№ 2-555/2022 подлинник
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Красноярск 31 января 2021г.
Железнодорожный районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Хвалько О.П.,
при секретаре – Паршиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству образования Красноярского края о взыскании единовременного пособия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству образования Красноярского края об обязании произвести выплату единовременного пособия. Требования мотивированы тем, что ФИО1 является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как его отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать, ФИО3 лишена родительских прав решением Пировского районного суда от 23.11.2015 года, сам ФИО1 находился до совершеннолетия под опекой бабушки по линии отца.
13.05.2020 года Военным комиссариатом Казачинского и Пировского районов Красноярского края ФИО1 был призван на военную службу и 18.06.2020 года убыл к месту службы. 31.05 2021 года по окончании военной службы ФИО1 был уволен с военной службы в запас, 28.06.2021 года принят на воинский учет Военным комиссариатом Казачинского и Пировского районов Красноярского края. Из армии ФИО1 вернулся к бабушке-пенсионерке, которая была его попечителем. Работу найти не смог, испытывал материальные трудности, поэтому собрал пакет документов, предусмотренный постановлением Правительства Красноярского края от 25.09.2018 № 542-п «Об утверждении порядка обращения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедших военную службу по призыву и уволенных с неё в запас военными комиссариатами Красноярского края, за получением единовременной денежной выплаты и порядка ее выплаты» и обратился с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты в связи с прохождением военной службы по призыву и увольнении с неё в запас в министерство образования Красноярского края. 29.07.2021 года Министерством ФИО1 был направлен ответ о том, что в выплате ему отказано в связи с достижением возраста 23-х лет.
ФИО1 считает данный отказ в выплате неправомерным и просит суд обязать Министерство образования Красноярского края выплатить ему единовременную денежную выплату как лицу прошедшему военную службу в размере, установленном пунктом статьи 17-7 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребёнка» - 28 897,72 руб.
ФИО1, извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, представил в суд письменное заявление, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие, на удовлетворении исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика Министерства образования Красноярского края, надлежаще извещенного о дате, времени и месте судебного разбирательства в суд не явился, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении слушания по делу – не ходатайствовал. Ранее представителем ответчика - ФИО4 (доверенность в деле) в материалы дела были представлены письменные возражения на иск, в которых указано, что ФИО1 обратился в Министерство 26.07.2021 года с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уволенных с военной службы в запас. Рассмотрев, заявление и представленные ФИО1 документы, Министерством установлено, что на момент обращения ФИО1 в Министерство, он уже достиг 23-летнего возраста следовательно, не относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом Министерства от 29.07.2021 года № 416-11-06 ФИО1 отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уволенных с воем службы в запас, в связи с отсутствием права на ее получение (достижение возраста 23 лет). С учетом изложенного Министерство просит отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Военный комиссариат Казачинского и Пировского районов Красноярского края, надлежаще уведомленный о дате, времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направил, об отложении слушания по делу не просил.
В соответствии с положениями ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации злоупотребление правом не допускается. Согласно ч.1 ст.35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Кроме того, по смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому, неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
В этой связи, суд с учетом приведенных выше норм права, рассмотрел дело в отсутствие сторон в силу ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд находит исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Законодательство субъекта Российской Федерации не должно противоречить нормам, установленным в частности статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий принят Закон Красноярского края от 2 ноября 2000 года №12-961 «О защите прав ребенка», который устанавливает меры социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (преамбула Закона).
Статья 17-7 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 предусматривает лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедшим военную службу по призыву и уволенным с нее в запас военными комиссариатами Красноярского края, предоставление единовременной денежной выплаты, размер которой зависит от природно-климатических условий их проживания и определяется для трех групп территорий края:первая группа: городской округ Норильск; муниципальные районы: Северо-Енисейский, Туруханский, Таймырский Долгано-Ненецкий, Эвенкийский - 30 тыс. рублей;вторая группа: городские округа: Енисейск, Лесосибирск; муниципальные районы: Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский - 25 тыс. рублей; третья группа: остальные территории края - 20 тыс. рублей.
Указанная сумма подлежит ежегодной индексации в целях компенсации роста потребительских цен на товары и услуги. Размер индексации устанавливается ежегодно Законом края о краевом бюджете.
Для получения единовременной денежной выплаты лицом, прошедшим военную службу, в течение шести месяцев со дня увольнения с военной службы должны быть представлены в Министерство образования и науки Красноярского края следующие документы:а) заявление с указанием способа выплаты (в случае выплаты путем перечисления денежных средств на банковский счет, открытый в кредитной организации, реквизиты банковского счета);б) копия документа, удостоверяющего личность;в) военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) с отметкой о дате увольнения с военной службы и о постановке на воинский учет после увольнения с военной службы с указанием военного комиссариата, из которого лицо, прошедшее военную службу, убыло для прохождения военной службы, а также даты увольнения с военной службы; г) документ, подтверждающий факт утраты родительского попечения;д) копия свидетельства о рождении лица, прошедшего военную службу;е) копия документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета; ж) доверенность, оформленную в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающую полномочия представителя лица, прошедшего военную службу, и копию документа, удостоверяющего личность уполномоченного представителя (при подаче заявления и необходимых документов представителем).
Предоставление единовременной денежной выплаты лицу, прошедшему военную службу, производится почтовым переводом или путем перевода денежных средств на его счет, открытый в кредитной организации.
Основаниями для отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты являются:а) отсутствие права на получение единовременной денежной выплаты в соответствии с настоящим Законом;б) представление документов с неполными и (или) недостоверными сведениями;в) непредставление документов, необходимых для получения единовременной денежной выплаты, либо наличие в представленных документах недостоверных сведений;г) истечение срока, установленного для подачи документа.
