ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-556/13 от 20.09.2013 Серышевского районного суда (Амурская область)

Дело № 2-556/2013

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 сентября 2013 года пгт. Серышево

Серышевский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи – Кулагиной И.В.,

при секретаре Наймушиной Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к Администрации Аргинского сельсовета о возложении обязанности по установлению искусственного освещения на проезжей части дороги в районе МБОУ ООШ ст. Арга и установлению знаков вблизи образовательного учреждения: МДОУ <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился с данным иском в суд и в судебном заседании старший помощник прокурора С.Т.Н., суду показала, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, создания безопасных условий для движения детей вблизи образовательных учреждений, в ходе которой установлено следующее. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения уровня поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. При этом, указанные полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В целях единообразия и реализации положений Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлены единые правила применения технических средств организации дорожного движения: ГОСТы. В соответствии с п. 4.1.1. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденных постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 №221, автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией. В соответствии п. 5.2.25, 5.4.22 ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №120-ст, знаки 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение скорости» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что вблизи образовательного учреждения: МДОУ <адрес>, отсутствуют знаки «Дети» и «Ограничение скорости», которые устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов. При этом не установление вблизи вышеназванного образовательного учреждения дорожных знаков «Дети», «Ограничение скоростного режима» влечет за собой увеличение числа дорожно-транспортных происшествий с участием учащихся и воспитанников данного учреждения. Кроме того, исходя из ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог, правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Требования по освещению дорог и улиц, допустимому по условию безопасности дорожного движения, регламентируются ГОСТ Р 50597-93 утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года №221. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Стандарт распространяется на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения. Согласно ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221) включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел. /час и транспортных средств в обоих направлениях- менее 50 ед. /час (п. 4.6.4.). Приведенные положения указанного национального стандарта также обязательны к применению в силу требований ч. 1 ст. 46 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 года № 184-ФЗ, поскольку направлены на защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. В силу п. 19 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 к вопросам местного значения поселения отнесена организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованием улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм). Таким образом, органы местного самоуправления несут ответственность за комплекс мероприятий, имеющий конечной целью минимизировать риски, повысить безопасность дорожного движения несовершеннолетних, проживающих на территории муниципального образования, и сохранить им жизнь и здоровье на участках дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений. Вместе с тем, прокуратурой <адрес> в ходе проверки установлено, что в нарушение вышеназванных требований законодательства в районе МБОУ ООШ <адрес> отсутствует искусственное освещение на проезжей части дороги. При этом, указанные нарушения закона создают благоприятные условия для детского травматизма, ставят по угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних, проживающих на территории поселения. Кроме того, при проведении проверки прокуратурой района было установлено, что должностными лицами ОМВД России по <адрес> предъявлялись аналогичные требования к главам поселений по обеспечению безопасности дорожного движения для несовершеннолетних, направлялись письменные рекомендации, принимались меры реагирования (составлялись административные протоколы, выдавались предписания). Помимо этого, прокуратурой района в апреле текущего года главам поселений также вносились представления об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения. Так, ДД.ММ.ГГГГ прокурором района главе администрации поселения было внесено представление об устранении вышеназванных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения. Однако, согласно информации №46/9358 от 30.05.2013, представленной в прокуратуру <адрес> начальником ОМВД России по <адрес> нарушения требований закона, выявленные в феврале, марте 2013 года (и уже после внесения представления прокурора, т.е. по состоянию на 30.05.2013) продолжают иметь место. Игнорирование вышеуказанных требований законов и непринятие мер по созданию условий безопасности дорожного движения несовершеннолетних на территории <адрес> сельсовета свидетельствуют о бездействии администрации сельсовета и ставит под угрозу жизни и здоровье детей и их родителей, не только проживающих на территории муниципального образования, но и граждан временно находящихся на территории муниципального образования и осуществляющих движение по вышеуказанным участкам дорог. На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. При этом, из материалов, прилагаемых к данному заявлению следует, что данное исковое заявление обусловлено особым общественным значением поставленного вопроса, а также тем, что его разрешение затрагивает значительно число несовершеннолетних граждан, обладающих правом пользования и перемещения по автомобильным дорогам местного значения в границах населенного пункта поселения, персонифицировать и привлечь данных граждан к участию в деле в силу их многочисленности и неопределенности не представляется возможным. Следовательно, защита прав отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних, в таких условиях приобретает публичный интерес, что в соответствии с положениями ст. ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ дает право прокурору <адрес> на обращение в суд с данным иском. На основании вышеизложенное, руководствуясь ст.23, 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст. ст. 45, 131 ГПК РФ, просит обязать администрацию <адрес> сельсовета в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения установить: 1. Искусственное освещение на проезжей части дороги в районе МБОУ ООШ <адрес>; 2. Знаки 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение скорости» вблизи образовательного учреждения: МДОУ <адрес>.

Ответчик, в лице главы администрации Аргинского сельсовета С.И.Ф. исковые требования признал частично и суду показал, что в настоящее время знаки 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение скорости» вблизи образовательного учреждения: МДОУ <адрес> установлены.

