ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-556/14 от 23.04.2014 Елизовского районного суда (Камчатский край)

  Дело № 2-556/14

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 23 апреля 2014 года г. Елизово Камчатский край

 Елизовский районный суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Никитиной М.В., при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.С., с участием представителем Камчатского транспортного прокурора старшего помощника Камчатского транспортного прокурора Колошука Р.Г., представителей ответчика Камгазова А.М., Лиханова Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камчатского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Камчатки» о возложении обязанности осуществлять регулярное патрулирование объектов,

 УСТАНОВИЛ:

 Камчатский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Камчатки» о возложении обязанности осуществлять регулярное патрулирование нарядами службы авиационной безопасности территории объекта управления воздушным движением и навигации (отдельная приводная радиостанция), расположенного за пределами филиала «Аэропорт Тиличики» в срок 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу.

 В обоснование заявленных требований прокурор указывает, что в ходе проверки исполнения ответчиком требований законодательства об авиационной безопасности выявлены нарушения в части обеспечения службами авиационной безопасности обязанности по патрулированию территории расположенных за пределами филиала «Аэропорт Тиличики» объектов управления воздушным движением и навигации. Установлено, что за пределами филиала «Аэропорт Тиличики» ФКП «Аэропорты Камчатки» расположен 1 объект управления воздушным движением и навигации, однако вопреки требованиям п. 21 ФАП-142, п. 1 Норм, правил и процедур по авиационной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года № 897 нарядами службы авиационной безопасности филиала «Аэропорт Тиличики» ФКП «Аэропорты Камчатки» обязанность по патрулированию территории в объектов управления воздушным движением и навигации не выполняется. Следовательно, авиационная безопасность, охрана жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала гражданской авиации, предотвращение возможных попыток захвата (угона) воздушных судов и других актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации преступных алиментов ФКП «Аэропорты Камчатки» не обеспечены.

 Письменным заявлением от 03.04.2014 года прокурор уточнил заявленные требования и просил обязать ответчика осуществлять регулярное патрулирование нарядом службы авиационной безопасности филиала «Аэропорт Тиличики» территории объекта управления воздушным движением и навигации (отдельная приводная радиостанция), расположенного за пределами указанного филиала аэропорта.

 В судебном заседании помощник прокурора Колошук Р.Г. поддержал заявленные требования в редакции от 03.04.2014 года, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

 Представители ответчика Камгазов А.М. и Лиханов Ю.В. возражали по существу заявленных прокурором требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

 Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не известил суд о причинах неявки, как следует из письменного мнения, поступившего в суд 15.04.2014 года, согласен с иском прокурора в полном объеме и просит удовлетворить требования прокурора.

 Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 года № 16 «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

 Согласно п. 1,2 ст. 83 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

 Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами (п. 4 ст. 84 Воздушного кодекса РФ).

 В силу п. 5 ст. 84 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность обеспечивается, среди прочего, посредством реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер.

 Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам" утвержденные Приказом Минтранса РФ от 28.11.2005 года № 142, (далее - Правила) устанавливают требования авиационной безопасности к аэропортам, аэродромам (далее - аэропорт), если не указано иное, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта (п. 1 Правил).

 В соответствии с п.п. 3 и 4 Правил авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности (далее - САБ) аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

 Согласно п. 21 Правил территории аэропорта и территория расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением и навигации должны патрулироваться нарядами САБ. САБ аэропорта обеспечивает выполнение требований по авиационной безопасности и подчиняется непосредственно руководителю администрации аэропорта. САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) обеспечивает выполнение требований по авиационной безопасности своими силами или за счет привлечения для этих целей САБ аэропортов на договорной основе (п. 9 Правил).

 В соответствии с п.1.1, 1.2 Типового положения о службе авиационной безопасности аэропорта, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 17 октября 1994 года № 76, служба авиационной безопасности создается и действует в соответствии с Положением о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 897, и Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 14 апреля 1994 г. N 19. Служба авиационной безопасности является самостоятельным структурным подразделением аэропорта, она осуществляет в аэропорту комплекс мероприятий по обеспечению безопасности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность, а также усиливает (дополнительно) меры безопасности в период повышенной угрозы воздушному транспорту или чрезвычайных обстоятельств.

