ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5560/20 от 15.02.2021 Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

16RS0051-01-2020-010915-11

СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД

ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Попова ул., д. 4а, г. Казань, Республика Татарстан, 420029, тел. (843) 264-98-00, факс 264-98-94

http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Казань

15 февраля 2021 года Дело 2-76/2021

Советский районный суд г. Казани в составе

председательствующего судьи А.Ф. Гильмутдиновой

при секретаре судебного заседания Н.С. Зариповой

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Татарского природоохранного межрайонного прокурора к ООО "Энергоресурс" о возложении обязанности привести качество сточных вод в соответствие до требуемых нормативов,

установил:

Татарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением к ООО "Энергоресурс" о возложении обязанности привести качество сточных вод в соответствие до требуемых нормативов.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Татарской природоохранной межрайонной прокуратурой по обращению жителей села Новое Шигалеево Пестречинского района Республики Татарстан проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства при организации водоотведения с жилого комплекса «Царева».

В 2018 году Татарской природоохранной межрайонной прокуратурой при проведении проверки установлено, что коммунальное обслуживание ЖК «Царева» в части водоснабжения и канализации осуществляет ООО «Энергоресурс».

Загрязненные производственные и хозяйственно-бытовые сточные воды жилого комплекса проходят очистку на БОС (биологические очистные сооружения). Сброс сточных вод после очистных сооружений организацией осуществляется в реку Шемелка на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование <номер изъят> от 12 мая 2017 года.

Согласно протоколу анализа воды <номер изъят> от 18 декабря 2018 года установлено превышение нормативов ПДКрх: по аммонию – в 57,6 раза; по нитритам в 37,5 раза; по фосфатам в 57,6 раза; по ХПК- в 4,4 раза; по судбфатам – в 2 раза; фенолу – в 7,5 раза; по цинку – в 17 раз; по марганцу – в 1,31 раза.

По результатам проверки прокуратурой в адрес руководства предприятия внесено представление об устранении нарушений норм природоохранного законодательства, рассмотрев которое запущена вторая очередь очистных сооружений. Однако после проведенной проверки в 2020 году было установлено, что качество сбрасываемой с очистных сооружений сточной воды в реку Шемелка не соответствует экологическим требованиям.

Согласно протоколу результатов химического анализа проб сточной воды, отобранной с места сброса очистных сооружений в реку Шемелка (протокол от 28 мая 2020 года <номер изъят>) выявлены превышения ПДК загрязняющих веществ, а именно: по фосфатам в 15,85 раза; по аммоний иону - в 16,2 раза; по нитритам – в 8,5 раза; по цинку – в 2,4 раза; по марганцу – в 2,6 раза.

Таким образом, организация не обеспечивает соблюдение нормативов качества окружающей среды и не принимает достаточных мер по обезвреживанию сбросов загрязняющих веществ в реку Шемелка, что является нарушением природоохранного законодательства.

В связи с изложенным, прокурор просил обязать ООО «Энергоресурс» в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу довести качество сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений ЖК «Царева», в водный объект река Шемелка до требуемых нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, путем проведения мероприятий, направленных на улучшение качества сточной воды.

Представитель заявителя Татарского природоохранного межрайонного прокурора М.И. Канафеев в судебное заседание явился, требования поддержал, просил удовлетворить.

Представители ответчика ООО «Энергоресурс» - Д.Р. Исламгалеева, Р.И. Гадракипов в судебное заседание явились, с требованиями не согласились, в удовлетворении просили отказать.

Представитель третьего лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан В.Э. Габдуллин в судебное заседание явился, требования поддержал, просил иск удовлетворить.

В силу Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон об охране окружающей среды) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Закон об охране окружающей среды определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Закон об охране окружающей среды регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Согласно статье 1 Закона об охране окружающей среды нормативы допустимых сбросов - это нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками;

нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

Согласно ст. 4 Закона об охране окружающей среды, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

В силу статьи 22 Закона об охране окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей, устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, среди которых - нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно пункту 1 статье 23 Закона об охране окружающей среды, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Пунктом 1 статьи 34 Закона об охране окружающей среды эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно пункту 2 статье 39 Закон об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 8 приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 12 декабря 2007 года № 328 «Об утверждении Методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты» нормативы допустимого воздействия на водный объект разрабатываются, в том числе и для такого вида воздействия, как сброс воды.

В силу положений пункта 4 статьи 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статье 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде.

В силу пункта 6 статье 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Согласно подпункту 1 пункта 6 статье 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов, ООО «Энергоресурс» является действующим юридическим лицом, осуществляющим коммунальное обслуживание ЖК «Царева Вилладж» в части водоснабжения и канализирования. Основными видами деятельности общества являются в том числе забор, очистка и распределение воды, сбор и обработка сточных вод, также осуществляется лицензированная деятельность использованию участков недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышлености.

Производственная деятельность предприятия, связанная с выбросами загрязняющих веществ в сточные воды осуществляется в том числе в р. Шемелка в Пестречинском районе Республики Татарстан.

Решением <номер изъят> Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 12 мая 2017 года ООО «Энергоресурс» предоставлено в пользование водный объект р. Шемелка в Пестречинском районе Республики Татарстан.