Третье лицо - ОМВД России по <адрес>, уведомленные надлежащим о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. В письменном отзыве на исковое заявление представитель ОМВД России по <адрес>К.Н.С. действующая на основании доверенности, полностью поддерживает исковые требования прокурора <адрес> и указала, что в мае 2013 года сотрудниками отделения ГИБДД ОМВД России по <адрес> и специалистами отдела образования администрации <адрес> на основании совместного приказа № 141/264 от ДД.ММ.ГГГГ «О совместном обследовании образовательных учреждений <адрес> в мае 2013 года» было проведено обследование образовательных учреждений района по организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и обучению несовершеннолетних правилам безопасного поведения на дорогах, в том числе и в школах Аргинского сельсовета. При проведении ДД.ММ.ГГГГ обследования старшим государственным инспектором дорожного надзора ОМВД России по <адрес>М.М.М. было вынесено предписание генеральному директору ОАО ДЭП 192 С.Е.Г. в целях устранения нарушений СНиП - 2.05.02.-85г., ГОСТ -Р52290 - 2004 г., ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52289-2004г., СНиП - 2.05.03 - 83г., а именно по <адрес> напротив МАОУ СОШ установить дорожные знаки 1.23 «Дети» с табличкой 8.2.1 ПДД «Зона действия» в соответствии с пунктом 5.2.25 ГОСТ 52289-2004. Срок выполнения был установлен до ДД.ММ.ГГГГ года. Также эта информация была направлена начальнику отдела образования администрации <адрес>К.В.Т., Главе администрации <адрес> и прокурору <адрес>. Но до сих пор мер администрацией <адрес> сельсовета принято не было.

Исследовав материалы дела, выслушав прокурора, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог, правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения уровня поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В целях единообразия и реализации положений Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлены единые правила применения технических средств организации дорожного движения: ГОСТы.

В соответствии с п. 4.1.1. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденных постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 №221, автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

В соответствии п. 5.2.25, 5.4.22 ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденных Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 №120-ст, знаки 1.23 «Дети», 3.24 «Ограничение максимальной скорости» устанавливают перед участками дорог, проходящими вдоль территорий детских учреждений или часто пересекаемыми детьми независимо от наличия пешеходных переходов.

В ходе проверки было выявлено отсутствие дорожных знаков, которое ставило под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних. Однако, как установлено в ходе судебного разбирательства, знаки 1.23 «Дети» и 3.24 «Ограничение скорости» на участках дорог в районе образовательного учреждения МДОУ <адрес> в настоящее время установлены.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В силу п. 19 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 к вопросам местного значения поселения отнесена организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованием улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).

Требования по освещению дорог и улиц, допустимому по условию безопасности дорожного движения, регламентируются ГОСТ Р 50597-93, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года №221. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Стандарт распространяется на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

Вместе с тем, в нарушение действующего законодательства, на проезжей части дороги в районе образовательного учреждения: МБОУ ООШ ст. Арга отсутствует искусственное освещение, что создает благоприятные условия для детского травматизма, ставит по угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних.

Игнорирование вышеуказанных требований закона и непринятие мер по созданию условий безопасности дорожного движения свидетельствует о бездействии администрации Аргинского сельсовета и ставит под угрозу жизни и здоровье детей, их родителей, и иных граждан, не только проживающих на территории муниципального образования, но и временно находящихся на территории муниципального образования и осуществляющих движение по вышеуказанным участкам дорог.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора <адрес> к Администрации Аргинского сельсовета о возложении обязанности по установлению искусственного освещения на проезжей части дороги в районе МБОУ ООШ <адрес> и установлению знаков вблизи образовательного учреждения: МДОУ <адрес>, подлежат частичному удовлетворению.

Согласно ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Из представленных доказательств следует, что заявленные прокурором требования обусловлены особым общественным значением поставленного вопроса, разрешение которого затрагивает значительное число несовершеннолетних граждан, пользующихся автомобильными дорогами местного значения в границах населенного пункта поселения, персонифицировать и привлечь которых к участию в деле в силу их многочисленности и неопределенности не представляется возможным. В связи с чем, защита прав граждан, в том числе несовершеннолетних, в таких условиях приобретает публичный интерес, и обращение с настоящим исковым заявлением в суд прокурором <адрес> является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования <адрес> (в порядке ст. 45 ГПК РФ) к Администрации Аргинского сельсовета о возложении обязанности по установлению искусственного освещения на проезжей части дороги в районе МБОУ ООШ ст. Арга и установлению знаков вблизи образовательного учреждения: МДОУ <адрес>, - удовлетворить частично.

Обязать администрацию Аргинского сельсовета в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда установить искусственное освещение на проезжей части дороги в районе МБОУ ООШ ст. Арга.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд в течение месяца со дня вынесения с подачей жалобы через Серышевский районный суд.

Председательствующий _______________________ (И.В. Кулагина)