 Как следует из 2.1 Типового положения о службе авиационной безопасности аэропорта, Служба авиационной безопасности аэропорта обязана обеспечить защиту деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в соответствии с нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности. При этом основными задачами службы авиационной безопасности аэропорта являются, в том числе:

 - обеспечение охраны территории аэропорта и расположенных на ней объектов, включая авиационную технику, зоны рабочих секторов, курсовых и глиссадных радиомаяков, объектов управления воздушным движением, радио- и светотехнического оборудования аэродромов, складов горюче-смазочных материалов, коммерческих складов;

 - осуществление надзора за соблюдением норм, правил и процедур по авиационной безопасности эксплуатантами воздушных судов и организациями, базирующимися на территории аэропорта или пользующимися его услугами.

 Согласно п. 3 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 года № 42, организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры.

 Пунктами 4, 5 указанных Правил предусмотрено, что охрана границ территории (далее - периметр) аэропорта осуществляется:

 в отношении международных аэропортов - подразделениями вневедомственной охраны полиции;

 в отношении иных аэропортов - подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

 Охрана объектов аэропорта, предназначенных для обслуживания воздушных судов и (или) пассажиров, осуществления операций с грузами, а также иных предназначенных для оказания услуг объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорта, осуществляется службой авиационной безопасности аэропорта, а также может осуществляться на основании отдельных договоров подразделениями вневедомственной охраны полиции и подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

 Согласно п. 53 Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации, утвержденной Приказом Минтранса России от 18 апреля 2008 года № 62, охрана аэропортов, аэродромов (вертодромов), объектов их инфраструктуры и объектов Единой системы организации воздушного движения, а также объектов радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, не относящихся к объектам Единой системы организации воздушного движения, расположенных за пределами периметров аэропортов, осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации и вневедомственной охраны при органах внутренних дел в соответствии и порядке, определенном законодательством Российской Федерации. При этом охрана международных аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел, а охрана иных аэропортов, аэродромов (вертодромов) и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

 Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с п. 8 абз. «а» Устава ФКП «Аэропорты Камчатки», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.05.2010 года № 300, «Аэропорт Тиличики» является филиалом ФКП «Аэропорты Камчатки» (л.д. 67).

 Из п. 10 абз. «в» Устава ФКП «Аэропорты Камчатки», предприятие осуществляет в установленном законодательством РФ порядке виды деятельности, а именно аэропортовую деятельность по обеспечению авиационной безопасности (л.д. 68).

 Как следует из письменного сообщения врио директора филиала «Камчатаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОРВД» от 15.04.2014 года исх. № 8/765, в п. Тиличики Олюторского района Камчатского края расположен объект ОПРС (отдельная приводная радиостанция), состоящий на балансе Федерального унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» филиал «Камчатаэронавигация», находящиеся за пределами территории ФКП «Аэропорты Камчатки» филиала «Аэропорт Тиличики». Указанные объекты используются филиалом «Камчатаэронавигация» для управления воздушным движением и навигации.

 Из п. 4.2 Устава ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» следует, что для выполнения уставных целей предприятие имеет право в порядке установленном действующим законодательством РФ обеспечивать охрану объектов, в том числе устанавливать внутриобъектовый и пропускной режим на объектах, находящихся в хозяйственном ведении предприятия или эксплуатируемых предприятием на иных законных основаниях.

 В силу п. 6 ст. 84 Воздушного кодекса РФ, охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 Приказом Минтранса РФ от 15 марта 2011 года № 83 «Об утверждении перечня охраняемых объектов подразделениями Федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» утвержден перечень объектов охраняемых подразделениями федерального государственного унитарного предприятия "Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации" в который входит, в том числе ФКП «Аэропорты Камчатки» Аэропорт «Тиличики».

 В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

 В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

 Учитывая изложенное суд приходит к выводу, что действующим законодательством РФ и нормативно-правовыми актами на аэропорты не возложенная обязанность организации охраны (в том числе и патрулирование) силами службы авиационной безопасности аэропорта, объектов управления воздушным движением и навигации, расположенных за пределами контролируемой территории аэропорта, в связи, с чем суд приходит к выводу, что требования прокурора удовлетворению не подлежат.

 Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 в удовлетворении искового заявления Камчатского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Камчатки» о возложении обязанности на Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Камчатки» осуществлять регулярное патрулирование нарядом службы авиационной безопасности филиала «Аэропорт Тиличики» территории объекта управления воздушным движением и навигации (отдельная приводная радиостанция), расположенного за пределами указанного филиала аэропорта, отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 28 апреля 2014 года.

 Судья подпись М.В. Никитина