Данным решением установлены условия пользования водным объектом. Подпунктом 10 пункта 2.3 решения определено максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах организации, подпунктом 14 пункта 2.3 определены требования (ПДК рыбохозяйственного назначения) которым, должна соответствовать вода в реке Шемелка в месте сброса с очистных сооружений.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан ООО «Энергоресурс» выдано разрешение № СВ.Г7.12.16.60 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) в период с 18 августа 2016 года по 2 августа 2021 года, согласно перечню и количеству загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу.

21 декабря 2018 года исполнительным комитетом Пестречинского муниципального района Республики Татарстан в отношении объекта капитального строительства выдано разрешение <номер изъят> на ввод в эксплуатацию «Очистные сооружения хозяйственно-бытовой канализации с наружными сетями хозяйственно-бытовой канализации в жилом комплексе «Усадьба Царево» 2 этап, в том числе: аэротенк <номер изъят> на 950 куб.м/сут, регулирующий резервуар.

Согласно акту <номер изъят> экологического обследования Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 14 декабря 2018 года в ходе государственного экологического мониторинга территории Пестречинского района ЖК «Царева Вилладж» БОС ЖК Усадьба Царева произведен параллельный инструментальный отбор проб сточной воды на входе БОС ЖК «Усадьба Царева», а также отбор проб сточной воды из последнего колодца на территории БОС ЖК «Усадьба Царева» перед сбросом в р. Шемелку.

Постановлением о назначении административного наказания <номер изъят> от 25 июня 2020 года ООО «Энергоресурс» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ и подвергнут административному штрафу в размере 80 000 рублей.

Выражая несогласие с предъявленным истцом требованиям, ответчик указывает, что осуществляют свою деятельность на основании разрешения № СВ.Г7.12.16.60 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты) (л.д. 56), истцом же произведено соответствие с нормативами установленными для водных объектов рыбнохозяйственного значения. ООО «Энергоресурс» был направлен запрос в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования о сроке действия разрешения на сброс. Согласно поступившему ответу на данный запрос, учитывая положения статьи 11 Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды” к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов». Так как ООО «Энергоресурс» декларации в Росрпироднадзор не предоставлялись, а комплексное новое решение не получалось, Разрешение на сброс является действующим (назначение и нормативы хозяйственно-бытовые нужды).

Между тем, осуществлении ООО «Энергоресурс» своей деятельности основании вышеназванного разрешения не свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Действительно истцом, при проверке соответствия сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений ЖК «Царева» в водный объект р. Шемелка, производилось сопоставление требуемых нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ с нормативами предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в водах водных объектов рыбнохозяйственного значения. Между тем выбросы загрязняющих веществ по указанным нормативам, выше нормативов, предусмотренных в приложении к разрешению № СВ.Г7.12.16.60 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, выданному ответчику (л.д. 57).

В этой связи превышение нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в водах водных объектов рыбнохозяйственного значения, свидетельствует и о нарушении нормативов, предусмотренных в приложении к разрешению № СВ.Г7.12.16.60 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, выданному ответчику.

В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что в настоящее время ООО «Энергоресурс» качество сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений ЖК «Царева» в водный объект р. Шемелка доведено до требуемых нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в водных объектах.

Между тем, согласно протоколу <номер изъят> отбора проб сточных вод из оголовка бетонной трубы с БОС «Усадьба Царево» (сброс в р. Шемелка) от 2 февраля 2021 года, составленному в результате экологического обследования состояния территории сотрудниками Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Центральным территориальным управлением, в присутствии директора ООО «Энергоресурс», сбрасываемые с очистных сооружений ЖК «Царева» в водный объект р. Шемелка отходы, по нитритам, сульфатам, фосфатам нон (по Р) превышают нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения. При этом пробы сточных вод выше трубы на 500 метров отклонений от нормативов по сульфатам, фосфатам и цинку не содержат.

Превышения содержания загрязняющих веществ, сбрасываемых с очистных сооружений ЖК «Царева» в водный объект р. Шемелка ответчиком (по ряду компонентов) над нормативами, установленными для юридического лица решением о предоставлении водного объекта в пользование от 12 мая 2017 года, разрешению № СВ.Г7.12.16.60 на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, выданному ответчику, выявленные 28 января 2021 года и 14 декабря 2018 года, являются нарушением действующего природоохранного законодательства.

Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворение заявления Татарского природоохранного межрайонного прокурора к ООО "Энергоресурс" и возложении на ООО "Энергоресурс" обязанности довести качество сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений ЖК «Царева» в водный объект р. Шемелка до требуемых нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в водных объектов рыбохозяйственного значения, путем проведения мероприятий, направленных на улучшение качество сточной воды, в течении двух месяцев после вступления решения в законную силу.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявлению Татарского природоохранного межрайонного прокурора к ООО "Энергоресурс" о возложении обязанности привести качество сточных вод в соответствие до требуемых нормативов, удовлетворить.

Возложить на ООО "Энергоресурс" обязанность довести качество сточных вод, сбрасываемых с очистных сооружений ЖК «Царева» в водный объект р. Шемелка до требуемых нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в водных объектов рыбохозяйственного значения, путем проведения мероприятий, направленных на улучшение качество сточной воды, в течении двух месяцев после вступления решения в законную силу

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его составления в окончательной форме в Верховный Суд Республики Татарстан через Советский районный суд г. Казани.

Судья Советского

районного суда города Казани /подпись/ А.Ф. Гильмутдинова

Копия верна.

Судья А.Ф. Гильмутдинова

Мотивированное решение изготовлено 20 февраля 2021 года.

Судья А.Ф. Гильмутдинова