ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-5563/14 от 23.06.2014 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

 Дело № 2-5563/14

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 23 июня 2014 года                      г. Ульяновск

 Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

 судьи Елистратова А.М.,

 при секретаре Климахиной Т.Л.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области к ФИО1, ФИО2, Галактионовой (Д.К, ФИО7 Э\Е.Э., ФИО4, ФИО5 о возложении обязанности оформить охранное обязательство на объект культурного наследия,

 УСТАНОВИЛ:

 Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области (далее Министерство) обратилось в суд с иском к ФИО1, ФИО2, ФИО6, ФИО7, ФИО4, ФИО5 о возложении обязанности оформить охранное обязательство на расположенный по адресу: <адрес> объект культурного наследия – «Дом жилой», конец ХIХв (далее Дом). Иск мотивирован следующим.

 Ответчики являются сособственниками квартир в Доме. Объект культурного наследия поставлен на государственную охрану Распоряжением Главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999 г. № 959-р «О придании статуса вновь выявленных памятников истории и культуры».

 В соответствии с Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

 В силу ст. ст. 309, 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.

 Ответчики не исполняют обязательства по сохранению объекта культурного наследия.

 В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской обл. от 14.03.2014 N 91-П «О внесении изменений в Положение о Министерстве искусства и культурной политики Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Правительства Ульяновской области» органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия является Министерство.

 Представитель истца ФИО8 на удовлетворении иска настаивал, указал что ответчика в досудебном порядке было предложено оформить охранные обязательства. Каждому из ответчиков было направлено Уведомление содержащее предложение в месячный срок обратиться к уполномоченному лицу для оформления охранного обязательства. Ответчики в добровольном порядке законное требование Министерства не исполнили.

 Ответчики ФИО4, ФИО7, ФИО1, ФИО2 против иска возражали, пояснили следующее. Ранее, на момент приватизации квартир расположенных в Доме, отсутствовала информация о том, что здание является объектом культурного наследия. Длительное время прежние собственники не производили ремонт здания. Поддержание здания в требуемом состоянии будет затратным. Материальные возможности нести расходы на проведение ремонта Дома отсутствуют. В Доме имеется две муниципальные квартиры, однако истец администрацию города Ульяновска не указал в качестве соответчика.

 Ответчица Галактионова (ранее до брака ФИО9) Д.К. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствие.

 Ответчик ФИО5 в судебное заседание не явился.

 Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 По сведениям Управления Росреестра по Ульяновской области ответчики являются сособственниками квартир Доме, в том числе:

 квартиры №1 ФИО1 и ФИО2 на праве общей долевой собственности, размер доли 1/3 у каждого;

 квартиры №3 – ФИО5, размер доли ?.

 квартиры №6 - ФИО6, размер доли 1/5:

 квартиры №7 - ФИО7, ФИО4, размер доли 1/3 у каждого.

 В соответствии с п. "д" ст. 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 Пунктом 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.

 Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия как особым видом недвижимого имущества регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", согласно которому правовое регулирование отношений в области сохранения использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) основывается на положениях федеральных законов и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

 До принятия названного закона и в период принятия оспариваемых Решения исполкома Ульяновского областного совета народных депутатов от 16.01.1990 г. № 18 и Распоряжения от 29.07.1999 N 959-р вопросы, связанные с охраной, использованием, выявлением, учетом, реставрацией памятников истории и культуры и распространением знаний о них регулировались Законом РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры".

 В соответствии со статьями 1, 10, 39 названного Закона все памятники истории и культуры, находящиеся на территории РСФСР, охраняются государством.

 Государственный контроль за охраной и использованием памятников истории и культуры осуществлялся Советами народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами и специально уполномоченными на то государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР.

 Вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, впредь до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежали охране в соответствии с требованиями Закона СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и настоящего Закона.

 Согласно пункту 18 Постановления Совета Министров СССР от 16.09.1982 N 865 "Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры" вновь выявляемые объекты при установлении государственными органами охраны памятников их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры регистрируются государственными органами охраны памятников в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в порядке, устанавливаемом Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников.

 Вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, зарегистрированные в списках вновь выявленных объектов, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране памятников истории и культуры (пункт 27).

 В соответствии с Инструкцией "О порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры", утвержденной Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 N 203, в целях наиболее полного учета находящихся на территории СССР памятников истории и культуры государственные органы охраны памятников проводят работу по выявлению таких объектов. При получении сведений об обнаружении указанных объектов государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. В случае установления их культурной ценности указанные объекты регистрируются в Списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Для проведения экспертизы государственные органы охраны памятников привлекают специалистов научно-исследовательских и проектных организаций, обществ охраны памятников истории и культуры и других специализированных организаций.

 В соответствии с пунктом 15 Инструкции на каждый недвижимый памятник и вновь выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, составляется учетная карточка, содержащая сведения о местонахождении, датировке, характере современного использования, степени сохранности памятника или вновь выявленного объекта, наличии научной документации, месте ее хранения, краткое описание и иллюстрированный материал.

 Кроме учетной карточки на каждый недвижимый объект составляется паспорт, являющийся учетным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающее среде, оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках, находящихся в нем произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах. В паспорте указывается категория охраны и вид памятника со ссылкой на утверждающий документ (пункт 16 Инструкции).

 В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ и п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» от 31.12.2009 г. N 1204 орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять государственный контроль, осуществляет государственный контроль за сохранением, использованием и популяризацией объектов культурного наследия и в случае нарушения указанного Федерального закона имеет право предъявлять иски в суд.

