К делу № 2-5567/14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30.07.2014 г. г. Таганрог
Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Семеняченко А.В.
при секретаре судебного заседания Шишко А.В.,
с участием помощника Ростовского межрайонного природоохранного прокурора Р,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО «К» об обязании обеспечить выполнение условий лицензии на право пользование недрами путем разработки и согласования проекта разведки подземных вод, схемы систем водопотребления и водоотведения в течение 6 месяцев,
УСТАНОВИЛ:
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО «К» об обязании обеспечить выполнение условий лицензии на право пользование недрами путем разработки и согласования проекта разведки подземных вод, схемы систем водопотребления и водоотведения в течение 6 месяцев, мотивируя тем, что ООО «К» осуществляет добычу подземных вод на Марцевском 1 участке для технологического обеспечение водой объекта промышленности, на участке расположен действующий водозабор- эксплуатационная скважина 44542. В срок до 15.012.014 г. общество не обеспечило подготовку составление проекта разведки подземных вод и согласование его с распорядителем недр. Кроме того, в срок до <дата> не согласовало схему систем водоотведения и водопотребления. ООО «К» осуществляет деятельность с нарушениями закона и условий лицензии на право пользование недрами №
В судебном заседании помощник Ростовского межрайонного природоохранного прокурора требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика не явился, извещен судом надлежащим образом. Ходатайство об отложении дела слушанием судьей отклонено ввиду признания причины неявки представителя неуважительной.
Дело рассмотрено в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав помощника прокурора, изучив материалы гражданского дела, судья находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
ООО «К» осуществляет добычу подземных вод на Марцевском 1 участке для технологического обеспечения водой объекта промышленности в соответствии с лицензией на право пользования недрами от <дата> № в <адрес>.
На участке недр расположен действующий водозабор - эксплуатационная скважина № №.
Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка осуществления деятельности по пользованию недрами ООО «К».
Так, выявлены следующие нарушения:
ООО «К» в срок до <дата> не обеспечило подготовку и составление проекта разведки подземных вод и согласование его с Распорядителем недр (в соответствии с п.3.2 условий пользования недрами, являющихся неотъемлемой составной частью лицензии РСТ 02834 ВЭ).
ООО «К» в срок до <дата> не согласовало с территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов (ДБВУ) Схему систем водопотребления и водоотведения (в соответствии с п. 4.3 условий пользования недрами).
По результатам проверки директору ООО «К» межрайонным природоохранным прокурором <дата> вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
До настоящего времени нарушения не устранены.
Согласно п. 9.3 условий пользования недрами существенными условиями лицензии являются, в том числе положения, установленные пунктами 3.2, 4.3, 7.2 настоящих условий.
На основании ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды.
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
В соответствии с пунктами 2, 10 ч. 2 ст. 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, выполнение условий, установленных лицензией.
В соответствии со ст. 23 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр является достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
Статьей 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» установлено, что разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами. Технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 5 ст. 24 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» одним из основных требований по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, является проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций.
В соответствии со ст. 36.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» в Российской Федерации осуществляется государственное геологическое изучение недр, в задачи которого входит, в том числе мониторинг состояния недр и прогнозирование происходящих в них процессов, сбор и хранение информации о недрах, состоянии минерально-сырьевой базы и другие виды работ, связанные с геологическим изучением недр.
Организация государственного геологического изучения недр возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр.
Работы по геологическому изучению недр, поискам, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет средств федерального бюджета и иных средств, проводятся в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами, экспертиза которых проводится в федеральном органе управления государственным фондом недр или его территориальном органе за счет средств пользователей недр.
Кроме того, согласно ч.ч. 1, 2, 3 ст. 30 Водного кодекса РФ государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).
Согласно ч. 8 ст. 30 Водного кодекса РФ порядок осуществления государственного мониторинга водных объектов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2007 №219 утверждено Положение об осуществлении государственного мониторинга водных объектов (далее - Положение).
В соответствии с п. 8 Положения государственный мониторинг водных объектов организовывается и осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов, Федеральным агентством по недропользованию, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием уполномоченных оргаггов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При проведеггии мониторинга используются сведения, полученные в результате наблюдений, в том числе водопользователями и недропользователями.
Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 в соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества (далее - Порядок), который определяет последовательность действий собственников водных объектов и водопользователей при ведении ими учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, а также представления сведений такого учета.
Так, пунктами 2, 4 Порядка установлено, что обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества возлагается на физические или юридические липа, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных вод и (или) дренажных вод.
Для организации учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества водопользователем составляется схема систем водопотребления и водоотведения, предоставляющая информацию о размещении мест забора и сброса сточных вод и (или) дренажных вод, количестве и качестве забираемых (изымаемых) и сбрасываемых сточных вод и (или) дренажных вод, о системах оборотного водоснабжения, повторного использования вод, а также передачи (приема) воды потребителям.
Схема систем водопотребления и водоотведения подлежит согласованию территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в 15-дневный срок. В случае использования подземных водных объектов Схема подлежит также согласованию территориальным органом Федерального агентства по недропользованию в 15-дневный срок.
ООО «К» осуществляет деятельность по добыче подземных вод с нарушением перечисленных норм закона и существенных условий лицензии на право пользования недрами №
Статьей 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» установлено, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью
Таким образом, бездействие ответчика содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
В силу ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии со ст. 333.19 НК РФ, при обращении в районный (городской) суд госпошлиной в сумме <данные изъяты> рублей облагается требование неимущественного характера, которая и подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, судья
РЕШИЛ:
Исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО «К» об обязании обеспечить выполнение условий лицензии на право пользование недрами путем разработки и согласования проекта разведки подземных вод, схемы систем водопотребления и водоотведения в течение 6 месяцев, удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «К» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение условий лицензии на право пользования недрами № путем разработки и согласования с уполномоченными органами проекта разведки подземных вод, схемы систем водопотребления и водоотведения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Кирпичный» государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца.
Судья Семеняченко А.В.