Единовременная денежная выплата предоставляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования в течение одного месяца со дня принятия решения о ее предоставлении по месту жительства лица, прошедшего военную службу, через отделение почтовой связи или российскую кредитную организацию.
Единовременная денежная выплата не выплачивается лицу, прошедшему военную службу при наличии оснований, изложенных в подпунктах "д" - "м" пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ч.4).
В соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 года №706-п «Об утверждении Положения о министерстве образования Красноярского края», в компетенцию Министерства входит предоставление единовременной денежной выплаты лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедшим военную службу по призыву и уволенным с нее в запас военными комиссариатами края.
Как следует из материалов дела, ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>; его родителями указаны: ФИО2 и ФИО5 (свидетельство о рождении I – БА № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно свидетельству о смерти от ДД.ММ.ГГГГ III-БА № ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Заочным решением Пировского районного суда Красноярского края от 23.11.2015 года мать ФИО1 – ФИО3 лишена родительских прав в отношении сына ФИО1
На основании постановления администрации Пировского района Красноярского края №20-п от 23.01.2016 года несовершеннолетний ФИО1 был передан под опеку бабушке ФИО6
Из материалов дела также следует, что с 29.09.2015 года ФИО1 обучался в КГ АПОУ «Красноярский техникум транспорта и сервиса», что подтверждается справкой учебного заведения №690 от 25.03.2016 года.
Как следует из военного билета АН № 2518456, после окончания техникума ФИО1 в возрасте 22-х лет с 13.05.2020 года был призван на военную службу военным комиссариатом Казачинского и Пировского районов Красноярского края.
В период прохождения службы по призыву ФИО1 исполнилось 23 года.
31.05.2021 года ФИО1 на основании ст.51, п.1, пп. «б» Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» №53-ФЗ был уволен с военной службы в запас, поставлен на учет военным комиссариатом Казачинского и Пировского районов Красноярского края.
20.07.2021 года ФИО1 обратился в Министерство образования Красноярского края с заявлением о предоставлении ему единовременной денежной выплаты, в связи с прохождением воинской службы.
29.07.2021 года Приказом Министерства образования Красноярского края №416-11-06 ФИО1 было отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты, в связи с прохождением воинской службы, в виду достижения заявителем возраста 23-х лет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет.
В соответствии с положениями ч.4 ст.26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, с учетом совокупности установленных по делу обстоятельств и собранных доказательств, суд приходит к выводу, что ФИО1, будучи гражданином РФ, подлежащим призыву на военную службу, был призван на службу в мае 2020 года в возрасте 22 лет, в установленном законом порядке. После прохождения военной службы, в 2021 году он был уволен с военной службы.
Кроме того, из материалов дела судом установлено, что ФИО1 является лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Частью 3 статьи 17-7 Закона Красноярского края №12-961 от 02.11.2000 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении единовременной денежной выплаты, а именно: отсутствие права на получение единовременной денежной выплаты в соответствии с настоящим Законом; представление документов с неполными и (или) недостоверными сведениями; непредставление документов, необходимых для получения единовременной денежной выплаты, либо наличие в представленных документах недостоверных сведений; истечение срока, установленного для подачи документа.
Однако таких оснований для отказа истцу в единовременной выплате по материалам дела судом не установлено и ответчиком суду не представлено.
Дополнительные гарантии, установленные ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», распространяются на лиц, не достигших возраста 23 лет.
Вместе с тем, само по себе достижение лицами, оставшимися без попечения родителей, возраста 23 лет, не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении им льгот, в связи с чем, надлежит выяснять причины, в силу которых истец своевременно не обратился за льготой.
Поскольку призыв на военную службу истца в возрасте 22-х лет (после окончания обучения в техникуме) произведен в установленном законом порядке военным комиссариатом в 2020 году, обращение истца за единовременной выплатой было обусловлено наличием объективных и уважительных причин, которые фактически исключали для него возможность соответствующего обращения к ответчику ранее, чем он был уволен с военной службы.
В этих условиях истец не может быть лишен гарантированного права на предоставление единовременной выплаты.
Разрешая настоящий спор, на основании совокупности всех представленных сторонами доказательств, руководствуясь положениями Закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям сторон, суд приходит к выводу о правомерности требований истца, и их удовлетворении, поскольку обращение истца за единовременной социальной выплатой поступило в течение 2 месяцев с момента увольнения в запас с военной службы, истец является лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно информации, предоставленной КГКУ по ОИПОО от 08.10.2021 года размер выплаты на территории г. Красноярска и территории Пировского муниципального округа с учетом индексации с 01.01.2021 года составляет 28 897,72 руб.
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым обязать Министерство образования Красноярского края назначить и произвести в пользу истца единовременную выплату, предусмотренную ст.17-7 Закона Красноярского края Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка», исходя из ее размера, согласно третьей группы природно-климатических условий, в которых проживает истец ФИО1, с учетом индексации в размере 28 897,72 руб.
Также, в соответствии со ст.98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины, согласно п.3, ч.1, ст. 333.19 НК РФ, в размере 1 066,90 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Министерство образования Красноярского края назначить и произвести в пользу ФИО1 единовременную денежную выплату, предусмотренную статьей 17-7 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка», с учетом индексации в размере 28 897 рублей 72 копеек.
Взыскать с Министерства образования Красноярского края в пользу ФИО1 расходы по оплате госпошлины в размере 1 066 рублей 90 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г.Красноярска в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 04 февраля 2022 года.
Судья О.П. Хвалько