 Согласно ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия. При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Охранное обязательство собственника объекта культурного наследия оформляется: органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия) и объектов культурного наследия регионального значения.

 До принятия названного закона и в период принятия оспариваемого распоряжения от 29.07.1999 № 959-р вопросы, связанные с охраной, использованием, выявлением, учетом, реставрацией памятников истории и культуры и распространением знаний о них регулировались Законом РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

 Распоряжение от 29.07.1999 № 959-р издано в соответствии с действовавшим законодательством.

 В соответствии со ст. 23 Закона № 73-ФЗ исключение объекта культурного наследия регионального значения из реестра осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

 Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года № 865 было утверждено Положение об охране и использовании памятников истории и культуры. Согласно п. 18 Положения № 865, вновь выявляемые объекты при установлении государственными органами охраны памятников их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры регистрируются государственными органами охраны памятников в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, в порядке, устанавливаемом Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников.

 Вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, зарегистрированные в списках вновь выявленных объектов, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране памятников истории и культуры (пункт 27 Положения № 865).

 Согласно пункту 13 Положения № 865, государственному учету подлежат все памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности или в чьем пользовании они находятся.

 Государственный учет памятников истории и культуры включает выявление и обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников.

 В соответствии с Инструкцией «О порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры», утвержденной Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986 № 203, в целях наиболее полного учета находящихся на территории СССР памятников истории и культуры государственные органы охраны памятников проводят работу по выявлению таких объектов. При получении сведений об обнаружении указанных объектов государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. В случае установления их культурной ценности указанные объекты регистрируются в Списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Список вновь выявленных объектов составляется по видам памятников по мере выявления объектов отдельно для каждого района (города), входящего в состав области, края, автономной республики, союзной республики, не имеющей областного деления.

 Пунктом 14 Инструкции предусмотрено, что объекты, зарегистрированные в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране памятников истории и культуры.

 Согласно п. 30 Инструкции, предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся в их собственности, пользовании или на землях, предоставленных им в пользование.

 Пунктом 27 Положения № 865 и пунктом 14 Инструкции установлено, что до решения вопроса о принятии вновь выявляемых объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, зарегистрированных в списках вновь выявленных объектов, на государственный учет как памятников истории и культуры эти объекты подлежат охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране памятников истории и культуры. И на эти объекты распространяется режим, установленный нормами законодательства об охране памятников истории и культуры.

 Распоряжением главы администрации Ульяновской области от 29.07.1999 N 959-р утвержден представленный вневедомственной комиссией перечень вновь выявленных в результате произведенной в 1992 - 1995 гг. инвентаризации памятников истории и культуры на территории Ульяновской области. Согласно приложению к распоряжению от 29.07.1999 N 959-р в перечень (Список) памятников истории и культуры города Ульяновска включен, как подлежащий учету вновь выявленный объект, представляющий историческую и культурную ценность.

 Порядок включения спорного объекта в перечень вновь выявленных памятников (объектов) истории и культуры соблюдён в соответствии с законодательством, действующим на тот период.

 В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской обл. от 14.03.2014 N 91-П «О внесении изменений в Положение о Министерстве искусства и культурной политики Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Правительства Ульяновской области» органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия является Министерство.

 Таким образом, исковые требования являются обоснованными.

 Основания для освобождения собственников объекта культурного наследия от обязанности заключить охранное обязательство и участвовать в поддержании надлежащего состояния объекта, как-то, отсутствие у ответчиков сведений об отнесении Дома к объектам культурного наследия, материальные затруднения, законодательством не предусмотрены.

 В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

 Поскольку иск удовлетворён, на каждого из ответчиков возложена обязанность заключить с истцом охранное обязательство исходя из наличия в собственности конкретного жилого помещения в Доме, суд взыскивает с ответчиков в доход местного бюджета госпошлину в размере 200 руб. с каждого.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области к ФИО1, ФИО2, Галактионовой (Д.К., ФИО7, ФИО4, ФИО5, удовлетворить.

 Обязать ФИО1, имеющую на праве общей долевой собственности <адрес> доме по <адрес>, размер доли 1/3, заключить с Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области охранное обязательство собственника объекта культурного наследия по сохранению объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <адрес>.

 Обязать ФИО2, имеющую на праве общей долевой собственности <адрес> доме по <адрес>, размер доли 1/3, заключить с Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области охранное обязательство собственника объекта культурного наследия по сохранению объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <адрес>.

 Обязать ФИО3 (Д.К., имеющую на праве общей долевой собственности <адрес> доме по <адрес>, размер доли 1/5, заключить с Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области охранное обязательство собственника объекта культурного наследия по сохранению объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <адрес>.

 Обязать ФИО7, имеющую на праве общей долевой собственности <адрес> доме по <адрес>, размер доли 1/3, заключить с Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области охранное обязательство собственника объекта культурного наследия по сохранению объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <адрес>.

 Обязать ФИО4, имеющую на праве общей долевой собственности <адрес> доме по <адрес>, размер доли 1/3, заключить с Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области охранное обязательство собственника объекта культурного наследия по сохранению объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <адрес>.

 Обязать ФИО5, имеющую на праве общей долевой собственности <адрес> доме по <адрес>, размер доли 1/2, заключить с Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области охранное обязательство собственника объекта культурного наследия по сохранению объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <адрес>.

 Взыскать с ФИО1, ФИО2, ФИО3 (Н.П., ФИО7, ФИО4, ФИО5 государственную пошлину в доход местного бюджета по 200 руб. с каждого.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Судья     А.М. Елистратов