ГП «Город Великий Устюг» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу:

1. В рамках противоаварийных работ, предварительно согласованных с органом охраны в сфере охраны объектов культурного наследия, провести работы по устройству временной водосточной системы для исключения намокания стен:

- объекта культурного наследия регионального значения «Дом Кедровской, 1898 г.», расположенный по адресу: ...;

- объект культурного наследия регионального значения «Дом Львова, 1902 г.», расположенный по адресу: ...;

- объект культурного наследия регионального значения «Комплекс усадьбы Казанкова, 1885 г.» главный усадебный дом, расположенный по адресу: ...;

- объект культурного наследия регионального значения «Дом Соболева, сер. XIX в.», расположенный по адресу: ....

2. Провести обследование кровли объекта, на основании результатов обследования провести работы по устройству временной кровли для защиты конструкций объекта культурного наследия регионального значения «Дом Львова, 1902 г.», расположенный по адресу: ....

3. Разработать первые разделы научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс усадьбы Казанкова, 1885 г.» флигель усадьбы, расположенный по адресу: ... («Предварительные работы» и «Комплексные научные исследования»), в том числе выполнить обследование конструкций здания.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Великоустюгский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 27 мая 2021 года.

Судья: Н.Н.Нагаева